Файл: 1. Технологическая часть 1 Назначение и принцип действия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
,
где Ре и Рк – соответственно плотность электролита и кислоты, г/см3; Мк – массовая частица серной кислоты, %; Ме – массовая частица серной кислоты в электролите, %; Vе – объем электролита, см3. Для приготовления 1 л электролита плотностью 1,18 г/см3 при температуре 20 °С необходимый объем в кубических сантиметрах концентрированной серной кислоты с массовой частицей 94 % плотностью 1,84 г/см3 и воды можно определить по формуле:
,
где Мв, которое равняется 25,2 % , берут по справочным данным.
Соотношение полученных объемов составляет 1:5, то есть на одну часть объема кислоты необходимо брать пять частей воды.
Для приготовления 1 л электролита плотностью 1,21 г/см3 при температуре 20 °С из концентрированной серной кислоты необходимо: кислоты 202 см3 и води 837 см3. Аналогично выполняется расчет и для электролитов другой плотностью (1,24 г/см3 и др.).
Большое количество электролита необходимо готовить в баках из эбонита или винипласта или из других жароустойчивых материалов (пластика и др.).
В бак сначала заливают воду количеством не более 3/4 его объема, а потом - кислоту кружкой из кислотостойкого материала емкостью до двух литров.
Заливать кислоту необходимо тонкой струей, постоянно перемешивая раствор с помощью прутиков из кислотостойкого материала и контролируя его температуру, которая не должна превышать 60 °С.
Приготовленный электролит к заливке в АЭ нужно охлаждать приблизительно до температуры 20 °С, поскольку плотность электролита зависит от его температуры.
Температура электролита, который заливается в аккумуляторы типа С (СК), должна быть не выше 25 °С, в аккумуляторы типа СН - не выше 20 °С, в фирменные аккумуляторы - 15-25 °С.
Залитую электролитом аккумуляторную батарею оставляют на 3-4 ч для полной пропитки электродов. Время после заливки электролитом до начала заряда не должно превышать 6 ч, во избежание сульфатации электродов.
Плотность электролита после заливки может немного снизиться, а температура - повыситься. Это явление нормальное. Увеличение плотность электролита в АЭ типа С (СК), СН доливкой кислоты запрещается.
Для сухозаряженных аккумуляторных батарей изменение температуры и плотности к заливке в аккумулятор и через час после заливки характеризует потерю емкости при продолжительном хранении (или транспортировке). Снижение плотности электролита допускается не более 0,02 г/см3, а повышение температуры - не более на 5 °С.
При выводе АБ из работы на продолжительный период АБ необходимо полностью зарядить. Для предотвращения сульфатации электродов из-за саморазряда АБ нужно заряжать не реже одного раза в два месяца. Заряд ведется до постоянного напряжения и плотности электролита аккумуляторов на протяжении 2 ч.
Поскольку саморазряд аккумуляторных батарей при снижении температуры электролита уменьшается, желательно, чтобы внешняя температура была по возможности низкой, включая температуру замерзания электролита, которая составляет для электролита плотностью 1,21 г/см3 минус 27 °С, а для электролита плотностью 1,24 г/см3 — минус 48 °С.
При демонтаже аккумуляторов СК с последующим использованием их электродов АБ полностью заряжается. Вырезанные положительные электроды следует отмыть дистиллированной водой и уложить в штабеле. Вырезанные отрицательные электроды помещают в банки с дистиллированной водой. На протяжении трех-четырех суток воду меняют три-четыре раза и через сутки после последней замены воды вытягивают их из баков и укладывают в штабеле.
Изготовленные на заводе электроды аккумуляторов после монтажа аккумуляторных батарей должны быть подвержены формовке. Формовка — это первая зарядка, которая отличается от обычных нормальных зарядов своей продолжительностью и особым режимом.
Во время формовочного заряда свинец положительных электродов превращается в двуокись свинца РbО2 , который имеет темно-коричневый цвет. Активная масса отрицательных электродов переходит в чистый свинец губчатого строения, которое имеет серый цвет.
Во время формовочного заряда АБ типа СК необходимо сообщить не менее девятикратной емкости 10-часового режима разряда.
Во время заряда положительный полюс зарядного агрегата нужно присоединять к положительному полюсу батареи, а отрицательный — к отрицательному.
После заливки аккумуляторы имеют обратную полярность, что необходимо учитывать при установлении начального напряжения зарядного агрегата для избежания чрезмерного «прыжка» зарядного тока.
