Файл: План введение стр24 Глава Теоретические аспекты понятия конкурентоспособности на рынке гостиничных предприятий стр5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПЛАН

Введение……………………………………………………………...стр2-4

Глава 1. Теоретические аспекты понятия конкурентоспособности на рынке гостиничных предприятий………………………………………...стр-5

1.1 Сущность понятия конкурентоспособности организации……..стр5-6

Понятие конкурентоспособности предприятия

1.2 Методы и показатели оценки конкурентоспособности на рынке гостиничных услуг…………………………………………………………стр6-11

1.3 Современные пути повышения конкурентоспособности гостиничного предприятия……………………………………………….стр11-17

Глава 2. Структура и функции службы управления персоналом гостиницы…………………………………………………………………...стр17

2.1 Структура гостиничного предприятия……………………….стр17-21

2.2 требования к HR-менеджеру по подбору персонала в гостинице…………………………………………………………………стр22-24

2.3 Планирования персонала гостиницы………………………...стр25-33

Глава 3. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности гостиницы «Азимут»

Определение конкурентоспособности гостиницы «Азимут» в сравнение с другими популярными 4-х звёздочными гостиницами г. Нальчик………………………………………………………………….стр34-36

3.1 Общая характеристика гостиницы «Азимут»……………….стр37-38

3.2 Понятие и сущность конкурентоспособности гостиничного предприятия……………………………………………………………... стр39-44

3.3 Анализ хозяйственной деятельности и рекомендации по повышению конкурентоспособности………………………………………………….стр45-49

Заключение………………………………………………………………стр50-52

Приложения ………………………………………………………….
Введение

В последние годы гостиничный рынок в России претерпел значительные изменения, что привело к появлению разнообразных инноваций, в целом меняющих подход к этой сфере. Внедряются новые технологии для улучшения обслуживания гостей и оптимизации деятельности. Многие владельцы ресторанов и отелей расширяют свои предложения и завоевывают все больше клиентов, а такие смелые подходы, как капсульные отели – приходят на смену традиционным хостелам и общежитиям.


Одним из наиболее заметных изменений в российской индустрии гостеприимства является широкое внедрение цифровых технологий, таких как системы онлайн-бронирования и мобильные приложения. Эти технологии позволяют гостям легко бронировать и управлять своими заказами, а также получать доступ к информации об отеле и его удобствах. Многие гостиницы в России также используют цифровые системы регистрации заезда и выезда, которые позволяют гостям миновать стойку регистрации и сразу пройти в номер.

Количество ноу-хау постоянно растет, по всему миру появляются интересные решения для повседневных задач, что обязательно влечет за собой смену представления о том, как должен выглядит гостиничный бизнес сегодня. Подробнее о том, какие новшества пользуются особой популярностью, а какие только набирают обороты, читайте в этой статье Развитие гостиничной индустрии в России.

Гостиничная индустрия постоянно внедряет инновации, чтобы обеспечить гостям более комфортный и удобный отдых. Одной из таких инноваций является использование карт-ключей, управляемых смартфонами, которые можно найти в таких отелях, как Hilton и Starwood. Это устраняет необходимость в физических ключах и снижает риск их потери.

Еще одна инновационная функция, которая становится все более распространенной в отелях по всему миру, – это включение в комнаты телевизоров HD-качества, которые встраиваются в зеркала. Это позволяет гостям смотреть любимые передачи, находясь в ванной, бассейне или сауне.

Консьерж по SMS внедряется в сферу гостиниц и является растущей тенденцией индустрии. Данный вид связи позволяет гостям быстро и легко запрашивать предметы или услуги прямо со своих мобильных устройств, без необходимости физического посещения стойки регистрации. Отправив сообщение, клиент уже в ближайшее время получит ответное действие на свою просьбу.

Одним из самых популярных решений для обеспечения комфорта и уюта можно смело считать включение в номер отеля умного термостата. Технология регулирования температуры позволяет гостям устанавливать желаемый нагрев воздуха в номере с помощью своих мобильных устройств.

