Файл: Кафедра теории государства и права курсовая работа по учебной дисциплине Теория государства и права по теме 23 деление права на частное и публичное курсовую.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Итак, можно сделать вывод о том, что главными критериями дифференциации права на частное и публичное выступают характер интересов, которые требуют своего удовлетворения, а также субъектный состав тех правоотношений, которые складываются в данной области права в настоящее время.

Также, если говорить конкретно о публичном праве и публичных отношениях в сфере права, то в таком случае одной из сторон таких отношений обязательно должно быть государство.

А государство, в свою очередь, может выступать в качестве каких-то отдельных органов, которые уполномочены на осуществление деятельности в данной сфере, а также на ее регулирование.

А говоря о частном праве, необходимо заметить, что участниками таких правовых отношений могут быть как какие-то физические или юридические лица. Больше в этих отношениях участвовать никто не может.

К тому же, именно частно-правовые отношения чаще всего основываются на том, что в таких отношениях формируется вседозволенность.4

Проще говоря, в такого вида отношениях очень многое разрешено. Но такое разрешение действует только на то, что не запрещено законодательством страны, то есть, не противоречит ему.

2. Соотношение частного и публичного права




Стоит отметить, что, для более полного анализа соотношения частного и публичного права, сначала необходимо понимать, чем отличается публичное право от частного (Рисунок 1).


Рисунок 1 – Различия публичного и частного права
В современном мире различия в частном праве Западной, Центральной и Восточной Европы постепенно сглаживаются. Однако отпечаток «раздвоения» по-прежнему остался, и проявляется это в системе частного права, о чем пойдет речь несколько позднее.

Вместе с тем у права есть и другая сторона — публично-правовая.

Деление на частное и публичное право сначала возникло в науке в XVII—XVIII вв. и долгое время оставалось только ее предметом.

Вольтер, Монтескье, Руссо, Локк, Гоббс и другие выдающиеся умы в своих работах ставили вопрос об упорядочении государственной власти, обосновывали необходимость ее подконтрольности народу, проводили мысль о том, что не народ служит власти, а, наоборот, власть должна быть служанкой народа.

Внимание же практических юристов было в тот период сконцентрировано на частном праве. Занятие публичным правом казалось бесплодным и даже опасным, поскольку публичное право — материя, тесно связанная с политическим режимом и национальными управленческими структурами.


Конечно, тогда уже не составляло труда описать и даже подвергнуть критике действующие государственные институты и дать правителям соответствующие характеристики и рекомендации, но за это можно было поплатиться головой.

История публичного права в отличие от права частного, можно сказать, начинается с 1789 г. и связана с началом буржуазной революции во Франции. Именно в то время во многих европейских странах восторжествовала доктрина, провозглашавшая примат разума и существование естественных прав человека.

Отношения между гражданами и властью в тот период начинают регулироваться иначе, чем отношения между частными лицами: путем установления законов.5

С развитием товарно-денежных отношений публично-правовые нормы понемногу распространяются и на другие сферы общественных отношений, в частности и на предпринимательскую деятельность, с целью нейтрализации или предотвращения тех негативных явлений, которые ей сопутствуют.

В процессе развития частное и публичное право начинают специализироваться.

Так, в публичном праве выделяются такие отрасли, как уголовное, конституционное, административное, позднее — финансовое право, а также ряд отраслей процессуального права; совсем недавно появилось право социального обеспечения, экологическое право.

Можно предположить, что процесс специализации публичного права продолжится.

Частное право, которое раньше называлось одним термином «гражданское право», теперь имеет в своем составе гражданское, семейное, наследственное, изобретательское, авторское право.

Из гражданского права выделилось право трудовое. Складывается особая отрасль предпринимательского права.

Практически все указанные отрасли частного права в той или иной мере имеют публично-правовые элементы, так же как и некоторые публичноправовые отрасли содержат элементы частного права.

Есть отрасли права, в отношении которых нельзя со всей определенностью сказать, какие начала (частные или публичные) в них перевешивают, в качестве примера можно назвать природоресурсное право.

Граница между этими двумя частями права нечеткая и в настоящее время еще больше «размывается».

Точнее, идет процесс публицизации частного права во всем мире, или «захват» территории частного права правом публичным. И, тем не менее, если сравнить право с поверхностью Земли, то можно отметить, что публичное право — это ее суша, а частное

— океаны и моря. Такой большой его массив обязывает исследователей и правоприменителей к глубокому и детальному изучению частного права.



С уверенностью можно констатировать, что доля публичного права в дальнейшем будет увеличиваться.

Публичное право выражает отношения взаимозависимости членов общества, а поскольку общественные связи становятся все более многообразными и тесными (мир как бы делается уже), возрастает его роль, значение, а также увеличивается и массив публичного права.

Однако этот процесс идет постепенно и прямо пропорционально экономическому, политическому, социальному, интеллектуальному и культурному развитию общества.