Значение тока, А, первого заряда, одного положительного электрода, должно составлять:
Весь цикл формовки необходимо проводить в таком порядке:
После этого необходимо повторить чередование одночасового покоя и заряда АБ с передачей однократной емкости, пока аккумуляторная батарея не будет иметь девятикратную емкость.
В конце формовочного заряда напряжение аккумуляторов достигает 2,5-2,75 В, а приведенная к температуре 20 °С плотность электролита — 1,20-1,21 г/см3 . Эти показатели остаются неизменными на протяжении не менее одного часа. При зарядке АБ после часового перерыва происходит интенсивное выделение газов — «кипение» одновременно во всех аккумуляторах.
Запрещается вести формовочный заряд током, который превышает вышеуказанные значения, во избежание коробления (обсыпания) положительных электродов, снижение емкости и срока службы АЭ (аккумуляторов).
Допускается проводить формовочный заряд при сниженном зарядном токе или ступенчатом режиме (сначала максимально допустимым током, а потом сниженным), но при обязательном сообщения девятикратной емкости.
На протяжении времени, пока батареи не будет сообщено 4,5-кратная номинальная емкость, перерыв во время заряда не допускаются.
Температура в помещении аккумуляторных батарей не должна быть ниже 15 °С. При пониженной температуре формовка АЭ затягивается.
Температура электролита на протяжении всего времени формовки АБ не должна превышать 40 °С. Если температура электролита окажется выше 40 °С, следует снизить зарядный ток наполовину, а если это не поможет, заряд перерывается, пока температура не снизится на 5-10 °С. Для предупреждения перерывов во время заряда до сообщения аккумулятору 4,5-кратной емкости необходимо тщательно контролировать температуру электролита и раньше времени принимать меры к ее снижению.
Во время заряда на любом АЭ измеряют и записывают напряжение, плотность, температуру электролита через 12 ч, на контрольных АЭ — через 4 ч, а в конце заряда — каждый час. Записывают также ток заряда и емкость, которая сообщается возрастающим итогом.
На протяжении всего времени заряда необходимо проводить контроль за уровнем электролита в АЭ и, по необходимости, доливать его. Не допускается оголение верхних краев электродов, так как это приводит к их сульфатации. Доливают АЭ электролитом плотностью 1,18 г/см3.
После окончания формовочного заряда из помещения аккумуляторных батарей удаляют пропитанную электролитом тирсу и протирают баки, изоляторы и стеллажи. Протирают сначала сухой тряпкой, потом смоченной в 5 %-ному растворе кальцинированной соды, далее смоченной дистиллированной водой и в конце — сухой.
Покровное стекло необходимо снять, промыть в дистиллированной воде и установить на место так, чтобы оно не выходило за края баков.
Необходимо выполнить первый контрольный разряд АБ током 10-часового режима, емкость аккумуляторов на первом цикле должна быть не менее 70 % номинальной.
Номинальная емкость обеспечивается на четвертом цикле. Поэтому аккумуляторные батареи в обязательном порядке подлежат еще трем циклам разряда-заряда. Разряды проводят током 10-часового режима до напряжения 1,8 В на АЭ. Заряды ведутся ступенчатым режимом до достижения постоянного напряжения не ниже 2,5 В на АЭ, приведенной к температуре 20 °С постоянной плотности электролита 1,205 ± 0,005 г/см3 на протяжении 1 ч и соблюдение температурного режима.
Первый заряд АБ типа СН проводят при температуре электролита в аккумуляторах не выше 35 °С. Значение тока во время первого заряда равняется 0,05С10.
Заряд проводят до достижения постоянного напряжения и плотности электролита на протяжении 2 ч. Общая продолжительность заряда должна быть не менее 55 ч.
Перерыва во время заряда не допускается, пока аккумуляторная батарея не получит двукратной емкости 10-часового режима разряда.
Во время заряда на контрольных АЭ (10 % от количества в АБ) измеряют напряжение, плотность и температуру электролита сначала через 4 ч, а после 45 ч заряда — каждый час. Температура электролита в элементах должна поддерживаться не выше 45 °С. При температуре 45 °С зарядный ток снижают наполовину или прерывают заряд, пока температура не снизится на 5-10 °С.
После окончания заряда перед отключением зарядного агрегата следует измерять, а также записать в ведомость напряжение и плотность электролита каждого аккумулятора.
Плотность электролита аккумуляторов в конце первого заряда, приведенная к температуре 20 °С, должна быть 1,240 ± 0,005 г/см3. Если плотность больше 1,245 г/см3, ее корректируют добавлением дистиллированной воды и продолжают заряд на протяжении 2 ч до полного перемешивания электролита.
