Файл: Шерстобитова Светлана Николаевна Методист к культурологии, доцент Швецова Ольга Юрьевна Нижневартовск, 2022 содержание Характеристика образовательной среды программные требования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Нижневартовский государственный университет»
Факультет искусств и дизайна
Кафедра музыкального образования
Методическое обеспечение образовательного процесса
организации и управления музыкально-практической
деятельности школьников по вокально-хоровой деятельности
(фрагмент урока музыки)
«Уголок России» музыка В.Шаинского, слова Е.Шевелевой |
Выполнила:
студентка 2 курса, 4003 группы
Шерстобитова Светлана Николаевна
Методист:
к. культурологии, доцент
Швецова Ольга Юрьевна
Нижневартовск, 2022
СОДЕРЖАНИЕ:
-
Характеристика образовательной среды. Программные требования ФГОС НОО ………………………………………………………… -
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания…… -
Программа «Музыка» В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр, В.А. Школяр 1-4 классов……………………………………………………………………
-
ведущие методы…………………………………………………………… -
содержание программы 4 года обучения…………………………………. -
тематическое содержание музыкального образования 4 года обучения………………………………………………………………………... -
основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса……………………………………………………………………………
-
Календарно-тематическое планирование……………………………. -
Конспект фрагмента урока музыки…………………………………… -
План работы над песней………………………………………………… -
Список литературы……………………………………………………….
-
Характеристика образовательной среды. Программные требования ФГОС НОО
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Основное общее образование
В основной школе личностными результатами обучения музыке являются формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Этому способствует определенный метод подачи материала, который стимулирует интерес учащихся к самостоятельной интеллектуальной деятельности, основанной на поиске тех или иных решений, связанных с индивидуальными особенностями каждого, жизненными реалиями и констатирующих в итоге необходимость музыкально-художественной деятельности и ее значение для личности учащегося. Такого рода результаты проявляются, например, в исследовательской деятельности учащихся по освоению раздела учебника «Самостоятельно работаем: читаем, слушаем, поём, размышляем».
Личностными результатами изучения музыки являются:
- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части всей духовной культуры личности;
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни;
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его стилей, форм и жанров;
- потребность общения с музыкальным искусством своего народа и других народов мира;
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;
- овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности.
В процессе обучения музыке в основной школе метапредметные результаты формируются через освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющих основу умения учиться: познавательных (знакомство с музыкальным своеобразием культур разных стран, освоение произведений «золотого фонда» музыкальной культуры мира, углубленное знакомство с музыкальной жизнью России, с различными периодами развития национальной культуры);
регулятивных (участие в совместном открытии знаний, в диалогах с учителем, в дискуссиях с классом с привлечением исключительно средства музыкальной выразительности – музыкальное цитирование, музыкальная импровизация и т.д.);
коммуникативных (они заложены в самом существе музыкального искусства, как универсального коммуникативного средства, и реализуются в совместном музицировании – вокальном и инструментальном ансамблевом исполнительстве, хоровом пении, совместной музыкально-ритмической деятельности).
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
- анализ собственных умений и навыков освоения музыкального искусства;
- проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов;
- наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни России и других стран мира;
- убеждённость в преобразующем воздействии музыки и других искусств на человека и на жизнь в целом;
- умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.
Приобретаемый учащимися опыт в специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира, включены в конкретные предметные требования.
Предметными результатами изучения музыки являются:
- понимание роли и значения музыки в жизни подростка, школьной среды и окружающей жизни;
- наличие эстетического восприятия произведений музыкального искусства и явлений действительности;
- общие представления о закономерностях и интонационно-образной природе музыки, выразительности музыкального языка, о единстве содержания и формы;
- знания о музыкальных и культурных традициях своего народа и народов других стран;
- сформированность опыта творческой деятельности, практических умений и навыков в исполнении музыки разных форм и жанров;
- использование музыкальной терминологии для обозначения содержания, средств выразительности и их свойств в произведениях искусства;
- понимание значения деятельности композитора, исполнителя, слушателя, знание творческих биографий, конкретных произведений.
2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания
Содержание изучения музыки на ступени основного общего образования представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования.
Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО), изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;
- развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;
- развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.).
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:
-
становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры; -
развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, -
музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения; -
освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; -
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений; -
воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся. -
развитие творческих сил подростка, которые сделали бы успешным и плодотворным процесс формирования его музыкальной культуры как части всей его духовной культуры.
Для этого необходимо решение таких задач, как
-
развитие у подростков способности к эстетическому освоению мира и оценке музыкальных произведений по законам гармонии и красоты; -
воспитание художественного мышления, постигающего жизненные и музыкальные явления во всей их сложности и совокупности противоречий; -
освоение музыки в союзе с другими видами искусства, понимание сущности их взаимодействия в восприятии целостной картины мира; -
изучение музыки как вида искусства в многообразии форм и жанров, усвоение особенностей музыкального языка, способов исполнительства; -
знание лучшего, что создано в отечественной и зарубежной классике, в творчестве современных композиторов, народной музыке; -
развитие художественных умений и навыков, слушательской и исполнительской культуры учащихся, их творческой индивидуальности, проявляющихся в хоровом и сольном пении, импровизации на музыкальных инструментах, выражении музыкального образа через образ живописный, танцевальный, поэтический.
3. Программа «Музыка» В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр, В.А. Школяр 1-4 класс
Программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, изложенных в ФГОС начального общего образования.
Цель обучения:
-
Воспитание у обучающихся музыкальной культуры, как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.
Задачи обучения:
-
раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека-творца; -
формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке; -
воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта – человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку. -
развитие музыкального восприятия как творческого процесса – основы приобщения к искусству. -
овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства; -
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств; -
освоение музыкальных произведений и знаний о музыке; -
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности.
Для реализации программного содержания курса музыки используются следующие учебники, пособия:
1. Усачёва В.О., Школяр Л.В., учебник «Музыка»: 1-4 классы - М.: Вентана - Граф, 2014.
2. Усачёва В.О. Музыкальное искусство.1-4 классы: методическое пособие/ Усачёва В.О, Л.В. Школяр, Школяр В.А. .- М.: Вентана- Граф, 2013.
3. Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» (СD)
Специфика музыкальных занятий в начальной школе заключается в овладении общими способами постижения музыкального искусства, позволяющими как можно раньше представить в сознании учащихся целостный образ музыки, приобщить к музыкальной культуре.
Изучение музыки позволяет достичь личностных, метапредметных и предметных результатов в освоении учебного предмета.
Личностные результаты:
-
формирование основ национальных ценностей российского общества; -
формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов; -
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умении избегать конфликтов; -
развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; -
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.