Файл: Шерстобитова Светлана Николаевна Методист к культурологии, доцент Швецова Ольга Юрьевна Нижневартовск, 2022 содержание Характеристика образовательной среды программные требования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижневартовский государственный университет»

Факультет искусств и дизайна

Кафедра музыкального образования
Методическое обеспечение образовательного процесса

организации и управления музыкально-практической

деятельности школьников по вокально-хоровой деятельности

(фрагмент урока музыки)


«Уголок России»

музыка В.Шаинского, слова Е.Шевелевой

Выполнила:

студентка 2 курса, 4003 группы

Шерстобитова Светлана Николаевна

Методист:

к. культурологии, доцент

Швецова Ольга Юрьевна


Нижневартовск, 2022

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Характеристика образовательной среды. Программные требования ФГОС НОО …………………………………………………………

  2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания……

  3. Программа «Музыка» В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр, В.А. Школяр 1-4 классов……………………………………………………………………

  1. ведущие методы……………………………………………………………

  2. содержание программы 4 года обучения………………………………….

  3. тематическое содержание музыкального образования 4 года обучения………………………………………………………………………...

  4. основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса……………………………………………………………………………

  1. Календарно-тематическое планирование…………………………….

  2. Конспект фрагмента урока музыки……………………………………

  3. План работы над песней…………………………………………………

  4. Список литературы……………………………………………………….




  1. Характеристика образовательной среды. Программные требования ФГОС НОО


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»


Основное общее образование
В основной школе личностными результатами обучения музыке являются формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Этому способствует определенный метод подачи материала, который стимулирует интерес учащихся к самостоятельной интеллектуальной деятельности, основанной на поиске тех или иных решений, связанных с индивидуальными особенностями каждого, жизненными реалиями и констатирующих в итоге необходимость музыкально-художественной деятельности и ее значение для личности учащегося. Такого рода результаты проявляются, например, в исследовательской деятельности учащихся по освоению раздела учебника «Самостоятельно работаем: читаем, слушаем, поём, размышляем».

Личностными результатами изучения музыки являются:

- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части всей духовной культуры личности;

- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни;

- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его стилей, форм и жанров;

- потребность общения с музыкальным искусством своего народа и других народов мира;

- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

- овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности.
В процессе обучения музыке в основной школе метапредметные результаты формируются через освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющих основу умения учиться: познавательных (знакомство с музыкальным своеобразием культур разных стран, освоение произведений «золотого фонда» музыкальной культуры мира, углубленное знакомство с музыкальной жизнью России, с различными периодами развития национальной культуры);

регулятивных (участие в совместном открытии знаний, в диалогах с учителем, в дискуссиях с классом с привлечением исключительно средства музыкальной выразительности – музыкальное цитирование, музыкальная импровизация и т.д.);

коммуникативных (они заложены в самом существе музыкального искусства, как универсального коммуникативного средства, и реализуются в совместном музицировании – вокальном и инструментальном ансамблевом исполнительстве, хоровом пении, совместной музыкально-ритмической деятельности).


Метапредметными результатами изучения музыки являются:

- анализ собственных умений и навыков освоения музыкального искусства;

- проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов;

- наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни России и других стран мира;

- убеждённость в преобразующем воздействии музыки и других искусств на человека и на жизнь в целом;

- умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.
Приобретаемый учащимися опыт в специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира, включены в конкретные предметные требования.
Предметными результатами изучения музыки являются:

- понимание роли и значения музыки в жизни подростка, школьной среды и окружающей жизни;

- наличие эстетического восприятия произведений музыкального искусства и явлений действительности;

- общие представления о закономерностях и интонационно-образной природе музыки, выразительности музыкального языка, о единстве содержания и формы;

- знания о музыкальных и культурных традициях своего народа и народов других стран;

- сформированность опыта творческой деятельности, практических умений и навыков в исполнении музыки разных форм и жанров;

- использование музыкальной терминологии для обозначения содержания, средств выразительности и их свойств в произведениях искусства;

- понимание значения деятельности композитора, исполнителя, слушателя, знание творческих биографий, конкретных произведений.
2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания

Содержание изучения музыки на ступени основного общего образования представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования.

Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО), изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей:


- формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;

- развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;

- развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.).

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

  • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

  • развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса,

  • музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

  • развитие творческих сил подростка, которые сделали бы успешным и плодотворным процесс формирования его музыкальной культуры как части всей его духовной культуры.



Для этого необходимо решение таких задач, как

  • развитие у подростков способности к эстетическому освоению мира и оценке музыкальных произведений по законам гармонии и красоты;

  • воспитание художественного мышления, постигающего жизненные и музыкальные явления во всей их сложности и совокупности противоречий;

  • освоение музыки в союзе с другими видами искусства, понимание сущности их взаимодействия в восприятии целостной картины мира;

  • изучение музыки как вида искусства в многообразии форм и жанров, усвоение особенностей музыкального языка, способов исполнительства;

  • знание лучшего, что создано в отечественной и зарубежной классике, в творчестве современных композиторов, народной музыке;

  • развитие художественных умений и навыков, слушательской и исполнительской культуры учащихся, их творческой индивидуальности, проявляющихся в хоровом и сольном пении, импровизации на музыкальных инструментах, выражении музыкального образа через образ живописный, танцевальный, поэтический.



3. Программа «Музыка» В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр, В.А. Школяр 1-4 класс

Программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, изложенных в ФГОС начального общего образования.

Цель обучения:

  • Воспитание у обучающихся музыкальной культуры, как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.

Задачи обучения:

  • раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека-творца;

  • формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке;

  • воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта – человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.

  • развитие музыкального восприятия как творческого процесса – основы приобщения к искусству.

  • овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств;

  • освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности.

Для реализации программного содержания курса музыки используются следующие учебники, пособия:

1. Усачёва В.О., Школяр Л.В., учебник «Музыка»: 1-4 классы - М.: Вентана - Граф, 2014.

2. Усачёва В.О. Музыкальное искусство.1-4 классы: методическое пособие/ Усачёва В.О, Л.В. Школяр, Школяр В.А. .- М.: Вентана- Граф, 2013.

3. Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» (СD)

Специфика музыкальных занятий в начальной школе заключается в овладении общими способами постижения музыкального искусства, позволяющими как можно раньше представить в сознании учащихся целостный образ музыки, приобщить к музыкальной культуре.

Изучение музыки позволяет достичь личностных, метапредметных и предметных результатов в освоении учебного предмета.

Личностные результаты:

  • формирование основ национальных ценностей российского общества;

  • формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умении избегать конфликтов;

  • развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.