Файл: Б11. Синьхайская революция. Пол борьба за власть (19111918) Причины.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Б11. Синьхайская революция. Пол. борьба за власть (1911–1918)
Причины: 1) кризис Цин после смерти Цыси- Пу И. Эксплуатация крестьян, нет прав – недовольства; 2) Народ не доволен маньчжур властью; 3) нарушение самоизоляции Китая. Проникновение европейцев=открытие границ—новые ценности и фил идеи; 4)русская революция 1905 г подтолкнула к действиям
Цель: избавление от Цин, восстанов целостности от зависимости от Европы
Предпосылки: бунты среди крестьян – но слабы. Появление оппозиции: 1) либер национал интеллигенция(связь с рус и с зап идеями=граждан права, нет монархии, против маньчж) 2) богат землевл за конституци монарх и парламент
Участники: 1911 много революц антиманьчж организаций – 1905 Тунхемой(Сунь Ятсен) ЮаньШикай – активный
Весна 1911 г бунт -неудача; сентрябрь 1911 Учансский бунт- подавлено; 10 октрября взять Ухань --- восстания в разных провинциях(Шеньси и Хунань полная независимости) – Мест влас объявляют Китайской республикой и войну маньчжурам. (европейцы не помогли) – Сунь Ятсен – президент республики(Нанкин- юг 1 января 1912)
Цин назначает Юань Шикая – премьер министром(север за него) – предложил отречение императора 12 февраля 1912. =ликвидация монархии.
Сунь Ятсен завершает революцию и отказался от президент. Полномоч. в пользу Юань Шикая (объединение юга и сев) 10 марта 1912 – по приказу Сунь первая конституция.
Август 1912- Объединительный союз присоед 4 партии – Гоминьдан(на выборах побеждает, республиканцы 2); 6 октября 1913 – Юань президент, Ли Юаньхун вице. Ноябрь -роспуск Гоминдана, 1914-роспуск парламента, отмена демокр конститу, - создание новой с диктатурой – попытка восстановить монархию.
Начало 1мирВо: Китай нейтралитет, но Япония на Шаньдун нападает и выдвигают 21 требование. В мае 1915 Китай соглашается. Лето 1915 Референдумы за восстан монархии – но сопротивление обществ-пол сил. Антимонархи протесты на юге, воен опер-(войны в защиту республики)- В марте 1916- Юань отказывается и умирает.
Ли Юаньхун президент – 2 группы: с президе-ом с югом и с Даунь Цируй с сев(за антанту) – 1917 хотят в войну, но отказ – и его снимают с должности
Чжан Сюнь июль 1917 г. Вводит войска в пекин и говорит о восста монархии – Анфу победа на выборах(от Даунь)
Итоги: ликвидация Цин, но череда новых революций
Пробуждение народа к революции- Провозглашение республики и выработана буржуазн времен конституция
Б17 Реформы Дэн Сяопина и общество в Китае
[Феномен Дэн Сяопина, который, будучи фактическим лидером партии и государства, начиная с 1978 г. и вплоть до своей смерти в 1997 г., формально во главе КПК не стоял. До 1987 г. он входил в состав Постоянного Комитета Политбюро ЦК, до 1989 г. возглавлял Центральный военный совет.]
Предпосылки модернизации в Китае
Феномен развития китайского общества и государства.
1) Колоссальные изменения произошли за короткий по историческим меркам срок
2) Движение к успеху было начато от слишком низкого уровня развития
3) Китаю пришлось самостоятельно решать задачи
Сохранение идентич. через самобыт. путь развития
Проявление кризиса 70-ых годов в Китае
1) Низкая управляемость государством
2) Развал экономики
3) Резкое ухудшение уровня жизни большинства населения (нормирование практически всех потребительских благ- введение карточек, среднедушевой годовой запас- 220 долл- город, 80 долл- деревня, 20 млн безработных, 80 млн искали работу, 100 млн голодали)
В результате Китай представлялся опасным хаосом
Острый кризис в 1976 году- смерть Мао Цзэдуна.
Отправная точка- 3 пленум ЦК КПК 11 созыва (декабрь 1978 года) принимает решение о проведении широкомасштабных реформ в КНР
Программа 4-х модернизаций (промышленная, сельскохозяйственная, научно-техническая, военная)
4 принципа верности при осуществ. 4х модерниз.:
1) Верность социалистическому пути
2) Диктатуре пролетариата
3) Руководящей роли КПК
4)Марксистско-ленинск. идеям и идеям Мао Ц.
