Файл: Программа профессиональной переподготовки Основы практической психологии (1150) до.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО «Институт прикладной психологии в социальной сфере»
Программа профессиональной переподготовки
Основы практической психологии (1150) ДО
Дисциплина: Организационная психология и психология управления
Загрузите результат Индивидуального практического задания. 45 баллов,
Выполнил:
слушатель Орловский Дмитрий Олегович
Преподаватель:
Веселко Елизавета Владимировна
г. Москва – 2022
Задание 1.
Цель: выработать понимание разницы лидерства и руководства; описать качества руководителя, которые могут его сделать реальным лидером; разработать систему активации собственного лидерства.
Алгоритм выполнения:
1. Описать, чем отличается лидер и руководитель, свести параметры в таблицу. Напишите все качества (характеристики) лидера и руководителя, которые Вы знаете, о которых прочитали или те, которые именно Вы считаете необходимыми для этих категорий.
Критерии сравнения | Лидер | Руководитель |
Общие качества | Одна функция – определить цели и пути их достижения в группе. 1.Принятие решений 2.Умение общаться 3.Управление сложными процессами 4.Умение работать в команде 5.Уверенность в себе 6.Стрессоустойчивость 7.Целеустремленность 8.Гибкость 9.Ответственность | |
Отличающиеся качества | -регулировка межличностных отношений -выбирается стихийно -не обладает системой санкций -выстраивает взаимоотношения с коллективом, основываясь на общности идей и взглядов -строят отношения на доверии и взаимном уважении -используют креативное мышление и нестандартные варианты решения проблем и принятия решений -является активным человеком, как правило энтузиаст -умеют заражать своей идеей | -регулировка официальных отношений -выбирается целенаправленно -обладает системой санкций -выстраивает взаимоотношения с коллективом в соответствии с должностями, организационной структурой -строят отношения в соответствии с исполнением должностных обязанностей и выполнения целей -имеют набор официальных предписаний и процедур для решения проблем и принятия решений - не обязательно -умеют делегировать, управлять сложными многоэтапными проектами |
Я больше - лидер |
4. Выработайте упражнение, которое поможет вам активировать одно из недостающих лидерских качеств. Определите качество, с которым Вы бы хотели поработать, запишите его в таблицу. Подумайте, какое упражнение, новая привычка, алгоритм поможет Вам выработать необходимое лидерское качество?
Я хочу активизировать такое лидерское качество как: нестандартное и креативное решение проблем.
- совершенствования анализа своего поведения в быту и на работе. Интересный метод «Шесть шляп», автор Эдвард де Боно. . Эдвард де Боно – британский психолог, консультант в области творческого мышления, писатель. Его метод применим в любой области, связанной с умственным трудом. Шесть шляп — шесть разных способов мышления. красная шляпа означает эмоциональное мышление, черная — критическое, желтая — оптимистичное, зеленая шляпа — это творчество, синяя шляпа отвечает за управление мышлением, а белая шляпа — за факты и цифры. Де Боно предлагает «примерить» каждый головной убор и научиться думать разными способами. Автор объясняет читателю, когда следует надеть какую шляпу, чтобы с честью выйти из любого интеллектуального испытания.
Метод Уолта Диснея – анализировать одну проблему с трёх совершенно разных точек зрения. А именно с позиции: мечтателя, реалиста и критика. ... После чего уже принимал решение.
1.Мечтатель. Девиз « Все возможно»
2. Реалист.
3. Критик. Девиз: « Что делать, если возникает проблема ?
Задание 2. ДЕЛОВАЯ ИГРА «Мотивация в организации»
Дать оценку организационному поведению.
Цель: овладеть навыками анализа организационного поведения.
Порядок работы
-
Прочитайте текст «Анатолий, Дмитрий, Геннадий». -
Объясните мотивацию Анатолия, Дмитрия и Геннадия с помощью одной или нескольких теорий мотивации (Методические материалы к индивидуальному заданию). В таблице в строке 1 «Мотивация» укажите вид мотивации и теорию, по которой вы ее определили (либо несколько видов мотивации и соответствующих мотивации теорий). -
Определите группу ключевых потребностей (выделенных в теории К. Альдерфера), которые доминируют у каждого из этих подчиненных. -
Каким типом локуса контроля, согласно теории атрибуции, руководствуется каждый из этих сотрудников при выполнении текущих служебных обязанностей?
