Файл: Шерстобитова Светлана Николаевна Методист к культурологии, доцент Швецова Ольга Юрьевна Нижневартовск, 2022 содержание Характеристика образовательной среды программные требования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Конспект фрагмента урока музыки
Класс: 4
Тема урока: «Голос России в музыке»
Тема четверти: Музыка моего народа
Цель урока: создать музыкальный образ России на различных примерах русской музыкальной культуры.
Задачи урока:
- формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;
- учить слушать музыку, эмоционально исполнять песни, передавая характер произведения;
- воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к большой и малой Родине;
- развивать в процессе вокально-хоровой работы певческие навыки;
- познакомить учащихся с музыкой русских композиторов М. П. Мусоргскогого и М. И. Глинки.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения:
- Словесный: беседа, объяснение, рассказ, дискуссия.
- Наглядный: иллюстрация (показ песни), мультимедийная презентация.
- Практический: вокально-хоровая работа (пение по фразам, рабочий дирижерский жест при разучивании, пение про себя, пение на слог и др.).
Оборудование (МТО и ТСО): фортепиано, компьютер, мультимедийный проектор, экран, слайдовая презентация.
Личностные УУД
Формирование мотивации к обучению и познанию, адекватной самооценки, готовности открыто выражать свою позицию на уроке, адекватного понимания причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
Регулятивные УУД
Формирование умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умение оценивать результат своей деятельности, аргументировать свое мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.
Познавательные УУД
Формирование умения эмоционально исполнять музыкальные произведения; музицировать, выполнять танцевальные движения, воспринимать на слух музыкальные произведения.
Коммуникативные УУД
Формирования умения слушать учителя и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать в группе при решении учебных задач.
Этапы урока | Деятельность учителя Форма работы Метод | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) |
Организационный момент | Музыкальное приветствие. (Приложение 1). -здравствуйте ребята! Родина моя - Российская земля! Дружно здесь живем, Весело поем… Добрый день, добрый день, добрый день! Психологический настрой на урок. Фронтальная. | -Здравствуйте! | Личностные УУД: Формирование мотивации к обучению и познанию, адекватной самооценки, готовности открыто выражать свою позицию на уроке, адекватного понимания причин успеха (неуспеха) в учебном процессе. |
Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний. | - А сейчас сели все удобно и очень внимательно послушали. (Звучит русская народная песня «Ой, да ты, калинушка») - Что вы услышали? - Какая эта песня по характеру? - Ребята, эта песня композиторская или народная? - Кто исполняет эту песню? - А что бы вы мысленно нарисовали, слушая эту песню? СЛАЙД.(На слайде: березы, луга, поля) - Эти картины соответствуют вашему воображению? - А что их объединяет? - Какие чувства песня и картины о Родине передают? - А как была исполнена эта песня? (На слайде: acapella) - Что обозначает это слово? - Это связано как-то с русской традицией? На Руси считалось, что самый лучший инструмент – это человеческий голос) - Чей голос мы с вами услышали? - Какого народа? - Мы с вами прослушали песню, в ней звучал голос народа, исполнение без музыкального сопровождения – это русская традиция и сочинил ее русский народ. - Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? -А как называется наша Родина? - А как точнее сформулировать тему, объединив все, что вы сказали? «Голос России в музыке» (На слайде :Тема урока «Голос России в музыке») - Исходя из темы, которую мы обозначили, что бы вам хотелось узнать, открыть на сегодняшнем уроке? -Вы совершенно правы. Цель нашего урока: создать музыкальный образ России на различных примерах русской музыкальной культуры. (На слайде: цель урока) | Ответы детей: Песню широкая, раздольная, протяжная народная хор, ансамбль Да Образ Родины Любовь, нежность к Родине без музыкального сопровождения Да Голос народа Русского народа О русской музыке, об исполнителях русской музыки, о музыке нашей Родины Россия познакомиться с русской музыкой на различных музыкальных примерах, узнать о композиторах, которые писали музыку о России, познакомиться с музыкальной культурой русского народа | Регулятивные УУД: Формирование умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умение оценивать результат своей деятельности, аргументировать свое мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности. Познавательные УУД: Формирование умения эмоционально исполнять музыкальные произведения; музицировать, выполнять танцевальные движения, воспринимать на слух музыкальные произведения. Личностные УУД: Формирование мотивации к обучению и познанию, адекватной самооценки, готовности открыто выражать свою позицию на уроке, адекватного понимания причин успеха (неуспеха) в учебном процессе. |
