Файл: Обеспечения Базовый курс (3е издание) Версия книги 2 от 17. 04. 2023.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 897
Скачиваний: 31
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Exit criteria. The set of generic and specific conditions, agreed upon with the stakeholders for permitting a process to be officially completed. The purpose of exit criteria is to prevent a task from being considered completed when there are still outstanding parts of the task which have not been finished. Exit criteria are used to report against and to plan when to stop testing. [ISTQB
Glossary]
Тест-план и отчёт о результатах тестирования
Тестирование программного обеспечения. Базовый курс.
© EPAM Systems, 2015–2023
Стр: 213/301 o аппаратные ресурсы (какое аппаратное обеспечение, в каком количе- стве и к какому моменту необходимо команде тестировщиков); o человеческие ресурсы (сколько специалистов какого уровня и со зна- ниями в каких областях должно подключиться к команде тестировщи- ков в тот или иной момент времени); o временные ресурсы (сколько по времени займёт выполнение тех или иных работ); o финансовые ресурсы (в какую сумму обойдётся использование имею- щихся или получение недостающих ресурсов, перечисленных в предыдущих пунктах этого списка); во многих компаниях финансовые ресурсы могут быть представлены отдельным документом, т.к. явля- ются конфиденциальной информацией.
• Расписание (test schedule
337
).
Фактически это календарь, в котором указано, что и к какому моменту должно быть сделано. Особое внимание уделяется т.н. «ключевым точкам» (milestones), к моменту наступления которых должен быть получен некий значимый ощутимый результат.
• Роли и ответственность (roles and responsibility). Перечень необходимых ролей (например, «ведущий тестировщик», «эксперт по оптимизации произ- водительности») и область ответственности специалистов, выполняющих эти роли.
• Оценка рисков (risk evaluation). Перечень рисков, которые с высокой веро- ятностью могут возникнуть в процессе работы над проектом. По каждому риску даётся оценка представляемой им угрозы и приводятся варианты вы- хода из ситуации.
• Документация (documentation). Перечень используемой тестовой докумен- тации с указанием, кто и когда должен её готовить и кому передавать.
• Метрики (metrics
338
).
Числовые характеристики показателей качества, спо- собы их оценки, формулы и т.д. На этот раздел, как правило, формируется множество ссылок из других разделов тест-плана.
Метрики в тестировании являются настолько важными, что о них мы погово- рим отдельно. Итак.
Метрика (metric
338
)
— числовая характеристика показателя качества. Мо- жет включать описание способов оценки и анализа результата.
Сначала поясним важность метрик на тривиальном примере. Представьте, что заказчик интересуется текущим положением дел и просит вас кратко охаракте- ризовать ситуацию с тестированием на проекте. Общие слова в стиле «всё хо- рошо», «всё плохо», «нормально» и тому подобное его, конечно, не устроят, т.к. они предельно субъективны и могут быть крайне далеки от реальности. И совсем иначе выглядит ответ наподобие такого: «Реализовано 79 % требований (в т.ч. 94 % важ- ных), за последние три спринта тестовое покрытие выросло с 63 % до 71 %, а общий показатель прохождения тест-кейсов вырос с 85 % до 89 %. Иными словами, мы полностью укладываемся в план по всем ключевым показателям, а по разработке даже идём с небольшим опережением».
337
Test schedule. A list of activities, tasks or events of the test process, identifying their intended start and finish dates and/or times, and interdependencies. [ISTQB Glossary]
338
Metric.
A measurement scale and the method used for measurement.
[ISTQB Glossary]
Тест-план и отчёт о результатах тестирования
Тестирование программного обеспечения. Базовый курс.
