Файл: Внутренняя политика Екатерины ii.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 206

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 1. Личность Екатерины II. Начало правления.

Вопросы и задания.

  1. Определите основные проблемы России в 60-е годы XVIII века. О каких видах проблем говориться документах?

  2. Напишите пути решения этих проблем (на основе документов).

  3. Какие цели ставила Екатерина IIво внутренней политике?

  4. Какие качества характера можно выделить у императрицы, что будет ей мешать управлять страной, что помогать?

  5. С какими понятиями вы встретились в документах? Даются ли к ним определения? Сформулируйте эти определения. Если определения не даны, то сформулируйте самостоятельно, используя дополнительную литературу и интернет.

Документ 1. Воцарение на престол

«Большую роль тогда сыграли фавориты, жадные до власти. Памятуя о царствованиях Анны и Елизаветы, те, кто следит за первыми шагами молодой императрицы, часто делают два противоположных вывода. Одни полагают, что царствование будет непродолжительным и ослабленным, поскольку она заняла престол незаконно. Так, в частности думал Людовик XV, все время ожидавший падения Екатерины и не желающий устанавливать контакты с царицей, чьи амбиции и политическую аморальность он осуждал. Другие были уверены, что Екатерина на троне продержится долго, но правление предоставит своим фаворитам.

С самого начала Екатерина понимала, что в глазах многих как внутри страны, так и за ее пределами, законность ее восхождения на престол выглядит весьма сомнительно; что на нее будут оказывать давление, чтобы править вместо нее, поскольку она – женщина и ее права спорны; что свою власть она должна утверждать не мелкими поступками, как часто делали ее предшественницы, а раз и навсегда ясно определив, на какие инструменты будет опираться ее власть.

Парадокс Екатерины как раз в том и заключается, что незадолго до восхождения на престол у нее не было никакого политического опыта. Но при всей неопытности Екатерины и нежелании быть под чьим-либо влиянием, ценнейшим ее помощником была политическая интуиция.

28 июня 1762 года Екатерина издала манифест, излагавший некоторые политические принципы. Критикуя Петра III и его взгляды на власть, Екатерина уточнила свои позиции. В отличие от свергнутого императора, который не уважал право и считал, что принадлежащая ему власть – его личная привилегия и он не обязан считаться с интересами народа и России в целом, Екатерина утверждала, что власть признана отвечать потребностям общества, отстаивать национальные интересы России и следить за исполнением закона и соблюдением правопорядка. Править в интересах страны и народа – такова программа, которую предлагала Екатерина в этом манифесте»
45.

Документ 2. Состояние страны на начало правления Екатерины II.

«В 1762 году при восшествии моем на престол я нашла сухопутную армию в Прусс, а две трети жалования не получившею, - писала императрица в записке «О собственном царствовании». – в статс – конторе именные указы на выдачу семнадцати миллионов рублей не выполненными… Почти все отрасли торговли были отданы частным людям в монополии… Внутри империи заводские и монастырские крестьяне почти все были в явном непослушании властей, и к ним начали присоединяться местами и помещичьи… Сенат хотя и посылал указы и повеления в губернии, но там так худо исполняли, что в пословицу вошло говорить: «ждут третьего указа»… Воеводы и воеводские канцелярии … не получали жалования, и дозволено им было кормиться с дел, хотя взятки строго запрещены были».

Сенат не знал числа городов в стане и не имел карты. Согласно реестру доходов, «оных считали 16 миллионов». Устроив ревизию, императрица получила иную цифру: «Сочли 28 миллионов, на 12 миллионов больше, чем Сенат ведал» не надо было провидцем, чтобы понять: недосчитанные деньги в течение долгих лет прилипали к рукам. А Сенат не просто «не ведал», а прикрывал подобную практику.

По-хорошему следовало начать судебное разбирательство. Но ловить пришлось бы каждого второго, если не каждого первого. При колоссальном казнокрадстве все сетовали на бедность. Не платя жалования, государство само толкало служащих к воровству и взяточничеству. Екатерина ни с кем не хотела ссориться. Недовольство чиновничьего аппарата могло ей стоить дорого. Поэтому императрица приняла мудрое решение: не пойман – не вор.Она начала править с чистого листа, показав, что априори считает должностных лиц честными людьми. Те приняли правила игры и умерили аппетиты. Отныне предстояло воровать потихоньку, не так заметно, как прежде»46.

