ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.07.2021

Просмотров: 217

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С другой стороны, уже работающий арбитражный управляющий сможет найти квалифицированного специалиста для работы в своей команде, что позволит быстрее и качественнее решать вопросы в процессе арбитражного управления.

Сложившаяся к 2002 г. система подготовки антикризисных, в том числе арбитражных, управляющих с точки зрения адекватности, предъявляемых к ней требований теории и практики антикризисного управления приведена на рис. 3.1.


Краткосрочные курсы


Вузовская


Повышение квалификации













Аттестация


1 высшее

5 лет


2 высшее

3 года


Стажировка


Специальные семинары













Аттестованный специалист антикризисного управления


Рис. 3.1. Система подготовки специалистов антикризисного управления


О контроле за деятельностью арбитражных управляющих. Излишне говорить, насколько ответственна работа арбитражных управляющих, выполняющих функции руководителя предприятия-должника. В целях обеспечения надзора за соблюдением требований и условий осуществления деятельности в качестве арбитражных управляющих при проведении процедур банкротства, а также повышения качества арбитражного управления лицами, имеющими лицензию арбитражных управляющих, ФСФО России распоряжением от 27 августа 1999 г. № 23-р было утверждено Положение о процедуре осуществления сотрудниками ФСФО России надзора за деятельностью арбитражных управляющих.

Начиная с 1 января 2000 г. надзор осуществлялся в виде текущего контроля в отношении всех дел о банкротстве организаций, находящихся в производстве арбитражных судов, и выборочных проверок. Арбитражные управляющие ежеквартально должны были представлять в территориальный орган ФСФО России отчет о выполненной работе по специально разработанным для каждой процедуры банкротства формам.

Для каждой процедуры банкротства и количество форм, и содержание этих форм было разное. Если арбитражному управляющему самому заниматься заполнением указанных форм, это потребовало бы много времени. Более того, отчет, представляемый в территориальный орган ФСФО России по разработанным формам, во многом повторял документы, представляемые в налоговую инспекцию, и он даже больше по объему. Поэтому возникла другая проблема, которая касалась самого территориального органа ФСФО России, а именно, увеличения штатов, поскольку для проведения анализа по представляемым отчетам необходимо время, которого у штатных специалистов не хватает. В противном случае такой текущий контроль за деятельностью арбитражных управляющих носил бы чисто формальный характер.


Вместе с тем, следует отметить, что арбитражный управляющий находился под жестким контролем кредиторов, представителей налоговых органов и внебюджетных фондов, арбитражного суда и территориального органа ФСФО России, каждый из которых отслеживал ситуацию. Согласно Федеральному закону о банкротстве 1998 г. арбитражный управляющий должен был проводить собрания кредиторов, представлять отчет о своей работе в арбитражный суд. Поэтому необходим был не столько дополнительный контроль за деятельностью арбитражного управляющего, сколько установление порядка решения вопросов по его деятельности и участвующих в этом структур с тем, чтобы, с одной стороны, защитить от необъективных, зачастую «заказных» нападок на него и обеспечить объективный разбор конфликтных ситуаций с привлечением всех заинтересованных сторон, а с другой - более четко определить для арбитражного управляющего то правовое поле, в рамках которого он должен осуществлять свою деятельность и знать о возможных последствиях и решениях по его работе со стороны контролирующих органов. К сожалению, решению этих вопросов Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству России внимания уделяла недостаточно.

Естественно, что за такой короткий промежуток времени создать идеальную систему подготовки высокопрофессиональных арбитражных управляющих невозможно. Поэтому, как и любая другая, система подготовки специалистов такого профиля должна совершенствоваться. Особенно актуальным этот вопрос стал с принятием нового федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.02 г. № 127-ФЗ, который в настоящее время является нормативной базой для всей судебной системы. В случае применения судебных процедур арбитражный суд назначает для управления неплатежеспособным предприятием арбитражного (временного, административного, внешнего, конкурсного) управляющего.

В соответствии с требованиями закона о банкротстве (ст. 20. «Арбитражные управляющие») арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую настоящим Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.

Арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности и предпринимательской деятельностью при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение им обязанностей, установленных законом о банкротстве и Федеральным законом от 25 февраля 1999 года N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Арбитражный управляющий вправе быть членом только одной саморегулируемой организации.


Саморегулируемая организация арбитражных управляющих устанавливает следующие обязательные условия членства в этой организации:

наличие высшего профессионального образования;

наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем шесть месяцев или стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными саморегулируемой организацией (далее - стандарты и правила профессиональной деятельности);

сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;

отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;

отсутствие судимости за совершение умышленного преступления.

