Файл: Реферат по дисциплине Физическая культура Подвижные игры.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 291
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ И.П. МАШЕРОВА»
Педагогический факультет
Кафедра коррекционной работы
Реферат
по дисциплине «Физическая культура»
Подвижные игры
Выполнила:
Трубино Александра Александровна, 1 курс, 11 группа
Проверил:
Алексеенко Алексей Алексеевич
Витебск 2023
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
1. Понятие и содержание подвижной игры.
2. Классификация подвижных игр.
3. Методика проведения подвижных игр.
4. Оздоровительное, образовательное и воспитательное значение подвижных игр.
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Она удовлетворяет потребность людей в отдыхе, развлечении, развитии духовных и физических сил.
Возникновение игры относят к начальному этапу становления человека. Появление игры было оправдано с биологических позиций необходимостью передачи опыта от одного поколения другому. Трудовые процессы, и прежде всего охота, требовали от первобытного человека силы, ловкости, выносливости и специальных навыков. Игровая форма обучения способствовала накоплению и передаче знаний и опыта, старших младшим и совершенствовала необходимые качества. В первоначальном виде игры являлись частью искусства первобытного общества, которое отражало трудовые, бытовые и обрядовые действия человека. Игры включали образно-подражательные действия и были неразделимы с пением, танцами, музыкой. Состязания и изобразительные игры, применяемые для подготовки к жизнедеятельности, прошли сложный путь развития от натуралистических и символических к отвлеченным играм. По мере совершенствования орудий труда и производства, с развитием языка, мышления игры выделяются в самостоятельный вид деятельности, становятся богаче по своему содержанию, в них появляются отвлеченные формы движений и новые более сложные действия.
1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ.
Подвижными называются игры, содержание которых составляют разнообразные виды бега, прыжков, метаний и других движений. Побуждающим мотивом игровой деятельности является соревнование между отдельными участниками и целыми коллективами. Взаимоотношения и поведение играющих регулируются правилами и судейством.
По определению П. П. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни.
Подвижная игра — незаменимое средство физического воспитания пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развитии мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.
В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности.
Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующем, как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
В педагогической практике используются коллективные и индивидуальные подвижные игры, а также игры, подводящие к спортивной деятельности.
Коллективные подвижные игры — это игры, в которых одновременно участвуют как небольшие группы участников, так и целые классы или спортивные секции, а в некоторых случаях и значительно большее количество играющих.
Индивидуальные (одиночные) подвижные игры обычно создаются и организуются детьми. В таких играх каждый может намечать свои планы, устанавливать интересные для себя условия и правила, а по желанию и изменять их. По личному желанию избираются и пути для осуществления задуманных действий.
Игры, подводящие к спортивной деятельности, — это систематически организуемые подвижные игры, требующие устойчивых условий проведения и способствующие успешному овладению учащимися элементами спортивной техники и простейшими тактическими действиями в отдельных видах спорта.
Подвижные игры являются одним из вспомогательных средств в занятиях спортом.
Подобные игры используются также воспитателями, ведущими внеклассную и внешкольную работу по физической культуре и спорту с детьми и подростками для организации их досуга.
Ярко выражаемая в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные возможности для тренировки функций коры головного мозга, для образования новых временных как положительных, так и отрицательных связей, увеличения подвижности нервных процессов.
Это положительно сказывается на усвоении занимающимися отдельных спортивно-технических приемов и их сочетаний, создает предпосылки к более успешному овладению тактическими действиями, а также подтверждает, что занятия подвижными играми содействуют воспитанию воли, выдержки, дисциплинированности и других качеств, необходимых каждому для достижения успехов в спорте.
Такую несколько общую характеристику вспомогательного значения подвижных игр в занятиях спортом необходимо дополнить замечаниями. Они касаются своеобразия задач, особенностей подбора и проведения подвижных игр применительно к специфике занятий гимнастикой, легкой атлетикой, лыжной подготовкой и спортивными играми.
Содержание подвижной игры определяется движениями, которые входят в её состав — бег, прыжки и т. д. и включает сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия.
Содержание исходит из опыта человечества, передающегося от поколения к поколению.
Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые, военные, бытовые) или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях, играющих (например, в современных спортивных играх). Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной.
Правила — обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности и инициатива играющих в рамках правил игры.
Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. В играх могут встречаться короткие перебежки с внезапными изменениями направления и задержками движения; различные метания на дальность и в цель; преодоление препятствий прыжком, сопротивлением силой; действия, требующие умения применять разнообразные движения, приобретенные в процессе специальной физической подготовки, и др. Все эти действия выполняются в самых различных комбинациях и сочетаниях.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР.
