Файл: Лекция. Неблагополучная семья. Социальнопедагогическая работа с неблагополучной семьей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Педантично-подозрительный стиль, при котором родители не верят, не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий, общения.
Жестко-авторитарный стиль характерен родителям, злоупотребляющим физическими наказаниями. К такому стилю отношений больше склонен отец, стремящийся по всякому поводу жестоко избить ребенка, считающий, что существует лишь один эффективный воспитательный прием - физическая расправа. Дети обычно в подобных случаях растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых, маленьких, беззащитных.
Увещевательный стиль, который в противоположность жестко-авторитарному стилю в этом случае родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применять никаких волевых воздействий и наказаний.
Отстраненно-равнодушный стиль возникает, как правило, в семьях, где родители, в частности мать, поглощена устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака, равнодушна как к самим детям, так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери.
Воспитание по типу «кумир семьи» часто возникает по отношению к «поздним детям», когда долгожданный ребенок наконец-то рождается у немолодых родителей или одинокой женщины. В таких случаях на ребенка готовы молиться, все его просьбы и прихоти выполняются, формируется крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми жертвами которого становятся сами же родители.
Непоследовательный стиль - когда у родителей, особенно у матери, не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми - от наказания, слез, ругани до умилительно-ласкательных проявлении, что приводит к потери родительского влияния на детей. Подросток становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегающим мнением старших, родителей. Нужна терпеливая, твердая, последовательная линия поведения воспитателя, психолога.
Перечисленными примерами далеко не исчерпываются типичные ошибки семейного воспитания. Однако исправить их гораздо труднее, чем обнаружить, поскольку педагогические просчеты семейного воспитания чаще всего имеют затяжной хронический характер. Особенно трудно поправимы и тяжелы по своим последствиям холодные, отчужденные, а порою и враждебные отношения родителей и детей, утратившие свою теплоту и взаимопонимание Взаимное отчуждение, враждебность, беспомощность родителей в таких случаях порою доходит до того, что они сами обращаются за помощью в милицию, комиссию по делам несовершеннолетних, просят, чтобы их сына, дочь отправили в спецПТУ, в спецшколу. В ряде случаев эта мера, действительно, оказывается оправданной, поскольку дома исчерпаны вес средства, и перестройка отношений, не произошедшая своевременно, практически уже становится невозможной вследствие обостренности конфликтов и взаимной неприязни.
Ошибки семейной педагогики особенно ярко проявляются в системе наказаний и поощрений, практикуемой в семье. В этих вопросах нужна особенная осторожность, осмотрительность, чувство меры, подсказываемые родительской интуицией и любовью. Как чрезмерное попустительство, так и чрезмерная жестокость родителей одинаково опасны в воспитании ребенка.
Вообще неблагополучие в семье должно предупреждаться задолго до того, как ребенок попадает в поле зрения органов профилактики.
3.Основные этапы и принципы социально-педагогической работы с неблагополучной семьей.
В настоящее время, выявление семей, находящихся в социально опасном положении происходит достаточно поздно, когда они уже переживают стадию хронического кризиса. Такие семьи обладают малым реабилитационным потенциалом, и помочь им восстановиться чрезвычайно трудно. Это обстоятельство приводит к росту числа вынужденных лишений родительских прав, несмотря на рост числа, и объема услуг, оказываемых центрами психолого-педагогического сопровождения, что побуждает ставить вопрос об эффективности оказываемой помощи. Большая часть внимания уделяется детям и это понятно, но нельзя забывать о том, что из детского сада или школы ребенок возвращается домой, в семью, и если там ничего не меняется вся работа специалистов, пусть даже и прекрасно организованная, идет насмарку.
При социально-педагогической работе с неблагополучной семьей нет определенных технологий работы, подходящих для решения трудностей всех семей. Здесь вся ответственность за качество и эффективность поддержки ложиться на плечи команды специалистов. При этом специалисты должны уметь: во-первых, грамотно диагностировать состояние семьи. Во-вторых, владеть разнообразными технологиями работы с семьей. В-третьих, своевременно и правильно их применять. Только при выполнении этих требований, а также при творческом подходе специалиста к решению проблем детей и их родителей, результаты работы с семьей будут влиять на неё положительно. Диагностика состояния семьи позволяет составить более точное представление о потребностях целевой группы и точнее сформировать комплекс необходимых услуг.
Хотелось бы отметить, что главная цель работы специалистов с неблагополучной семьей должно быть сохранение семьи (то есть решение проблем и взрослых и детей), а не обвинение и наказание. Таким образом, при построении системной социально-педагогической работы с семьёй, например, с родительской некомпетентностью, она становится не предметом осуждения, а мишенью работы. Родители становятся участниками реабилитационного процесса и, наравне со специалистами, реабилитируют свои семьи. Между родителями и специалистами заключаются договор об ответственности со всех сторон. Целью социально-педагогической работы становится родительская эффективность.