Условиями членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих являются также наличие у члена саморегулируемой организации договора обязательного страхования ответственности, отвечающего установленным статьей 24.1 закона о банкротстве требованиям, внесение членом саморегулируемой организации установленных ею взносов, в том числе взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации.

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих в качестве условий членства в ней наряду с вышеперечисленными требованиями, вправе устанавливать и иные требования к компетентности, добросовестности и независимости арбитражного управляющего.

В случае, если в соответствии с законом о банкротстве на арбитражного управляющего возлагаются полномочия руководителя должника, на него распространяются все требования, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для руководителя такого должника, и по отношению к нему применяются все меры ответственности, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для руководителя такого должника.

В случае, если исполнение полномочий руководителя должника связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, арбитражный управляющий должен иметь допуск к государственной тайне по форме, соответствующей форме допуска, необходимой для исполнения полномочий руководителя данного должника и соответствующей высшей степени секретности сведений, обращающихся на предприятии должника.

Арбитражным судом в качестве временных управляющих, административных управляющих, внешних управляющих или конкурсных управляющих не могут быть утверждены в деле о банкротстве арбитражные управляющие:


которые являются заинтересованными лицами по отношению к должнику, кредиторам;

которые полностью не возместили убытки, причиненные должнику, кредиторам или иным лицам в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на арбитражного управляющего обязанностей в ранее проведенных процедурах, применяемых в деле о банкротстве, и факт причинения которых установлен вступившим в законную силу решением суда;

в отношении которых введены процедуры, применяемые в деле о банкротстве;

которые дисквалифицированы или лишены в порядке, установленном федеральным законом, права занимать руководящие должности и (или) осуществлять профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами;

которые не имеют заключенных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве;

которые не имеют допуска к государственной тайне установленной формы, если наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего.

Отдельный вопрос о роли в подготовке и контроле за деятельностью арбитражных управляющих таких общественных организаций, как коллегии или ассоциации и даже профсоюзы арбитражных управляющих. Как и любые другие общественные организации, в которые по профессиональному признаку объединяются люди для совместного, а значит, более эффективного решения своих проблем, они должны были стать в чем-то посредниками, помощниками и советниками как государственным органам, обеспечивающим функционирование системы банкротства, так и арбитражным управляющим Они должны были способствовать выработке морально-этических правил взаимоотношений арбитражных управляющих, корпоративного кодекса их поведения, помогать в лицензировании и обучении, но ни в коем случае не подменять деятельность определяемых Федеральным законом о несостоятельности структур. Определенный опыт такой работы был накоплен и в последующем успешно был использован при создании саморегулируемых организаций арбитражных управляющих(СРО).

СРО - некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, сведения о которой включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.

СРО объеденены в национальное объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее также - национальное объединение саморегулируемых организаций) - некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана саморегулируемыми организациями, объединяет в своем составе более чем пятьдесят процентов всех саморегулируемых организаций, сведения о которых включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, и целью деятельности которой является формирование согласованной позиции арбитражных управляющих по вопросам регулирования осуществляемой ими деятельности.


В настоящее время функции контроля за деятельностью СРО и арбитражных управляющих со стороны государства реализуются органом по контролю (надзору) - федеральным органом исполнительной власти, который уполномочен Правительством Российской Федерации на осуществление функций по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих - федеральную службу Росреестр.

Направления системы подготовки специалистов по антикризисному управлению

В ст. 29 закона о банкротстве определена компетенция органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по решению вопросов финансового оздоровления и банкротства

В целях проведения государственной политики по вопросам финансового оздоровления и банкротства Правительство Российской Федерации:

устанавливает порядок подачи уполномоченным органом по представлению в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, заявлений о признании должника банкротом;

устанавливает порядок объединения и представления в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам;

осуществляет координацию деятельности представителей федеральных органов исполнительной власти и представителей государственных внебюджетных фондов как кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам;

устанавливает порядок проведения учета и анализа платежеспособности стратегических предприятий и организаций.

Федеральные органы исполнительной власти, отнесенные в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона к уполномоченным органам, в пределах своей компетенции представляют в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.

Орган по контролю (надзору)26:

включает сведения о некоммерческих организациях в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и осуществляет его ведение;

осуществляет контроль (надзор) за соблюдением саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций;

проводит проверки деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в порядке, установленном регулирующим органом;

обращается в арбитражный суд с заявлением об исключении сведений о некоммерческих организациях из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;