Файл: Профессионального образовательного учреждения колледж современного управления.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Теоретические аспекты выбора поставщиков при осуществлении закупочной деятельности
1.1 Понятие процесса выбора поставщиков. Основные этапы выбора поставщиков
Раздел 2. Организация закупочной логистики на предприятии
2.1 Организация закупочной логистики на предприятии
2.2 Анализ проблем в организации закупочной логистики предприятия
7. Отслеживание движения груза.
8. Проверку качества поставленного товара.
9. Решение спорных вопросов с поставщиком в пределах своей компетенции.
На специалиста по закупкам возложена также и обязанность по приемке товара.
В зависимости от способа доставки и упаковки товара определяется технология приемки.
Функциональные блоки процесса закупок в организации представлены на рисунке.
Приемку товаров по количеству при доставке незатаренного товара, товара в открытой таре, а также по весу брутто и количеству мест производит менеджер сразу же в момент доставки их в ООО «Арт премьер». Если товар доставлен в исправной таре, кроме проверки веса брутто и количества тарных мест, ООО «Арт премьер», потребует вскрытия тары и проверки веса нетто и количества единиц в каждом месте.
Если товар в поврежденной таре, то проверку веса нетто и количества товарных единиц в каждом месте ООО «Арт премьер». проводит одновременно с приемкой по массе брутто и количеству мест в момент получения товара от поставщика.
Товары, поступившие в исправной таре, по массе брутто и количеству товарных единиц в каждом месте принимают одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней по нескоропортящимся товарам с момента их поступления. Приемку товаров по количеству производят путем сопоставления данных сопроводительных фактов (счетов-фактур, товарно-транспортных накладных, спецификаций, упаковочных ярлыков, описей и др.) с фактическим наличием товаров. Если сопроводительные документы отсутствуют, то товары принимают по фактическому наличию на основе составленного акта, в котором указывают какие документы отсутствуют.
Также в процессе закупок ведется реестр актов сверки в Эксель, включающий:
1. Код компании.
2. Наименование компании.
3. Контактное лицо для сверки.
4. Телефон контактного лица.
5. Эл.почта контактного лица.
6. Сальдо задолженности на конец XX года по нашим данным.
7. Сальдо задолженности на конец XX года по их данным.
8. Комментарий о причинах расхождений.
9. Дата отправки нами нашего акта сверки им.
10. Дата получения нами акта сверки по их данным.
11. Дата завершения сравнения данных (крыжиков).
12. Дата отсылки им отсутствующих у них или неправильно учтенных ими документов.
13. Дата получения нами отсутствующих у нас или неправильно учтенных нами документов.
14. Дата исправления ошибок в нашей системе.
15. Дата отправки исправленного акта сверки им,
16. Дата получения исправленного акта сверки от них.
Большое значение имеет проверка соблюдения договоров поставки товаров отдельными поставщиками. Нарушений в выполнении договоров поставки по вине поставщиков (несвоевременное заключение договоров, нарушение договорных обязательств по объему, ассортименту, качеству товаров, нарушения графиков завоза товаров и другим условиям поставки) за исследуемый период (2 года) наблюдалось всего 4 раза.
На реализацию процесса управления закупками направлены все ресурсы организации (трудовые, материальные, финансовые, информационные).
В рамках закупочной деятельности приобретаются продукты питания (безалкогольные напитка, снеки, мороженное и т.д.,), бытовая химия, канцтовары и т.д.
Как правило при управлении запасами используется модель с фиксированным интервалом между заказами (по большей части закупаемой продукции) или модель минимума-макимума.
2.2 Анализ проблем в организации закупочной логистики предприятия
Несмотря на достаточно эффективно реализуемый процесс снабжения, в процессе снабжения можно выявить следующие слабые места:
- у организации не сформирована матрица поставщиков и по ряду позиций не имеется альтернативных поставщиков;
- не проводится оптимизация ассортимента и перечня закупаемых товаров;
- недостаточная степень согласованности в работе специалиста по снабжению с другими подразделениями,
- недостаточно внимания уделяется мониторингу предпочтений потребителей и т.д.
