Файл: Шерстобитова Светлана Николаевна Методист к культурологии, доцент Швецова Ольга Юрьевна Нижневартовск, 2022 содержание Характеристика образовательной среды программные требования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Конспект фрагмента урока музыки
Класс: 4

Тема урока: «Голос России в музыке»

Тема четверти: Музыка моего народа

Цель урока: создать музыкальный образ России на различных примерах русской музыкальной культуры.

Задачи урока:

- формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;

- учить слушать музыку, эмоционально исполнять песни, передавая характер произведения;

- воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к большой и малой Родине;

- развивать в процессе вокально-хоровой работы певческие навыки;

- познакомить учащихся с музыкой русских композиторов М. П. Мусоргскогого и М. И. Глинки.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения:

- Словесный: беседа, объяснение, рассказ, дискуссия.

- Наглядный: иллюстрация (показ песни), мультимедийная презентация.

- Практический: вокально-хоровая работа (пение по фразам, рабочий дирижерский жест при разучивании, пение про себя, пение на слог и др.).

Оборудование (МТО и ТСО): фортепиано, компьютер, мультимедийный проектор, экран, слайдовая презентация.
Личностные УУД

Формирование мотивации к обучению и познанию, адекватной самооценки, готовности открыто выражать свою позицию на уроке, адекватного понимания причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

Регулятивные УУД

Формирование умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умение оценивать результат своей деятельности, аргументировать свое мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.

Познавательные УУД

Формирование умения эмоционально исполнять музыкальные произведения; музицировать, выполнять танцевальные движения, воспринимать на слух музыкальные произведения.

Коммуникативные УУД

Формирования умения слушать учителя и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать в группе при решении учебных задач.


Этапы урока

Деятельность учителя

Форма работы

Метод

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)

Организационный момент

Музыкальное приветствие.

(Приложение 1).

-здравствуйте ребята!
Родина моя -
Российская земля!
Дружно здесь живем,
Весело поем…
Добрый день, добрый день, добрый день!

Психологический настрой на урок. Фронтальная.


-Здравствуйте!



Личностные УУД:

Формирование мотивации к обучению и познанию, адекватной самооценки, готовности открыто выражать свою позицию на уроке, адекватного понимания причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Актуализация знаний.

- А сейчас сели все удобно и очень внимательно послушали.
(Звучит русская народная песня «Ой, да ты, калинушка»)
- Что вы услышали?
- Какая эта песня по характеру?
- Ребята, эта песня композиторская или народная?
- Кто исполняет эту песню?
- А что бы вы мысленно нарисовали, слушая эту песню?
СЛАЙД.(На слайде: березы, луга, поля)

- Эти картины соответствуют вашему воображению?
- А что их объединяет?
- Какие чувства песня и картины о Родине передают?
- А как была исполнена эта песня? (На слайде: acapella)

- Что обозначает это слово?
- Это связано как-то с русской традицией?
На Руси считалось, что самый лучший инструмент – это человеческий голос)
- Чей голос мы с вами услышали?
- Какого народа?
- Мы с вами прослушали песню, в ней звучал голос народа, исполнение без музыкального сопровождения – это русская традиция и сочинил ее русский народ.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?


-А как называется наша Родина?
- А как точнее сформулировать тему, объединив все, что вы сказали? «Голос России в музыке»
(На слайде :Тема урока «Голос России в музыке»)
- Исходя из темы, которую мы обозначили, что бы вам хотелось узнать, открыть на сегодняшнем уроке?
-Вы совершенно правы. Цель нашего урока: создать музыкальный образ России на различных примерах русской музыкальной культуры. (На слайде: цель урока)

Ответы детей:
Песню
широкая, раздольная, протяжная
народная
хор, ансамбль


Да

Образ Родины

Любовь, нежность к Родине

без музыкального сопровождения
Да

Голос народа
Русского народа
О русской музыке, об исполнителях русской музыки, о музыке нашей Родины

Россия

познакомиться с русской музыкой на различных музыкальных примерах, узнать о композиторах, которые писали музыку о России,

познакомиться с музыкальной культурой русского народа

Регулятивные УУД:

Формирование умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умение оценивать результат своей деятельности, аргументировать свое мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.

Познавательные УУД:

Формирование умения эмоционально исполнять музыкальные произведения; музицировать, выполнять танцевальные движения, воспринимать на слух музыкальные произведения.

