Файл: Лекция Структура и содержание системы производственного менеджмента План.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В экономической теории закон экономии времени рассматривается как экономия суммы прошлого и живого труда на единицу продукции или как неуклонное снижение себестоимости продукции на единицу потребительной стоимости.
Этот подход охватывает только затраты в сфере производства товара без увязки их с будущими затратами в сфере потребления и полезным эффектом товара у потребителя.
Если применить к проблеме экономии времени совокупность научных подходов, то закон экономии времени будет отражать экономические процессы в динамике, за весь жизненный цикл товара, тогда совокупные затраты будут равны сумме прошлого, живого и будущего труда (который потребуется затратить в будущем для получения от товара полезного эффекта). Математически закон экономии времени будет иметь следующий вид:
, (1.1) где
•
ПТ — затраты прошлого (овеществленного) труда на производство или потребление товара;
•
ЖТ — затраты живого труда, т.е. заработная плата всех работников, приходящаяся на данный товар на данной стадии его жизненного цикла, плюс прибыль на этой стадии (или необходимый и прибавочный труд);
•
БТ — затраты будущего труда, которые будут осуществляться в будущие периоды для производства или потребления товара;
•
Пс — суммарный, за нормативный срок службы, полезный эффект или отдача товара у потребителя.
Сумма прошлого, живого и будущего труда — это совокупный труд за жизненный цикл товара (в конкретной экономике — это совокупные затраты). Доля каждого вида труда в совокупном труде изменяется в динамике. Например, перед началом маркетинговых исследований совокупный труд равен будущему, т.е. к исследованиям еще не приступили, не понесли никаких затрат. После окончательной утилизации товара, наоборот, весь совокупный труд равен прошлому труду, т.е. в будущем уже не надо будет нести по данному товару какие-либо затраты. Будущий труд при наступлении соответствующей стадии раскладывается на обычные прошлый и живой труд.
Для того, чтобы лучше понять динамику изменения структуры совокупного труда, приведем пример (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Динамика структуры совокупного труда в среднем по единице автомобиля ГАЗ 53А за 10
лет его использования (цифры ориентировочные)
Стадия жизненного цикла автомобиля
Примерная структура затрат к моменту завершения стадии жизненного цикла автомобиля, % прошлый труд живой труд будущий труд совокупный труд
1. Маркетинг и НИОКР
2. ОТПП
3. Производство
4.
Обращение
(включая
0.20 0.85 3.50 9.40 0.10 0.15 0.80 1.20 99.70 99.00 95.70 89.40 100 100 100 100
строительство гаража и ремонтной базы)
5. Эксплуатация
6. Капитальные ремонты
7. Утилизация
77.80 98.60 99.95 16.60 1.35 0.05 6.10 0.05 0.00 100 100 100
Анализ данных, приведенных в табл. 1.1, показывает, что доля затрат на маркетинг и
НИОКР в совокупных затратах за жизненный цикл автомобиля составляет 0,3 % (0,20 +
0,10), на организационно-технологическую подготовку производства — 0,7 % (0,85 + 0,15
—
0,30), производство — 3,3, подготовку к функционированию у потребителя — 6,3, эксплуатацию (включая ремонты) — 89,4 %. При расчете долей следует учитывать переход из предыдущей стадии в последующую прошлого и живого труда. Например, на стадии производства из предыдущих стадий в качестве прошлого труда перешел 1 % затрат (0,85 % прошлого труда из стадии ОТПП плюс 0,15 % живого труда, которые для стадии производства являются уже прошлым трудом). Тогда доля прошлого труда на стадии производства равна 3,5 % (1 % + 3,3 % доли цены — 0,8 % доли живого труда).
Результаты анализа динамики структуры совокупного труда могут быть использованы для нахождения узких мест в ресурсоемкости товара. Например, по данному объекту массового производства незначительны затраты на маркетинг и НИОКР (0,3 % от совокупных затрат), что не позволило тщательно отработать показатели качества и ресурсоемкости автомобиля. Вследствие этого затраты на эксплуатацию и ремонт автомобиля примерно в 20 раз больше затрат на его создание (маркетинг, НИР, ОТПП и производство). Такая картина наблюдается по большинству отечественных изделий машиностроения. Надеемся, что жесткая конкуренция в будущем заставит отечественных машиностроителей правильно расставить приоритеты: 1) повышение качества, 2) экономия ресурсов у потребителя, 3) снижение себестоимости продукции.