Политика 3х позитивных фактов:
1) Социальная справедливость
2) Региональное равновесие
3) Контроль государства во внешних сношениях
Идея Дэн Сяопина о поэтапном обогащении
Сначала должна обогатиться одна часть районов и эта часть районов приведет к обогащению других. По предположениям должно было занять 100 лет.
3 особенности китайского общества, которые не подвергаются трансформации:
· Огромная численность населения
· Географ. Полож. (3 место в мире по территории, большая часть населения в восточной части страны: только ¼ пахотной земли)
· Мультиэтничный характер населения
Основные этапы реформирования китайского общества
Реформы в КНР начинаются с с/х, а именно с внедрения семейного подряда. Земля осталась в коллективной собственности, но передавалась крестьянским дворам на основе договора подряда.
Обязанности крестьян по этому договору:
1) уплачивать определённый сельхоз налог государству,
2) производить отчисления в коллектив. фонд
с/х технику передали в личн. собствен., повышение закупочных цен на с/х продукцию
Результаты сельхоз реформы:
· Улучшилось материальное положение крестьян
· Решена продовольственная проблема
· Из импортера продоволь. китай стал в его экспортера
· Надежно обеспеч. сырьем легкая и пищевая промышлен.
Реформа в промышлен. - в конце 1984 года
Направления:
1)Предприятия получили больше эконом. самостоят.
2) Была разрешена частнопредпринимательская деятельность
3) Ослаблялось директивное планирование
4) Создавались свободные экономические зоны с участием иностранного капитала
5) Партийные комитеты отстранялись от деятельного вмешательства в хозяйственные вопросы предприятия
Результаты реформ промышленности:
1) Темпы роста экономики стали возрастать в среднем на 11 процентов- год
2) Доходы населения увеличились примерно в 2 раза
3) Начинается рост цен и инфляция
Осень 1987 года – 13 съезд КПК
Была сформул. теория о начальной стадии коммунизма в кнр
По ней кнр должна была пройти 3 этапа:
1. 1 Этап : До 1990 года- намечалось удвоение ввп относительно показателей 1980 года. Население должно быть обеспечено продовольствием без карточек
2. 2 этап: до 2000 года- увеличение ввп относительно 1990 года. Население должно достичь средней зажиточности населения
3.3 Этап: до 2049 года- привести страну к среднеразвитому по мировым меркам уровня развития.
Суть социализма с китайской спецификой по Дэн Сяопину
· Освобожд. и развитие производительных сил,
· ликвидация эксплуатации,
·устранение поляризации и достижение всеобщей зажиточности
Октябрь 1992 года проходит 14 съезд КПК- ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ нового этапа преобразований
Цель: превращение КНР в богатое, мощное цивилизованное государство.
16 съезд КПК в 2002 году заявил о необходимости всесторонне вести строительство средне зажиточного общества и создавать новую обстановку для дела социализма с китайской спецификой.
Достижения китайских реформ
1) Устойчивые темпы экономического роста
2) Существенным образом повысился уровень жизни населения
3) Обеспечена социально- политическая стабильность страны
4) Достигнуто увеличение экономической роли и повышение авторитета КНР на международ. арене
Строительство гармоничного социалистического общества- убрать разрыв между деревней и городом, между регионами и социальными слоями
Суть «национальной специфики» виделась в исторически сложившейся и объективно обусловленной социально-экономической отсталости страны, дефиците пахотных земель и других необходимых ресурсов для обеспечения нормальных условий жизни и развития страны с миллиардным населением.
Б2 Возникновение китайской цивилизации. Основные тенденции развития Китая в эпоху Древнего мира.
древн.антропоид около 400-600 тысяч лет назад-- синантроп.
≈ 6-7 тысяч лет назад на территории Китая нач. неолитическая революция (переход от присвающ. к производ.эконом.):стали осв. с/х, прируч. живот. II тысячелет. до н. э. в долине Хуанхэ стали появляться первые протогосударственные образования. (обнаруж. несколько сложных дворцовых комплексов). Самые первые письм. упомин. о ней -- 4 тыс. до н.э. Знали бронзу. Самое известное городище -- в районе Аньян. В XVII веке до н. э. возникло первое протогосударст. Шан (Инь)- конец первобыт. истории Китая.