Личностные УУД:

Формирование мотивации к обучению и познанию, адекватной самооценки, готовности открыто выражать свою позицию на уроке, адекватного понимания причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

Открытие нового знания

- И помогут нам в этом наши эксперты. Пожалуйста…

- В народе говорят: «Где песня льется, там весело живется».

Песни сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Существуют музыкальные инструменты, ставшие символом какого-либо народа. Есть такие музыкальные символы и у русского народа. Их заливистые серебристо-звонкие голоса не спутаешь ни с какими другими.
- А что это за музыкальные инструменты ? Отгадайте загадки!
1.Он старинный инструмент.
Как же нравится он всем!
Издревле на нем играли,
Нам былины рассказали.
Он тоску разгонит, грусть ли.
Заиграйте звонче …
2.В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь.
Звонкая, нарядная
Русская двухрядная,
Заиграет, только тронь.
Как зовут ее? …
3.А всего то три струны
Ей для музыки нужны.
Всех играю веселит
Ой, звенит она, звенит.
Кто такая, отгадай-ка.
Это наша …
- Да, русский народ мудр и талантлив, а как пойдет петь да плясать, так на всю улицу веселье! А что может быть задорнее и радостнее удалой русской песни-пляски.
- А какой танец можно назвать символом России?

- Давайте и мы с вами исполним хоровод. (Молодцы)

- Народные песни слагались веками. Они помогали людям в жизни.

Давайте попробуем представить в какие моменты жизни человека могла сопровождать народная песня? И вновь слово нашему эксперту.

- Сегодня мы вспомним русскую народную песню «Как пошли наши подружки».
Поем с солисткой и играем на шумовых музыкальных инструментах… (Молодцы)
- Какое настроение в этой песне?
- А что вы заметили в словах?
- Да, ребята, повторение слов, распевность – это характерная особенность русской народной песни и не случайно многие русские композиторы в своих произведениях подражали русской народной песне. Русская народная песня как источник живой воды давала композиторам вдохновение, учила красоте и мастерству.


Гусли


Гармонь


Балалайка


Хоровод
Их пели во время обрядов, праздников и траурных дней. Люди сочиняли и пели песни, когда им было весело или грустно, когда они работали или отдыхали.

Радостное, озорное, солнечное
Повторение слов

Регулятивные УУД:

Формирование умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умение оценивать результат своей деятельности, аргументировать свое мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.

Познавательные УУД:

усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования, проектной деятельности.


Слушание

- Сейчас мы послушаем музыку великого русского композитора М. П. Мусоргского.

(слайд с портретом и годами жизни композитора), а вам задание - определить, что изображает музыка?
- Какое время суток?

- А менялся ли характер музыки, ее динамика?


- А что вы увидели, слушая музыку?


- Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы создать образ рассвета?
- Близка ли эта мелодия к народной песне?

- Да, ребята, здесь никто не поет, а просто звучит музыка, но она протяжная, распевная, ее хочется петь.
- Какой инструмент солировал в этом произведении?

- Флейта относится к группе каких инструментов?

- Почему композитор отдал мелодию именно партии флейты?


Вы правильно все сказали. Это симфоническое вступление к опере «Хованщина» «Рассвет на Москва-реке»

- Что необычного вы услышали в этой музыке?
- А что для России, Руси значат колокола? И вновь слово нашему эксперту.

- И на нашем уроке тоже зазвучат колокола. Мы для вас приготовили сюрприз. Пожалуйста, ребята… (Праздничные звоны).
.Россия, Родина – это край, где мы родились и живем. Это наш дом, это все, что нас окружает.

Музыка изображает рассвет, утро, лучи солнца
Да, музыка как будто светлеет, становится громче, все просыпается
Бескрайние просторы Родины, широкое раздолье
Мажорный лад, разнообразную динамику, плавную мелодию
Эта мелодия близка к народной песне

Флейта
Деревянных духовых
Потому что звук у этого инструмента плавный, напевный, светлый
Звучание колокола. Слайд: колокола

Только на Руси с церквей раздаются колокольные звоны. Колокольные звоны – это голос нашей Родины и называют колокола русским чудом. Они по-разному звучат, рассказывая людям о тревогах и радостях, сообщая о бедствиях и праздниках.


Коммуникативные УУД:

передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи.

Регулятивные УУД:

применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.

Коммуникативные УУД:

передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи.

Личностные УУД:

понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической и др.)  в жизни людей, общества, в своей жизни;

осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности.