Если плотность электролита меньше 1,235 г/см3, ее корректируют раствором серной кислоты плотностью 1,300 г/см3 и продолжают заряд на протяжении 2 ч до полного перемешивания электролита.
После заряда аккумуляторную батарею через 1 ч корректируют уровень электролита в аккумуляторе.
При уровне электролита под предохранительным щитком менее 50 мм добавляют электролит плотностью 1,240 ± 0,005 г/см3, приведенный к температуре 20 °С.
При уровне электролита под предохранительным щитком более чем 55 мм излишек его отбирают резиновой грушей.
Первый контрольный разряд АБ проводят током 10-часового режима разряда до снижения на любых первых двух АЭ напряжения до 1,8 В. АБ во время первого разряда должна обеспечивать 100 %-ную емкость при средней температуре электролита 20 °С.
В случае, если аккумуляторная батарея не отдала 100 %-ной емкости необходимо провести тренировочные циклы заряда-разряда АБ в 10-часовом режиме.
Емкости 0,5- и 0,25-часового режимов могут быть гарантированы только на четвертом цикле заряда-разряда.
При средней температуре электролита во время разряда, которая отличается от 20 °С, полученную емкость приводят к емкости при температуре 20°С.
Во время разряда на контрольных аккумуляторах измеряют напряжение, температуру и плотность электролита. В конце разряда измерения проводят на любом АЭ.
Второй заряд АБ необходимо проводить в две ступени:
Во время второго и следующих зарядов на контрольных АЭ измеряют напряжение, температуру и плотность электролита. После окончания заряда необходимо насухо протереть поверхности АЭ, вентиляционные отверстия в крышках закрыть фильтр-пробками. Подготовленная таким образом аккумуляторная батарея готова к эксплуатации.
Фирменные АБ поставляются в собранном виде, в основном, сухозаряженными, без электролита или, по требованию заказчика, залитыми электролитом и заряженными.
где Ре и Рк – соответственно плотность электролита и кислоты, г/см3; Мк – массовая частица серной кислоты, %; Ме – массовая частица серной кислоты в электролите, %; Vе – объем электролита, см3. Для приготовления 1 л электролита плотностью 1,18 г/см3 при температуре 20 °С необходимый объем в кубических сантиметрах концентрированной серной кислоты с массовой частицей 94 % плотностью 1,84 г/см3 и воды можно определить по формуле:
,
где Мв, которое равняется 25,2 % , берут по справочным данным.
Соотношение полученных объемов составляет 1:5, то есть на одну часть объема кислоты необходимо брать пять частей воды.
Для приготовления 1 л электролита плотностью 1,21 г/см3 при температуре 20 °С из концентрированной серной кислоты необходимо: кислоты 202 см3 и води 837 см3. Аналогично выполняется расчет и для электролитов другой плотностью (1,24 г/см3 и др.).
Большое количество электролита необходимо готовить в баках из эбонита или винипласта или из других жароустойчивых материалов (пластика и др.).
В бак сначала заливают воду количеством не более 3/4 его объема, а потом - кислоту кружкой из кислотостойкого материала емкостью до двух литров.
Заливать кислоту необходимо тонкой струей, постоянно перемешивая раствор с помощью прутиков из кислотостойкого материала и контролируя его температуру, которая не должна превышать 60 °С.
Приготовленный электролит к заливке в АЭ нужно охлаждать приблизительно до температуры 20 °С, поскольку плотность электролита зависит от его температуры.
Температура электролита, который заливается в аккумуляторы типа С (СК), должна быть не выше 25 °С, в аккумуляторы типа СН - не выше 20 °С, в фирменные аккумуляторы - 15-25 °С.
Залитую электролитом аккумуляторную батарею оставляют на 3-4 ч для полной пропитки электродов. Время после заливки электролитом до начала заряда не должно превышать 6 ч, во избежание сульфатации электродов.
Плотность электролита после заливки может немного снизиться, а температура - повыситься. Это явление нормальное. Увеличение плотность электролита в АЭ типа С (СК), СН доливкой кислоты запрещается.
Для сухозаряженных аккумуляторных батарей изменение температуры и плотности к заливке в аккумулятор и через час после заливки характеризует потерю емкости при продолжительном хранении (или транспортировке). Снижение плотности электролита допускается не более 0,02 г/см3, а повышение температуры - не более на 5 °С.
При выводе АБ из работы на продолжительный период АБ необходимо полностью зарядить. Для предотвращения сульфатации электродов из-за саморазряда АБ нужно заряжать не реже одного раза в два месяца. Заряд ведется до постоянного напряжения и плотности электролита аккумуляторов на протяжении 2 ч.