Только при сотрудничестве возможна эффективная социально-педагогическая работа по профилактике семейного неблагополучия. Но сотрудничество и межведомственное взаимодействие прописаны практически во всех положениях о деятельности организаций, в должностных инструкциях специалистов, но все же системного подхода до сих пор нет, необходима координация, единая база данных, куда будет стекаться вся информация о семьях. В идеале это база данных должна создаваться на базе социально-педагогического центра, с возможностью доступа и обмена информацией для всех, задействованных в процессе сопровождения неблагополучных семей специалистов. Необходимо развитие социальной рекламы, как способа информирования населения о правах на оказание социальных услуг, возможные пути действий в сложных ситуациях и т.д. Такой социальной рекламой в будут информационные стенды, памятки для родителей и педагогов, общешкольные тематические акции и тематические консультации.
Выделим несколько принципов социально-педагогической работы с неблагополучными семьями:
1.Принцип центрального положения ребенка в семье. В основе планирование и реализация всех мероприятий, проводимых с семьей, всегда стоят интересы семьи и ребенка.
2. Принцип системности. Ребенок, как и любой другой член семьи, является частью семейной системы как целого, он подчиняется правилам и требованиям ее функционирования, чтобы добиться изменений в поведении одного члена семьи, необходима перестройка всей системы.
3. Принцип направленности в будущее. Рассматривая ситуацию, в которой оказался несовершеннолетний, направлять усилия на поиск возможных путей выхода из данной ситуации, а не обсуждения кто виноват в случившемся. Выяснить причины семейного или детского неблагополучия естественно, важно, но только с той целью, чтобы определить адекватную помощь.
4. Принцип добровольности. Любое мероприятие, необходимое для выхода из кризисной ситуации, будет включено в план и будет реализовано только с согласия того, кто будет участвовать в мероприятиях. Это касается и членов семьи и всех других людей, которых необходимо привлечь в разрешении конкретных ситуаций. Необходимо определить возможность участников программы, заинтересованных в разрешении ситуации. Если специалист, педагог или другой значимый взрослый не согласен или не готов по каким-либо причинам участвовать в программе, соблюдать принцип работы с семьей, не надо ни настаивать, ни уговаривать, ни призывать к долгу.
5. Принцип конфиденциальности. Специалисты, работающие с семьей, должны сохраняться конфиденциальность информации, полученной в результате взаимодействия с семьей.
6. Принцип безопасности. Семья должна быть уверена во всесторонней безопасности общения со специалистом – о безопасности своих личностных границ в процессе взаимодействия.
7. Принцип толерантности. Заключается в безоценочном отношении к членам семьи и семейной ситуации и принятии их всеми специалистами, взаимодействующими с семьей.
Данные принципы реализуются на всех этапах работы с семьей.
Часто родители детей группы риска имеют собственные социально-психологические проблемы, поэтому оказание им помощи является неотъемлемой частью медико-психологической и социально-педагогической реабилитации детей из неблагополучных семей. При организации сопровождения просто необходимо учитывать специфику проблем каждого типа семьи. Рассмотрим некоторые типы семей и специфику проблемного поля детей и родителей.
Неполная неблагополучная семья
Социально-психологические проблемы мамы или папы: одиночество, нарушение коммуникативной компетентности, эмоциональная депривация, сенсорная депривация, агрессивность, социальная дезадаптация, личностная деградация, регресс, избегание контактов, неустойчивое настроение.
Социально-психологические проблемы детей: психологический дискомфорт, дезадаптация, низкий уровень социального и умственного интеллекта, склонность к асоциальному поведению и бродяжничеству.
Алколголизированная семья
Социально-психологические проблемы родителей: эмоциональная неустойчивость (расстройства), эмоциональная зависимость, неадекватная самооценка, деградация, снижение критичности, склонность ко лжи и фантазированию, дезадаптация (социальная, психологическая и физическая), агрессивность, тревожность и страхи, минимизация или полная утрата родительской роли, наличие разных форм насилия.
Социально-психологические проблемы детей: зависимое поведение, страхи, тревожность, зависимое поведение, нарушение коммуникативной компетентности, негативная Я-концепция, личностная незрелость и неадекватность, склонность ко лжи и фантазированию, суицидальный риск, агрессия, обидчивость, мстительность, негативизм, враждебность, часто патопсихологические расстройства, последствия насилия.
Малообеспеченная неблагополучная семья
Социально-психологические проблемы родителей: беспокойство, тревога, нарушение самооценки, дезадаптация, агрессивность, озлобленность, социальная пассивность, жадность, эмоциональная скупость.
Социально-психологические проблемы детей: раннее взросление, зависть, злость, агрессия (аутоагрессия), воровство, ложь, отрицательный образ Я, депривация элементарных потребностей, чувство вины, хитрость.
Конфликтная семья
Социально-психологические проблемы родителей: высокое эмоциональное напряжение, эмоциональная деформация, наличие психологического (физического) насилия, психопатология (расстройства поведения и др.), психосоматические расстройства, социальная неадекватность, агрессивность, пассивность, нарушение единства требований, конфликтность.