Файл: Шерстобитова Светлана Николаевна Методист к культурологии, доцент Швецова Ольга Юрьевна Нижневартовск, 2022 содержание Характеристика образовательной среды программные требования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предметные результаты:

  • сформированность основ музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  • умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

  • использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Метапредметные результаты:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) для решения задач;

  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Музыка»;

  • осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построения рассуждений;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог.

Основу программы составляет русское и зарубежное классическое и музыкальное наследие: народная музыка, фольклор, духовная и современная музыка. При отборе музыкального материала учитывался принцип «незаменимости» той или иной музыки для данного возраста. Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие важную роль в развитии музыкальной культуры школьников в данный возрастной период.

Программа опирается на следующие принципы:

  • Преподавание музыки в школе как живого образного искусства.

  • Возвышение ребенка до филосовско-эстетической сущности искусства.

  • Деятельное освоение искусства.

  • Проникновение в природу искусства и его закономерностей.

  • Моделирование художественно-творческого процесса.

Ведущие методы

«Метод моделирования художественно-творческого процесса» - позволяет каждому ребёнку встать в позицию композитора, отвечающего для себя на вопросы, которыми и мучается сам композитор-творец: о чём и как я хочу сказать людям своей музыкой, почему именно это важно для меня, и важно ли это для других?.., каких героев я хочу показать, каким характером они будут наделены.


«Метод сочинения и импровизации» - это возможность для учащихся на основе полученного образа осуществить творческий отбор выразительных средств и интонаций, которые, по их мнению, лучше и полнее раскроют жизненное содержание произведения и творческий замысел автора. Ребята пробуют исполнить песню, имея только слова, они становятся в позицию композитора - как бы сочинившего произведение автора для себя, а значит ребенок «пропускает музыку» через свою душу и сердце.

«Метод содержательного анализа инструментального произведения» - раскрывает школьникам «технологию» деятельности слушателя. Как много надо знать, чтобы провести содержательный анализ. Его суть состоит в следующем: анализ произведения начинается с выдвижения содержательного положения (художественной идеи), которое затем конкретизируется в процессе его музыкально-драматургического воплощения. Благодаря этому анализ протекает с самого начала целостно и на теоретическом уровне – как движение от содержания к форме, от общего к частному, а деятельность школьников приобретает творческий характер.

В данной программе вокально-хоровое исполнительство детей, игра на музыкальных инструментах, исполнение музыки в движении, слушание музыки рассматриваются в качестве форм приобщения к музыке. В качестве видов музыкальной деятельности представлена деятельность композитора, исполнителя, слушателя. Эти виды деятельности отражают три необходимых условия существования музыки, развертывания музыкально-художественной деятельности как целостного явления в единстве процесса и результата.

Содержание программы четвертого года обучения

Содержание 4-го класса даёт школьникам представление о компози­торской и народной музыке, о музыке народов России, ближнего и дальнего зарубежья. Выявляют наци­ональные особенности, характерные черты музыки того или иного народа (через тождество и контраст, сравнение, сопоставление уклада жизни, природы и пр.). Триединство «композитор – испол­нитель – слушатель» - сквозная линия содержания программы 4-го класса. Обобщение первоначаль­ных представлений и знаний о твор­честве композиторов-классиков, о народной музыке разных стран, об исполнителях. Включение в занятия образцов музыкального фольклора (аутентич­ного, подлинного н стилизованно­го), духовной музыки, произведений «золотого фонда» русской классики, которые осваиваются в различных формах и видах музыкально-ис­полнительской и творческой (сочи­нение, импровизации) деятельности школьников.


В 4 классе акцентируется проблема главных тем:

  1. «Музыка моего народа» - связанная с многообразием музыкальных произведений (музыкально-историческая тема, музыкально-патриотическая тема, духовная музыка). Учащимся дается представление о композиторской и народной музыке.

Богатство содержания русских народных песен, их жанровое мно­гообразие (лирические, протяжные, былины, хороводные, обрядовые, солдатские, частушки и др.), особен­ности музыкального языка. Детский музыкальный фольклор. Значение музыки в народных праздниках на Руси. Кроме того, ряд внутренних тем освещает вопросы влияния содержания на музыкальную интонационность, на различные музыкальные формы. «Академическая» и «народная» манеры исполнения. Певцы, ансамб­ли, хоры. Известные исполнители – певцы, инструменталисты, дирижё­ры, хоры, оркестры. Русские народ­ные музыкальные инструменты (гусли, балалайка, рожок, гармонь и др.). Оркестр русских народных инструментов. Интонационное родство музыки русских композиторов с народным музыкальным фольклором: общ­ность тем, сюжетов, образов, приё­мов развития.

