ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.07.2021
Просмотров: 218
Скачиваний: 1
Следует отметить, что система подготовки арбитражных управляющих, учитывая большую потребность в них, складывалась недостаточно эффективно.
В 1995 г. была утверждена типовая программа обучения специалистов по антикризисному управлению предприятиями, разработанная с учетом замечаний и предложений, поступивших от обучающих организаций и специалистов по антикризисному управлению предприятиями.
Поскольку уже на тот период потребность в антикризисных управляющих исчислялась в тысячах человек, было принято решение делегировать права на подготовку специалистов по антикризисному управлению предприятиями ряду обучающих организаций. Среди первых таких обучающих организаций был и Международный банковский институт. В связи с тем, что для специалиста по антикризисному управлению этот вид деятельности является бизнесом, ФУДН(б) РФ не стало накладывать какие-либо ограничения на прием на указанные курсы. Любой специалист, имевший высшее образование, мог пройти подготовку и получить необходимый минимум теоретических знаний в области антикризисного управления предприятиями.
Типовая программа была рассчитана на 183 часа, т.е. на 24 учебных дня (курс краткосрочной подготовки) и состоит из пяти разделов:
• вводный курс,
• основы производственно-хозяйственной и финансовой деятельности в условиях рынка,
• основы оценки недвижимости;
• основы оценки бизнеса,
• правовые и методологические критерии антикризисного управления предприятиями
Отсутствие ограничений при подборе слушателей на краткосрочные курсы способствовало тому, что контингент обучающихся оказался весьма разнообразен по уровню знаний и не только в области экономики. И хотя в раздел «Основы производственно-хозяйственной и финансовой деятельности в условиях рынка» были включены дополнительно темы по основным понятиям рыночной экономики, финансам, бухгалтерскому учету, маркетингу, управлению персоналом, этого объема и учебного времени недостаточно для усвоения этого курса. Более того, поскольку антикризисный управляющий работает в экстремальных условиях, в этот раздел были включены психологические аспекты деятельности антикризисных управляющих.
В процессе изучения разделов «Оценки недвижимости и бизнеса» кроме лекционных занятий в качестве примеров использовались расчеты конкретных задач. Правовые и методологические аспекты антикризисного управления предприятиями анализировались на примерах разработки планов финансового оздоровления предприятий, организации продажи активов предприятия-должника, конкурсов.
В программе подготовки были предусмотрены тестовые испытания по оценке недвижимости, оценке бизнеса, основам производственной и финансовой деятельности, а также правовым и методологическим аспектам антикризисного управления предприятиями.
Обучение заканчивалось экзаменами. Экзаменуемому выдавался вопросник, в котором каждый вопрос сопровождался несколькими ответами, но только один из них был правильным. Экзамены сдавались по трем разделам: основам оценки недвижимости, основам оценки бизнеса и экономико-правовым. На экзамене по оценке недвижимости предлагалось сорок вопросов, по оценке бизнеса - шестьдесят, по экономико-правовой теме - сто. Большинство вопросов первого и второго экзамена - это задачи. Экзаменуемый, ответивший правильно на 50% вопросов и задач, допускался к сдаче следующего экзамена. Успешно сдавшим экзамен считался специалист, правильно ответивший на 70% вопросов и задач.
Слушатель, успешно сдавший все экзамены, получал сертификат специалиста по оценке недвижимости и сертификат специалиста по оценке бизнеса. Слушателю, получившему по трем экзаменам не менее 210 баллов, выдавалось свидетельство об успешном окончании курсов, и он допускался к аттестации на специалиста по антикризисному управлению.
Однако, в дополнение к этому слушатель должен был успешно пройти еще и психологическое тестирование, результаты которого учитывались комиссией ФУДН(б) РФ при аттестации. Оценка слушателей осуществлялась психологами по итогам экспертизы данных психологической диагностики, индивидуальных работ слушателей.
Наблюдения в ходе групповых упражнений, профессионально важные качества специалистов по антикризисному управлению предприятиями оцениваются по нескольким направлениям:
1) мыслительные способности:
-
системность мышления;
-
динамичность и гибкость мышления;
-
нестандартность мышления;
2) организаторские способности:
-
ориентация на конечный результат деятельности;
-
организация взаимодействия;
-
координация деятельности,
-
руководство группой;
3) коммуникативные способности:
-
эффективность взаимодействия с людьми;
-
гибкость в общении;
-
предвидение реакции людей на свои решения и предложения;
-
ведение переговоров;
4) личностные качества:
-
ответственность в принятии решений;
-
инициативность;
-
адаптивность;
-
мотивация к достижению;
-
готовность к обучению;
-
способность выдержать пиковые, долгосрочные стрессы, физические нагрузки.
