Файл: Вопросы к экзамену Роль экономического анализа в управлении и последовательность его проведения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы к экзамену

  1. Роль экономического анализа в управлении и последовательность его проведения.

Экономический анализ - основа управленческой деятельности предприятия. Экономический анализ – это комплексное изучение деятельности коммерческих организаций, складывающейся под воздействием внешних и внутренних факторов с целью формирования объективной оценки достигнутых результатов и выявления возможностей повышения эффективности хозяйственно-финансовой деятельности и финансового состояния.

Подготовительный этап. Одной из задач, которая должна решаться на этом этапе, является популяризация метода, в результате чего создаются благоприятные условия для выполнения определённых исследований. Тут же выбирается объект будущего исследования, создаётся временная исследовательская группа из специалистов разного направления для более полного охвата всех инженерно-экономических и технологических особенностей объекта. На этом этапе разрабатывается подробный календарный план выполнения исследования. Кроме того, на подготовительном этапе оформляются все нормативные документы, которые связаны с проведением экономического анализа (приказ руководителя о проведении анализа определённого объекта, привлечении работников к выполнению этой работы, материальной заинтересованности работников по результатам анализа и т.д.).

Информационный этап. Главная задача,- сбор, изучение и обобщение разнообразных данных об исследуемом объекте. Они должны отражать условия производства, реализации и потребления изделия, новейшие достижения в отраслях науки и техники. Данный этап нередко называют фундаментом экономического анализа, потому что от полноты достоверности собираемой информации во многом зависит успех последующих этапов экономического анализа.

Аналитический этап. На данном этапе прежде всего проводится детализация изучаемого объекта на функции, их классификация, определение стоимости каждой из них. Практически это означает создание функционально-стоимостной модели объекта. В результате проведённых исследований должны быть выявлены зоны наибольшей концентрации затрат (в том числе и ненужных), т.е. наиболее перспективные зоны с точки зрения задач экономического анализа.


Творческий этап. На этом этапе осуществляется разработка вариантов упрощения и удешевления конструкции изделия или технологии. Здесь решаются задачи по совмещению функций, возможности ликвидации ненужных функций, удешевления элементов конструкции, устанавливаются разные варианты выполнения основных функций, производится обсуждение и отбор наиболее реальных вариантов с точки зрения их реализации.

  1. Понятие, предмет, содержание и задачи экономического анализа.

ЭА представляет собой комплексное системное изучение экономики предприятий, организаций, всех субъектов рыночных отношений, а также их структурных подразделений с целью объективной оценки достигнутых результатов, выявления причин отклонений и путей повышения эффективности хозяйствования.

Под предметом экономического анализа – понимаются хозяйственные процессы организации, социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающее отражение через систему экономической информации.

Предмет экономического анализа также можно охарактеризовать, как причинно-следственные взаимосвязи экономических процессов.

Содержанием экономического анализа – является подробное изучение экономической информации о деятельности анализируемого субъекта, для того чтобы управленческий персонал мог безошибочно принимать различные решения.

Задачи:

1) Изучение экономических законов, выявление закономерностей и тенденций развития предприятия;

2) Улучшение качества бизнес-планов и нормативов, которые составляются с помощью анализа хозяйственной деятельности;

3) Объективное изучение реальности составленного плана и оценки выполнения каждой его составляющей;

4) Измерение эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

5) Перспектива развития хозяйственной деятельности предприятия;

6) Изучение степени влияния на деятельность предприятия коммерческого риска;

7) Проведение анализа маркетинговых мероприятий;

  1. Принципы экономического анализа.


К основным принципам экономического анализа относятся:

Принцип государственности отражает государственный подход к оценке экономических явлений. Он предполагает учет экономической стратегии государства через анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий различных форм собственности и их структурных подразделений.

Принцип научности предполагает, что методология экономического анализа опирается на достижения экономической науки и учитывает действие экономических законов.

Принцип объективности означает исследование реальных экономических явлений и процессов, их причинно-следственные взаимосвязи. Он отражен в законодательных актах, предусматривающих различную степень ответственности лиц, допустивших фальсификацию данных учета и отчетности о деятельности предприятия.

Принцип системности подразумевает учет взаимосвязи отдельных факторов при изучении, измерении и обобщении их влияния на формирование экономических показателей. Все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия рассматриваются при этом во взаимосвязи и динамике. Комплексность анализа должна проявляться в системном рассмотрении всех стадий и показателей деятельности анализируемого объекта в их взаимосвязи, при этом сам анализ проводится на всех уровнях управления.

