Файл: Программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 208
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Определение рода, числа и падежа имени прилагательного по роду, числу и падежу имени существительного. Согласование имени прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Спряжение имен прилагательных. Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Глагол как часть речи. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глагола по лицам и числам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица -шь, -шься. Глаголы на -ся (-сь). Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Правописание глаголов с -ться, -тся. Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Правописание частицы "не" с глаголами.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные местоимения единственного и множественного числа. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий.
Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Простые и сложные предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные.
Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте с помощью различных языковых средств (личных местоимений, наречий, повтора существительного, синонимической замены).
Однородные члены предложения. Союзы в простом и сложном предложении, знаки препинания перед союзами. Обращение, знаки препинания при обращении. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.
Сложное предложение. Сложные предложения без союзов и с сочинительными союзами "и", "а", "но". Сравнение простых предложений с однородными членами и сложных предложений. Сложные предложения с союзами "что", "чтобы", "потому что", "когда", "который".
Развитие речи, работа с текстом.
Текст, признаки текста. Отличие текстов от предложения. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Заголовок текста, подбор заголовков к данному тексту. Работа с деформированным текстом. Распространение текста.
Стили речи (на основе практической работы с текстами): разговорный, деловой и художественный. Основные признаки стилей речи. Элементарный стилистический анализ текстов.
Составление рассказа по серии сюжетных картин, картине, по опорным словам, материалам наблюдения, по предложенной теме, по плану.
Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Изложение по коллективно составленному плану.
Сочинение творческого характера по картине, по личным наблюдениям, с привлечением сведений из практической деятельности, книг.
Деловое письмо.
Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо. Записки: личные и деловые. Заметка в стенгазету, объявление, заявление, автобиография, анкета, доверенность, расписка.
Письмо с элементами творческой деятельности.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Русский язык".
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
― знание отличительных грамматических признаков основных частей слова; ― разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы педагогического работника; ― образование слов с новым значением с опорой на образец; ― представления о грамматических разрядах слов; ― различение изученных частей речи по вопросу и значению; ― использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма; ― составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец; ― установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам педагогического работника; ― нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью педагогического работника); ― нахождение в тексте однородных членов предложения; ― различение предложений, разных по интонации; ― нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью педагогического работника); ― участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли; ― выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста; ― оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец; ― письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (50-55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста; ― составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления. | ― знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам; ― разбор слова по составу с использованием опорных схем; ― образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему; ― дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным признакам; ― определение некоторых грамматических признаков изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам педагогического работника; ― нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством педагогического работника); ― пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова; ― составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему; ― установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам педагогического работника, опорной схеме; ― нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем; ― составление предложений с однородными членами с опорой на образец; ― составление предложений, разных по интонации с опорой на образец; ― различение предложений (с помощью педагогического работника) различных по цели высказывания; ― отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста; ― отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью педагогического работника); ― выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста; ― оформление всех видов изученных деловых бумаг; ― письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов); ― письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60 слов). |
"Чтение (литературное чтение)" (V-IX классы)
Пояснительная записка.
Изучение учебного предмета "Чтение (литературное чтение)" имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
― совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;
― развитие положительных качеств и свойств личности.
Содержание учебного предмета "Чтение (литературное чтение)".
Содержание чтения (круг чтения): произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX-XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни обучающихся, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь).
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:
• литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя;
• присказка, зачин, диалог, произведение;
• герой (персонаж), главный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж;
• стихотворение, рифма, строка, строфа;
• средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм);
• элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного чтения (коллективное или с помощью педагогического работника).
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Чтение (литературное чтение)".
Минимальный уровень: | . Достаточный уровень: |
― правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных по содержанию текстов (после предварительной подготовки); ― определение темы произведения (под руководством педагогического работника); ― ответы на вопросы педагогического работника по фактическому содержанию произведения своими словами; ― участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и разобранного под руководством педагогического работника текста; ― пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью педагогического работника); ― выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных; ― установление последовательности событий в произведении; ― определение главных героев текста; ― составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и по вопросам педагогического работника; ― нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с помощью педагогического работника; ― заучивание наизусть 7-9 стихотворений; ― самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий. | ― правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм орфоэпии; ― ответы на вопросы педагогического работника своими словами и словами автора (выборочное чтение); ― определение темы художественного произведения; ― определение основной мысли произведения (с помощью педагогического работника); ― самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста; ― формулировка заголовков пунктов плана (с помощью педагогического работника); ― различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным обоснованием; ― определение собственного отношения к поступкам героев (героя), сравнение собственного отношения и отношения автора к поступкам героев с использованием примеров из текста (с помощью педагогического работника); ― пересказ текста по коллективно составленному плану; ― нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с опорой на контекст; ― ориентировка в круге доступного чтения, выбор интересующей литературы (с помощью взрослого), самостоятельное чтение художественной литературы; ― знание наизусть 10-12 стихотворений и 1 прозаического отрывка. |