Вокально-хоровая работа

-Сегодня я предлагаю вам познакомиться с песней, посвященной нашей Родине, которая называется «Уголок России». Написал эту песню композитор Владимир Шаинский. Послушайте пожалуйста песню и охарактеризуйте ее мелодию – душу песни. Скажите, о чем рассказывает эта песня и какие чувства вызывает?

- Итак, ребята, каков характер мелодии этой песни? О чем рассказывает эта песня и какие чувства вызывает?

Д: песнях. О том, что каждому человеку дорог его уголок России.
- Отлично! А сейчас перейдём к разучиванию песни.
Есть люди, которых по праву считают славой и гордостью музыкальной России. Это певцы, дирижеры, музыканты, композиторы. Их имена известны во всем мире! Они звучат Россией.



(Слушание песни в исполнении учителя “Уголок России” муз.В.Шаинского)
Мелодия песни – это ее душа. Она очень нежная, лиричная, добрая, ласковая. В ней поется о нашей любимой Родине, нашей России. Ее просторах, отчем доме, русских песнях. О том, что каждому человеку дорог его уголок России.
Исполняют песню

Работа с сопрано, работа с альтами, соединение


Личностные УУД:

понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической и др.)  в жизни людей, общества, в своей жизни.

Регулятивные УУД:

осмысленность и обобщенность учебных действий, критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о музыке, о других видах искусства, музицирования, коррекция недостатков собственной художественно-музыкальной деятельности.



Закрепление.

Обобщение.

Итог урока.

- Сейчас, ребята, проверим знания, полученные на сегодняшнем уроке.
-Музыка какого композитора звучала на уроке?
-Какое дерево считают символом России?
-Какой классический инструмент солировал в опере «Хованщина»?
- Какой инструмент на Руси оповещал народ о бедствиях и праздниках?
-Молодцы ребята, вы все внимательно слушали, поэтому материал вами усвоен хорошо.
- Ребята, услышали ли Вы сегодня на уроке голос России?

- Что вы узнали для себя нового, интересного?

- Сегодня на уроке вы были внимательны, вместе мы слушали, определяли, рассуждали, чувствовали радость, гордость, торжество, восхищались прекрасным звучанием русских народных инструментов.


М.Мусоргского

Березу

Флейта

Колокол

Да, конечно, услышали

Мы узнали, что самый главный инструмент на Руси – человеческий голос.

Узнали о том, что колокольный звон – это голос нашей Родины и называют колокола русским чудом.

О музыкальных инструментах – символах России.

Познавательные УУД:

применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
Регулятивные УУД:

владение умением целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений разных жанров, стилей.





  1. План работы над песней (разучивание 1-го куплета при демонстрации фрагмента урока музыки по вокально-хоровой деятельности):



Учитель

Обучающиеся

Методы

Поет 1-ю фразу с текстом.

Слушают

— метод предупреждения

ошибок;

— метод сравнения;

— фонетический метод;

— объяснительно-иллюстративный метод;

— репродуктивный

метод;

— метод мысленного пения;

— метод анализа ситуаций;

— метод игрового проектирования;

— метод разучивания по

слуху;

— метод свободного

дирижирования;

— метод высотного моделирования;

— метод пластического

интонирования;

— метод создания ассоциаций;

— метод театрализации;

— метод работы по партитуре;

— метод сольфеджирования;

— метод сольмизации;

— пение с опорой на нотную запись;

— активная эмоциональная

и интеллектуальная включенность в процесс работы,

создание условий для выявления творческих потенций

личности;

— построение процесса разучивания на основе оценки

детьми результатов своей

певческой деятельности;

— формирование рефлексии

в процессе певческой деятельности;

— соблюдение принципа

успешности в обучении,

создание атмосферы

увлекательного совместного

действия

— транспонирование песни или ее части в удобную

тональность;

— пение вокализом

песен или их частей;

— выстраивание первого

звука;

— настройка на тональность;

— вычленение из текста

песни и интонационное

освоение наиболее сложных мелодических оборотов;

— прохлопывание ритма

по слуху, по графической

или нотной записи голоса

из звучащей партитуры;

— выстраивание на фермате созвучий, аккордов;

— произношение текста

песни активным шепотом;

— активная артикуляция

текста при пении про себя

Играет мелодию на инструменте с немой артикуляцией

Про себя подставляют слова

Дает тон на инструменте (можно голосом начало фразы) и ауфтакт, играет мелодию и артикулирует текст.

Берут дыхание по руке учителя и поют вслух с текстом, снятие с дыхания в конце фразы по руке учителя. Если не получилось – повторить еще раз, проговорив текст в ритме или пропеть с учителем.