Поскольку саморазряд аккумуляторных батарей при снижении температуры электролита уменьшается, желательно, чтобы внешняя температура была по возможности низкой, включая температуру замерзания электролита, которая составляет для электролита плотностью 1,21 г/см3 минус 27 °С, а для электролита плотностью 1,24 г/см3 — минус 48 °С.
При демонтаже аккумуляторов СК с последующим использованием их электродов АБ полностью заряжается. Вырезанные положительные электроды следует отмыть дистиллированной водой и уложить в штабеле. Вырезанные отрицательные электроды помещают в банки с дистиллированной водой. На протяжении трех-четырех суток воду меняют три-четыре раза и через сутки после последней замены воды вытягивают их из баков и укладывают в штабеле.
Изготовленные на заводе электроды аккумуляторов после монтажа аккумуляторных батарей должны быть подвержены формовке. Формовка — это первая зарядка, которая отличается от обычных нормальных зарядов своей продолжительностью и особым режимом.
Во время формовочного заряда свинец положительных электродов превращается в двуокись свинца РbО2 , который имеет темно-коричневый цвет. Активная масса отрицательных электродов переходит в чистый свинец губчатого строения, которое имеет серый цвет.
Во время формовочного заряда АБ типа СК необходимо сообщить не менее девятикратной емкости 10-часового режима разряда.
Во время заряда положительный полюс зарядного агрегата нужно присоединять к положительному полюсу батареи, а отрицательный — к отрицательному.
После заливки аккумуляторы имеют обратную полярность, что необходимо учитывать при установлении начального напряжения зарядного агрегата для избежания чрезмерного «прыжка» зарядного тока.
Значение тока, А, первого заряда, одного положительного электрода, должно составлять:
-
для электрода аккумуляторов № 1-5 — не более 7; -
для электрода аккумуляторов № 6-20 — не более 10; -
для электрода аккумуляторов № 24—148 — не более 18.
Весь цикл формовки необходимо проводить в таком порядке:
-
беспрерывный заряд до передачи аккумуляторных батарей 4,5-кратной емкости 10- часового режима разряда; напряжение во всех аккумуляторах должно быть не менее 2,4 В; в аккумуляторах, на которых напряжение не достигло 2,4 В, необходимо проверить отсутствие коротких замыканий между электродами; -
перерыв на один час (аккумуляторная батарея отключается от зарядного агрегата); -
продолжение заряда, во время которой АБ передается номинальная емкость.
После этого необходимо повторить чередование одночасового покоя и заряда АБ с передачей однократной емкости, пока аккумуляторная батарея не будет иметь девятикратную емкость.
В конце формовочного заряда напряжение аккумуляторов достигает 2,5-2,75 В, а приведенная к температуре 20 °С плотность электролита — 1,20-1,21 г/см3 . Эти показатели остаются неизменными на протяжении не менее одного часа. При зарядке АБ после часового перерыва происходит интенсивное выделение газов — «кипение» одновременно во всех аккумуляторах.
Запрещается вести формовочный заряд током, который превышает вышеуказанные значения, во избежание коробления (обсыпания) положительных электродов, снижение емкости и срока службы АЭ (аккумуляторов).
Допускается проводить формовочный заряд при сниженном зарядном токе или ступенчатом режиме (сначала максимально допустимым током, а потом сниженным), но при обязательном сообщения девятикратной емкости.
На протяжении времени, пока батареи не будет сообщено 4,5-кратная номинальная емкость, перерыв во время заряда не допускаются.
Температура в помещении аккумуляторных батарей не должна быть ниже 15 °С. При пониженной температуре формовка АЭ затягивается.
Температура электролита на протяжении всего времени формовки АБ не должна превышать 40 °С. Если температура электролита окажется выше 40 °С, следует снизить зарядный ток наполовину, а если это не поможет, заряд перерывается, пока температура не снизится на 5-10 °С. Для предупреждения перерывов во время заряда до сообщения аккумулятору 4,5-кратной емкости необходимо тщательно контролировать температуру электролита и раньше времени принимать меры к ее снижению.
Во время заряда на любом АЭ измеряют и записывают напряжение, плотность, температуру электролита через 12 ч, на контрольных АЭ — через 4 ч, а в конце заряда — каждый час. Записывают также ток заряда и емкость, которая сообщается возрастающим итогом.
На протяжении всего времени заряда необходимо проводить контроль за уровнем электролита в АЭ и, по необходимости, доливать его. Не допускается оголение верхних краев электродов, так как это приводит к их сульфатации. Доливают АЭ электролитом плотностью 1,18 г/см3.