Бронзовый век в Китае -- с сер. II тысячелетия до н. э. Эпоха Шан Инь - много культур. Влияния извне (высок. уров. бронзолитей. дела с письменностью, строительства дворцов и сооружения гробниц, искусством резьбы по камню)
Иньцы были монголоидами. Лингвист. исслед.- в древнекит. лексике есть индоевроп. корни, мигрир. индоевроп. племена в сторону Сред. Азии в середине II тысяч. до н. э. играл. роль в процессе генезиса кит.цивил. – доказат. -(иньский город Аньян (XIII–XI вв. до н. э.))
Древний Китай.
•царство Шан (Инь) - с 18 в. до н. э. до 12 в. до н. э.;
•царство Чжоу - с 12 в. до н. э. до 221 г. до н.э.;
•царство Цинь - с 221 г. до н. э. до 207 г. до н. э.;
•царство Хань - с 206 г. до н. э. до 220 г. н. э.
Династия Шан.
-- общество и государство - рабовладельческие. Гос. строй -черты родоплеменной военной демократии. Далее- переход власти к царю – вану(самый круп. рабовладельцем, верхов. воен. вождем, высшим судьей и первосвящен., глава гос.аппарата). Высшие должности - его близкие родственники. Более мелкие должн. – проф. чиновники: писцы, сборщики налогов, судьи. Ван- посредник между Землёй и Небом. (возводили гробницы )Умели изготов. шёлк.
В 12 в. до н. э. начал. внутр. противоречия - Шан, а Чжоу укрпеляются. (У-ван — сумел в 1027 г. до н. э – гос-во Шан пало.
Династия Чжоу.
в XII в. предводитель Вэнь-ван – амбициоз. перенимал у соперников их способы ведения войны. Его сын У-ван в 1027 г. до н. э. разгром.Шан и нач. станов. Чжоу. Возвел на престол сына побежд. вана, уважал предков. После смерти У-вана его сын начал узурпацию власти, подавил смуту.
Для утвержденя власти Чжоу-гун разраб. концепцию Мандата Неба(Небо выбир. правителя ориентр. На его качества справед., мудр. блпгодет)). Вначале не умели управ. Большим племенем, поэтому гос-во вступило в эпоху раздробленности(завершилась с падением Чжоу).
Историю царства можно разбить на два периода:
•Западное Чжоу (1045-770 гг. до н. э.), когда династия Чжоу владела обширными территориями в бассейне Хуанхэ. Конец эпохи связан с гибелью Ю-вана в битве с вражд. племенем Жун и бегством его сына на восток(перенос столиц.туда).
•Восточное Чжоу (770-256 гг. до н. э.), когда Чжоу потеряли контроль над больш.ч. владений, факт-ки - удельное княжест. Эконом. и полит. жизнь Восточ. Чжоу характер.изменениями:
1. развитие ремесел и торговли- к возрастан. роли купечества
2. упадок наследствен. землевлад. родовой аристократии-переход земли к служилой знати)
Период Восточного Чжоу делится на два периода:
•на период Вёсен и Осеней (722-481 гг. до н. э.), когда лидеры цивилизованных княжеств предпочитали держаться вместе, чтобы противостоять «варварским» кочевым племенам;
•на период Воюющих Царств (Чжаньго) (V в. до н. э. – 221 г. до н. э.), когда наиболее сильные гос-ва басс. Хуанхэ начали борьбу за первенство.(разрушение стар.тип.землевлад.- общинный).
Династия Цинь. (221—206 гг. до н. э.)
Возникло≈ в 10 в. до н. э. в период Чжаньго, - 1 из 7 могущ. «воюющих царств». В сер. III в. до н. э. циньская армия разгром некотор.соседей, в 256 г. до н. э. покорили Чжоу. В 221 Ин Чжэн покорил последнее гос-во, конец эпохе Воюющих Царств. Цинь Шихуанди «первый свящ. император». (Вел. Китайская стена).