Еще одной популярной инновацией в описываемой сфере выступает применение док-станций, которые позволяют гостям заряжать свои устройства и не переживать на счет того, что батарея на их гаджете может сесть. Высокоскоростной интернет также является важной функцией, а условиях нынешней вовлеченности всемирной паутины в нашу жизнь, он скорее является обязательным условием для многих гостей – особенно для тех, кому необходимо работать во время путешествия.



Ну и конечно же, роботы – без них мы как без рук. Механические устройства набирают обороты в применении как для гостиничного, так и туристического сервиса, и многие отели используют их для выполнения таких задач, как приготовление кофе или заполнение данных на стойке регистрации. Несомненно, вы знакомы с роботами-пылесосами, так вот – сегодня в продаже имеются и другие маленькие бытовые помощники, которые следят не только за чистотой пола, но и за такими параметрами, как

влажность воздуха и уровень духоты в помещении.
Глава 1. Теоретические аспекты понятия конкурентоспособности на рынке гостиничных предприятий.

1.1 Сущность понятия конкурентоспособности организации

Понятие конкурентоспособности предприятия

Конкуренция выступает в качестве элемента рыночного механизма, реализующегося в форме взаимодействия рыночных субъектов и борьбы между ними за наиболее выгодные условия приложения капитала. Обеспечение конкурентоспособности – это естественный и объективный процесс в экономике

Конкурентоспособность предприятия – это успех или неуспех фирмы в конкретных отраслях производства, возможность конкурировать на рынке с другими фирмами, способность вырабатывать и поддерживать конкурентные преимущества предприятия. Конкурентоспособность фирмы означает наличие у нее способности вести результативную экономическую деятельность благодаря наличию конкурентных преимуществ, обусловленных факторами конкурентоспособности. Сюда же относятся экономические, технические, организационные возможности предприятия и его преимущества перед конкурентами, обеспечивающие возможность выдержать конкуренцию. Таким образом, конкурентоспособность организации отражает уровень эффективности использования экономических ресурсов относительно их использования конкурентами. В соответствии с этим можно согласится с утверждением, что на конкурентоспособность организации влияет ряд внешних и внутренних факторов. 1. К внешним факторам относится динамика развития экономики, политическая обстановка, общественная стабильность, технологический уровень развития отрасли. 2. Внутренние факторы включают в себя финансовую обеспеченность, потенциал работников, инновационные разработки, маркетинг, производственный потенциал и т.д. Очевидно, что конкурентная среда, в которой действует организация, является неотъемлемым условием формирования конкурентоспособности организации. При этом уровень конкурентоспособности будет зависеть от того, является ли конкурентная среда благоприятной или враждебной для организации. Конкурентоспособность предприятия используется как относительный показатель, демонстрирующий положение организации по сравнению с конкурентами. Она зависит от конкретных условий, складывающихся на определенном рынке. Конкурентоспособность предприятия – понятие комплексное, предполагающие несколько уровней конкурентного превосходства. Чтобы обеспечить лидирующие положение предприятия на рынке, важной стратегической задачей предприятия становиться опережение конкурентов в разработке и освоении новой продукции, новых технологий, дизайна, нововведений в системе распределения и сбыта. Тем самым достигается совокупность факторов и параметров конкурентных преимуществ, которые обеспечивают конкурентоспособность организации.
1.2 Методы и показатели оценки конкурентоспособности на рынке гостиничных услуг