Открытие нового знания | - И помогут нам в этом наши эксперты. Пожалуйста… - В народе говорят: «Где песня льется, там весело живется». Песни сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Существуют музыкальные инструменты, ставшие символом какого-либо народа. Есть такие музыкальные символы и у русского народа. Их заливистые серебристо-звонкие голоса не спутаешь ни с какими другими. - А что это за музыкальные инструменты ? Отгадайте загадки! 1.Он старинный инструмент. Как же нравится он всем! Издревле на нем играли, Нам былины рассказали. Он тоску разгонит, грусть ли. Заиграйте звонче … 2.В руки ты ее возьмешь, То растянешь, то сожмешь. Звонкая, нарядная Русская двухрядная, Заиграет, только тронь. Как зовут ее? … 3.А всего то три струны Ей для музыки нужны. Всех играю веселит Ой, звенит она, звенит. Кто такая, отгадай-ка. Это наша … - Да, русский народ мудр и талантлив, а как пойдет петь да плясать, так на всю улицу веселье! А что может быть задорнее и радостнее удалой русской песни-пляски. - А какой танец можно назвать символом России? - Давайте и мы с вами исполним хоровод. (Молодцы) - Народные песни слагались веками. Они помогали людям в жизни. Давайте попробуем представить в какие моменты жизни человека могла сопровождать народная песня? И вновь слово нашему эксперту. - Сегодня мы вспомним русскую народную песню «Как пошли наши подружки». Поем с солисткой и играем на шумовых музыкальных инструментах… (Молодцы) - Какое настроение в этой песне? - А что вы заметили в словах? - Да, ребята, повторение слов, распевность – это характерная особенность русской народной песни и не случайно многие русские композиторы в своих произведениях подражали русской народной песне. Русская народная песня как источник живой воды давала композиторам вдохновение, учила красоте и мастерству. | Гусли Гармонь Балалайка Хоровод Их пели во время обрядов, праздников и траурных дней. Люди сочиняли и пели песни, когда им было весело или грустно, когда они работали или отдыхали. Радостное, озорное, солнечное Повторение слов | Регулятивные УУД: Формирование умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умение оценивать результат своей деятельности, аргументировать свое мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности. Познавательные УУД: усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования, проектной деятельности. |
Слушание | - Сейчас мы послушаем музыку великого русского композитора М. П. Мусоргского. (слайд с портретом и годами жизни композитора), а вам задание - определить, что изображает музыка? - Какое время суток? - А менялся ли характер музыки, ее динамика? - А что вы увидели, слушая музыку? - Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы создать образ рассвета? - Близка ли эта мелодия к народной песне? - Да, ребята, здесь никто не поет, а просто звучит музыка, но она протяжная, распевная, ее хочется петь. - Какой инструмент солировал в этом произведении? - Флейта относится к группе каких инструментов? - Почему композитор отдал мелодию именно партии флейты? Вы правильно все сказали. Это симфоническое вступление к опере «Хованщина» «Рассвет на Москва-реке» - Что необычного вы услышали в этой музыке? - А что для России, Руси значат колокола? И вновь слово нашему эксперту. - И на нашем уроке тоже зазвучат колокола. Мы для вас приготовили сюрприз. Пожалуйста, ребята… (Праздничные звоны). .Россия, Родина – это край, где мы родились и живем. Это наш дом, это все, что нас окружает. | Музыка изображает рассвет, утро, лучи солнца Да, музыка как будто светлеет, становится громче, все просыпается Бескрайние просторы Родины, широкое раздолье Мажорный лад, разнообразную динамику, плавную мелодию Эта мелодия близка к народной песне Флейта Деревянных духовых Потому что звук у этого инструмента плавный, напевный, светлый Звучание колокола. Слайд: колокола Только на Руси с церквей раздаются колокольные звоны. Колокольные звоны – это голос нашей Родины и называют колокола русским чудом. Они по-разному звучат, рассказывая людям о тревогах и радостях, сообщая о бедствиях и праздниках. | Коммуникативные УУД: передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи. Регулятивные УУД: применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности. Коммуникативные УУД: передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи. Личностные УУД: понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни; осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности. |
