Файл: Шерстобитова Светлана Николаевна Методист к культурологии, доцент Швецова Ольга Юрьевна Нижневартовск, 2022 содержание Характеристика образовательной среды программные требования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Предметные результаты:
-
сформированность основ музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; -
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; -
использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Метапредметные результаты:
-
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; -
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) для решения задач; -
использование различных способов поиска, сбора, обработки, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Музыка»; -
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами и составлять тексты в устной и письменной формах; -
овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построения рассуждений; -
готовность слушать собеседника и вести диалог.
Основу программы составляет русское и зарубежное классическое и музыкальное наследие: народная музыка, фольклор, духовная и современная музыка. При отборе музыкального материала учитывался принцип «незаменимости» той или иной музыки для данного возраста. Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие важную роль в развитии музыкальной культуры школьников в данный возрастной период.
Программа опирается на следующие принципы:
-
Преподавание музыки в школе как живого образного искусства. -
Возвышение ребенка до филосовско-эстетической сущности искусства. -
Деятельное освоение искусства. -
Проникновение в природу искусства и его закономерностей. -
Моделирование художественно-творческого процесса.
Ведущие методы
«Метод моделирования художественно-творческого процесса» - позволяет каждому ребёнку встать в позицию композитора, отвечающего для себя на вопросы, которыми и мучается сам композитор-творец: о чём и как я хочу сказать людям своей музыкой, почему именно это важно для меня, и важно ли это для других?.., каких героев я хочу показать, каким характером они будут наделены.
«Метод сочинения и импровизации» - это возможность для учащихся на основе полученного образа осуществить творческий отбор выразительных средств и интонаций, которые, по их мнению, лучше и полнее раскроют жизненное содержание произведения и творческий замысел автора. Ребята пробуют исполнить песню, имея только слова, они становятся в позицию композитора - как бы сочинившего произведение автора для себя, а значит ребенок «пропускает музыку» через свою душу и сердце.
«Метод содержательного анализа инструментального произведения» - раскрывает школьникам «технологию» деятельности слушателя. Как много надо знать, чтобы провести содержательный анализ. Его суть состоит в следующем: анализ произведения начинается с выдвижения содержательного положения (художественной идеи), которое затем конкретизируется в процессе его музыкально-драматургического воплощения. Благодаря этому анализ протекает с самого начала целостно и на теоретическом уровне – как движение от содержания к форме, от общего к частному, а деятельность школьников приобретает творческий характер.
В данной программе вокально-хоровое исполнительство детей, игра на музыкальных инструментах, исполнение музыки в движении, слушание музыки рассматриваются в качестве форм приобщения к музыке. В качестве видов музыкальной деятельности представлена деятельность композитора, исполнителя, слушателя. Эти виды деятельности отражают три необходимых условия существования музыки, развертывания музыкально-художественной деятельности как целостного явления в единстве процесса и результата.
Содержание программы четвертого года обучения
Содержание 4-го класса даёт школьникам представление о композиторской и народной музыке, о музыке народов России, ближнего и дальнего зарубежья. Выявляют национальные особенности, характерные черты музыки того или иного народа (через тождество и контраст, сравнение, сопоставление уклада жизни, природы и пр.). Триединство «композитор – исполнитель – слушатель» - сквозная линия содержания программы 4-го класса. Обобщение первоначальных представлений и знаний о творчестве композиторов-классиков, о народной музыке разных стран, об исполнителях. Включение в занятия образцов музыкального фольклора (аутентичного, подлинного н стилизованного), духовной музыки, произведений «золотого фонда» русской классики, которые осваиваются в различных формах и видах музыкально-исполнительской и творческой (сочинение, импровизации) деятельности школьников.
В 4 классе акцентируется проблема главных тем:
-
«Музыка моего народа» - связанная с многообразием музыкальных произведений (музыкально-историческая тема, музыкально-патриотическая тема, духовная музыка). Учащимся дается представление о композиторской и народной музыке.
Богатство содержания русских народных песен, их жанровое многообразие (лирические, протяжные, былины, хороводные, обрядовые, солдатские, частушки и др.), особенности музыкального языка. Детский музыкальный фольклор. Значение музыки в народных праздниках на Руси. Кроме того, ряд внутренних тем освещает вопросы влияния содержания на музыкальную интонационность, на различные музыкальные формы. «Академическая» и «народная» манеры исполнения. Певцы, ансамбли, хоры. Известные исполнители – певцы, инструменталисты, дирижёры, хоры, оркестры. Русские народные музыкальные инструменты (гусли, балалайка, рожок, гармонь и др.). Оркестр русских народных инструментов. Интонационное родство музыки русских композиторов с народным музыкальным фольклором: общность тем, сюжетов, образов, приёмов развития.