В 4 веке до н. э. глав. советник импер. Шан Ян провел серию реформ, кот. способ-ли усил. центр.власти. и наращиванию военной мощи Цинь. В рез-те преобразований Шан Яна:
•узакон. право частн. собств-ти на землю, официально разреш. свободная купля-продажа земли--удар общин.землевлад.;
•проводилось принудительное дробление больших патриархальных семей, что также ускоряло распад общины;
• террит. гос-ва была разделена на администр. уезды по территориальному принципу;
•налоги взимаются исходя из кол-ва обрабатываемой земли;
В Циньской империи главой гос-ва - император – хуанди (у него вся полнота законодат., исполнит. и судебной власти).
Цинь Шихуанди -суров(казни, уничтожал книги, казарменные порядки), при нем не было восстаний-боялись, умер в 210, но в 207 г. до н. э. Эр Шихуанди был убит. После периода смуты и междоусобиц к власти в стране пришел Лю Бан В 202 г. до н. э.
Империя Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.)
Лю Бан (Гао-цзу) -династия Хань (202 г. до н. э. – 220 г. н. э.):
•Западная, или Ранняя (Старшая), Хань
•Восточная, или Поздняя (Младшая), Хань
При Гао-цзу улучшил. положение крестьян и мелких чиновников, корен.изменен. не было.
Перемены при правнуке Гао-цзу – У-ди (140-87 гг. до н. э.): конфуцианство - основа кит. гос-ва, окончательно оформил централиз. аппарат власти. Эпоха У-ди - расцвет страны.
Реализовал важные проекты:
• ввёл гос. монополии на важные отрасли экономики; создал систему гос.предприятий;
• ввёл новую администр. систему, бороться с оппозиц. настроениями среди знати.
При У-ди организов. экспедиция Чжан Цяня (торгов.связи со Сред. Азией и потом Вел.шёлк. путь). У-ди подчинил часть Вьетнама и Кореи.
Одна из гл.причин кризиса ханьского Китая -имущественное расслоение внутри крестьянской общины(разбогатевшие землевлад-цы контрол. обществ. жизнь вокруг имения , а обездолен. крестьяне – батраки у богачей). Итог: ослабевание центр. власти, потеря прежних позиций «старой» придвор. аристократией.
Бороться с кризис. попытался Ван Ман (9-23 гг. н. э.), кот.захват. престол и нач. новую династию – Синь.
Объявил все земли- гос., запретил куплю-продажу, богачи -должны распредел. свои земли м/у рабами и батраками. Работорговля - запрещена, а все рабы-покровит. гос-ва. Повысил налоги-усил. волнения. Из-за кризиса чиновники перестали следить за Хуанхэ и гидротех. сооруж., поэтомуво время смены русламного чел. погибло--Ван Ман покаялся (Небо недовольно им). Преобразования заброшены, а страна - междоусобные войны.
В 25 году на престол взошёл представитель династии Хань – Гуан У-ди. Проводил реформы Ван Мана, но взвешенно. В итоге, ему удалось установить мир. Но на рубеже I-II веков нач. формиров. предпосылок для традиц. Кит. династ. кризиса. Причины падения династии Хань:
•прекращ. поступлений налогов в казну бедняки продолж. закладывать свои участки, а богатые землевладельцы откупались от высоких налогов);
•маргинализацией беднейших слоёв населения;
•интригами при императорском дворе;
•недовольст. в провинциях:постоянно сменяющ. при дворе временщики грабили прост. людкй.
В конце II в. началось Восстание Жёлтых Повязок. Бунтовщики выступали за равенство и свержение династии Хань. Единая Ханьская империя распалась на 3 самостоят. Царства( Саньго (Троецарствие)).
Б3 Развитие древнекит. философской мысли: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм.
В историко-философской науке нет общепринятой точки зрения на периодизацию развития китайской философии.
КФ зарождается в период династий Шан (XVIII — XII вв. до н. э.) и Чжоу (XI—III вв. до н. э.). Уходит в мифологию. Выделяется высший принцип, управ. миропорядком. Шан: высшее начало-шанди (Верховный император),Чжоу: «Мандат Неба» (первопричина всего).
При Шан складываются представления о темном и светлом началах (свойства внутри предметов, противостояние кот. вызывает развитие)- фиксация в надписях на гадательных книгах и костях. Постепенно представ. о темном/светлом приобретают и абстрактное значение.
«Книга перемен» («И цзине») — гл. источник, в кот. заложены основ.принципы разв. философ.мышления в Китае. (XII—VI вв. до н. э.). В ней видно переход от миф. отражения мира к его фил. осмыслению. В тексте - отражение др.мифов Китая о двух началах (духах) — Инь и Ян, кот. приобретают понятийную форму.