5. Эксплуатация
6. Капитальные ремонты
7. Утилизация
77.80 98.60 99.95 16.60 1.35 0.05 6.10 0.05 0.00 100 100 100
Анализ данных, приведенных в табл. 1.1, показывает, что доля затрат на маркетинг и
НИОКР в совокупных затратах за жизненный цикл автомобиля составляет 0,3 % (0,20 +
0,10), на организационно-технологическую подготовку производства — 0,7 % (0,85 + 0,15
—
0,30), производство — 3,3, подготовку к функционированию у потребителя — 6,3, эксплуатацию (включая ремонты) — 89,4 %. При расчете долей следует учитывать переход из предыдущей стадии в последующую прошлого и живого труда. Например, на стадии производства из предыдущих стадий в качестве прошлого труда перешел 1 % затрат (0,85 % прошлого труда из стадии ОТПП плюс 0,15 % живого труда, которые для стадии производства являются уже прошлым трудом). Тогда доля прошлого труда на стадии производства равна 3,5 % (1 % + 3,3 % доли цены — 0,8 % доли живого труда).
Результаты анализа динамики структуры совокупного труда могут быть использованы для нахождения узких мест в ресурсоемкости товара. Например, по данному объекту массового производства незначительны затраты на маркетинг и НИОКР (0,3 % от совокупных затрат), что не позволило тщательно отработать показатели качества и ресурсоемкости автомобиля. Вследствие этого затраты на эксплуатацию и ремонт автомобиля примерно в 20 раз больше затрат на его создание (маркетинг, НИР, ОТПП и производство). Такая картина наблюдается по большинству отечественных изделий машиностроения. Надеемся, что жесткая конкуренция в будущем заставит отечественных машиностроителей правильно расставить приоритеты: 1) повышение качества, 2) экономия ресурсов у потребителя, 3) снижение себестоимости продукции.
Рис. 1.4. Структура системы производственного менеджмента
Условные обозначения к рис. 1.4:
•
1.1 — повышение качества выпускаемых товаров и выполняемых услуг;
•
1.2 — ресурсосбережение;
•
1.3 — расширение рынка сбыта товара;
•
1.4 — организационно-техническое развитие производства;
•
1.5 — социальное развитие коллектива и охрана окружающей среды;
•
2.1 — методическое обеспечение;
•
2.2 — ресурсное обеспечение;
•
2.3 — информационное обеспечение;
•
2.4 — правовое обеспечение;
•
3.1 — маркетинг;
•
3.2 — планирование;
•
3.3 — организация процессов;
•
3.4 — учет и контроль;
•
3.5 — мотивация;
•
3.6 — регулирование;
•
4.1 — управление персоналом;
•
4.2 — социология и психология менеджмента;
•
4.3 — разработка и реализация управленческого решения;
•
4.4 — анализ в принятии решений;
•
4.5 — прогнозирование в принятии решений.
1.5. Содержание обеспечивающей подсистемы спм
Обеспечивающая подсистема состоит из следующих компонентов: методическое обеспечение, ресурсное обеспечение, информационное обеспечение, правовое обеспечение.
Все теоретические, методические и практические вопросы по разработке, функционированию и развитию системы менеджмента должны быть обоснованы и изложены в соответствующих
нормативно-методических
документах
межгосударственного
(международного, федерального
(государственного), муниципального (республиканского, регионального), либо фирменного уровня.
Иерархия нормативно-методического обеспечения системы менеджмента, виды документов по уровням иерархи, вопросы, которые должны регламентироваться в документах, и органы — ответственные за разработку и контроль документа изложены в работе “Система менеджмента” /30/.
Качество нормативно-методического обеспечения системы менеджмента во многом зависит от качества решения проблемы на вершине иерархии — на международном уровне.
Отсутствие или низкое качество международных правовых норм в области собственности, налоговой системы, финансов, организационно-правовых форм и другое сдерживает создание и развитие совместных предприятий, международную интеграцию и взаимовыгодное развитие стран.
Некоторые нормативно-методические документы, разрабатываемые международными организациями, должны быть аутентичными (прямого применения, перевод без искажения содержания) и обязательными для всех уровней иерархии, в т. ч. и для фирмы, независимо от формы собственности. Например, международная система мер и весов, система измерений, система охраны окружающей природной среды, система управления качеством на основе международных стандартов ИСО серии 9000, система безопасности и международной сертификации товаров и услуг, основы валютной системы, терминология и операции в области финансов и другие должны быть едиными для всех стран и соответственно для всех фирм.
Увеличение количества нормативно-методических документов, правил, терминологии, норм международного характера значительно упростит построение каждой фирмой системы менеджмента, повысит эффективность использования природных ресурсов, труда и капитала как главных факторов обеспечения благосостояния, повышения качества жизни.
В нормативно-методических документах должны регламентироваться все основные вопросы по построению, функционированию и развитию системы производственного менеджмента. Например, по блоку “Научное обоснование системы” рекомендуется разрабатывать следующие документы (фирменные стандарты): основные положения, методика прогнозирования циклов развития товара, научные подходы и принципы менеджмента, общие методы менеджмента, законы рыночных отношений, экономическое обоснование мероприятий по повышению эффективности менеджмента. По целевой подсистеме рекомендуется разрабатывать следующие документы: методическое обеспечение конкурентоспособности товара, маркетинг в формировании рыночной стратегии фирмы, ценовая политика фирмы, управление качеством товара, политика ресурсосбережения, методы нормирования ресурсов, методика прогнозирования организационно-технического развития производства, методика планирования социального развития коллектива, охрана окружающей природной среды.