© EPAM Systems, 2015–2023
Стр: 214/301
Чтобы оперировать всеми этими числами (а они нужны не только для отчёт- ности, но и для организации работы проектной команды), их нужно как-то вычис- лить. Именно это и позволяют сделать метрики. Затем вычисленные значения можно использовать для:
• принятия решений о начале, приостановке, возобновлении или прекращении тестирования (см. выше раздел «Критерии» тест-плана);
• определения степени соответствия продукта заявленным критериям каче- ства;
• определения степени отклонения фактического развития проекта от плана;
• выявления «узких мест», потенциальных рисков и иных проблем;
• оценки результативности принятых управленческих решений;
• подготовки объективной информативной отчётности;
• и т.д.
Метрики могут быть как прямыми (не требуют вычислений), так и расчётными
(вычисляются по формуле). Типичные примеры прямых метрик — количество раз- работанных тест-кейсов, количество найденных дефектов и т.д. В расчётных мет- риках могут использоваться как совершенно тривиальные, так и довольно сложные формулы (см. таблицу 2.6.1).
Таблица 2.6.1 — Примеры расчётных метрик
Простая расчётная метрика
Сложная расчётная метрика
????
????????
=
????
????????????????????????????
????
????????????????????
∙ 100%, где
????
????????
— процентный показатель успеш- ного прохождения тест-кейсов,
????
????????????????????????????
— количество успешно выпол- ненных тест-кейсов,
????
????????????????????
— общее количество выполнен- ных тест-кейсов.
Минимальные границы значений:
• Начальная фаза проекта: 10 %.
• Основная фаза проекта: 40 %.
• Финальная фаза проекта: 85 %.
????
????????
= ∑
(????
????????????????????
∙????)
????????????????????????
????
????????????????????
????????????????????????????????
????????????????????
, где
????
????????
— интегральная метрика прохождения тест-кейсов во взаимосвязи с требованиями и дефектами,
????
????????????????????
— степень важности тест-кейса,
???? — количество выполнений тест-кейса,
????
????????????????????
— степень важности требования, проверяемого тест-кейсом,
????
????????????????????
— количество дефектов, обнаруженных тест-кей- сом.
Способ анализа:
• Идеальным состоянием является непрерывный рост значения ????
????????
• В случае отрицательной динамики уменьшение значе- ния ????
????????
на 15 % и более за последние три спринта мо- жет трактоваться как недопустимое и являться доста- точным поводом для приостановки тестирования.
В тестировании существует большое количество общепринятых метрик, мно- гие из которых могут быть собраны автоматически с использованием инструмен- тальных средств управления проектами. Например
339
:
• процентное отношение (не) выполненных тест-кейсов ко всем имеющимся;
• процентный показатель успешного прохождения тест-кейсов (см. «Простая расчётная метрика» в таблице 2.6.1);
• процентный показатель заблокированных тест-кейсов;
• плотность распределения дефектов;
• эффективность устранения дефектов;
• распределение дефектов по важности и срочности;
• и т.д.
339
«Important Software Test Metrics and Measurements — Explained with Examples and Graphs» [
http://www.softwaretest- inghelp.com/software-test-metrics-and-measurements/
]
Тест-план и отчёт о результатах тестирования
Тестирование программного обеспечения. Базовый курс.
© EPAM Systems, 2015–2023
Стр: 215/301
Как правило, при формировании отчётности нас будет интересовать не только текущее значение метрики, но и её динамика во времени, которую очень удобно изображать графически (что тоже могут выполнять автоматически многие средства управления проектами).
Некоторые метрики могут вычисляться на основе данных о расписании, например метрика «сдвига расписания»:
????????ℎ???????????????????????????????????????????????????? =
????????????????????????????????????????????????????????
????????????????????????????????????????
− 1
, где
????????ℎ????????????????????????????????????????????????????
— значение сдвига расписания,
????????????????????????????????????????????????????????
— количество дней до запланированного завершения работы,
????????????????????????????????????????
— количество дней, необходимое для завершения работы.
Значение
????????ℎ????????????????????????????????????????????????????
не должно становиться отрицательным.