Ян—муж, свет., актив. начало (дух),управ.небом. Инь—жен.,темн. ,пассив. Начало, управ. землей. М/у ними диалект. связь (в союзе друг с другом) Чередование Ян и Инь - путь (дао), кот.проход. все. «КП» прослеживает дао — путь вещей и путь мира в движении. Основ. задача чел. — понять свое место в мире, «соединять свою силу с небом и землей».
Философ.в период Чуньцю-Чжаньго.(VIII—V вв. до н. э.) (V – III вв. до н. э.) явл. временем крупных изменений в Китае: переход к феодал.общ-ву, возникло «соперничество всех школ»- толчок развитию. Среди этих школ главные следующие 6:
1. школа служилых людей (конфуцианцев);
2. школа моистов (последователей Мо-цзы);
3. школа даосистов (центральная категория — дао);
4. школа законников (легистов);
5. школа номиналистов (школа имен);
6. школа сторонников инь и ян (натурфилософы).
Конфуцианство: основатель-Конфуций (551 — 479 до н. э.). Лунь Юй («Беседы и суждения») – основ. книга- выпустили ученики Конфуция.
В центре— человек, его умственное и нравственное развитие и поведение. Главное: ? воспитания идеального, благородного чела, кот. должно осуществляться в духе уважения к окружающим людям и обществу. Обеспокоенный разложением совр. общ-ва, падением нравов, Конфуций уделяет ? воспитания идеального, благородного человека, человек – функциональ. элемент общества, в качестве человека-функции, подчиненной общ-ву.
Благород. мужа антипод — «низкий человек» 小人. (в поступках руковод-ся личной выгодой, везде ищет сообщников, но не уважает ни их, ни себя
(гл.кач-во благород. мужа- человечность 人)
В основе всех норм- религиоз.ритуал. текст «Лунь юя» = его описание. Стержень мудрости — соблюдение ритуала, а сущность философии — его правильное объяснение и понимание.
Конфуций причиной смуты в общ-ве считал оскудение религиозных чувств и несоблюдение ритуала. Общим началом всех людей и их единства с космосом-почтительное отношение к Небу. Бог- Небо как сакральная нравственная стихия, управ. миром. У царя титул - «Сын Неба» -посредник м/уНебом и людьми.
Концепция «золотой середины» Конфуция— один из основ. элементов идеологии и важн. принцип добродетели- «наивысший принцип».
После смерти К конфуцианство распалось на школы. Лучшие: идеалистическая школа Мэн-цзы (около 372 — 289 до н. э.) и материалистическая школа Сюнь-цзы (около 313 —238 до н. э.). Однако Конф-во господст. в Китае до обр--ния КНР в 1949 г.
Даосизм (2-ая половина I тыс. до н. э.). Основатель- Лао-цзы (VI – V вв до н. э.).
Главное- Дао (путь, дорога). Дао — это невидимый всеобщий естественный закон природы, человеч.общ-ва, поведения и мышления отдел.индивида. Неотделим от материаль. мира и управляет им.
Принцип: каждому необходимо соблюдать принцип следования дао в качестве всеобщего закона спонтанного возникновения и исчезновения всей Вселенной. Гл.категория—бездействие. Отррицание любого усилия индивида, общества по отношению к природе, напряжение ведет к дисгармонии м/у чел-ком и миром. Манипуляция-гибель.Гл.принцип поведения личности—сохранение «меры вещей». Недеяние (у вэй) явл. центральных идей даосизма. Моизм. Мо-цзы. распр-ся в V — III вв. до н. э. (= строго построенной военизированной орган-цией, члены строго соблюдали приказы ее главы).
«Трактат учителя Мо» отражают основ.положения концепции: «почитание мудрости», «почитание единства», «всеобщая любовь», «об экономии в расходах», «отрицание музыки и увеселений», «отрицание воли Неба» и т.д. Основ. идеи— это всеобщая любовь, долг, преуспеваемость и взаимная польза (выгода). Всеобщая любовь и человечность – обязат. для всех в гос-ве и все должны заботиться о взаимных выгодах. Единство человеколюбия и долга с приносимой ими выгодой -отличие от конфуц-ва- концепц. утилитаризма.
