Файл: Кафедра теории государства и права курсовая работа по учебной дисциплине Теория государства и права по теме 23 деление права на частное и публичное курсовую.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 200

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.








МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ

Кафедра теории государства и права

КУРСОВАЯ РАБОТА

по учебной дисциплине

Теория государства и права
по теме № 23:
ДЕЛЕНИЕ ПРАВА НА ЧАСТНОЕ И ПУБЛИЧНОЕ



Курсовую работу выполнил:

слушатель 13206 группы 1 ВБ курса

факультета заочного обучения

младший сержант полиции

Чорич Анна Фёдоровна

Научный руководитель курсовой работы:




Работа защищена на оценку
___________________________


Научный руководитель курсовой работы
___________________________

«___» ____________ 2022 г.



Москва 2023

Содержание



Введение 2

1. Критерии дифференциации права на частное и публичное 4

2. Соотношение частного и публичного права 10

3. Методы регулирования в частном и публичном праве 14

Заключение 19

Список использованных правовых актов и литературы 21


Введение




Актуальность темы деления права на частное и публичное обусловлена тем, что в настоящее время сложились такие условия, которые требуют видоизменения и совершенствования правовой базы, которая регулирует как частное, так и публичное право в нашей стране.

Ведь именно совершенствование законодательства в данной сфере поможет добиться дополнения и улучшения правовой теории в целом. Также это поможет еще сформировать более четкую и глубокую систему знаний в сфере права, а также проанализировать и систематизировать различного рода особенности, методики, формы, виды и инструменты, с помощью которых право влияет на те отношения, которые складываются в современном обществе.


Более того, актуальность выбранной темы также еще обусловлена и тем, что в настоящее время изучение особенностей и проблем частного и публичного права, а также нюансов их разделения проводится не настолько эффективно, насколько этого хотелось бы. Да и раньше исследованию данной темы уделялось явно недостаточно внимания со стороны ученых и различных теоретиков, исследователей.

Следовательно, необходимо изучать особенности разделения частного и публичного права наиболее подробно и всесторонне, учитывая при этом и критерии разделения права на частное и публичное, и особенности их соотношения, которые и будут рассмотрены в данной работе.

Объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются в сфере частного и публичного права.

Предметом исследования являются особенности и характеристики публичного и частного права, а также критерии их дифференциации.

Целью исследования является проведение анализа проблемы деления права на частное и публичное.

В соответствии с вышеуказанной целью были поставлены следующие задачи:

- выделить критерии дифференциации права на частное и публичное;

- проанализировать соотношение частного и публичного права;

- выявить методы регулирования в частном и публичном праве.

Теоретической основой исследования послужили работы ученых-юристов, философов, социологов, историков, экономистов, политологов, культурологов и др.

Среди работ по юридической тематике проанализированы труды В.В. Кожевникова, М.Н. Марченко, М.Б. Смоленского, Э.Н. Черновой. Кроме того, в работе использованы нормы российского законодательства.

Методы исследования. В данной работе использовались такие методы исследования как метод познания социально-правовых и государственно-правовых явлений, а также историко-правовые и сравнительные методы научного познания.

Практическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что она может использоваться преподавателями на лекциях теории государства и права. Также результаты данного исследования могут быть использованы и самими студентами, которые хотят расширить свой кругозор в области теории государства и права.

1. Критерии дифференциации права на частное и публичное




Начнем с того, что самой основой выделения такого вида права как публичное, считается интерес к данному виду права со стороны государства. Это означает, что государство заинтересовано в том, чтобы заниматься реализацией на практике различного рода публичных задач и целей.



А частное право обычно представляет собой именно частный интерес, который, в первую очередь, связан с реализацией на практике задач и прав каких-то отдельных лиц, граждан.

Но также частное право может быть связано с реализацией прав и каких-то отдельных юридических лиц. А юридическими лицами при этом являются различные организации, функционирующие в той или иной общественно важной сфере.

Стоит заметить, что деление права на частное и публичное уже давно закреплено и признано обществом и государством. Но, все же, многие исследователи до сих пор спорят о том, с помощью каких критериев это право разделяется в настоящее время.

Так, например, можно выделить сразу несколько различных точек зрения по данному поводу.

  1. Критерием деления права является методика, которая используется в процессе формирования тех или иных общественных отношений, которые, в свою очередь, связаны с реализацией права.1

Следовательно, критерием дифференциации права на частное и публичное является теория субординации и координации.

А это, в свою очередь, означает, что формируемые общественные отношения в сфере права обычно поддаются регулированию со стороны частного права.

А вот правовые отношения, связанные с реализацией прав властных и подвластных субъектов, поддаются регулированию со стороны публичного права.

Но, стоит заметить, что данное мнение противоречит некоторым видам отношений, которые складываются в сфере права. Данная теория может быть просто бесполезна в таких отношениях.