Анализ конкурентоспособности организации включает в себя оценку ее готовности реагировать на изменение факторов конкурентной среды. Одним из основных методов такой оценки является EFAS-анализ, который проводится путем оценки возможностей и угроз, которые действуют на предприятие со стороны внешнего окружения. Затем для каждой возможности и угрозы указывается ее значение в виде удельного веса и дается балльная оценка от 1 до 5: 5 – выдающийся, 4 – выше среднего, 3 – средний, 2 – ниже среднего, 1 – незначимый. После этого подсчитывается взвешенная оценка. Удельный вес возможностей и угроз определялся экспертным путем. В примере взвешенная оценка равна 3,8, что означает, что предприятие успешно и оперативно реагирует на изменение внешней среды. Иными словами руководство компании способно своевременно избежать всех угроз и с пользой для компании использовать благоприятные возможности. С учетом данных факторов эффективнее всего будет проведение расширения ассортимента за счет внедрения новой продукции. Превосходство над конкурентами будет достигаться за счет качества продукции и уровня обслуживания. С другой стороны внедрение в ассортимент новой продукции должно предусматривать возможность предложения недорогой продукции, пользующейся спросом. На основе этого можно сделать вывод, что основная задача компании заключается в том, чтобы найти такую сферу деятельности, где была бы обеспечена защита от действия конкурентных сил или появилась бы возможность использовать их в своих целях. Чтобы определить конкурентную позицию в бизнесе, нужно проанализировать отрасль, к которой принадлежать компания. Для этого применяют модель пяти сил конкуренции Портера. Из пяти факторов конкуренции в отрасли доминирует, как правило, один фактор, который и становится решающим при формировании конкурентных преимуществ предприятия. Важность данного вида анализа обусловлена тем, что чем больше конкуренция в отрасли, тем меньше прибыльность отдельной компании.


Рисунок 1.1 - Модель конкурентных сил Портера.

Согласно модели Портера конкурентоспособность организации определяется привлекательностью отрасли с точки зрения долгосрочной прибыльности и факторами, которые определяют конкурентную позицию фирмы внутри отрасли. 1. Интенсивность конкуренции между существующими компаниями в отрасли обусловлена следующими факторами: Число и размеры соперничающих фирм Темп роста спроса на рынке Степень дифференциации продукции Уровень постоянных издержек Неудовлетворенность отдельных фирм своей долей рынка Вхождение в отрасль крупных компаний из других отраслей Затраты на выход из отрасли Различия в методах и опыте конкурентной борьбы 2. Угроза выхода на рынок новых компаний заключается в том, что они добавляют в отрасль новые производственные мощности и тем самым могут уменьшить рыночные доли существующих конкурентов. Данная угроза тем ниже, чем выше барьеры входа в отрасль. Существуют следующие барьеры, препятствующие проникновению на рынок: Экономия на масштабах производства Невозможность доступа к технологиям и ноу-хау Эффект кривой "обучение/опыт" Приверженность потребителей к определенным маркам Неравенство в издержках, не зависящее от размеров предприятия Доступ к каналам сбыта Действия контролирующих органов Тарифы и нетарифные ограничения. 3. Угроза появления товаров-заменителей оценивается, прежде всего, как угроза появления принципиально новых товаров-заменителей, наличие аналогичных товаров (субститутов) расценивается как обычное состояние отрасли. 4. Рыночная власть поставщиков влияет на цены и качество поставляемых услуг, что отражается на рентабельности отрасли. 5. Рыночная власть покупателей усиливается, а покупатели становятся более влиятельной конкурентной силой, если растет их возможность воздействовать на цены, качество, уровень обслуживания и другие условия продаж. Факторы, ведущие к большей рыночной власти покупателей, следующие: высокая концентрация покупателей, угроза сговора, сила торга, доля приобретаемой продукции, концентрация продавцов, степень дифференциации товара и значимость товара для покупателей – высокая. Количественную оценку уровня конкурентоспособности можно провести по методике Р.А. Фатхутдинова, который предлагает определять его "с учетом весомости товаров и рынков, на которых они реализуются". Расчет осуществляется по формуле: Корг = ∑aibj * Kij → 1 (1) где Корг – конкурентоспособность организации; ai – удельный вес товара организации в объеме продаж; bj – показатель значимости рынка, на котором представлен товар организации; Kij – конкурентоспособность i-го товара на j-м рынке. Согласно методике Фатхутдинова для промышленно развитых стран значимость рынка предлагается брать равной 1,0, для остальных стран 0,7, для внутреннего рынка 0,5. Показатель Kij определяется по формуле: Kij = (Еij / Ел.о.) К1 * К2 * К n (2) где Еij – эффективность анализируемого образца на конкретном рынке, единица полезного эффекта / денежная единица; Ел.о – эффективность лучшего образца – конкурента, используемого на данном рынке; К1 К2 Кn - корректирующие коэффициенты. Для случаев, когда все товары компании реализуются на внутреннем рынке, формула принимает следующий вид: Корг = 0,5 * ∑Kij → (3) Данная методика позволяет определять конкурентоспособность фирмы как средневзвешенную величину по показателям конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках. Вместе с тем, применяя методику количественной оценки Р.А. Фатхутдинова, можно обособленно проводить анализ эффективности деятельности фирмы, исходя при этом из конкурентоспособности отдельных товаров или групп товаров, что представляется объективным методом оценки конкурентоспособности фирмы. Учитывая характер методологического подхода, который разработан в рамках данной методики оценки конкурентоспособности фирмы, можно судить о степени устойчивости функционирования предприятия. Вместе с тем, методика количественной оценки Р.А. Фатхутдинова не позволяет оценивать характер конкурентных преимуществ организации, которые и обуславливают конкурентоспособность фирмы. Для оценки конкурентоспособности фирмы на основе анализа конкурентных преимуществ Р.А. Фатхутдиновым предложен метод их оценки по характеру преимуществ, который должен использоваться в дополнение к количественной оценке конкурентоспособности. Конкурентные преимущества определяются по 7 признакам: 1.Отношение к организации 2.Сфера возникновения преимуществ 3.Содержание фактора преимущества 4.Метод или средство
получения преимущества 5.Место реализации преимущества 6.Срок реализации преимущества 7.Вид получаемого эффекта от реализации преимущества Внутренние условия формирования конкурентных преимуществ относятся к трем основным сферам их возникновения в современных организациях: инновационная активность предприятия, промышленно-финансовый потенциал, сервис и продвижение. 1.3 Современные пути повышения конкурентоспособности гостиничного предприятия