Гл.внимание-соц.этика, кот. через строгую орган-цию связыв. с деспотич. властью главы гос-ва. Теоретизирование—бесполезно,глав.—заключ. в прагмат. целесообразности, трудовой деятельности.
Легизм. VI — II вв. до н. э.— это учение законников, в кот. раскрыв. этико-политическая концепция об управлении человеком, обществом и гос-вом. Представители: Шан Ян, Шэнь Бухай, Шэнь Дао, Хань Фэй.
Становление легизма происходило в острой борьбе с ранним конфуцианством. Основа-закон, политика несовместима с моралью. Гл. воздействие на массы правителю осущ. при помощи награды и наказания.
Концепция гос-ва- теория деспот. гос-ва. Перед законом равны все, кроме самого правителя, кот. явл.единственным творцом законов. Легизм сыграл решающую роль в формировании императорско-бюрократической системы управления в Китае, просуществ. до начала XXв. Вместо традиц.принципа наследования должностей -системат. обновление гос.аппарата через назнач. на должности чиновников с равн.возможн. для всех.
Б4 Становление и развитие религиозной системы Китая. Мировоззренческие основы китайской цивилизации.
Б1 Регионоведение как учебная и научная дисциплина. Региональная типология и классификация.
Регион-ние - науч.-образ. направ-ие, изуч. регион. груп-ки, страны и их регионы как субъекты мо; пользуется геополит. и цивилиз. подходами.
Р объед-т знания из разл. обл., (язык, история, экономика, культура, политика и др.).
Объект: Р—явл. регион как географ., полит., эконом., соц., истор.-культур. и демограф. ед-ца. Р изуч. Процессы/отнош. на разных ур.: межгос.уровне, ур. гос-ва, части гос-ва или нескольких муниц. образований.
Р более востреб. в связи с необходимостью учитывать территор. особ-ти природ. и человеч. ресурсов. В России интерес к Р из-за эконом. и полит. изменениями последних лет и поиском путей регулирования взаимоотношений м/у центром и регионами. Р -несамост. наука, комплекс. дис-на, изуч. развитие территор. образований (в мире, в России)
Предмет Р зависит от уровня.Сущ-ют разные подходы к изучению территор. различий. Важна доступность инфы для разных регионов. Цель - разработка практич. рекомендаций для органов власти, науки, образования, СМИ, экономики.
Региональная типология и классификация
3 основ.таксономических региональных. ур.: надгос. (регион. группировки), страноведческий и внутригос.. Каждый из них делится на: субрегион. и трансгран. ур.. Методол. и теорет. основа Р -регионалистика(изучает трансформацию геополит, геоэконом и социокульт регион. кода, поиск эффектив. геопространства, позвол. отвечать на внеш. и внутрен. вызовы, изуч. целостные территор. общности, выделен. на основе «множества в единстве». Акцент на повышении качества жизни территор. сообществ за счет актив. участия регионов в международ. разделении труда и использ. различных форм трансгран. сотруд-ва.
По функцион. признакам:геополит., эконом. и культур. регионализация.
Геополит. регион-ция — процесс выделения и создания «больших пространств» (регион. груп-ок), чья военно-полит. и эконом. мощь может противостоять мировому гегемону.
Эконом.- поэтапное формир. в границах регион. группировки ЗСТ, таможен. союза и общего рынка (эконом. союза). ЗСТ— террит. нескольких гос-в с ликвидир. тарифными и др. барьерами. ТС—соглашение стран-участниц о введении наряду с ликвидир. барьерами во внутрирегион. торговле единых таможен. правил и тарифов для торговли с 3-ми гос-вами. Общий рынок — единое эконом. пространство нескольких гос-в со свобод. перемещ. м/у участниками.
Культур.-процесс развития культур. регионов (цивилизаций) и субрегионов, отлич. социокультур. особенностями.
По географ. признакам:европ. (западный)(приоритет прав и интересов личности перед правами и интересами общности), америк.(превр. гео.периферию в полюса высоких технологий через либер.ценности) и восточ.(Китай.основа- сочетание поэтап.открытости к мировым рынкам с авторит.гос.властью) регионализм.
По иерарх. призн.: макрорег., страновед. (гос.) и субрегион. ур.:
Макрорегионы-крупнейшие территор. образ-ям, предшест. глобал. ур.(Евросоюз)- гос-во- осн.субъект, но часть функций перед. на др. ур.