-
«Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ» - музыкальное путешествие предстает в ориентации на яркие музыкальные стили. Школьники знакомятся с музыкальной культурой России, Украины, Белоруссии, Польши, Италии, Австрии, Германии, Норвегии, Франции. Весь учебно-воспитательный процесс на уроке пронизывает опыт слушания музыки, в вокально-хоровом и инструментальном исполнении, в музыкально-пластической деятельности, музыкальных импровизациях и сочинении музыки, в установлении связей музыки с другими видами искусств и между музыкой и стилями композиторов разных национальностей и стран (через тождество и контраст, сравнение, сопоставление уклада жизни, природы и т.д.)
Освоение национального музыкального материала в школе будет способствовать расширению музыкального кругозора учащихся, формированию уважительного отношения к музыке других народов, выявлению процессов взаимосвязей и взаимодействий культур. В процессе музыкальных занятий учащийся знакомится с тем, что между музыкой народной и композиторской имеются многочисленные связи, что на формирование и развитие национальной музыкальной культуры влияет искусство других стран и народов. Основная задача на этом этапе заключается в том, чтобы раскрыть детям красоту музыки разных народов, выявить характерные особенности народных композиторских произведений, раскрыть своеобразие и общность музыкальных культур.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
К концу обучения в 4 классе учащиеся могут:
знать/понимать
слова и мелодию Гимна России;
смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
названия изученных жанров и форм музыки;
народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);
названия изученных произведений и их авторов;
наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;
уметь
узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);
определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика)
в музыкальных произведениях (фрагментах);
передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;
исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);
Тематическое планирование по музыке
4-й класс (34 часа в неделю)
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Содержание темы | Основные виды деятельности | Формы контроля |
11. | Музыка моего народа | 16 | • Триединство «композитор - исполнитель - слушатель» - сквозная линия содержания программы 4-го класса. Обобщение первоначальных представлений и знаний о творчестве композиторов-классиков, о народной музыке разных стран, об исполнителях. Формирование на этом материале умений и навыков хорового, ансамблевого, инструментального, вокально-инструментального музицирования. • Включение в занятия образцов музыкального фольклора (аутентичного, подлинного и стилизованного), духовной музыки, произведений «золотого фонда» русской классики, которые осваиваются в различных формах и видах музыкально-исполнительской и творческой (сочинение, импровизации) деятельности школьников. • Музыка Русской православной церкви как часть отечественной художественной культуры, как «звено» в храмовом синтезе искусств (слово, иконопись, архитектура). Богатство содержания русских народных песен, их жанровое многообразие (лирические, протяжные, былины, хороводные, обрядовые, солдатские, частушки и др.), особенности музыкального языка. Детский музыкальный фольклор. Значение музыки в народных праздниках на Руси. • Академическая и «народная» манеры исполнения. Певцы, ансамбли, хоры. Известные исполнители-певцы, инструменталисты, дирижёры, хоры, оркестры. Русские народные музыкальные инструменты (гусли, балалайка, рожок, гармонь и др.). Оркестр русских народных инструментов. • Интонационное родство музыки русских композиторов с народным музыкальным фольклором общность тем, сюжетов, образов, приёмов развития. | Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Размышлять и рассуждать об отечественной музыке и многообразии музыкального фольклора России. Сравнивать различные образцы народной и профессиональной музыки. Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки. Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки. Наблюдать и оценивать ин-тонационное богатство музыкального мира. Участвовать в музыкальной жизни страны, школы, города и др. Узнавать по звучанию и называть выдающихся исполнителей и исполнительские коллективы (в пределах изученного). Осуществлять коллективную музыкально-поэтическую деятельность (на основе музыкально-исполнительского замысла), корректировать собственное исполнение. | Фронтальный, групповой, индивидуальный. Тестирование, музыкальная викторина |
2 2. | Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ | 18 | • Каждый народ имеет свой музыкальный и разговорный (литературный) язык. Богатство и многообразие музыкальной культуры разных стран и народов. • Музыкальный язык интернацио- нален, понятен всем без перевода. Музыка - это язык, который выра- жает чувства и мысли людей. • Многообразие жанров, тем, сюжетов и образов в народной и профессиональной музыке разных стран и народов. • Сходство и различие музыкального языка русской музыки с музыкой ближнего зарубежья, западноевропейской музыкой, музыкой других национальных школ. • Поиск интонационно-образных особенностей, характерных черт музыкального языка | Воспринимать профессиональное и музыкальное творчество народов мира. Соотносить интонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего народа и народов других стран Мира. Анализировать художественно-образное содержание, музы-кальный язык произведений мирового музыкального искусства. Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира. Участвовать в инсценировках традиционных обрядов народов мира на основе полученных знаний. Воплощать художественно-образное содержание музыкального народного творчества в песнях, играх, действах. Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов. | Фронтальный, групповой, индивидуальный. Тестирование, музыкальная викторина |