Файл: Лекция. Неблагополучная семья. Социальнопедагогическая работа с неблагополучной семьей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Социально-психологические проблемы детей: психологическая травма, психологические и психиатрические расстройства, невроз, аутистические тенденции, неустойчивая идентичность, паника, депрессия, стресс, астенический синдром, агрессия (аутоагрессия, суицидальный риск), демонстративное поведение(часто сценарий жертвы), зависимость.
Неблагополучная семья, имеющая ребенка инвалида
Социально-психологические проблемы родителей: страх, социальная изоляция, горе, психоэмоциональное напряжение, депрессия, фрустрация, коммуникативные проблемы, расстройства личности, закрытость, аутистические тенденции, алкоголизация.
Социально-психологические проблемы детей: чувство неполноценности, эмоциональная депривация, манипуляции, агрессия (аутоагрессия), страх, суицидальный риск.
Неблагополучная многодетная семья
Социально-психологические проблемы родителей: высокий уровень эмоционального выгорания (невротические состояния), тревога, беспокойство, низкий социальный статус, социальная дезадаптация, нарушение коммуникативных функций, размытый образ Я, чувство вины, снижение уровня ответственности, перенос ответственности на государственные организация, пассивность, замкнутость, закрытость, самоустранение.
Социально-психологические проблемы детей: ревность, соперничество, эмоциональная неустойчивость, перенос родительских функций, недостаток любви.
Неблагополучная опекунская семья (семья с приемными детьми)
Социально-психологические проблемы родителей: страхи (страх потери, страх патологии), тревога, эмоциональная нестабильность, непринятие родового норматива, перенос ответственности, эмоциональная деформация, ролевое смешение, закрытость, трудности в адаптации, жертвенность, размытость границ.
Социально-психологические проблемы детей: недостаток любви, чувство неполноценности, неуверенность в будущем, страх будущего, страх несоответствия, неадекватная самооценка, потребительская позиция, непринятие ответственности, склонность к асоциальному поведению, суицидальный риск, инфантилизм, проблемы организованности, склонности к зависимости, эгоизм.
Как мы видим, каждый случай будет носить индивидуальный характер. Даже в одном типе неблагополучной семьи набор социально-психологических проблем, которые должны стать мишенью для работы специалистов будет разным. Поэтому наиболее эффективным будет сопровождение, построенное на технологии работы со случаем, которую мы опишем чуть ниже.
Существует три возможных уровня (по глубине и сложности) работы с неблагополучной семьей. Первый уровень ориентирован на все семьи группы риска и включает в себя:
-
Первичную диагностику (сбор информации). -
Консультирование (педагогическое, социально-психологическое). -
Просвещение (информирование родителей, детей). -
Первичную медицинскую и психотерапевтическую помощь. -
Профилактика: определение шагов сопровождения. -
Разделение ответственности.
Второй уровень ориентирован на семьи, в которых низкий реабилитационный ресурс:
-
Углубленная диагностика, в том числе сеть контактов (индивидуальные программы адаптации и реабилитации для детей). -
Коррекционно-развивающая работа (для детей). -
Психологическое консультирование (для родителей). -
Прогнозирование и мониторинг.
Третий уровень ориентирован на наиболее сложные случаи, когда специалисты психолого-педагогических центров и образовательных учреждений не могут помочь только своими силами:
-
Признание ограничений, передача клиентов другим специалистам (с поддержанием связи для последующего сопровождения в условиях школы) -
Психотерапевтическое консультирование (помощь в определении ребенка или члена семьи к психотерапевту) -
Медикаментозная поддержка, лечение.
Семей и детей в учреждении образования немного и наиболее эффективная работа по сопровождению этой категории - технология работы со случаем. Согласно специфики проблем, которую мы рассмотрели выше, каждая индивидуальная программа социально-педагогического сопровождения будет носить особый, неповторимый характер.
Методами мониторинга изменений неблагополучной семьи в процессе сопровождения будут:
-
Структурированное и полу структурированное наблюдение за взаимодействием членов семьи друг с другом в домашних условиях и при проведении групповых мероприятий -
Структурированное и полу структурированное наблюдение за ребенком в различных социальных ситуациях -
Опрос специалистов, работающих с детьми и родителями -
Опрос людей из ближайшего окружения семьи -
Анкетирование членов семьи -
Тестирование членов семьи с целью исследования особенностей эмоциональной сферы и личностных установок -
Проективные игры
Коррекционная и профилактическая работа с неблагополучной семьей носит системный характер и осуществляется комплексно специалистами различных служб (субъектов профилактики неблагополучной обстановки в семье). Такая работа может вестись с опорой на алгоритм «междисциплинарного ведения случая», технология оказания помощи которого включает в себя следующие основные этапы:
1) диагностика;
2) планирование работы с семьей;
3) осуществление плана;
4) анализ и оценка достигнутых результатов.