По обеспечивающей подсистеме системы производственного менеджмента рекомендуется разрабатывать следующие документы: ресурсное обеспечение, методическое обеспечение, информационное обеспечение, правовое обеспечение, организационно-технологическое обеспечение системы.
По блоку “Внешняя среда системы производственного менеджмента предприятия,” рекомендуется разрабатывать следующие документы: методика изучения влияния факторов макросреды на устойчивость и эффективность менеджмента, методика изучения факторов инфраструктуры региона на эффективность менеджмента, методика изучения влияния факторов микросреды фирмы на эффективность менеджмента.
По управляющей подсистеме рекомендуется разрабатывать следующие документы: управление персоналом, основы социологии и психологии менеджмента, методы анализа управленческих решений, методы прогнозирования управленческих решений.
Перечисленный состав нормативно-методических документов по системе производственного менеджмента является, во-первых, укрупненным, а, во-вторых, примерным. Чем крупнее предприятие и чем выше уровень интеграции и концентрации производства, тем больше должно быть документов по менеджменту.
Подходы к разработке и методы решения большинства из перечисленных вопросов освещены в настоящем пособии. Однако некоторые из них раскрыты укрупнено. В целях экономии средств в огромных масштабах (исходя из пропорции 1:10:100:1000) и резкого повышения качества планирования как главной функции менеджмента на всех уровнях иерархии целесообразно перечисленные документы разработать на федеральном уровне в форме государственных стандартов и рекомендаций. К разработке документов следует привлечь специалистов.
Следующим компонентом обеспечивающей подсистемы производственного менеджмента является ресурсное обеспечение.
Цели ресурсного обеспечения системы менеджмента:
• своевременное обеспечение потребителей фирмы необходимыми видами ресурсов требуемого качества и количества;
• улучшение использования ресурсов — повышение производительности труда, фондоотдачи, сокращение длительности производственных циклов, обеспечение ритмичности процессов, сокращение оборачиваемости оборотных средств, полное использование вторичных ресурсов, повышение эффективности инвестиций.
Виды ресурсов:
• трудовые ресурсы — промышленно-производственный персонал (основные и вспомогательные рабочие, инженерно-технические работники и служащие, младший обслуживающий персонал, ученики) и непромышленный персонал;
• материальные ресурсы (сырье, материалы, топливно-энергетические ресурсы, запасные части);
• основные производственные фонды — здания и сооружения, передаточные устройства, силовые машины, технологическое оборудование, транспортные средства, средства автоматизации управления, измерительные приборы, хозяйственный инвентарь и пр.);
• финансовые ресурсы — собственный капитал, заемный капитал, нематериальные активы и пр.;
• совокупные ресурсы — сумма предыдущих видов ресурсов в денежном выражении.
Наличие и состав ресурсов определяется объемом конкретного вида ресурса, его структурой по номенклатуре и ассортименту, качеством и сроками поставок.
Процесс движения ресурсов включает:
• формирование ресурсов, т.е. привлечение ресурсов для выполнения маркетинговых исследований,
НИОКР, организационно-технологической подготовки производства, производства товаров и выполнения услуг, капитального строительства, гарантийного обслуживания товара фирмы. В свою очередь привлечение ресурсов для производства товаров, выполнения услуг подразделяется на ресурсы для непосредственного изготовления товаров, выполнения услуг, ремонтно-эксплуатационных нужд, непроизводственных нужд; для капитального строительства — на новое строительство, расширение производства, техническое перевооружение, реконструкцию;
• использование ресурсов по одному из перечисленных направлений;
• восстановление ресурсов;
• утилизацию или списание ресурсов.
Факторы улучшения использования ресурсов:
• применение к процессам движения ресурсов совокупности научных подходов и принципов менеджмента;
• оптимизация формирования и использования ресурсов путем применения методов нормирования, моделирования, прогнозирования, факторного, функционально- стоимостного анализа, экономического обоснования мероприятий по оптимизации, балансовых методов, сетевых моделей и др. методов;
• совершенствование конструкции товара;
• совершенствование технологии путем применения лазерных, электрофизических, электрохимических, электронно-лучевых, плазменных, биологических, радиационных и других прогрессивных методов, обеспечивающих минимум отходов и затрат труда;
• применение материалов с заранее заданными свойствами;
• типизация технологий путем унификации элементов конструкций технологических процессов и оборудования, оснастки, организации производства;
• совершенствование управления ресурсами;
• применение оптимальных для данных условий методов обеспечения ресурсами;
• стимулирование улучшения использования ресурсов.
Методы обеспечения ресурсами:
• через товарно-сырьевые биржи;
• прямые связи, аукционы, конкурсы;
• собственное производство или подготовка;
• спонсорство и др.
1 2 3 4 5