Последние несколько лет гостиничная отрасль является одной из наиболее привлекательных сфер для бизнеса. Это связано с тем, что с 2013 года по настоящее время экономика нашей страны и мира в целом находится в нестабильном положении. Гостиничный бизнес – это та сфера, которая может мгновенно реагировать на изменения извне. Возможность эффективно работать в кризис и максимизировать выручку во времена экономического роста делает гостиничную недвижимость гибкой и рентабельной. В настоящее время гостиничный бизнес в России укрепляет позиции. Итоги 2016 года показывают, что большинство граждан предпочли отдыху за рубежом российские курорты, спрос на которые возрос на 37% по сравнению с показателями предыдущих лет. Стоит отметить и интерес иностранных туристов к нашей стране. В текущем году количество прибытий в Россию увеличилось в среднем на 40%. Благодаря растущим показателям, которые демонстрирует туристический бизнес, индустрия гостеприимства привлекает к себе все больше внимания.

Приняв в расчет вышеперечисленные события, происходившие в гостиничной сфере, можно выделить основные направления повышения конкурентоспособности гостиничного предприятия (рисунок 2).



Первым способом повышения конкурентоспособности является коллаборация. Коллаборация – это совместная деятельность людей или компаний, направленная на достижение общих целей. Данный тренд является одним из наиболее заметных как в гостиничной сфере, так и во многих других. Взаимное сотрудничество дает компаниям возможность обмена и получения опыта, свежие идеи для развития бизнеса, новых партнеров и, самое главное, новую аудиторию. Кроме того, благодаря совместным усилиям в результате коллаборации создается то, чего раннее не было, что, в свою очередь, привлекает внимание общественности и чаще всего создает громкий информационный повод.