Вокально-хоровая работа | -Сегодня я предлагаю вам познакомиться с песней, посвященной нашей Родине, которая называется «Уголок России». Написал эту песню композитор Владимир Шаинский. Послушайте пожалуйста песню и охарактеризуйте ее мелодию – душу песни. Скажите, о чем рассказывает эта песня и какие чувства вызывает? - Итак, ребята, каков характер мелодии этой песни? О чем рассказывает эта песня и какие чувства вызывает? Д: песнях. О том, что каждому человеку дорог его уголок России. - Отлично! А сейчас перейдём к разучиванию песни. Есть люди, которых по праву считают славой и гордостью музыкальной России. Это певцы, дирижеры, музыканты, композиторы. Их имена известны во всем мире! Они звучат Россией. | (Слушание песни в исполнении учителя “Уголок России” муз.В.Шаинского) Мелодия песни – это ее душа. Она очень нежная, лиричная, добрая, ласковая. В ней поется о нашей любимой Родине, нашей России. Ее просторах, отчем доме, русских песнях. О том, что каждому человеку дорог его уголок России. Исполняют песню Работа с сопрано, работа с альтами, соединение | Личностные УУД: понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни. Регулятивные УУД: осмысленность и обобщенность учебных действий, критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о музыке, о других видах искусства, музицирования, коррекция недостатков собственной художественно-музыкальной деятельности. |
Закрепление. Обобщение. Итог урока. | - Сейчас, ребята, проверим знания, полученные на сегодняшнем уроке. -Музыка какого композитора звучала на уроке? -Какое дерево считают символом России? -Какой классический инструмент солировал в опере «Хованщина»? - Какой инструмент на Руси оповещал народ о бедствиях и праздниках? -Молодцы ребята, вы все внимательно слушали, поэтому материал вами усвоен хорошо. - Ребята, услышали ли Вы сегодня на уроке голос России? - Что вы узнали для себя нового, интересного? - Сегодня на уроке вы были внимательны, вместе мы слушали, определяли, рассуждали, чувствовали радость, гордость, торжество, восхищались прекрасным звучанием русских народных инструментов. | М.Мусоргского Березу Флейта Колокол Да, конечно, услышали Мы узнали, что самый главный инструмент на Руси – человеческий голос. Узнали о том, что колокольный звон – это голос нашей Родины и называют колокола русским чудом. О музыкальных инструментах – символах России. | Познавательные УУД: применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности. Регулятивные УУД: владение умением целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений разных жанров, стилей. |
-
План работы над песней (разучивание 1-го куплета при демонстрации фрагмента урока музыки по вокально-хоровой деятельности):
Учитель | Обучающиеся | Методы |
Поет 1-ю фразу с текстом. | Слушают | — метод предупреждения ошибок; — метод сравнения; — фонетический метод; — объяснительно-иллюстративный метод; — репродуктивный метод; — метод мысленного пения; — метод анализа ситуаций; — метод игрового проектирования; — метод разучивания по слуху; — метод свободного дирижирования; — метод высотного моделирования; — метод пластического интонирования; — метод создания ассоциаций; — метод театрализации; — метод работы по партитуре; — метод сольфеджирования; — метод сольмизации; — пение с опорой на нотную запись; — активная эмоциональная и интеллектуальная включенность в процесс работы, создание условий для выявления творческих потенций личности; — построение процесса разучивания на основе оценки детьми результатов своей певческой деятельности; — формирование рефлексии в процессе певческой деятельности; — соблюдение принципа успешности в обучении, создание атмосферы увлекательного совместного действия — транспонирование песни или ее части в удобную тональность; — пение вокализом песен или их частей; — выстраивание первого звука; — настройка на тональность; — вычленение из текста песни и интонационное освоение наиболее сложных мелодических оборотов; — прохлопывание ритма по слуху, по графической или нотной записи голоса из звучащей партитуры; — выстраивание на фермате созвучий, аккордов; — произношение текста песни активным шепотом; — активная артикуляция текста при пении про себя |
Играет мелодию на инструменте с немой артикуляцией | Про себя подставляют слова | |
Дает тон на инструменте (можно голосом начало фразы) и ауфтакт, играет мелодию и артикулирует текст. | Берут дыхание по руке учителя и поют вслух с текстом, снятие с дыхания в конце фразы по руке учителя. Если не получилось – повторить еще раз, проговорив текст в ритме или пропеть с учителем. | |