Доколе будет возрастать удельный вес публичного права? Это предугадать трудно. Ясно одно: человек не расстанется со своей свободой. Он сохранит свои личные, особенные интересы, и они будут отличаться от общественных, а посему частное право не исчезнет.

В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:

- интерес (если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное — общественные, государственные);

- предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному — неимущественные);

- метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном — субординации);

- субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право — частных лиц с государством, либо между государственными органами).6

Также хотелось бы заметить, что в современном мире правовая система деформируется, причем довольно сильно. И такие деформации проявляются, в том числе, и в формировании, а также дальнейшем развитии различного рода институтов и направлений частного права.

Так, например, сформировался институт пожизненного владения, которое подлежит процессу наследования. Также можно выделить и институт интеллектуальной собственности.

Не менее важным институтом, который развивается и в настоящее время, является процесс возмещения ущерба, в том числе морального ущерба, которое было нанесено тому или иному лицу в каких-то определенных обстоятельствах, которые, в свою очередь, подвергаются тщательному и глубокому анализу для того, чтобы правильно и справедливо установить размер морального ущерба, соответствующий именно для отдельно взятого случая.


К тому же, и частное, и публичное право являются такими системами права, которые отличаются своей независимостью, постоянным взаимодействием и взаимным влиянием друг на друга.

Также нельзя не заметить, что вышеуказанные системы права могут представляться в виде каких-то отдельных подразделений, функционирующих в правовой сфере современного общества.

И несмотря на то, что существуют критерии дифференциации права на частное и публичное, все равно существует и соотношение этих прав, которое выражается в их общих, похожих, взаимодополняющих чертах.

3. Методы регулирования в частном и публичном праве




Довольно важным моментом является то, что в процессе регулирования различного рода отношений, формирующихся в сфере права, институты публичного права используют императивные методы. А вот в сфере частного права же применяются диспозитивные методы регулирования отношений.

При всем при этом, диспозитивный метод регулирования подразумевает учет и реализацию какого-то собственного интереса

Метод правового регулирования - это совокупность способов юридического влияния на поведение людей, выработанных вследствие долгого человеческого общения. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод — на вопрос, как регулирует.

 Метод объединяет объективные и субъективные моменты и носит по отношению к предмету дополнительный (процессуальный) характер.

При регулировании общественных отношений используются различные методы:

- императивный

- диспозитивный

- альтернативный

- рекомендательный

- поощрения

- наказания.7

Их применение зависит от содержания отношений, усмотрения законодателя, сформировавшейся правоприменительной практики, степени правовой культуры населения.

Данные методы могут действовать как самостоятельно, так и во взаимодействии между собой. Наиболее распространены и полярны по своим характеристикам императивный и диспозитивный методы.

Императивный метод.

Данный метод выстроен на отношениях субординации, подчиненности одних субъектов права другим. Его можно встретить в административном и уголовно-исполнительном праве. Другими словами, он характерен для  области публичного права.

Диспозитивный метод.

Этот метод совершенно противоположен императивному. Сущность его состоит в равенстве сторон и применяется в отраслях частного права (гражданского, трудового, семейного).
8

Гражданско-правовой метод.

Данный метод характеризуется юридическим  равенством участников регулируемых отношений, автономия, т. е. независимость воли каждого из них и их имущественная самостоятельность. Никто из участников гражданско-правовых отношений не находится в состоянии власти и подчинения, приказа и исполнения.

Вследствие этого, по прямому указанию ст. 2 ГК, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство, по общему правилу, не применяется.

Таким образом, предметом частного права являются в большинстве своем имущественные отношения. Метод правового регулирования – это совокупность приемов юридического воздействия на субъектов правоотношений. В частном праве применяется диспозитивный метод, который предполагает равенство сторон.

Всё разнообразие методов правового регулирования можно свести к двум большим группам. Соответственно, одна из этих групп относится к публичному праву. Для публичного права характерен императивный метод правового регулирования, тогда, как для частного - диспозитивный. Оба метода не могут рассматриваться изолированно друг от друга.

Императивному методу присущи централизованная реализация и строгая субординация участников правоотношений. Публично-правовой метод предопределяется объективными факторами, объектом регулирования (например, властно - государственные отношения). Также важна и специфика субъекта права.9

Например, деятельность правительства, министерства всегда отличает эти субъекты возможностью использования властных полномочий и принятия обязательных для исполнения актов. Публично-правовой метод правового регулирования является родовым методом.

В свою очередь он складывается из разных методов более конкретного характера, которые получают, как правило, юридическое выражение в том или ином наборе прав, обязанностей, взаимоотношений и ответственности.

Для императивного метода правового регулирования, присущего отраслям публичного права, характерны несколько признаков.

Прежде всего, он строится на использовании отношений власти и подчинения. Правовые акты и нормы, иные решения, включая и устные, принимаются и реализуются по принципу распоряжение - исполнение. Поведение подчинённого субъекта зависит только от содержания веления властного субъекта.