Файл: Герои былин и их реальные прототипы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 201

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация <Национальный социально-педагогический колледж>
Проектно-исследовательская работа

по истории

на тему:

«Герои былин и их реальные прототипы»


Выполнил:

Обучающийся Ялалова Оксана Руслановна

Преподаватель:

Ибрагимова Альфия Альфисовна

Пермь-2023

Оглавление

Введение…………...……………………………………………...3-5 стр.

Глава 1.

1.1. Что такое былины?..........................................................................6-7 стр.

1.2. Богатыри - кто они?.........................................................................7-9 стр.

1.3. Какие богатыри были на Руси?.......................................................9-25 стр.

Глава 2.

2.1. Сила богатырская - пример для подражания…………………..26-27 стр.

2.2. Результаты анкетирования «Богатырь глазами современности»…………………………………………………………27-29 стр.

2.3. Образ современного богатыря…………………………………….29 стр.

Заключение…………………………………………………...…………30 стр.

Список используемой литературы…………………………………….31 стр.

Введение.

«Богатырская тема» с давних пор звучит в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи, кино. Образ богатыря родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины, в котором нуждалась русская земля.

Ещё сто-полтораста лет назад всякий русский, говоря «богатырь», явно имел в виду желание связать его с былинным героем, сравнить кого-то с былинными заступниками земли Святорусской — будь то «чудо-богатыри» Суворова или «богатыри, не вы» героя лермонтовского «Бородино».

Слово «богатырь» накрепко вошло в русский язык. «Богатырское здоровье», «богатырская сила» говорим мы. Истоки этого слова в русском героическом эпосе, в былинах. Ни один человек не может обойти былину и встречу с русскими богатырями. Тема богатырей неразрывно связана со школьной программой. Именно в школе мы впервые можем изучить и понять силу и душу русского богатыря, его характер и волю.

Трудно представить человека, который не знал бы, что такое былины и не прочитал хотя бы одну из них. Создателями былин является народ; былины не имеют авторов, как произведения художественной литературы. Их исполняли народные сказители, по памяти, как слышали. Переходили эти сказания от стариков к детям, передавая каждому новому поколению древние были. 

Северные сказители совершили дело неоценимого значения – донесли до нас древнее наследие. Благодаря им, былины вошли в сокровищницу национальной культуры. Но в самом ли деле то, что рассказывают былины правда? Если это быль, тогда Илья Муромец стрелял в Соловья – разбойника? Добрыня Никитич бился со Змеем?


Актуальность исследования: имеет огромную практическую значимость, так как наивный реализм младшего школьника побуждает его в этот период развития видеть в искусстве копию жизни. Важность изучения данной темы определяется, прежде всего, тем, что русские богатыри являются примером мужества и доблести, эталоном патриотизма. Многие граждане России (особенно мальчишки) хотели бы походить на этот образ. По моему мнению, в связи с политической ситуацией в России и в мире, необходимо вспомнить героев далекого прошлого – русских богатырей, которые совершали подвиги ради своей земли. 

Практическая и теоретическая значимость: данная тема важна для воспитанников детских садов, учащихся начальной, средней и старшей школы, так как её изучение позволит учащимся ощутить свою причастность к древним традициям, стать связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим своего народа, приобщиться к национальной культуре. Также тема важна для учителей, которые могут использовать её в эстетическом и нравственном воспитании школьников.

Объект исследования: древнерусские былины.

Предмет исследования: русские богатыри и их прототипы.

Цель исследования – изучение древнерусских былин и поиск сведений в литературных источниках, подтверждающих или опровергающих существование богатырей в древней Руси и в настоящее время.

Задачи:

1. Раскрыть понятия «былина», «богатырь».

2. Изучить произведения литературы и искусства по данной теме.

3. Систематизировать и обобщить сведения, подтверждающие или опровергающие существования богатырей, их прототипов.

4. Организовать мероприятие в детском саду.

5. Провести опрос и анкетирование среди воспитанников детского сада.

6. Проанализировать работу и обобщить данные.

7. Сформулировать выводы о проделанной работе.

8. Оформить обобщенный материал.

Гипотезы:

1) Если о богатырях написаны былины и сказания, то это реальные люди.

2) Богатыри могут жить и в наши дни.

Методы исследования:

Теоретический метод: изучение и анализ специальной литературы, обобщение по результатам анкетирования.

Эмпирические методы:



-наблюдение, анкетирование.

-анализ статистических данных полученных в результате анкетирования.

Глава 1.

1.1. Что такое былины?

Былины - древние эпические песнопения, повествующие о славных подвигах древнерусских героев- богатырей, защищавших родную землю от ненавистных врагов. В отличие от сказки, события былины воспринимались и самим исполнителем, и слушателями как действительно происходившие. Главные герои былин – русские богатыри. Время складывания былин приходится на IX -XII вв. Создатели былин не стремились к точной передаче исторических событий, поэтому наделяли героев чудесными элементами, чтобы предать им большую значимость.

Всего былин насчитывается около 400. В.Г. Белинский выделил в русских былинах киевский и новгородский циклы (по месту возникновения). Особенности киевского цикла – образы трёх богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича. В новгородском цикле – Садко, Василий Буслаев.

Русские богатыри, о которых сложено так много легенд, сказаний, былин и песен, совершали свои подвиги в труднейшие для Руси времена нашествий иноплеменных завоевателей: половцев, печенегов, монголо-татаров.

Весть о них распространялась из уст в уста, путешествующие певцы и сказители складывали о них песни.  Со временем эти истории приукрашались рассказчиками, обрастали новыми подробностями, но происходило это вовсе не из желания обмануть или что-то исказить, а исключительно от восхищения подвигами героев, от почитания и любви к ним.