К таким отношениям, про которые говорится выше, можно отнести, например, те отношения, складывающиеся в правовой сфере, при которых оказывают воздействие друг на друга и взаимно друг на друга влияют не подчиненные субъекты, а полностью равноправные.

Такие субъекты взаимодействуют друг с другом на равноправной основе. Например, это те правовые отношения, которые формируются в процессе создания или практического использования договоров, которые носят публично-правовой характер.

Такие договоры могут заключаться, например, между какими-то двумя государствами, между различными органами публичной власти. Также такого рода договоры могут быть заключены и между конкретным работодателем и сотрудником.

  1. Критерием дифференциации права на частное и публичное также может быть и тот способ реализации или восстановления прав, который используется для их защиты.2


Если рассматривать данную идею, то при ней, получается, что частное право направлено на регулирование тех отношений в области права, которые предполагают защиту права со стороны самого заинтересованного лица. Следовательно, права защищает то лицо, по отношению к которому и произошло нарушение законных прав.

При этом, соответственно, если права защищаются теми или иными органами власти, то такие отношения попадают под регулирование со стороны публичного права.

При все при этом, данная идея может быть полностью оспорена, так как она предполагает на наличие права только после того момента, когда это право уже было нарушено кем-то. Но ведь право существует еще и до того, как его кто-то нарушает.

Но, в то же время, защита прав осуществляется только после момента нарушения конкретного права, относящегося к тому или иному лицу. А обычное существование права обычно не поддается защите.

Следует также рассмотреть и еще один нюанс метода защиты права. Это даже скорее не нюанс, а недостаток. Ведь органы публичной власти имеют возможность формировать различные иски, направленные на защиту частных и юридических прав лиц, проживающих в нашей стране.

В качестве примера рассмотрим одну ситуацию. Например, если гражданин страны является недееспособным, не может обратиться за защитой собственных прав в связи с состоянием здоровья в момент нарушения прав.

Или же лицо не может самостоятельно обратиться за защитой прав в связи с возрастом, а также какой-то другой серьезной причиной, которая может признаться в этом случае уважительной.

В таком случае, следует заметить, сам прокурор имеет право сформировать и отправить соответствующее заявление, которое будет требовать защитить права гражданина, который самостоятельно не может за этим обратиться.

Такая ситуация нередко складывалась в российской правовой практике. Именно по этой причине многие исследователи спорят о том, что защита прав, которые были нарушены, все-таки может являться критерием деления права на частное и публичное.

  1. Критерий интереса. Данный критерий деления права характеризуется тем, что публичное право нацелено на то, чтобы удовлетворять какие-то общие интересы.3

А вот частное право, в свою очередь нацелено на удовлетворение индивидуальных интересов, относящихся к какому-то конкретному субъекту, которым может выступать, например, отдельная личность, функционирующая в современном социуме.


Данный критерий также может быть раскритикован, так как сама совокупность публичных процессов может рассматриваться в качестве системы интересов, носящих и частный характер.

Проще говоря, возникающий тот или иной интерес общего характера может быть рассмотрен как индивидуальный интерес, а если точнее, т целая система таких интересов.

При всем при этом, в обратную сторону это не всегда работает. Ведь далеко не все индивидуальные интересы могут быть отнесены к общим. Не все индивидуальные интересы могут рассматриваться с точки зрения общего интереса.

Подучается, что какое-то общее целое просто не может быть равным различным отдельным процессам или явлениям. Ведь под общим понимается только то, что может тем или иным образом объединить все отдельные элементы.

Следовательно, под общим понимают просто какой-то конкретный инструмент, который разделяет, но не сближает.

Также хотелось бы отметить, что различных правоотношениях, носящих публичный характер, вполне может быть реализован какой-то общий интерес. Ведь участники таких правоотношений стремятся к тому, чтобы проработать свои интересы.

При этом, в ситуации проработки и удовлетворения того или иного публичного интереса, вполне можно удовлетворить и индивидуальный интерес, но вот наоборот сделать нельзя.

Но, само право в нашей стране, согласно закону, нацелено на то, чтобы удовлетворять и частные, и публичные права. Отсюда и возникает еще одна дискуссия между исследователями данной проблемы.

  1. Критерий субъектного состава отношений, складывающихся в сфере права.

Следовательно, согласно закону страны, государство с помощью права регулирует правовые взаимоотношения между разными лицами, проживающими в нашей стране.

Но эти лица при этом подвластны не друг другу в своих складывающихся отношениях, а именно государству, а если точнее, то органам публичной власти.

Итак, хотелось бы заметить, что довольно много различных исследователей указывали на то, что деление права на частное и публичное может быть реализовано только с применением сразу нескольких критериев.

То есть, не может быть единственно верного критерия, в соответствии с которым право бы разделялось на две вышеуказанные отрасли.

Одни исследователи полагали, что к таким критериям стоит отнести именно характер интереса и способ защиты нарушенного интереса.

Другие же исследователи отмечали, что критерием может быть еще и роль в обществе, которую и выполняют правовые нормы.