Файл: Лекция. Неблагополучная семья. Социальнопедагогическая работа с неблагополучной семьей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция. Неблагополучная семья. Социально-педагогическая работа с неблагополучной семьей.
-
Понятие и сущность семейного неблагополучия. Типы неблагополучных семей. -
Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка. -
Основные этапы и принципы социально-педагогической работы с неблагополучной семьей.
-
Понятие и сущность семейного неблагополучия. Типы неблагополучных семей.
Увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата в семье. «На формирование личности огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка и родителей, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, драки, деспотизм способствуют срывам в нервной деятельности ребенка и невротическим состоянием». Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисном состоянии ее развития на современном этапе и увеличении количества неблагополучных семейных союзов. Именно в таких семьях люди чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе.
Известный детский психиатр М.И. Буянов считает, что все в мире относительно – и благополучие, и неблагополучие. При этом семейное неблагополучие он рассматривает как создание неблагоприятных условий для развития ребенка. Согласно его трактовке, неблагополучная для ребенка семья – это не синоним асоциальной семьи. Существует множество семей, о которых с формальной точки зрения ничего плохого сказать нельзя, но для конкретного ребенка эта семья будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприятно воздействующие на личность ребенка, усугубляющие его отрицательное эмоционально – психическое состояние. «Для одного ребенка, - подчеркивает М.И. Буянов, - семья может быть подходящей, а для другого эта же семья станет причиной тягостных душевных переживаний и даже психического заболевания. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так, что только система отношений «семья - ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная».
Таким образом, душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия. «Дефекты воспитания, - считает М. И. Буянов, - это есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи».
Понятие семейное неблагополучие охватывает различные негативные характеристики семьи, дефекты ее структурного, количественного состава, внутрисемейные отношения, отношения членов семьи с внешними социальными институтами и т.д.
К основным признакам семейного неблагополучия относят: конфликтные отношения между родителями, их пьянство, аморальное поведение, развод родителей, педагогические ошибки родителей, бедность в семье, вызванная безработицей родителей, жестокое обращение родителей с детьми, социальное сиротство при живых родителях, развращение детей, устройство на квартире притонов, убийство одного из родителей на глазах ребенка, скитание родителей, а также пребывание их в местах лишения свободы.
Рассмотрим причины неблагополучия семейных взаимоотношений. Ученые выделяют пять основных причин дезорганизации семейных отношений:
1) социально-экономические условия (хроническое безденежье, нищета, отсутствие нормальных условий жизни), которые часто служат причиной дезорганизации, конфликтности семейных отношений;
2) социально-психологические причины (семейные конфликты), связанные со спецификой взаимоотношения и общения супругов;
3) личностные причины (акцентуации характера, особенности личности супругов);
4) негативные межличностные отношения (недоверие, безразличие, недовольство), которые могут некоторое время не находить отражение в общении супругов;
5) дезорганизация общения супругов, которая выражается в язвительности, грубости, невнимательности, провоцирует конфликты на поведенческом уровне.
Кроме вышеперечисленных причин выделяют причины объективного и субъективного характера, влияющие на дезорганизацию семьи. К причинам объективного характера относят: материальные, жилищные условия, демографические и социально-психологические, остатки неправомерного положения женщин в семье. К причинам субъективного характера: низкий моральный уровень родителей; недостаточно развитые интеллектуальная и эмоциональная сферы психики.
Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф.Дементьева называют неблагополучной такую семью, где ребенку плохо. Это могут быть семьи, где жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, не создают условия для нормального развития и т.д.
М.А. Галагузова считает, что неблагополучные семья - это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой–либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и мало результативно.
Шульга Т.И. дает следующее определение: «Неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов».
С учетом доминирующих факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности ребенка, неблагополучные семьи можно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей. Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия – так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально – криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов.
Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены нами к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия) и разновидности таких семей довольно многообразны.
Отличительной особенностью семей с явной (внешней) формой неблагополучия
является то, что формы этого типа семей имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне), или же исключительно на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагоприятному психологическому климату в семейной группе. Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его душевного мира переживаний). Вследствие этих неблагоприятных внутрисемейных факторов у ребенка появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее. Среди внешне неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, прежде всего алкоголя и наркотиков. Человек, страдающий от алкоголизма и наркотиков, вовлекает в свое заболевание всех близких людей. Поэтому неслучайно специалисты стали обращать внимание не только на самого больного, но и на его семью, признав тем самым, что зависимость от алкоголя и наркотиков – семейная заболевание, семейная проблема.
Одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка, является алкоголизм родителей. Оно может отрицательно влиять не только в момент зачатья и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка
Семьи с алкогольной зависимостью. Как отмечают психологи (Б.С. Братусь, В.Д. Москаленко, Е.М. Мастюкова, Ф.Г. Углов и др.), взрослые в такой семье, забыв о родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в «алкогольную субкультуру», что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге семьи с химической зависимостью становятся социально и психологически неблагополучными.
Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях.
Совместная жизнь с больным алкоголизмом приводит к серьезным психическим нарушениям у других членов семьи, комплекс которых обозначается специалистами таким термином, как
созависимость.
Созависимость возникает в ответ на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и приводит к страданиям всех членов семейной группы. Особенно в этом плане уязвимыми являются дети. Отсутствие необходимого жизненного опыта, неокрепшая психика – все это приводит к тому, что царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы, непредсказуемость и отсутствие безопасности, а так же отчужденное поведение родителей глубоко травмирует детскую душу, и последствия этого морально – психологического травмирования зачастую накладывают глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь.
Важнейшие особенности процесса взросления детей из «алкогольных» семей заключаются в том, что
-
Дети вырастают с убеждением, что мир – это небезопасное место и доверять людям нельзя;
-
Дети вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, чтобы быть принятыми взрослыми; не осознают своих чувств, не знают, в чем их причина и что делать с этим, но именно сообразно с ними они строят свою жизнь, отношения с другими людьми, с алкоголем и наркотиками. Дети переносят свои душевные раны и опыт во взрослую жизнь, часто становясь химически зависимыми. И вновь появляются те же проблемы, что были в доме их пьющих родителей; -
Дети чувствуют эмоциональное отвержение взрослых, когда по неосмотрительности допускают ошибки, когда не оправдывают ожидания взрослых, когда открыто, проявляют свои чувства и заявляют о своих потребностях; -
Дети, особенно старшие в семье, вынужденно берут на себя ответственность за поведение их родителей; -
Родители могут не воспринимать ребенка как отдельное существо, обладающее собственной ценностью, считают, что ребенок должен чувствовать, выглядеть и делать то же, что и они; -
Самооценка родителей может зависеть от ребенка. Родители могут относиться к нему, как кравному не давая ему возможности быть ребенком; -
Семья с алкоголезависемыми родителями опасна своим десоциализирующим влиянием не только на собственных детей, но и распространением разрушительное воздействия на личностное становление детей из других семей. Как правило, вокруг таких домов возникают целые компании соседских ребят, благодаря взрослым они приобщаются к алкоголю и криминально – аморальной субкультуре, которая царит в среде пьющих людей.