Документ 3. Проекты Никиты Панина.

«Панин выдвинул предложение предусматривающие укрепление общественных институтов, ограничение власти императрицы и тем самым власти тех, кто стоял слишком близко к ней. Власть монарха должны ограничивать два четко определенных института. Екатерина, как считал Панин, могла злоупотреблять своей властью. Первый проект предусматривал создание постоянного Императорского совета из четырех статских секретарей, отвечающих соответственно за дипломатию, внутренние дела, армию и флот. Эти статские секретари будут иметь право принимать решения по всем важным вопросам, входящим в их компетенцию. Власть монарха в таком случае ограничивалась бы утверждением решений, принятых Советом. Власть этого постоянного учреждения, истинного «коллективного самодержца», обладающего правом принимать решения по основным государственным вопросам, должна быть усилена второй реформой, предложенной Паниным, - реформой Сената. Предлагалось разделить его на

шесть специализированных департаментов, что позволило бы ослабить его власть и поставить его в подчиненное положение по отношению к императорскому совету. Логика панинского проекта была очевидна: реорганизовать государственную власть и администрацию с целью повышения их эффективности, поставить на первое место основополагающие законы в качестве гарантий против произвола верховной власти и учреждений.Все это замышлялось для того, чтобы создать конституционный или близкий к нему порядок по образцу цивилизованного государства… Хотя Екатерина была новичком в политике, сразу поняла, что эти проекты, как исоздание цивилизационного государства, направлены на ограничение ее власти. Екатерина не желала ни такого учреждения, никакой-либо разновидности Совета, который под другим названием служил бы той же цели.»47.

Документ 4.

«Екатерина стремилась понравиться, завоевать доверие своей родины разными способами. Она, например, заявила о своем пристрастии к парной бане – удовольствию, чуждому ее мужу. Она окружила себя фрейлинами исключительно русского происхождения, в то время как Петр оставался верным своим голштинским компаньонам. Таким образом, императрица рассматривала свою национальность не как раз и навсегда определенную данность, а как нечто поддающееся манипулированию и улучшению. Разумеется, в итоге императрица все равно оставалась иностранкой»48.

Документ 5.

«Екатерина принадлежала к числу людей, всегда остро чувствовавших опасность. В первые месяцы и даже годы царствования она ни на минуту не могла расслабиться, ощущая, как в спину дышат «друзья» и «враги». Одних следовало награждать и удерживать от опрометчивых шагов, других – занимать полезным делом, приручать и в конечном счете тоже награждать. Московские заговоры ясно показывали степень зависимости государыни от тех и других. Недаром в разговорах героиня сравнивала себя с зайцем на троне. «В больших собраниях при дворе любопытно наблюдать тяжелую работу, с какою императрица старается понравиться всем, - писал посол, - свободу и надоедливость, с какими все толкуют ей о своих делах и о своих мнениях. Зная характер этой государыни и видя, с какой необыкновенной ласковостью и любезностью она отвечает на все это, я могу себе представить, чего ей должно стоить; значит, сильно же чувствует она свою зависимость, чтоб переносить это. Однако поставленная цель – понравиться всем – не исчезала. Просто расширялся круг тех, кому надлежало нравиться: Екатерина приучила подданных к себе, сама знакомилась с их жизнью, щедро одаривала местное чиновничество, дворянство, купечество, много беседовала с простонародьем и тоже раздавала подарки. Даже во время путешествий, из поля зрения Екатерины не ускользала и сверхзадача – показать себя подданным, утвердиться в их сердцах как Мать Отечества, дотянуться монаршей рукой до отдельных уголков и, где возможно, исправив малое, убедить жителей в исправленности большого»
49.

Тема 2. Реформы Екатерины II.

Вопросы и задания:

  1. Каковы причины реформ в области управления государством?

  2. На основе документов выделите основные рычаги управления Россией во второй половине XVIII века.

  3. Какие мнения вы можете выделить в документе № 3 о судебной системе в период правления ЕкатериныII?

  4. Опишите состояние экономики во второй половине XVIIIвека. Какие пути решения проблем в области экономики были предприняты?

  5. Почему именно в 1775 году удалось провести финансовую реформу? Каковы ее причины?