Каждое качество оценивалось по восьмибальной шкале. Анализ итогов тестирования показал, что, во-первых, они давали достаточно субъективную оценку каждого слушателя, во-вторых, не просматривалась цель данного тестирования и его связь с выводами о способности слушателя осуществлять деятельность арбитражного управляющего, в-третьих, не давала четких рекомендаций по полученным результатам.
Если тестирование просто оценивало возможности каждого слушателя по определенным (в основном зарубежным) методическим рекомендациям, то как оценить полученные результаты комиссией ФУДН(б) РФ при аттестации, учитывая, что закончивший обучение уже успешно сдал экзамены по указанным курсам? Таким образом, напрашивался вывод о том, что тестирование оказывалось невостребованным как для слушателя, так и для комиссии.
Как отмечалось, типовая программа достаточно была сложна для всех слушателей, но наибольшую трудность в ее освоении она представляет для тех, кто не имел ни экономической, ни юридической подготовки. За такой короткий промежуток обучения невозможно в полной мере освоить (осмыслить, запомнить, получить навыки) представленные в программе разделы. Поэтому часто изучение данной программы сводилось к решению ограниченного круга типовых задач, наиболее часто встречающихся на экзамене. Не будет преувеличением квалифицировать такую подготовку как простое натаскивание.
Не являлась исключением и упрощенная программа подготовки специалистов, утвержденная ФУДН(б) РФ в 1996 г.
Распоряжением руководителя ФСФО России от 4 сентября 2000 г. № 128-р была утверждена новая типовая программа подготовки специалистов по антикризисному управлению.
Впервые была введена дифференцированная подготовка специалистов двух уровней - первого и второго. Каждому уровню подготовки соответствовала определенная категория лицензии, которую мог получить соискатель. Первому уровню - лицензия первой категории, второму - второй. Однако необходимо было учитывать, что в соответствии с ранее принятыми документами о порядке лицензирования деятельности арбитражных управляющих, для получения лицензии второй категории необходим стаж арбитражного управления не менее 6 месяцев.
Типовая программа первого уровня была рассчитана на 107 часов, в том числе 8 часов практических занятий и 15 часов - зачеты и экзамен. Основные вопросы, представленные для изучения, охватывали весь блок правовых вопросов, с которыми приходится сталкиваться арбитражному управляющему, включая вопросы лицензирования деятельности арбитражных управляющих. На блок экономических дисциплин, в том числе бухгалтерских и финансовых, отводится всего 8 часов. Не предусматривалось в данной программе и психологическое тестирование.
Типовая программа подготовки специалистов по антикризисному управлению второго уровня по своей сути соответствовала типовой программе, которая была утверждена в 1996 г. Состояла она из шести разделов:
1) правовое обеспечение антикризисного управления и деятельности антикризисных управляющих,
2) оценка текущего финансового состояния предприятия;
3) разработка мероприятий по выводу предприятия из состояния кризиса;
4) оценка имущества должника;
5) продажа активов предприятия, ликвидация;
6) организационные аспекты деятельности антикризисного управляющего.
После окончания изучения каждого раздела проводился зачет обучающей организацией.
Программа была рассчитана на 28 дней. На девятый день проводилось психологическое тестирование, на 26 день - коммуникативная игра, на 27 день - деловая игра.
Общий курс состоял из 178 часов, лекций, 16 часов практических занятий, 17 часов зачетов и экзаменов, 8 часов психологического тестирования. Итоговый экзамен проводился сотрудниками аппарата ФСФО России или уполномоченными на это ее территориальными органами.
Конечно, если бы не изменять систему подготовки специалистов по антикризисному управлению и продолжать обучать их на краткосрочных курсах, то в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании» это было бы правильное решение: необходима двухуровневая подготовка с различными программами. И для специалиста, желающего получить лицензию первой категории, программа подготовки первого уровня действительно соответствовала требованиям, указанным в Федеральном законе «О лицензировании». Что же касается типовой программы подготовки специалистов по антикризисному управлению второго уровня, то получение фундаментальных знаний в столь сжатые сроки - это достаточно сложная задача. И если не вводить критерии отбора слушателей на данные курсы, то проблема назначения арбитражных управляющих на внешнее управление так и осталась бы нерешенной.
С утверждением в 2002 г. новой программы возник вопрос: по какой программе будет обучаться специалист, уже имеющий лицензию второй категории? Если это будет типовая программа подготовки специалистов второго уровня, то зачем изучать ее дважды?