  1. «Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ»музыкальное путешествие предстает в ориентации на яркие музыкальные стили. Школьники знакомятся с музыкальной культурой России, Украины, Белоруссии, Польши, Италии, Австрии, Германии, Норвегии, Франции. Весь учебно-воспитательный процесс на уроке пронизывает опыт слушания музыки, в вокально-хоровом и инструментальном исполнении, в музыкально-пластической деятельности, музыкальных импровизациях и сочинении музыки, в установлении связей музыки с другими видами искусств и между музыкой и стилями композиторов разных национальностей и стран (через тождество и контраст, сравнение, сопоставление уклада жизни, природы и т.д.)



Освоение национального музыкального материала в школе будет способствовать расширению музыкального кругозора учащихся, формированию уважительного отношения к музыке других народов, выявлению процессов взаимосвязей и взаимодействий культур. В процессе музыкальных занятий учащийся знакомится с тем, что между музыкой народной и композиторской имеются многочисленные связи, что на формирование и развитие национальной музыкальной культуры влияет искусство других стран и народов. Основная задача на этом этапе заключается в том, чтобы раскрыть детям красоту музыки разных народов, выявить характерные особенности народных композиторских произведений, раскрыть своеобразие и общность музыкальных культур.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

К концу обучения в 4 классе учащиеся могут:
знать/понимать

 слова и мелодию Гимна России;

 смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

 названия изученных жанров и форм музыки;

 народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);

 названия изученных произведений и их авторов;

 наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;

уметь

 узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

 определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);

 определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика)

в музыкальных произведениях (фрагментах);

 передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;

 исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;

 исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);


Тематическое планирование по музыке

4-й класс (34 часа в неделю)



п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Содержание темы

Основные виды деятельности


Формы контроля

11.

Музыка моего народа

16

• Триединство «композитор - исполнитель - слушатель» - сквозная линия содержания программы 4-го класса. Обобщение первоначальных представлений и знаний о творчестве композиторов-классиков, о народной музыке разных стран, об исполнителях. Формирование на этом материале умений и навыков хорового, ансамблевого, инструментального, вокально-инструментального музицирования.

• Включение в занятия образцов музыкального фольклора (аутентичного, подлинного и стилизованного), духовной музыки, произведений «золотого фонда» русской классики, которые осваиваются в различных формах и видах музыкально-исполнительской и творческой (сочинение, импровизации) деятельности школьников.

• Музыка Русской православной церкви как часть отечественной художественной культуры, как «звено» в храмовом синтезе искусств (слово, иконопись, архитектура). Богатство содержания русских народных песен, их жанровое многообразие (лирические, протяжные, былины, хороводные, обрядовые, солдатские, частушки и др.), особенности музыкального языка. Детский музыкальный фольклор. Значение музыки в народных праздниках на Руси.

• Академическая и «народная» манеры исполнения. Певцы, ансамбли, хоры. Известные исполнители-певцы, инструменталисты, дирижёры, хоры, оркестры. Русские народные музыкальные инструменты (гусли, балалайка, рожок, гармонь и др.). Оркестр русских народных инструментов.

• Интонационное родство музыки русских композиторов с народным музыкальным фольклором общность тем, сюжетов, образов, приёмов развития.

Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

Размышлять и рассуждать об отечественной музыке и многообразии музыкального фольклора России.

Сравнивать различные образцы народной и профессиональной

музыки.

Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.

Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки.

Наблюдать и оценивать ин-тонационное богатство музыкального мира.

Участвовать в музыкальной жизни страны, школы, города и др.

Узнавать по звучанию и называть выдающихся исполнителей и исполнительские коллективы (в пределах изученного).

Осуществлять коллективную музыкально-поэтическую деятельность (на основе музыкально-исполнительского замысла), корректировать собственное исполнение.

Фронтальный,

групповой,

индивидуальный.

Тестирование,

музыкальная викторина

2

2.

Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ

18

• Каждый народ имеет свой музы­кальный и разговорный (литератур­ный) язык. Богатство и многообра­зие музыкальной культуры разных стран и народов.

• Музыкальный язык интернацио-
нален, понятен всем без перевода.
Музыка - это язык, который выра-
жает чувства и мысли людей.

• Многообразие жанров, тем, сюжетов и образов в народной и профессиональной музыке разных стран и народов.

• Сходство и различие музыкального языка русской музыки с музыкой ближнего зарубежья, западноевропейской музыкой, музыкой других национальных школ.

• Поиск интонационно-образных особенностей, характерных черт музыкального языка

Воспринимать профессиональное и музыкальное творчество народов мира.

Соотносить интонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего народа и народов других стран

Мира.

Анализировать художественно-образное содержание, музы-кальный язык произведений мирового музыкального искусства. Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира.

Участвовать в инсценировках традиционных обрядов народов мира на основе полученных знаний.

Воплощать художественно-образное содержание музыкального народного творчества в песнях, играх, действах.

Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов.

Фронтальный,

групповой,

индивидуальный.

Тестирование,

музыкальная викторина