Поет 2-ю фразу с нацеливанием на повторение интонации или изменение (если есть) | Слушают (есть ли изменения в мелодии) | |
Играет мелодию 2-ой фразы на инструменте с немой артикуляцией. | Про себя подставляют слова | |
Дает тон на инструменте (можно голосом начало фразы) и ауфтакт, играет мелодию и артикулирует текст. | Берут дыхание по руке учителя и поют вслух с текстом, снятие с дыхания в конце фразы по руке учителя. | |
И так разучивается весь 1 куплет. | | |
Нацеливает на исполнение всего 1-го куплета в соответствующем характере. Дает тон и ауфтакт, играет мелодию и артикулирует текст. | Исполняют весь 1-й куплет по руке учителя. | |
Исполнение аккомпанемента 1-го куплета, предварительно дав тон для пения и ауфтакт головой. | Берут дыхание по руке учителя и поют 1-й куплет песни под аккомпанемент. | |
Над какой темой мы сегодня работали? Д/з нарисовать портрет мамы | В музыке, как и в человеке, присутствуют разные чувства |
Список литературы:
-
Безбородова Л.А. Алиев Ю.М.-Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие 2-е изд., перераб. и доп. Издательство "Лань", "Планета музыки", 2014 -
Безбородова Л.А. Алиев Ю.М.-Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие 2-е изд., перераб. и доп. Издательство "Лань", "Планета музыки", 2014 -
Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. — Москва : Прометей, 2013. — 432 c. -
Рачина, Б.С. Педагогическая практика: подготовка педагога-музыканта : учебное пособие / Б.С. Рачина. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2015. — 512 с. -
Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях : учебное пособие / Л.А. Безбородова, Ю.М. Алиев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2014. — 512 с. -
Осеннева, М. С. Хоровой класс и практическая работа с хором : учебное пособие для академического бакалавриата / М. С. Осеннева, В. А. Самарин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 205 с. -
Стулова, Г. П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором : учебное пособие / Г. П. Стулова. — 5-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2019. — 176 с. -
Исполнительская подготовка студентов бакалавриата профиля «Музыкальное образование»: Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений по направлению подготовки «Педагогическое образование» – 44.03.01, профиль подготовки «Музыкальное образование» / Сост.: О.Ю. Швецова, Г.В. Агадилова, И.Н. Хазеева, И.П. Савельева, А.А. Пицына, С.Г. Фархутдинова, В.А. Дмитриев. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2017. – 136 с. -
Теория и методика музыкального образования детей: научно-методическое пособие / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Ю. Критская. – М.: Флинта: Наука, 1999. – 336с. -
Музыка. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / В.О Усачева, Л.В. Школяр. – М. " Вентана Граф" 2015г. -
Музыка. Нотная хрестоматия. 5 класс сост. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр.-М. "Вентана Граф" 2015 -
Музыка. Фонохрестоматия. 5 класс (Электронный ресурс)/ сост. В.О Усачева, Л.В. Школяр. – М.:" Вентана Граф" , 2015 – 1 электрон.-опт. Диск (CD-ROM) -
Уроки музыки. 5-7- классы: пособие для учителя / -М.: В.О Усачева, Л.В. Школяр. – М Вентана Граф" , 2015 -
Музыка. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / В.О Усачева, Л.В. Школяр. – М. " Вентана Граф" 2015г. -
Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей. – М.: Владос, 2011.-128с. -
Апраксина Д.А. Из истории музыкального воспитанеия. 2011г.-207с. -
Музыка 1-7 классы: тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека / Авт.-сост. Е.Н. Арсенина. – Волгоград: Учитель, 2011.-205с. -
Музыка 1-8 классы: музыкальные путешествия, творческие задания, занимательные задачи / Авт.-сост. Е.Н. Арсенина. – Волгоград: Учитель, 2011.-205с. -
Доломанова Н.Н. Музыкальное воспитание детей от 9 до 12 лет. – М.: Сфера, 2012.-111с. -
Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: Учеб.-мет. Пособие.- М.: Глобус, 2012.-170с -
Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Академия, 2011.-232с. -
УМК Усачевой В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А: -Усачева В. О. Музыка: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: В. О. Усачева, Л. В. Школяр. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2016 (Алгоритм успеха). -
Авторская программа по музыке 5-7 классов для общеобразовательных учреждений В.О. Усачевой, Л.В. Школяр, В.А. Школяр и под научным руководством Д.Б. Кабалевского в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.