Во всяком случае, до принятия закона о банкротстве 2002 г. в соответствии с Положением о лицензировании, поскольку срок действия документа об образовании был определен в один год, арбитражным управляющим для получения лицензии второй категории приходилось повторно «проходить первый класс» и сдавать экзамен по той же программе. Абсурдность такого положения была очевидна и стало ясна необходимость пересматривать систему подготовки специалистов по антикризисному управлению предприятиями.
Конечно, потребность в таких специалистах в России по-прежнему не уменьшается, однако нет острой необходимости обучать будущих антикризисных управляющих по упрощенной (или усложненной) программе и за такой короткий промежуток времени.
В новой программе обучения антикризисных управляющих, рассчитанной на 450 часов, разработанной ФСФО РФ в соответствии с требованиями закона о банкротстве 2002 г., были учтены недостатки прежних лет. Международный банковский институт в числе первых ВУЗов страны освоил ее и провел обучение 6 групп слушателей общей численностью свыше 150 человек25.
Однако, и новая, значительно расширенная программа ФСФО РФ проблему качественной подготовки антикризисных специалистов (арбитражных управляющих) полностью не решила. Необходим был переход к подготовке специалистов на базе вузовской системы. Поэтому не случайно в некоторых вузах страны введены специализации по подготовке экономистов-менеджеров и инженеров-экономистов по антикризисному управлению. Несмотря на то, что в названии специальности или специализации стоит «экономист», окончивший обучение (выпускник) должен овладеть знаниями по бухгалтерскому учету, финансам, психологии, конфликтологии и широкому спектру правовых вопросов, т. е. данная специальность находится как бы на «стыке» трех специальностей: экономист - менеджер - юрист. Значимость этой специальности подчеркивается еще и тем, что квалификация выпускника - экономист-менеджер, т. е. не только специалист в области экономики, но и управляющий (менеджер).
Специальность 351000 «Антикризисное управление» утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 686. Данная специальность дает комплекс знаний в области правовых основ исполнения процедур банкротства и арбитражного процесса, антикризисного управления и финансового оздоровления предприятий и кредитных организаций, антикризисного менеджмента, финансового анализа и мониторинга деятельности предприятия, его диагностики и предупреждения неплатежеспособности и несостоятельности и, в дополнение к этому, овладение информационными технологиями в мониторинге и контроллинге финансового состояния предприятий и их использование в антикризисном управлении.
Специальность предполагает изучение процессов разработки эффективной стратегии и формирования маркетинговой политики предприятия, проведение комплексного финансового анализа предприятия на основе данных бухгалтерского учета с целью выявления причин неплатежеспособности и несостоятельности; реализации процедур банкротства, поиска оптимальных источников финансирования деятельности предприятий и кредитных организаций в процессе реструктуризации и финансового оздоровления.
Специалист, окончивший высшее учебное заведение по специальности «Антикризисное управление», профессионально подготовлен к работе в государственных органах федерального, территориального и муниципального уровня, занимающихся финансовым оздоровлением и банкротством предприятий и кредитных организаций, в службах экономического анализа, диагностики и прогнозирования деятельности предприятий и кредитных организаций, в аудиторских, консалтинговых и оценочных фирмах. Иными словами, экономист-менеджер по специальности «Антикризисное управление» после окончания института должен иметь возможность претендовать на получение аттестата (свидетельства) антикризисного управляющего без дополнительного обучения на краткосрочных курсах. Причем, аттестат антикризисного управляющего желающие должны при желании получить уже после четвертого года обучения, поскольку все общепрофессиональные дисциплины заканчиваются именно на четвертом курсе. Недоразумения по поводу образования (высшее или незаконченное высшее) разрешатся после введения двухступенчатой подготовки (бакалавр и высшее). А поскольку после четвертого курса у студентов должна быть производственная практика, то появляется реальная возможность либо самостоятельно работать, имея аттестат антикризисного управляющего, либо просто работать по специальности.
Конечно же, по сравнению с краткосрочными курсами это более длительный процесс, но уже в процессе обучения и во время прохождения практики будущий выпускник реально сможет представить, способен ли он работать в качестве арбитражного управляющего или же его устраивает только работа по другим направлениям антикризисного управления. Ведь совсем не обязательно после окончания вуза получать аттестат антикризисного управляющего и работать арбитражным управляющим. Более того, это может быть и нецелесообразно, поскольку кроме полученных знаний по закону необходим еще и не менее 2-х летний опыт руководящей работы, что дает умение руководить коллективом, обеспечивать понимание всеми того обстоятельства, что преобразование предприятий требует серьезных усилий, которые необходимо прилагать для его проведения, а полученные в процессе обучения навыки позволят специалисту быстро адаптироваться на предприятии и помогут найти нестандартные решения в любой ситуации. Порой именно такие решения способствуют предупреждению или выходу из кризисного состояния.