Таким образом, мы видим, что метрики являются мощнейшим средством сбора и анализа информации. И вместе с тем здесь кроется опасность: ни при каких условиях нельзя допускать ситуации «метрик ради метрик», когда инструменталь- ное средство собирает уйму данных, вычисляет множество чисел и строит десятки графиков, но… никто не понимает, как их трактовать. Обратите внимание, что к обеим метрикам в таблице 2.6.1 и к только что рассмотренной метрике
????????ℎ???????????????????????????????????????????????????? прилагается краткое руководство по их трактовке. И чем сложнее и уникальнее метрика, тем более подробное руководство необходимо для её эф- фективного применения.
И, наконец, стоит упомянуть про так называемые «метрики покрытия», т.к. они очень часто упоминаются в различной литературе.
Покрытие (coverage
340
)
— процентное выражение степени, в которой ис- следуемый элемент (coverage item
341
) затронут соответствующим набором тест-кейсов.
Самыми простыми представителями метрик покрытия можно считать:
• Метрику покрытия требований (требование считается «покрытым», если на него ссылается хотя бы один тест-кейс):
????
????????????????????????????????????????????????????????
=
????
????????????????????????????
????
????????????????????
∙ 100%
, где
????
????????????????????????????????????????????????????????
— метрика покрытия требований,
????
????????????????????????????
— количество требований, покрытых хотя бы одним тест-кейсом,
????
????????????????????
— общее количество требований.
• Метрику плотности покрытия требований (учитывается, сколько тест-кейсов ссылается на несколько требований):
????
????????????????????????????????????????????????????????????
=
∑ ????
????
????
????????????????????
∙????
????????????????????
∙ 100%
, где
????
????????????????????????????????????????????????????????????
— плотность покрытия требований,
????
????
— количество тест-кейсов, покрывающих i-е требование,
????
????????????????????
— общее количество тест-кейсов,
????
????????????????????
— общее количество требований.
340
Coverage, Test coverage. The degree, expressed as a percentage, to which a specified coverage item has been exercised by a test suite. [ISTQB Glossary]
341
Coverage item. An entity or property used as a basis for test coverage, e.g. equivalence partitions or code statements. [ISTQB
Glossary]
Тест-план и отчёт о результатах тестирования
Тестирование программного обеспечения. Базовый курс.
© EPAM Systems, 2015–2023
Стр: 216/301
• Метрику покрытия классов эквивалентности (анализируется, сколько классов эквивалентности затронуто тест-кейсами):
????
????????????????????????????????
=
????
????????????????????????????
????
????????????????????
∙ 100%
, где
????
????????????????????????????????
— метрика покрытия классов эквивалентности,
????
????????????????????????????
— количество классов эквивалентности, покрытых хотя бы одним тест-кейсом,
????
????????????????????
— общее количество классов эквивалентности.
• Метрику покрытия граничных условий (анализируется, сколько значений из группы граничных условий затронуто тест-кейсами):
????
????????????????????????????????
=
????
????????????????????????????
????
????????????????????
∙ 100%
, где
????
????????????????????????????????
— метрика покрытия граничных условий,
????
????????????????????????????
— количество граничных условий, покрытых хотя бы одним тест-кейсом,
????
????????????????????
— общее количество граничных условий.
• Метрики покрытия кода модульными тест-кейсами. Таких метрик очень много, но вся их суть сводится к выявлению некоей характеристики кода (ко- личество строк, ветвей, путей, условий и т.д.) и определению, какой процент представителей этой характеристики покрыт тест-кейсами.
Метрик покрытия настолько много, что даже в ISTQB-глоссарии дано определение полутора десяткам таковых. Вы можете найти эти определе- ния, выполнив в файле ISTQB-глоссария поиск по слову «coverage».
На этом мы завершаем теоретическое рассмотрение планирования и пере- ходим к примеру — учебному тест-плану для нашего приложения «Конвертер фай- лов
{60}
». Напомним, что приложение является предельно простым, потому и тест- план будет очень маленьким (однако, обратите внимание, сколь значительную его часть будет занимать раздел метрик).
