Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 04. Специальное дошкольное образование Дисциплина Литература.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Дальнейшее знакомство с героями раскрывает более важные факты, необходимые для понимания основной мысли рассказа. Это причина, из-за которой влюбленные когда-то расстались.

Короткая встреча дает понять, что молодые люди были во власти любви и страсти. Об этом в открытую утверждает Надежда, которая так и не смогла простить мужчину, покинувшего ее. Положение, которое главные герои занимали в обществе, их социальное неравенство стало причиной расставания ("Ведь при господах выросла"). Он, как представитель высшего света, не мог поступить иначе. Подобные предрассудки оказались выше настоящих чувств.

В этом произведении И. А. Бунин остается предан своим взглядам на любовь, которая со временем приводит либо к привязанности, привычке, либо заканчивается в силу каких-либо обстоятельств, зачастую трагедией. Однако автор в очередной раз доказал, что настоящая любовь - это неискоренимое чувство. На примере отношений со стороны Надежды, которая не скрывает, что продолжает любить Николая, он говорит о чистых, верных чувствах, сохраненных на всю жизнь. Поведение мужчины также говорит о том, что он остался неравнодушен. Но из-за предательства совесть его мучает, поэтому он стремится покинуть постоялый двор как можно быстрее, где теперь она была не прислугой, а хозяйкой.

Несомненным спутником героев в рассказе является природа. Дождливая погода будто сопровождает военного на пути в гостиницу, предвещая душевные переживания после долгой разлуки, бурю эмоций. Представитель светской моды на фоне "размытой дороги" осеннего ненастного дня не выглядит довольным. На обратном пути "лошади ровно шлепали по лужам". Погода осталась неизменной, она будто разделяла его печаль, стыд, сожаление.

Композиция рассказа прозрачна, представляет понятную последовательность действий. Изображение главного героя в начале и конце произведения тесно связано с образом русской дороги, которая не просто приводит его к воспоминаниям о прошлом, но обращает внимание на внутренний мир, в котором нашлось место для предательства и лжи. После момента раскаяния он вновь едет по той же дороге.

Любовь в рассказе Бунина играет большую роль. Она показала сущность каждого героя, помогла увидеть ошибки, которые, возможно, помогут измениться в лучшую сторону.

С точки зрения жанровой принадлежности, «Тёмные аллеи» — это рассказ.

Сюжет охватывает небольшой по длительности промежуток времени и минимальное количество действующих лиц. А отсутствие какой бы то ни было конкретики подчёркивает типичность ситуации, описанной в этом произведении. 


Задание 6(максимальное количество баллов – 4 баллов)

Прочитайте приведенное ниже стихотворение С. Есенина «Я покинул родимый дом» и выполните задания:

Я покинул родимый дом

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старую грусть.

 

Золотою лягушкою луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

 

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет Голубую Русь

Старый клен на одной ноге,

 

И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож.

1918г.

Вопросы ля письменного анализа:

а) В чём особенности композиции (построения) стихотворения?

Композиция в произведении линейная. Стихотворение можно разделить на 4 части.

- воспоминание о матери

- воспоминание об отце

- печаль о том, что расставание не скоро закончится

- сравнение самого поэта с кленом

б) Как движется взгляд лирического героя? Что переживает лирический герой?

Лирический герой стихотворения и образ автора в данном произведении едины, их практически невозможно разделить. Есенин рассказывает нам именно о себе, своей судьбе, личных переживаниях и воспоминаниях. В произведении нельзя выделить какой-либо сюжет и его
развитие, но поэт последователен в описании. Так, в первой строфе он сообщает читателю, что распрощался с родным домом, вспоминает о матери.
Во второй строфе Есенин говорит об отце. В третьей части он переживает о том, что не скоро снова увидит родных, так как долго еще “петь и звенеть пурге”. Завершается стихотворение описанием образа клена, который для лирического героя представляется стражем Руси, дома поэта. Есенин ассоциирует себя с ним: “тот старый клен головой на меня похож”.

в) Какие словесные изобразительные и выразительные детали кажутся вам особенно значимыми? Объясните роль этих деталей для понимания стихотворения.

Стихотворение написано с использованием различных художественных средств, благодаря чему читатель представляет красочную картину, описанную поэтом.

Есенин использует много метафор: “березняк над прудом теплит… грусть”, “седина у отца пролилась в бороде”. Кроме того, наблюдаются также и олицетворения: “долго петь и звенеть пурге”, “Стережет голубую Русь старый клён на одной ноге”, сравнение: “Золотою лягушкой луна распласталась…”, “Словно яблонный цвет, седина”.