- недостаточно эффективная система мотивации и т.д.
На основе выявленных ранее недостатков, целесообразно, на наш взгляд, предложить составление матрицы поставщиков.
Как известно, одним из основных процессов закупочной деятельности является процесс выбора поставщика, важность которого в условиях кризиса и отсутствия доверия между компаниями на рынке выходит на первый план. Однако, предприятие при выборе поставщиков сталкивается с такими проблемами как:
L - непрозрачные процедуры выбора поставщика и, как следствие, высокие закупочные цены и низкое качество закупаемых оборудования и запчастей;
- субъективность принятия решения из-за влияния человеческого фактора при принятии решений по ключевым вопросам процедуры выбора поставщика-
- отсутствие конкурентной среды из-за неменяющихся перечней поставщиков, большую часть из которых составляют небольшие фирмы - посредники.
Рассмотрим данные ситуации более подробно и определим направления решения проблемы:
2.3 Повышение эффективности и оптимизация системы закупок
Использование непрозрачных процедур выбора поставщика приводит к завышению закупочных цен. На отечественных предприятиях используются различные процедуры, перечень которых зависит от множества факторов (объем закупок, вид приобретаемых материально-технических ресурсов (МТР), географическое расположение предприятия, квалификация работников отдела снабжения и т.п.), однако, основная часть ресурсов е закупается через непрозрачные процедуры: запросы предложений/цен или из единственного источника. При этом порядок выполнения данных процедур зачастую не регламентирован. Однако, при использовании других методов выбора поставщика, например, тендеров, согласно анализу литературы, экономический эффект от заключения договоров путем проведения конкурсов может составлять до 10%, а в случае закупок на ЭТП снижение закупочных цен в среднем составляет 10-15%, а по некоторым видам товаров - до 40% (согласно данным электронной площадки SETonline). Однако проведение конкурсов связано с дополнительными затратами, а экономический эффект возможен только при закупке большого объема, и поэтому основным критерием выбора процедуры закупки в пользу конкурса является стоимость закупаемых ресурсов.
Данная проблема должна быть решена внедрением в практику специалиста по закупкам процедуры планирования мероприятий по выбору поставщика, включающей:
- классификацию ресурсов номенклатурного справочника предприятия по определенным критериям на группы и распределение данных групп по процедурам выбора поставщика,
- формирование плана проведения процедур выбора поставщика.
Классификация ресурсов осуществляется на основе анализа годового бюджета закупок должна осуществляться по трем критериям: стоимость, характеристика рынка и характер спроса.
По критерию «стоимость» ресурсы делятся на основе АВС- анализа на три группы. К Группе А относятся ресурсы, составляющие до 70% стоимости в общем объеме годовой закупки, к Группе В относятся ресурсы, составляющие до 20% стоимости в общем объеме, а в Группу С попадают ресурсы, составляющие до 10% стоимости.
По критерию «характеристика рынка» ресурсы делятся на две группы «Рынок поставщика» и «Рынок потребителя». «Рынок поставщика» соответствует ситуации, когда количество покупателей превышает количество поставщиков, а «рынок потребителя» характеризует обратную ситуацию, когда количество поставщиков превышает количество покупателей
5.
По критерию «характер спроса» ресурсы делятся также на две группы «Регулярный спрос» и «Нерегулярный спрос». В группу «Регулярный спрос» попадают номенклатурные позиции, регулярно отпускаемые в производство, как правило, к ним относятся нормируемые позиции. В группу «Нерегулярный спрос» попадают ресурсы приобретение, которых осуществляется разово, заявка на закупку от производственного подразделения может поступать один - два раза в год.