Пример тест-плана
Для того чтобы заполнить некоторые части тест-плана, нам придётся сде- лать допущения о составе проектной команды и времени, отведённом на разра- ботку проекта. Поскольку данный тест-план находится внутри текста книги, у него нет таких типичных частей, как заглавная страница, содержание и т.п. Итак.
Цель
Корректное автоматическое преобразование содержимого документов к еди- ной кодировке с производительностью, значительно превышающей производи- тельность человека при выполнении аналогичной задачи.
Области, подвергаемые тестированию
(
См. соответствующие разделы требований.)
•
ПТ-1
.*: дымовой тест.
•
ПТ-2
.*: дымовой тест, тест критического пути.
•
ПТ-3
.*
: тест критического пути.
•
БП-1
.*: дымовой тест, тест критического пути.
•
АК-2
.*: дымовой тест, тест критического пути.
•
О-4
: дымовой тест.
•
О-5
: дымовой тест.
•
ДС
-*: дымовой тест, тест критического пути.
Тест-план и отчёт о результатах тестирования
Тестирование программного обеспечения. Базовый курс.
© EPAM Systems, 2015–2023
Стр: 217/301
Области, не подвергаемые тестированию
•
СХ-1
: приложение разрабатывается как консольное.
•
СХ-2
,
О-1
,
О-2
: приложение разрабатывается на PHP указанной версии.
•
АК-1.1
: заявленная характеристика находится вблизи нижней границы произ- водительности операций, характерных для разрабатываемого приложения.
•
О-3
: не требует реализации.
•
О-6
: не требует реализации.
Тестовая стратегия и подходы
Общий подход.
Специфика работы приложения состоит в однократном конфигурировании опытным специалистом и дальнейшем использовании конечными пользователями, для которых доступна только одна операция — размещение файла в каталоге-при-
ёмнике. Потому вопросы удобства использования, безопасности и т.п. не исследу- ются в процессе тестирования.
Уровни функционального тестирования:
• Дымовой тест: автоматизированный с использованием командных файлов
ОС Windows и Linux.
• Тест критического пути: выполняется вручную.
• Расширенный тест не производится, т.к. для данного приложения вероят- ность обнаружения дефектов на этом уровне пренебрежимо мала.
В силу кроссфункциональности команды значительного вклада в повышение качества можно ожидать от аудита кода, совмещённого с ручным тестированием по методу белого ящика. Автоматизация тестирования кода не будет применяться в силу крайне ограниченного времени.
Критерии
• Приёмочные критерии: успешное прохождение 100 % тест-кейсов уровня ды- мового тестирования и 90 % тест-кейсов уровня критического пути (см. мет- рику «
Успешное прохождение тест-кейсов
») при условии устранения 100 % дефектов критической и высокой важности (см. метрику «
Общее устранение дефектов
»). Итоговое покрытие требований тест-кейсами (см. метрику «
По- крытие требований тест-кейсами
») должно составлять не менее 80 %.
• Критерии начала тестирования: выход билда.
• Критерии приостановки тестирования: переход к тесту критического пути до- пустим только при успешном прохождении 100 % тест-кейсов дымового теста
(см. метрику «
Успешное прохождение тест-кейсов
»); тестирование может быть приостановлено в случае, если при выполнении не менее 25 % запла- нированных тест-кейсов более 50 % из них завершились обнаружением де- фекта (см. метрику «
Стоп-фактор
»).
• Критерии возобновления тестирования: исправление более 50 % обнаружен- ных на предыдущей итерации дефектов (см. метрику «
Текущее устранение дефектов
»).
• Критерии завершения тестирования: выполнение более 80 % запланирован- ных на итерацию тест-кейсов (см. метрику «
Выполнение тест-кейсов
»).