После окончания формовочного заряда из помещения аккумуляторных батарей удаляют пропитанную электролитом тирсу и протирают баки, изоляторы и стеллажи. Протирают сначала сухой тряпкой, потом смоченной в 5 %-ному растворе кальцинированной соды, далее смоченной дистиллированной водой и в конце — сухой.
Покровное стекло необходимо снять, промыть в дистиллированной воде и установить на место так, чтобы оно не выходило за края баков.
Необходимо выполнить первый контрольный разряд АБ током 10-часового режима, емкость аккумуляторов на первом цикле должна быть не менее 70 % номинальной.
Номинальная емкость обеспечивается на четвертом цикле. Поэтому аккумуляторные батареи в обязательном порядке подлежат еще трем циклам разряда-заряда. Разряды проводят током 10-часового режима до напряжения 1,8 В на АЭ. Заряды ведутся ступенчатым режимом до достижения постоянного напряжения не ниже 2,5 В на АЭ, приведенной к температуре 20 °С постоянной плотности электролита 1,205 ± 0,005 г/см3 на протяжении 1 ч и соблюдение температурного режима.
Первый заряд АБ типа СН проводят при температуре электролита в аккумуляторах не выше 35 °С. Значение тока во время первого заряда равняется 0,05С10.
Заряд проводят до достижения постоянного напряжения и плотности электролита на протяжении 2 ч. Общая продолжительность заряда должна быть не менее 55 ч.
Перерыва во время заряда не допускается, пока аккумуляторная батарея не получит двукратной емкости 10-часового режима разряда.
Во время заряда на контрольных АЭ (10 % от количества в АБ) измеряют напряжение, плотность и температуру электролита сначала через 4 ч, а после 45 ч заряда — каждый час. Температура электролита в элементах должна поддерживаться не выше 45 °С. При температуре 45 °С зарядный ток снижают наполовину или прерывают заряд, пока температура не снизится на 5-10 °С.
После окончания заряда перед отключением зарядного агрегата следует измерять, а также записать в ведомость напряжение и плотность электролита каждого аккумулятора.
Плотность электролита аккумуляторов в конце первого заряда, приведенная к температуре 20 °С, должна быть 1,240 ± 0,005 г/см3. Если плотность больше 1,245 г/см3, ее корректируют добавлением дистиллированной воды и продолжают заряд на протяжении 2 ч до полного перемешивания электролита.
Если плотность электролита меньше 1,235 г/см3, ее корректируют раствором серной кислоты плотностью 1,300 г/см3 и продолжают заряд на протяжении 2 ч до полного перемешивания электролита.
После заряда аккумуляторную батарею через 1 ч корректируют уровень электролита в аккумуляторе.
При уровне электролита под предохранительным щитком менее 50 мм добавляют электролит плотностью 1,240 ± 0,005 г/см3, приведенный к температуре 20 °С.
При уровне электролита под предохранительным щитком более чем 55 мм излишек его отбирают резиновой грушей.
Первый контрольный разряд АБ проводят током 10-часового режима разряда до снижения на любых первых двух АЭ напряжения до 1,8 В. АБ во время первого разряда должна обеспечивать 100 %-ную емкость при средней температуре электролита 20 °С.
В случае, если аккумуляторная батарея не отдала 100 %-ной емкости необходимо провести тренировочные циклы заряда-разряда АБ в 10-часовом режиме.
Емкости 0,5- и 0,25-часового режимов могут быть гарантированы только на четвертом цикле заряда-разряда.
При средней температуре электролита во время разряда, которая отличается от 20 °С, полученную емкость приводят к емкости при температуре 20°С.
Во время разряда на контрольных аккумуляторах измеряют напряжение, температуру и плотность электролита. В конце разряда измерения проводят на любом АЭ.
Второй заряд АБ необходимо проводить в две ступени:
-
током первой степени (не более 0,2С10) -до напряжения 2,25 В на двух-трех элементах; -
током второй степени (не более 0,05С10) — до достижения постоянного напряжения и плотности электролита на протяжении 2 ч.
Во время второго и следующих зарядов на контрольных АЭ измеряют напряжение, температуру и плотность электролита. После окончания заряда необходимо насухо протереть поверхности АЭ, вентиляционные отверстия в крышках закрыть фильтр-пробками. Подготовленная таким образом аккумуляторная батарея готова к эксплуатации.
Фирменные АБ поставляются в собранном виде, в основном, сухозаряженными, без электролита или, по требованию заказчика, залитыми электролитом и заряженными.