Субрегион — на 1 ступень ниже базового (междунар. или гос.) уровня.
Регионы по функц.приз.:
Геополит(геостратег): гос-ва одной воен-стратег. системы, обеспеч. коллективную безопасность
Геополит. (конфликт.):гос-ва с высокой конфликт, послед.для мира.
Администр.:центр. власть осущ. свою регион. политику.
Эконом.:тер-рия с производст.спец-цией в международ. (межрайон) разделении труда.
Социокультур.:территор.общность, сформир.. в процессе длител. развития с собств.цивилиз.(социокультур) кодом.
В Деклар. о европ. регио-ме: европ., трансгран, проблем регионы.
Европ.р. явл. террит. образов, предшест. ур. гос-ва. (Есть прав-во с полномочиями, конституция гарант. автономию, идентичность, полномочия и форму устройства, есть свой закон автономии,изменение статуса кот. только при нем, выраж. свою полит. идент.,сам выбирает тип устройства)
Трансгран.(еврорегион):включ. пригран. территор. общины 2< гос-в, облад. консолидирован. бюджетом и совместными программами в области эконом, трансп, культуры, науки, образов., эколог.
Слаборазвитые, кризисные промышлен., с/х и слабозаселен. районы в странах евросоюза -проблемные.. (выдел.на основании ВВП, не выше75% от среднеевроп. ур., высок. ур.безработ.
Регион. развитие-позитив. изменения территор. структуры,регион.деградац.—разруш./сниж.уровня территор. орг-ции. В эконом. отношении различ. регионы-доноры(территор.общ-на, отлич.сущетсвен.вкладом в госбюджет) и депрессив.регионы(терр.общ-на, вклад кот.в госбюджет ниже получ.дотаций). Регион. сотруд-во—многостор. сотруд-во в области полит, эконом, транспорт и связи, культуры, экологии и в др.на разных ур. территор. иерархии(бывает межрегион., субрегион. и трансгранич)
Б4 Становление и развитие религиозной системы Китая. Мировоззренческие основы китайской цивилизации.
Существует два этапа в развитии китайской теологии и религии, которые продолжаются и по сей день, - традиции, восходящие соответственно к династии Шан (1600-1046 гг. до н.э.) и последующим династиям Чжоу (1046-256 гг. до н.э.). Религия Шан была основана на поклонении предкам и богам-царям, которые после смерти сохранялись как невидимые божественные силы. Они не были трансцендентными сущностями, поскольку вселенная была "сама по себе такой", не созданной внешней силой, а порожденной внутренними ритмами и космическими силами. Царственные предки назывались ди (帝), "божества", а высшим прародителем был Шанди (上帝 "Высшее божество"). Шанди отождествляется с драконом, символом неограниченной силы (ци) первозданной силы, воплощающей инь и ян в единстве, связанной с созвездием Драко, которое огибает северный полюс эклиптики и скользит между Малой и Большой Медведицей (или Большой колесницей). Уже в теологии Шан множественность богов природы и предков рассматривалась как части Ди, а четыре 方 fāng ("направления" или "стороны") и их 風 fēng ("ветры") - как его космическая воля.
Династия Чжоу, свергнувшая Шан, была более укоренена в земледельческом мировоззрении, и они подчеркивали более универсальную идею Тянь (天 "Небо"). Идентификация Шанди как бога-предка династии Шан утверждала их претензии на власть по божественному праву; Чжоу трансформировали эти претензии в легитимность, основанную на моральной власти, мандате Неба. В чжоуской теологии Тянь не имел единственного земного потомка, но одаривал божественной благосклонностью добродетельных правителей. Чжоуские цари заявляли, что их победа над Шан объясняется тем, что они были добродетельными и любили свой народ, а Шан были тиранами и поэтому были лишены власти Тянем.
К VI веку до н.э. власть Тянь и символы, представлявшие ее на земле (архитектура городов, храмы, алтари и ритуальные котлы, а также чжоуская ритуальная система), стали "диффузными", и на них претендовали различные властители чжоуских государств для узаконивания экономических, политических и военных амбиций. Божественное право больше не было исключительной привилегией чжоуского царского дома, его мог купить любой, кто мог позволить себе сложные церемонии и старые и новые обряды, необходимые для получения доступа к власти Тяня.