Ресурсы
• Программные ресурсы: четыре виртуальных машины (две с ОС Windows 7
Ent x64, две с ОС Linux Ubuntu 14 LTS x64), две копии PHP Storm 8.
• Аппаратные ресурсы: две стандартных рабочих станции (8GB RAM, i7 3GHz).
Glossary]
Тест-план и отчёт о результатах тестирования
Тестирование программного обеспечения. Базовый курс.
© EPAM Systems, 2015–2023
Стр: 213/301 o аппаратные ресурсы (какое аппаратное обеспечение, в каком количе- стве и к какому моменту необходимо команде тестировщиков); o человеческие ресурсы (сколько специалистов какого уровня и со зна- ниями в каких областях должно подключиться к команде тестировщи- ков в тот или иной момент времени); o временные ресурсы (сколько по времени займёт выполнение тех или иных работ); o финансовые ресурсы (в какую сумму обойдётся использование имею- щихся или получение недостающих ресурсов, перечисленных в предыдущих пунктах этого списка); во многих компаниях финансовые ресурсы могут быть представлены отдельным документом, т.к. явля- ются конфиденциальной информацией.
• Расписание (test schedule
337
).
Фактически это календарь, в котором указано, что и к какому моменту должно быть сделано. Особое внимание уделяется т.н. «ключевым точкам» (milestones), к моменту наступления которых должен быть получен некий значимый ощутимый результат.
• Роли и ответственность (roles and responsibility). Перечень необходимых ролей (например, «ведущий тестировщик», «эксперт по оптимизации произ- водительности») и область ответственности специалистов, выполняющих эти роли.
• Оценка рисков (risk evaluation). Перечень рисков, которые с высокой веро- ятностью могут возникнуть в процессе работы над проектом. По каждому риску даётся оценка представляемой им угрозы и приводятся варианты вы- хода из ситуации.
• Документация (documentation). Перечень используемой тестовой докумен- тации с указанием, кто и когда должен её готовить и кому передавать.
• Метрики (metrics
338
).
Числовые характеристики показателей качества, спо- собы их оценки, формулы и т.д. На этот раздел, как правило, формируется множество ссылок из других разделов тест-плана.
Метрики в тестировании являются настолько важными, что о них мы погово- рим отдельно. Итак.
Метрика (metric
338
)
— числовая характеристика показателя качества. Мо- жет включать описание способов оценки и анализа результата.
Сначала поясним важность метрик на тривиальном примере. Представьте, что заказчик интересуется текущим положением дел и просит вас кратко охаракте- ризовать ситуацию с тестированием на проекте. Общие слова в стиле «всё хо- рошо», «всё плохо», «нормально» и тому подобное его, конечно, не устроят, т.к. они предельно субъективны и могут быть крайне далеки от реальности. И совсем иначе выглядит ответ наподобие такого: «Реализовано 79 % требований (в т.ч. 94 % важ- ных), за последние три спринта тестовое покрытие выросло с 63 % до 71 %, а общий показатель прохождения тест-кейсов вырос с 85 % до 89 %. Иными словами, мы полностью укладываемся в план по всем ключевым показателям, а по разработке даже идём с небольшим опережением».
337
Test schedule. A list of activities, tasks or events of the test process, identifying their intended start and finish dates and/or times, and interdependencies. [ISTQB Glossary]
338
Metric.
A measurement scale and the method used for measurement.
[ISTQB Glossary]
Тест-план и отчёт о результатах тестирования
Тестирование программного обеспечения. Базовый курс.
© EPAM Systems, 2015–2023
Стр: 214/301
Чтобы оперировать всеми этими числами (а они нужны не только для отчёт- ности, но и для организации работы проектной команды), их нужно как-то вычис- лить. Именно это и позволяют сделать метрики. Затем вычисленные значения можно использовать для:
• принятия решений о начале, приостановке, возобновлении или прекращении тестирования (см. выше раздел «Критерии» тест-плана);
• определения степени соответствия продукта заявленным критериям каче- ства;
• определения степени отклонения фактического развития проекта от плана;
• выявления «узких мест», потенциальных рисков и иных проблем;
• оценки результативности принятых управленческих решений;
• подготовки объективной информативной отчётности;
• и т.д.