  6. Какую информацию дает документ № 6 для понимания реформы местного управления? Чем он полезен? Интересно ли было читать и почему? Что было особенно сложно при изучении документа?

  7. Каковы цели и задачи реформы в области образования? Каковы итоги реформы образования? (документ 7,8)

Документ 1.

«Она деятельно занималась мерами преобразований в управлении государством и развитием народного образования. Русские законы представляли хаос: государи издавали новые законы, не уничтожая старых; судьи, не имея ни правил, ни начал, которыми могли бы руководствоваться, судили произвольно. Екатерина, желая уничтожить этот беспорядок, учредила правильные суды и старалась ввести единство в судопроизводство. Движимая великодушием, созвала в Москву выборных со всех областей обширной империи…»50. (из воспоминаний Людовика Филиппа Сегюра «Пять лет при дворе Екатерины II).

Документ 2.

«Могут спросить, каким же образом управляется сия держава и как вообще может продолжаться ее существование? Я объясняю сие только лишь тем, что управляется она игрою случайностей, а держится природным равновесием, наподобие тех колоссальных масс, кои благодаря неимоверному своему весу, остаются недвижимыми, сопротивляясь всем покусительствам и будучи подвержены лишь непрестанному действию внутреннего разложения и игре страстей»51. (депеша Мари-Даниеля Корберон 9 апреля 1778 г).

«В абсолютной монархии все зависит от склонностей и характера государя, поэтому главный мой предмет заключается в рассмотрении оных у императрицы. Насколько могу я судить по собственным своим наблюдениям и тому, что сообщили мне осведомленные и вполне беспристрастные особы, государыня имеет чисто мужской ум, настойчивость и бесстрашие в достижении задуманного. Но ей недостает других качеств, таковых, как верность суждения и умеренность при благоприятных конъюнктурах. Зато обладает она сверх меры слабостями прекрасного пола, приверженностью к лести и тщеславием…


Если рассмотреть внутреннее управление сей Империей, то оное представляется нисколько не лучшим, нежели дела иностранные. Полнейшие попустительство, имеющее источником своим страх и беспечность, изничтожило все, именуемое законом и правосудием. Люди знатные по собственной прихоти угнетают слабых; низшие чиновники безнаказанно воруют и грабят…

При мудром правлении процветающая торговля и рост доходов дали бы для нее живительные силы, однако препятствует сему тщеславие самой императрицы. Льстецы и низкопоклонники внушили ей, что Россия есть величайшая в свете Империя, а ниспосланные ей фортуною успехи лишь утвердили ее в таковом убеждении. Теперь уже никогда не удастся показать ей истинное состояние дел, если только великие потрясения не помогут императрице понять свою неспособность играть столь любезную для нее роль верховной руководительницы, и нужда не заставит ее трактовать друзей своих с большим пониманием, а к врагам относиться не столь беспечно, как это было до сего времени»52. (депеша Джемса Гаррис, граф Мальмсбери, от 31 июля 1778 года).

Документ 3. Судебная система.

«В марте месяце государыня, при торжественном заседании в Сенате, пожаловала народу 47 милостей. Сии милости, для увековеченья их внесены в государственную хронологию, тогда же, по суждению некоторых крутых голов, не стоили ни одной дельной. Затем скоро появилось новое учреждение, или совершенное преобразование правительственной махины. Все переновлено, даже до наименований: губернии названы наместничествами, губернаторы правителями, воеводы городничими и пр.

Судебные места умножены, с умножением в них чиновников, так что иная губерния, управляемая прежде 50 чиновниками, разделившись по сему учреждению на четыре наместничества, в каждом имела 80 судей. Умножение судейских мест, конечно, открыло многим бедным семействам средства к существованию, ибо жалование по тогдашнему времени назначено было довольно достаточное; но грубый хлебопашец скоро почувствовал от сей перемены невыгоду: поелику вместо трех баранов в год должны возить их до 15 в город.

Учреждение совестного суда, с важным преимуществом решать дела без переносу, в решениях придерживаться более совести, нежели закона, дела по суеверию или изуверству, дела слабоумных и малолетних, которые составляли важнейшую его обязанность, заставило во всей Европе пропеть и вострубить Екатеринину мудрость. Но мы, россияне, для которых собственно великая законодательница изобрела сии спасительные суды, мы скоро на свой счет узнали, что они были одна кукольная игра»