Принцип оперативноститребует быстрого и четкого выполнения предприятием заданий, реализации принятых решений. По результатам экономического анализа намечаются мероприятия, направленные на улучшение финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Принцип массовостипредполагает привлечение к аналитической работе специалистов производственной сферы, от которой зависит повышение жизненного уровня населения.

Принцип эффективности требует, чтобы затраты на проведение анализа дали многократный эффект.

  1. Виды экономического анализа.

В зависимости от организации объекта исследования и методов проведения различают внешний и внутренний анализ.

Внешний анализ позволяет оценить взаимоотношения предприятия с государством и другими внешними пользователями (кредиторами, поставщиками, покупателями, налоговые службы). Здесь, как правило, используют данные внешней финансовой отчетности. Поэтому внешний анализ часто называют финансовым. Однако изучение только публичной отчетности не всегда позволяет объективно оценить конечные результаты работы организации.


Особенности внешнего анализа: использование публичной отчетности, наличие типовых методик анализа, открытость результатов анализа, ограниченность информации.

Внутренний анализ проводится в целях использования его результатов для управления предприятием в интересах собственников и руководства. Его информационной базой является вся система информации и деятельности предприятия, в т. ч. технические характеристики, нормативная и плановая информация, данные управленческого и финансового анализа, внешняя и внутренняя отчетность, все учетная информация, результаты совещаний, проверок, опросы специалистов и др. Полнота информационной базы внутреннего анализа позволяет объективно оценивать эффективность всей хозяйственной деятельности организации и использования производственных ресурсов. Это дает возможность отрегулировать внутрихозяйственные связи организации, и поэтому внутренний анализ часто называют управленческим.

  1. Факторы, определяющие результаты хозяйственной деятельности, и их классификация.

Факторы взаимосвязаны между собой и нередко влияют на результаты хозяйственной и другой деятельности организаций в различных направлениях: одни — положительно, другие — отрицательно, третьи — в существующих условиях экономического развития являются нейтральными. Причем отрицательное действие одних факторов может снизить или нейтрализовать положительное влияние других.

В первую очередь следует выделить:

• производственно-экономические факторы, или условия, необходимые для осуществления хозяйственной деятель­ности . К ним относятся факторы ресурсов (средства труда, предметы труда и сам труд);

• технико-экономические факторы (механизация и авто­матизация производственных, торговых и других технологи­ческих процессов, внедрение достижений науки, техники, передовой технологии и организации труда);

• социально-экономические факторы, отражающие твор­ческую инициативу и активность работающих (участие тру­дящихся в управлении предприятием, инициатива новаторов производства, моральное стимулирование и заинтересован­ность работников в результатах своего труда и др.), уровень руководства предприятием;

• социально-психологические факторы (внутриколлективные отношения, взаимная ответственность и взаимовыручка , конфликтные ситуации и т.п.);


• физиологические факторы (санитарно-гигиенические усло­вия труда, улучшение организации производства и труда, эс­тетическое состояние помещений и др.).

  1. Система показателей, используемых в экономическом анализе.

В процессе экономического анализа деятельности организаций приходится работать с различными показателями, которые можно свести в определённую систему.

Показатели можно разделить на следующие группы:

- стоимостные и натуральные – в зависимости от используемого способа измерения;

- количественные и качественные – в зависимости от того, какая характеристика явлений, операций, процессов оценивается;

- объёмные и удельные – в зависимости от того, применяется ли непосредственная оценка или же оценивается соотношение показателей.

Стоимостные показатели- оценивают произведенную продукцию, оказанные услуги в денежном выражении (т. е. количестве денег). Относятся к числу наиболее распространённых в экономическом анализе.

Натуральные показатели - количественная или качественная характеристика продукции (услуг) в натуральных единицах, физических или условных. Например, кубометры, килограммы, метры, штуки

Под количественными показателями являются объем реализованной продукции в рублях; выпуск продукции в килограммах, метрах; литрах; оптовый объем продаж по той или иной товарной группе в рублях, объем работ в чел.-час. и т.д.

Качественные показатели определяют внутренние качества, признаки и особенности изучаемых явлений. Качественные показатели используют для оценки выпущенной продукции с точки зрения ее соответствия установленным требованиям (стандартам, техническим условиям, образцам) Большое значение сейчас приобретают показатели, характеризующие качество работы организаций. К качественным показателям работы организаций можно отнести следующие: размер, вес, габариты, себестоимость, цена, ремонтопригодность, материалоемкость и т.д.

Объемные показатели представляют собой первичное отражение изучаемых хозяйственных явлений и процессов с точки зрения их объема, состава и т.д. Величины продаж, оборотных средств, издержек обращения, дохода - все это объемные показатели.

Удельные показатели