Метрики могут быть как прямыми (не требуют вычислений), так и расчётными
(вычисляются по формуле). Типичные примеры прямых метрик — количество раз- работанных тест-кейсов, количество найденных дефектов и т.д. В расчётных мет- риках могут использоваться как совершенно тривиальные, так и довольно сложные формулы (см. таблицу 2.6.1).
Таблица 2.6.1 — Примеры расчётных метрик
Простая расчётная метрика
Сложная расчётная метрика
????
????????
=
????
????????????????????????????
????
????????????????????
∙ 100%, где
????
????????
— процентный показатель успеш- ного прохождения тест-кейсов,
????
????????????????????????????
— количество успешно выпол- ненных тест-кейсов,
????
????????????????????
— общее количество выполнен- ных тест-кейсов.
Минимальные границы значений:
• Начальная фаза проекта: 10 %.
• Основная фаза проекта: 40 %.
• Финальная фаза проекта: 85 %.
????
????????
= ∑
(????
????????????????????
∙????)
????????????????????????
????
????????????????????
????????????????????????????????
????????????????????
, где
????
????????
— интегральная метрика прохождения тест-кейсов во взаимосвязи с требованиями и дефектами,
????
????????????????????
— степень важности тест-кейса,
???? — количество выполнений тест-кейса,
????
????????????????????
— степень важности требования, проверяемого тест-кейсом,
????
????????????????????
— количество дефектов, обнаруженных тест-кей- сом.
Способ анализа:
• Идеальным состоянием является непрерывный рост значения ????
????????
• В случае отрицательной динамики уменьшение значе- ния ????
????????
на 15 % и более за последние три спринта мо- жет трактоваться как недопустимое и являться доста- точным поводом для приостановки тестирования.
В тестировании существует большое количество общепринятых метрик, мно- гие из которых могут быть собраны автоматически с использованием инструмен- тальных средств управления проектами. Например
339
:
• процентное отношение (не) выполненных тест-кейсов ко всем имеющимся;
• процентный показатель успешного прохождения тест-кейсов (см. «Простая расчётная метрика» в таблице 2.6.1);
• процентный показатель заблокированных тест-кейсов;
• плотность распределения дефектов;
• эффективность устранения дефектов;
• распределение дефектов по важности и срочности;
• и т.д.
339
«Important Software Test Metrics and Measurements — Explained with Examples and Graphs» [
http://www.softwaretest- inghelp.com/software-test-metrics-and-measurements/
]
Тест-план и отчёт о результатах тестирования
Тестирование программного обеспечения. Базовый курс.
© EPAM Systems, 2015–2023
Стр: 215/301
Как правило, при формировании отчётности нас будет интересовать не только текущее значение метрики, но и её динамика во времени, которую очень удобно изображать графически (что тоже могут выполнять автоматически многие средства управления проектами).
Некоторые метрики могут вычисляться на основе данных о расписании, например метрика «сдвига расписания»:
????????ℎ???????????????????????????????????????????????????? =
????????????????????????????????????????????????????????
????????????????????????????????????????
− 1
, где
????????ℎ????????????????????????????????????????????????????
— значение сдвига расписания,
????????????????????????????????????????????????????????
— количество дней до запланированного завершения работы,
????????????????????????????????????????
— количество дней, необходимое для завершения работы.
Значение
????????ℎ????????????????????????????????????????????????????
не должно становиться отрицательным.