Разнообразны эпитеты, применённые автором: “голубую Русь”, “старый клён”, “на тихой воде”.

Интересным представляется способ, который характерен для Есенина как поэта. Он ассоциирует себя с природой. В данном случае – с деревом: “…тот старый клён головой на меня похож”.

Такой приём не только отражает привязанность, неотделимость поэта от природы, русской земли, родины, но и рисует нам образ самого поэта. При этом он кажется старым, много пережившим, трудно представить, что это стихотворение написано 23-летним поэтом, молодым ещё человеком.

г) Обратите внимание на систему повторов в поэтической речи. Какой эффект они создают, чему служат?

Словесные повторы также придают поэтическим признакам стихотворения насыщенность, направляя ее (т.е. стихотворения) в русло эмоционального произношения. Моменты словесных повторов реализуются как обязательное требование стихотворной технологии, и превращается в стимул для упорядочения симметрических синтаксических конструкций.

Задание 7(максимальное количество баллов – 3 баллов)

В каких произведениях русских писателей, поэтов звучит военная тема и что сближает эти произведения с «Тихим Доном » М.А. Шолохова? Перечислите не менее 5 произведений, укажите автора, обоснуйте свой ответ.

Военная тема звучит не только в романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон», но и во многих других произведениях русской классики. Так, в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» изображена Отечественная война. Во время пожара в Москве родители Наташи Ростовой предлагают использовать подводы для перевозки личных вещей. Саму Наташу данная мысль приводит в ярость. Она не понимает, почему нельзя взять раненых и увезти их на подводах, а не вещи. Она не думает о собственном комфорте и прежде всего заботится о других, так же, как и Ильинична решает увезти Дуняшу с детьми, а самой остаться, даже «если красные займут хутор». Ильинична думает прежде всего о том, как уберечь родных от гибели, вместо того, чтобы спасать свою жизнь.

Военная тема звучит также в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов теряет на войне всех близких и родных. У него нет больше жены, дочерей. Единственной надеждой для него является сын, с которым он мог бы жить в дальнейшем, но и тот погибает в самые последние дни Великой Отечественной Войны. Андрей Соколов переживает действительно трагедию жизни, у него никого нет и он одинок. Его глаза «усыпанные пеплом», становятся свидетельством страшной обреченности души. Ильинична тоже теряет родных в годы войны. Её мужа и сына, Петро, больше нет в живых. Она испытывает скорбь и невыносимую боль от этой трагедии и от осознания того, что больше никогда их не увидит. Тем не менее, Андрей Соколов обретает новый смысл жизни, выбирается из этой всепоглощающей тоски и боли. Он усыновляет мальчика Ванюшу и теперь посвящает себя ему. Ильинична же, напротив, хоть и получает поддержку от окружающих, но до конца дней фактически остается одна.


С шолоховским «Тихим Доном» можно сопоставить «Капитанскую дочку» А.С.Пушкина.

Трагедию военного времени отразил Л. Н. Толстой и в «Севастопольских рассказах», в которых автор описал события Крымской войны, « ужасные, поражающие душу зрелища». Невозможно спокойно читать о том, как молодые ребята, женщины теряют на фронте руки и ноги, как равнодушно бросают фельдшера отрезанные части тела в угол, как в страданиях погибают люди, издавая жуткие стоны и вопли.  Л. Н. Толстой, как и М. А. Шолохов, в очередной раз доказал: война несет боль, горе и смерть.

В те же годы Великой Отечественной войны А.Т Твардовский создает книгу про бойца, носящую название " Василий Теркин". Главный герой - образ настоящего солдата, не боящегося никаких преград солдата, которого трудности только закаляют. В главе "Переправа" Теркин переплывает через ледяную реку, и "рыбам холодна". Им движет простое, горячее стремление помочь людям. В " Войне и Мире " Л.Н Толстого капитан Тушин тоже совершает немыслимый подвиг благодаря своей железной стойкости и непоколебимой самоотверженности. И при этом Толстой подмечает, что капитан жил жизнью солдат, казался простачком и был скромен.Тем самым авторы поднимают вопросы о силе духа русского народа в минуты опасности, о том, что истинные герои войны-это простой народ и именно их кровью пишется история. При всем этом герои не просят ни славы, ни наград. Они полны чувства сопричастности родной земле, истинного, а не ложного, патриотизма. Но, помимо этого, писатели всех трех произведений говорят об ужасах войны, не восхваляя ее и не романтизируя ее. Они пишут о том, как война влияет на судьбы людей и о том, что она - это необходимость, поставленная временем трудная задача, которую нужно преодолеть .