Шло время и такие рассказы превращались в былины, легенды, сказания, в которых был заложен особый смысл – как воспитательного, так и «вдохновительного» характера, то есть вдохновляющего других людей на благородные поступки, а также вселяющего веру в победу добра над злом, веру в то, что справедливость возможна не только на небе, но и на земле.

Впервые русские былины опубликованы были в 1804 году Андреем Якубовичем в составе «Собрания древних российских стихотворений Кирши Данилова». Считается, что Кирша Данилов работал на заводах Демидовых в 1740-х годах и тогда же составил свою рукопись, попавшую позже в руки Калайдовича. В 1818 году вышло второе, более полное издание собрания  Кирши Данилова, подготовленное известным филологом Константином Калайдовичем.

Однако планомерное собирание былин началось в России только с середины XIX столетия, когда для этого стали организовываться научные экспедиции. Наиболее авторитетными собирателями и издателями былин стали в это время 
Павел Николаевич Рыбников (18321885) и Александр Фёдорович Гильфердинг (18311872).

Более 200 былинных текстов вошли в четырёхтомник «Песен, собранных П. Н. Рыбниковым». А. Ф. Гильфердинг издал 318 былин.

1.2. Богатыри - кто они?

Этимологический словарь объясняет происхождение слова «богатырь» как заимствование из алтайской (тюрко-монгольской) группы языков, в формах багатур, бахадир, багадур, батыр, батор. Эти формы, преобразованные в мужские имена, можно найти и в Дагестане. Следующей теорией этимологического словаря явилось мнение о заимствовании слова с санскрита (древний литературный язык Индии) в форме «баатар» (счастливый, удачливый). Еще одно объяснение носит исторический характер и говорит о первом употреблении слова в летописи — повествовании о нашествии Батыя на Русь при упоминании о монгольских военачальниках: «…Себедяй Богадур и  Бурундай Богадур…» Теория о заимствовании слова «богатырь» из тюркского и монгольского языка принята всеми русскими языковедами. Но все же в домонгольский период на Руси были другие слова, соответствующие понятию «богатырь»: поляник, хоробр(храбрый), удалец. Но потом они заменились на чужестранные под влиянием психологических факторов, ведь русские «богатыри» не уступали по силе монголо-татарам.

По Ушакову Д. богатырь (в былинах богатырь), богатыря, м. (от перс. bahadur). - герой русских былин, преимущ. совершающий военные подвиги. Наиболее известный богатырь — Илья Муромец. Силач, храбрец.

По Далю В.: богатырь - человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь. Сказочные богатыри, великаны, побивающие одним махом десятки врагов и разные чудища. Богатырями назывались лубочные картинки, разные изображения для народа. Южн. зап. богатина, богач. Богатырь дивится, чем худак живится? Богатырка, женщина-богатырь. Богатыренок м. мальчик-богатырь; богатыришко(а?) умалит. и унизит., богатырище, богатырчище(-ща?) увелич. и бранно. Сморчком глядит, а богатырем кашу (щи) уплетает. Горе-богатырь пьян с вина на алтын. Богатырь Аника, сказочный герой; не от Аники ли, при Петре I? Богатырев, принадлежащий богатырю; богатырский, принадлежащий, свойственный богатырям. Богатырство ср. состояние, свойство богатыря. Счастье лучше богатырства. Богатырщина ж. богатырский быт, времена; сказки и предания о богатырях. Он сказывает богатырщину. Богатырствовать, витяжествовать, искать богатырских похождений и совершать доблестные воинские подвиги.


По Ожегову С. богатырь, - я, м. 1. герой русских былин, совершающий воинские подвиги. 2. перен. Человек очень большой силы, стойкости, отваги. || прил. богатырский, -ая, -ое. Богатырские былины. Богатырское сложение (крепкое телосложение). Б. рост (очень высокий). Б. сон (очень крепкий).

Литературные произведения помогли составить наиболее полный образ богатыря. Ярче всего характер, внешний вид, поступки богатырей отражаются в былинах. Основным сюжетом в них становится какое - либо героическое событие из русской истории. Известны такие былины как: Алеша Попович и Тугарин - змей; Вольга и Микула Селянинович; Илья Муромец и Соловей Разбойник; Садко и др. Современными мультипликаторами сняты одноименные мультфильмы, которые так полюбились детям за юмор и красочное описание приключений главных героев. Хотя их содержание не совсем соответствует настоящим былинам.

Так же впитали в себя богатырскую силу пословицы и поговорки русского народа:

  • Богатыря узнаешь на поле брани.

  • Богатырь умрёт, имя его останется.

  • Славна богатырями земля русская.

  • Не родом богатырь славен, а подвигом.

  • Моё богатство — сила богатырская, моё дело — Руси служить, от врагов оборонять.

  • Богатырь возглавляет войско, мудрец открывает путь.

  • Перевернув горы, богатырем будешь.

1.3. Какие богатыри были на Руси?

Среди былин выделяется группа наиболее древних. Это так называемые былины о «старших» богатырях, связанные с мифологией. Герои этих произведений являются олицетворением непознанных сил природы. Таковы Святогор, Вольга Святославович (Волхв Всеславьевич), Дунай Иванович и Микула Селянинович.

Во второй период своей истории на смену древнейшим богатырям пришли герои «нового» времени – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. 

Святогор.

Согласно былинному эпосу, тяжести Святогора не выносит мать- Сыра Земля, но сам он не может превозмочь «тяги земной», заключённой в суме: пытаясь поднять суму, он уходит ногами в землю. В другой былине Илья Муромец и Святогор примеряют каменный гроб, встреченный ими на пути, тот оказывается впору Святогору, который не может снять крышки. Перед смертью Святогор с дыханием передаёт Илье часть своей силы.

Святогор в эпосе является огромным великаном, «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Он не ездит на святую