Распределение номенклатурных групп по процедурам выбора поставщика (рисунок ) осуществляется следующим способом:
• Поставщики номенклатуры, попавшей в группу «Рынок поставщика», включаются в Перечень монополистов, и приобретение данных ресурсов осуществляется по процедуре «закупка из единственного источника».
• Номенклатура, попавшая в группу «Рынок потребителя», закупается через конкурентные процедуры выбора поставщика.
Затем, на основании информации о распределении ресурсов по процедурам закупки ежеквартально составляется План проведения процедур выбора поставщика. В Плане содержится график процедур выбора поставщика по номенклатуре, заявленной производственными подразделениями, а также плановая стоимость закупаемых МТР, требуемая дата поставки, контрольные даты проведения процедур и прочая информация.
Разработка и внедрение такой процедуры планирования позволит убрать субъективность из выбора конкретной процедуры закупки ресурсов» и обеспечить механизм контроля за правильностью выбора процедур закупки ресурсов.
По номенклатуре группы А для обеспечения стабильности поставок и развития партнерских взаимовыгодных отношений следует стремиться к заключению долгосрочных (более 12 месяцев) договоров поставки, но в тоже время осуществлять регулярный мониторинг рынка, чтобы вовремя среагировать на превышение цены, указанной в договоре, уровня рыночных цен.
Функция по поиску новых поставщиков, помимо менеджеров по закупкам, должна быть передана работникам, не занимающимся непосредственным общением с поставщиком и заключением договора, например, работнику , который полностью будет прорабатывать рынок и искать новых поставщиков.
Функция добавления новых поставщиков в БД должна осуществляться через единую точку ввода (одним работником) на основе заявки в определенной форме, с приложением документов поставщика (финансовые документы, лицензии, разрешения и т.п.).
При добавлении новых поставщиков в БД должна проводиться их проверка на соответствие требования экономической безопасности предприятия.
Разработка БД и организация процедуры, таким образом, позволяет:
- расширить конкурентную среду по закупке ресурсов за счет увеличения доступности перечня потенциальных поставщиков и возможности анализа динамики расширения конкурентной среды со стороны руководства и служб контроллинга;
- повысить прозрачность формирования конкурентных листов, создав базу для анализа существующей конкурентной среды на МТР, закупаемых предприятием-
- сократить время на поиск новых поставщиков и устранить субъективность в составлении перечня поставщиков к рассылке за счет его автоматического формирования по набору стандартных условий-
- сократить время на проверку конкурентных листов за счет предварительного одобрения поставщиков. Данный механизм также позволяет заранее отсечь от участия в процедурах выбора поставщика неблагонадежных контрагентов.
Заключение
Анализ теоретических аспектов совершенствования закупочной деятельности позволил сделать вывод о том, построение закупочной деятельности на основе методов и принципов логистики является одним из основных условий успешной работы предприятия. В современных условиях для предприятия все возможные способы построения рациональной закупочной деятельности, включающей в себя закупки, поставку материалов и сырья, складирование, запуск этих средств в производство, приобретают все большую значимость.
Изучение проблемы эффективного построения закупочной деятельности предприятия на основе логистики значительно расширяет возможности совершенствования снабжения с позиций рационального использования поставщиков, складских помещений, информационного обеспечения и других составляющих.
В работе была проанализирована деятельность ООО «Арт премьер», которое реализует свою деятельность в индустрии развлечений, имея в своей структуре два кинотеатра - в г. Саратове и г. Сальск. Кинотеатры носят название «Премьер фильм», кинотеатры оснащены на высоком уровне, имеют уютные кинозалы повышенной комфортности.
На настоящий момент основной аудиторией кинотеатра, на сегодняшний момент, являются студенты и молодые люди со средним и выше среднего уровнями дохода. Основная возрастная категория, посещающая кинотеатры, это люди от 14 до 34 лет. Посещение современных кинокомплексов становится модным развлечением.