- 1 2 3 4
Диагностика.
Работа с семьей начинается с проведения ее тщательного обследования, диагностики семейных проблем и ресурсов. Оценка семьи и планируемое вмешательство в семью основаны на анализе семьи как системы, все элементы которой теснейшим образом взаимосвязаны.
Основной вопрос, который решается на этом этапе диагностики, состоит в том, есть ли необходимость работать с семьей, открывать случай для оказания помощи, либо необходимо другое срочное вмешательство, вплоть до срочного изъятия ребенка из семьи. На данном этапе идет оценка проблем и ресурсов семьи и решается вопрос, может ли данная семья измениться к лучшему.
С этой целью может быть рекомендовано применение схемы оценки семьи «Треугольник оценки». Данная методика позволяет оценить основные потребности ребенка, которые должна удовлетворять семья, а так же способность родителей удовлетворить имеющиеся потребности ребенка и влияние на это семейных факторов и социального окружения.
В ходе диагностики семьи с целью принятия решения о типе вмешательства в семью используются следующие параметры оценки:
- оценивается безопасность ребенка и характер жестокого обращения;
- рассматриваются последовательно одна за другой «потребности» ребенка, при рассмотрении каждой из них выясняется «способность родителей обеспечить данную потребность ребенка»;
- оцениваются факторы семьи и социального окружения и их влияние на способность родителей обеспечить потребность ребенка.
К обеспечению потребностей ребенка относят:
- здоровье (какие проблемы, какие меры принимаются, в норме ли физическое развитие – рост, вес и т.д.);
- образование (успехи, проблемы, в соответствии ли с возрастом тип обучения и учреждение, дополнительное образование);
- эмоциональное и поведенческое развитие (значимость чувств к кровной семье, другим людям, адаптация к изменениям в жизни, самоконтроль, адекватность реакций и поведения по отношению к родителям, другим людям);
- личность (оценка ребенком себя, своих способностей, принадлежность к семье, а также этнические, культурные, религиозные факторы);
- отношение ребенка с семьей и др. людьми;
- внешний вид (соответствие одежды возрасту, полу, культуре, личная гигиена);
- навыки самообслуживания (приобретение ребенком навыков одеваться, питаться, решать социальные проблемы, навыков самостоятельной жизни).
К способностям родителей обеспечивать потребности ребенка:
- основной уход (удовлетворение базовых потребностей ребенка в пище, жилье, чистоте, предоставление медицинской и стоматологической помощи);
- обеспечение безопасности ребенка;
- эмоциональное тепло (как родители проявляют свою привязанность, есть ли необходимый физический контакт, комфорт, расположение, требуемые для того, чтобы ребенок почувствовал эмоциональное тепло);
- обеспечение интеллектуального развития ребенка (что делается для развития способностей ребенка, обеспечения его доступа к играм, кружкам, спорту, дополнительному обучению);
- руководство поведением, установление границ поведения;
- обеспечение стабильности (стабильность семейных отношений, поддержка контактов со значимыми людьми).
К факторам семьи и окружения можно отнести:
- семейная история (влияние на жизнь ребенка в настоящее время истории семьи: кто живет в доме, как это влияет на ребенка, изменения в составе семьи в настоящем и прошлом, семейные ценности и традиции, природа отношений с родственниками и родителей между собой и т.п.);
- родные и близкие (кого ребенок считает родным – из тех, кто жив и кто уже умер), их роль;
- жилье (жилищно-бытовые условия проживания семьи: общая и жилая площадь, санитарно-гигиеническое состояние жилья, наличие у ребенка отдельной комнаты, кровати, места для игры, режим дня, режима питания);
- работа (кто работает, наличие или отсутствие работы, режим работы, изменения в работе и как это влияет на ребенка);
- доход (достаточен или нет, как это влияет на ребенка);
- социальные связи семьи (связи с соседями, друзьями и т.д.);
- доступность учреждений образования, медицины, культуры, транспорта и т.д.
Необходимо помнить, что любая оценка – это вмешательство в семью. Специалист должен вначале собрать всю имеющуюся информацию о семье, а затем лишь идти посещать семью. Проведя диагностику, необходимо «взвесить» свои силы и определить, сможет ли он помочь той или иной семье, готова и может ли семья принять помощь.
-
Планирование работы с неблагополучной семьей.
Планирование работы с семьей является ключевым во всем процессе социально-педагогической работы. Умение целенаправленно планировать свою работу и приводить выработанный план в действие должно стать базовым умением социального педагога, педагога-психолога. В работе с неблагополучной семьей мы исходим из принципа, что вмешательство должно быть спланировано. Планирование помогает двигаться в выбранном направлении.