Таким образом, мы видим, что метрики являются мощнейшим средством сбора и анализа информации. И вместе с тем здесь кроется опасность: ни при каких условиях нельзя допускать ситуации «метрик ради метрик», когда инструменталь- ное средство собирает уйму данных, вычисляет множество чисел и строит десятки графиков, но… никто не понимает, как их трактовать. Обратите внимание, что к обеим метрикам в таблице 2.6.1 и к только что рассмотренной метрике
????????ℎ???????????????????????????????????????????????????? прилагается краткое руководство по их трактовке. И чем сложнее и уникальнее метрика, тем более подробное руководство необходимо для её эф- фективного применения.
И, наконец, стоит упомянуть про так называемые «метрики покрытия», т.к. они очень часто упоминаются в различной литературе.
Покрытие (coverage
340
)
— процентное выражение степени, в которой ис- следуемый элемент (coverage item
341
) затронут соответствующим набором тест-кейсов.
Самыми простыми представителями метрик покрытия можно считать:
• Метрику покрытия требований (требование считается «покрытым», если на него ссылается хотя бы один тест-кейс):
????
????????????????????????????????????????????????????????
=
????
????????????????????????????
????
????????????????????
∙ 100%
, где
????
????????????????????????????????????????????????????????
— метрика покрытия требований,
????
????????????????????????????
— количество требований, покрытых хотя бы одним тест-кейсом,
????
????????????????????
— общее количество требований.
• Метрику плотности покрытия требований (учитывается, сколько тест-кейсов ссылается на несколько требований):
????
????????????????????????????????????????????????????????????
=
∑ ????
????
????
????????????????????
∙????
????????????????????
∙ 100%
, где
????
????????????????????????????????????????????????????????????
— плотность покрытия требований,
????
????
— количество тест-кейсов, покрывающих i-е требование,
????
????????????????????
— общее количество тест-кейсов,
????
????????????????????
— общее количество требований.
340
Coverage, Test coverage. The degree, expressed as a percentage, to which a specified coverage item has been exercised by a test suite. [ISTQB Glossary]
341
Coverage item. An entity or property used as a basis for test coverage, e.g. equivalence partitions or code statements. [ISTQB
Glossary]
Тест-план и отчёт о результатах тестирования
Тестирование программного обеспечения. Базовый курс.
© EPAM Systems, 2015–2023
Стр: 216/301
• Метрику покрытия классов эквивалентности (анализируется, сколько классов эквивалентности затронуто тест-кейсами):
????
????????????????????????????????
=
????
????????????????????????????
????
????????????????????
∙ 100%
, где
????
????????????????????????????????
— метрика покрытия классов эквивалентности,
????
????????????????????????????
— количество классов эквивалентности, покрытых хотя бы одним тест-кейсом,
????
????????????????????
— общее количество классов эквивалентности.
• Метрику покрытия граничных условий (анализируется, сколько значений из группы граничных условий затронуто тест-кейсами):
????
????????????????????????????????
=
????
????????????????????????????
????
????????????????????
∙ 100%
, где
????
????????????????????????????????
— метрика покрытия граничных условий,
????
????????????????????????????
— количество граничных условий, покрытых хотя бы одним тест-кейсом,
????
????????????????????
— общее количество граничных условий.
• Метрики покрытия кода модульными тест-кейсами. Таких метрик очень много, но вся их суть сводится к выявлению некоей характеристики кода (ко- личество строк, ветвей, путей, условий и т.д.) и определению, какой процент представителей этой характеристики покрыт тест-кейсами.
Метрик покрытия настолько много, что даже в ISTQB-глоссарии дано определение полутора десяткам таковых. Вы можете найти эти определе- ния, выполнив в файле ISTQB-глоссария поиск по слову «coverage».
На этом мы завершаем теоретическое рассмотрение планирования и пере- ходим к примеру — учебному тест-плану для нашего приложения «Конвертер фай- лов
{60}
». Напомним, что приложение является предельно простым, потому и тест- план будет очень маленьким (однако, обратите внимание, сколь значительную его часть будет занимать раздел метрик).