Ответ оформите в таблицу:
| Анатолий | Дмитрий | Геннадий |
Мотивация | Двухфакторная теория Ф. Герцберга - Гигиенические факторы удовлетворены. По теории Маслоу – физиологические Удовлетворены: физиологические; потребности в безопасности; потребности в принадлежности | Гигиенические факторы – условия труда, социальные отношения, стиль руководства Двухфакторная теория Ф. Герцберга Гигиенические факторы – условия труда, социальные отношения, стиль руководства, вознаграждение, социально-психологический климат. | Теория ожиданий В. Врума Мотивация поведения работника определяется тремя факторами: силой уверенности в том, что конкретные действия приведут к конкретному вознаграждению, силой уверенности в том, что конкретный результат приведет к конкретному вознаграждению, привлекательностью или приемлемостью вознаграждения. |
Группа ключевых потребностей | Теория К. Альдерфера - потребности существования -потребности в безопасности; потребности в принадлежности (социальные) - выживание, физическое благополучие, оплата труда) удовлетворены | Теория заученных потребностей Д. МакКлеланда - потребность в причастности потребности в связях (межличностные связи, установление контактов, уважение, оценка личности) | Теория К. Альдерфера потребности существования (выживание, физическое благополучие, оплата труда) |
Локус контроля, согласно теории атрибуции | Внутренний локус контроля. Анатолий не зависит от внешних факторов и весь подчиняется исключительно внутреннему воздействию своих ценностей и желаний. | Внешний локус контроля. Зависит от наличия отношения к нему окружающих. | Внешний локус контроля. Зависит от внешних факторов – заработная плата или льготы. |
Анатолий, Дмитрий, Геннадий. Вы отвечаете за небольшой отдел и имеете в подчинении трех сотрудников – Анатолия, Дмитрия и Геннадия. Ключ к
успеху вашего отдела заключается в том, чтобы они были максимально мотивированы. Вот краткая характеристика каждого из сотрудников.
Анатолий относится к тому типу людей, которых трудно понять. Количество прогулов у него намного больше среднего. Он очень любит семью (жену и троих маленьких детей) и считает ее центром своей жизни. Лучше всего говорит об Анатолии тот факт, что он принадлежит к поколению «шестидесятых» и глубоко верит в ценности этих годов. В результате то, что компания реально может предложить ему, лишь в малой степени способно его вдохновить. Он считает, что работа – это всего лишь средство получения денег для удовлетворения базовых потребностей его семьи, и ничего более. В общем, Анатолий выполняет свою работу вполне добросовестно, но все попытки заставить его делать что-либо сверх того проваливаются. Он обладает некоторым шармом, дружелюбен, но все же нельзя сказать, что он всей душой предан компании. Ему разрешали «делать все по-своему», пока он соответствовал минимальным производственным стандартам.
Дмитрий во многом не похож на Анатолия. Как и Анатолий, он приятный парень, но в отличие от него он положительно относится к правилам компании и существующей системе вознаграждения; он в высшей степени предан компании. Проблема Димы в том, что лишь немногое он может делать самостоятельно. Он хорошо выполняет порученное ему, но при этом лишен творческой жилки и чувствует свою зависимость, когда требуются самостоятельные действия. К тому же он весьма застенчивый человек и испытывает неуверенность, когда приходится иметь дело с людьми из других отделов. В определенной степени это наносит ущерб его работе, поскольку он не может хорошо представительствовать перед другими отделами компании и руководством.
Геннадий, напротив, очень настойчивый человек. Он работает ради денег и с готовностью поменяет работу, если ему предложат большую зарплату. Он действительно очень хорошо работает на благо компании, но ожидает, что и компания будет работать на него. В той должности, которую он занимает, он не прочь работать по 60 часов в неделю, лишь бы платили достаточно. Хотя ему приходится содержать семью и помогать престарелому отцу, однажды он спокойно бросил работу, когда работодатель не повысил его вознаграждение
, полагая, что тот и так зарабатывает слишком много. Он настоящий ведущий. Менеджер с его последнего места работы говорил, что Гена – очень сильная личность, поэтому они были рады избавиться от него, хотя он исключительно хорошо работает на компанию. Его предыдущий начальник отмечал, что Гене все время чего-то не хватает: если не повышения зарплаты, то каких-нибудь дополнительных льгот. Создается ощущение, что он никогда не будет удовлетворен.
Задание 3. Тестирование по методике «Якоря карьеры» Эдгара Шейна.
Цель: определение ведущих профессиональных мотивов, изучение системы ценностных ориентаций, социальных установок по отношению к карьере и работе.
Порядок работы
1. Ответьте на вопросы теста.
Тестовый материал
Насколько важным для Вас является каждое из следующих утверждений?
Варианты ответов: 1 – абсолютно неважно, 10 – исключительно важно
1.Строить свою карьеру в пределах конкретной научной или технической сферы.5
2. Осуществлять наблюдение и контроль над людьми, влиять на них на всех уровнях. -1
3. Иметь возможность делать все по-своему и не быть стесненным правилами какой-либо организации. 3
4. Иметь постоянное место работы с гарантированным окладом и социальной защищенностью. 4
5. Употреблять свое умение общаться на пользу людям, помогать другим. 7
6. Работать над проблемами, которые представляются почти неразрешимыми. 3
7. Вести такой образ жизни, чтобы интересы семьи и карьеры взаимно уравновешивали друг друга. 7
8. Создать и построить нечто, что будет всецело моим произведением или идеей. 1
9. Продолжать работу по своей специальности, чем получить более высокую должность, не связанную с моей специальностью. 5
10. Быть первым руководителем в организации. 1
11. Иметь работу, не связанную с режимом или другими организационными ограничениями. 2
12. Работать в организации, которая обеспечит мне стабильность на длительный период времени. 4
13. Употребить свои умения и способности на то, чтобы сделать мир лучше. 7
14. Соревноваться с другими и побеждать. 1
15. Строить карьеру, которая позволит мне не изменять своему образу жизни. 7
16. Создать новое коммерческое предприятие. 1
17. Посвятить всю жизнь избранной профессии.