Поет 2-ю фразу с нацеливанием на повторение интонации или изменение (если есть)

Слушают (есть ли изменения в мелодии)

Играет мелодию 2-ой фразы на инструменте с немой артикуляцией.

Про себя подставляют слова

Дает тон на инструменте (можно голосом начало фразы) и ауфтакт, играет мелодию и артикулирует текст.

Берут дыхание по руке учителя и поют вслух с текстом, снятие с дыхания в конце фразы по руке учителя.

И так разучивается весь 1 куплет.




Нацеливает на исполнение всего 1-го куплета в соответствующем характере.

Дает тон и ауфтакт, играет мелодию и артикулирует текст.

Исполняют весь 1-й куплет по руке учителя.

Исполнение аккомпанемента 1-го куплета, предварительно дав тон для пения и ауфтакт головой.

Берут дыхание по руке учителя и поют 1-й куплет песни под аккомпанемент.

Над какой темой мы сегодня работали?

Д/з нарисовать портрет мамы

В музыке, как и в человеке, присутствуют разные чувства



Список литературы:

  1. Безбородова Л.А. Алиев Ю.М.-Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие 2-е изд., перераб. и доп. Издательство "Лань", "Планета музыки", 2014

  2. Безбородова Л.А. Алиев Ю.М.-Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие 2-е изд., перераб. и доп. Издательство "Лань", "Планета музыки", 2014

  3. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. — Москва : Прометей, 2013. — 432 c.

  4. Рачина, Б.С. Педагогическая практика: подготовка педагога-музыканта : учебное пособие / Б.С. Рачина. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2015. — 512 с.

  5. Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях : учебное пособие / Л.А. Безбородова, Ю.М. Алиев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2014. — 512 с.

  6. Осеннева, М. С. Хоровой класс и практическая работа с хором : учебное пособие для академического бакалавриата / М. С. Осеннева, В. А. Самарин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 205 с.

  7. Стулова, Г. П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором : учебное пособие / Г. П. Стулова. — 5-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2019. — 176 с.

  8. Исполнительская подготовка студентов бакалавриата профиля «Музыкальное образование»: Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений по направлению подготовки «Педагогическое образование» – 44.03.01, профиль подготовки «Музыкальное образование» / Сост.: О.Ю. Швецова, Г.В. Агадилова, И.Н. Хазеева, И.П. Савельева, А.А. Пицына, С.Г. Фархутдинова, В.А. Дмитриев. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2017. – 136 с.

  9. Теория и методика музыкального образования детей: научно-методическое пособие / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Ю. Критская. – М.: Флинта: Наука, 1999. – 336с.

  10. Музыка. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / В.О Усачева, Л.В. Школяр. – М. " Вентана Граф" 2015г.

  11. Музыка. Нотная хрестоматия. 5 класс сост. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр.-М. "Вентана Граф" 2015

  12. Музыка. Фонохрестоматия. 5 класс (Электронный ресурс)/ сост. В.О Усачева, Л.В. Школяр. – М.:" Вентана Граф" , 2015 – 1 электрон.-опт. Диск (CD-ROM)

  13. Уроки музыки. 5-7- классы: пособие для учителя / -М.: В.О Усачева, Л.В. Школяр. – М Вентана Граф" , 2015

  14. Музыка. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / В.О Усачева, Л.В. Школяр. – М. " Вентана Граф" 2015г.

  15. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей. – М.: Владос, 2011.-128с.

  16. Апраксина Д.А. Из истории музыкального воспитанеия. 2011г.-207с.

  17. Музыка 1-7 классы: тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека / Авт.-сост. Е.Н. Арсенина. – Волгоград: Учитель, 2011.-205с.

  18. Музыка 1-8 классы: музыкальные путешествия, творческие задания, занимательные задачи / Авт.-сост. Е.Н. Арсенина. – Волгоград: Учитель, 2011.-205с.

  19. Доломанова Н.Н. Музыкальное воспитание детей от 9 до 12 лет. – М.: Сфера, 2012.-111с.

  20. Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: Учеб.-мет. Пособие.- М.: Глобус, 2012.-170с

  21. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Академия, 2011.-232с.

  22. УМК Усачевой В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А: -Усачева В. О. Музыка: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: В. О. Усачева, Л. В. Школяр. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2016 (Алгоритм успеха).

  23. Авторская программа по музыке 5-7 классов для общеобразовательных учреждений В.О. Усачевой, Л.В. Школяр, В.А. Школяр и под научным руководством Д.Б. Кабалевского в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.