В зависимости от решения разных педагогических задач с учетом условий работы широко применяется простейшая классификация подвижных игр.
Игры распределяют: по сложности, двигательному содержанию, степени физической нагрузки, использованию пособий и снарядов, по преимущественному формированию физических качеств.
По сложности подвижные игры делят на элементарные и сложные.
К элементарным играм относятся сюжетные и бессюжетные игры.
Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила, игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Это игры преимущественно коллективные. К сюжетным относятся в том числе народные хороводные игры (с пением и речитативом): «Бояре», «Камушек», «Золотые ворота», «Коза», «А мы просо сеяли», «Ручеек» и народные игры без пения: «Кот и мыши», «Колечко» и т. д.
Бессюжетные игры содержат интересные для детей двигательные игровые задания, ведущие к достижению игровой цели. К ним относятся:
— игры типа перебежек и ловушек (не имеют сюжета, образов, но имеют правила, роль, игровые действия): «Краски», «Пятнашки»
— игры с элементами соревнования (индивидуального и группового): «Жмурки», «Третий лишний», «Пустое место»
— игры-эстафеты (проводятся с разделением на команды, каждый играющий стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды)
— игры с использованием предметов (кегли, серсо, колыдеброс, мячи) требуют определенных условий, правила в них направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий и элемент соревнования)
— игры-аттракционы — в них двигательные задания выполняются в необычных условиях, часто включают элемент соревнования, эстафеты: «Бег со связанными ногами вдвоем», «Болото», «Рыбки».
К сложным относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол и т. д.), которые требуют собранности, организованности, наблюдательности, развития техники движений, быстроты реакции. В зависимости от возраста детей они могут играть и по упрощенным правилам (в т. ч. в разновозрастных группах).
Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: ходьба («Пройди — перешагни»), бег (Мы веселые ребята», «Мышеловка», «Два мороза»), прыжки (Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Удочка»), лазание (Пожарные на учении», «Медведи и пчелы»), ползание (Кролики», «Кроты»), равновесие (Волшебная дудочка», «Птички и лисички»), метание(«Шмель», «Перестрелки», «Мяч через сетку»).
По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности.
К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки.
К играм средней подвижности относятся те, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений, играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами.
В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.
Игры могут быть с использованием предметов и снарядов.
Игры с использованием предметов (флажки, ленточки, обручи, скакалки, шнуры, мячи и др.): «Удочка», «Найди себе пару с такой же игрушкой», «Подбрось и поймай», «Погрузка овощей».
Игры с использованием снарядов (гимнастическая стенка, скамейка, кубы, длинная рейка и др.): «Перелетные птицы», «Щенок», «Медведи и пчелы», «Перелет птиц» и др.
По преимущественному формированию физических качеств: ловкость («Удочка», «Эстафета по кругу» и др.); быстрота («Зайцы и волк», «Белки в лесу», «Лошадки, «Салют»» и др.); выносливость («Пробеги тихо» и др.); сила (Кто раньше дойдет до середины» и др.).
Группируют игры и по другим различным признакам, способствуя более правильному их отбору в разных случаях: по форме организации занятий; характеру моторной плотности; учету места и времени года. Исходя из целей, авторы по-разному группируют подвижные игры, пользуются несколькими критериями в рамках одной классификации, в результате чего одну и ту же игру можно причислить к нескольким категориям.
Поэтому выбор критериев классификации напрямую зависит от задач, которые должны решаться с помощью предлагаемой систематики.
Классификация подвижных игр может быть обусловлена регламентацией условий игровой деятельности. В частности, игры подразделяют на три вида: творческие, организованные подвижные игры с обусловленными правилами и игры со строго регламентированными правилами, т. е. спортивные.
Творческие подвижные игры — это игры, главным содержанием которых является подражание движениям животных, птиц. Эти игры не имеют определенных правил и в значительной мере зависят от окружающей обстановки. К творческим подвижным играм относятся имитационные и сюжетно-ролевые. В таких играх участники сами намечают план игры и осуществляют намеченную цель. В процессе игры план может изменяться, дополняться соответственно пожеланиям, стремлениям, фантазиям участников игры. У детей младенческого, дошкольного и младшего школьного возраста такие игры бывают чаще всего сюжетными, роли в них распределяются в зависимости от сюжета. Дети с удовольствием выполняют хорошо им понятные, имеющие конкретное содержание движения птиц, животных или движения, имитирующие труд и поведение человека.