Пример тест-плана
Для того чтобы заполнить некоторые части тест-плана, нам придётся сде- лать допущения о составе проектной команды и времени, отведённом на разра- ботку проекта. Поскольку данный тест-план находится внутри текста книги, у него нет таких типичных частей, как заглавная страница, содержание и т.п. Итак.
Цель
Корректное автоматическое преобразование содержимого документов к еди- ной кодировке с производительностью, значительно превышающей производи- тельность человека при выполнении аналогичной задачи.
Области, подвергаемые тестированию
(
См. соответствующие разделы требований.)
•
ПТ-1
.*: дымовой тест.
•
ПТ-2
.*: дымовой тест, тест критического пути.
•
ПТ-3
.*
: тест критического пути.
•
БП-1
.*: дымовой тест, тест критического пути.
•
АК-2
.*: дымовой тест, тест критического пути.
•
О-4
: дымовой тест.
•
О-5
: дымовой тест.
•
ДС
-*: дымовой тест, тест критического пути.
Тест-план и отчёт о результатах тестирования
Тестирование программного обеспечения. Базовый курс.
© EPAM Systems, 2015–2023
Стр: 217/301
Области, не подвергаемые тестированию
•
СХ-1
: приложение разрабатывается как консольное.
•
СХ-2
,
О-1
,
О-2
: приложение разрабатывается на PHP указанной версии.
•
АК-1.1
: заявленная характеристика находится вблизи нижней границы произ- водительности операций, характерных для разрабатываемого приложения.
•
О-3
: не требует реализации.
•
О-6
: не требует реализации.
Тестовая стратегия и подходы
Общий подход.
Специфика работы приложения состоит в однократном конфигурировании опытным специалистом и дальнейшем использовании конечными пользователями, для которых доступна только одна операция — размещение файла в каталоге-при-
ёмнике. Потому вопросы удобства использования, безопасности и т.п. не исследу- ются в процессе тестирования.
Уровни функционального тестирования:
• Дымовой тест: автоматизированный с использованием командных файлов
ОС Windows и Linux.
• Тест критического пути: выполняется вручную.
• Расширенный тест не производится, т.к. для данного приложения вероят- ность обнаружения дефектов на этом уровне пренебрежимо мала.
В силу кроссфункциональности команды значительного вклада в повышение качества можно ожидать от аудита кода, совмещённого с ручным тестированием по методу белого ящика. Автоматизация тестирования кода не будет применяться в силу крайне ограниченного времени.
Критерии
• Приёмочные критерии: успешное прохождение 100 % тест-кейсов уровня ды- мового тестирования и 90 % тест-кейсов уровня критического пути (см. мет- рику «
Успешное прохождение тест-кейсов
») при условии устранения 100 % дефектов критической и высокой важности (см. метрику «
Общее устранение дефектов
»). Итоговое покрытие требований тест-кейсами (см. метрику «
По- крытие требований тест-кейсами
») должно составлять не менее 80 %.
• Критерии начала тестирования: выход билда.
• Критерии приостановки тестирования: переход к тесту критического пути до- пустим только при успешном прохождении 100 % тест-кейсов дымового теста
(см. метрику «
Успешное прохождение тест-кейсов
»); тестирование может быть приостановлено в случае, если при выполнении не менее 25 % запла- нированных тест-кейсов более 50 % из них завершились обнаружением де- фекта (см. метрику «
Стоп-фактор
»).
• Критерии возобновления тестирования: исправление более 50 % обнаружен- ных на предыдущей итерации дефектов (см. метрику «
Текущее устранение дефектов
»).
• Критерии завершения тестирования: выполнение более 80 % запланирован- ных на итерацию тест-кейсов (см. метрику «
Выполнение тест-кейсов
»).
Ресурсы
• Программные ресурсы: четыре виртуальных машины (две с ОС Windows 7
Ent x64, две с ОС Linux Ubuntu 14 LTS x64), две копии PHP Storm 8.
• Аппаратные ресурсы: две стандартных рабочих станции (8GB RAM, i7 3GHz).