Файл: Вопросы к экзамену Роль экономического анализа в управлении и последовательность его проведения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
являются относительными, производными от соответствующих объемных показателей. Удельными показателями можно считать: выработку на одного работника, товарные запасы в днях оборота, уровень издержек на рубль продаж и др. Широко применяются в экономических расчетах и другие относительные величины, характеризующие выполнение плана, структуру, динамику, интенсивность развития.

  1. Методика и методы экономического анализа.

Метод экономического анализа представляет собой системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными и традиционными приемами системы показателей с целью повышения эффективности производства.

Характерными особенностями метода являются: определение системы показателей, характеризующих хозяйственную деятельность; установление соподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов и факторов, на них влияющих; выявление формы взаимосвязи между факторами; выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи; количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.

Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа.

Методика экономического анализа базируется на пересечении трех областей знаний: экономики, статистики и математики.

К экономическим методам анализа относят: сравнение, группировку, балансовый и графический методы.

К традиционным приемам относятся:

• сравнение (сопоставление изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни);

• относительные (проценты, удельные веса, коэффициенты, индексы) и средние статистические величины;

• способ группировки (используется для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями);

• балансовый метод (соизмерение двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию);

• графический способ (построение масштабных изображений показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур).

  1. Организация и информационное обеспечение экономического анализа.


Информационное обеспечение экономического анализа – это система потоков нормативных, плановых, статистических, бухгалтерских и оперативных сведений, первичной документации, содержащей сведения о результатах и условиях деятельности объекта исследования.

При этом информационное обеспечение аналитических исследований должно отвечать ряду следующих требований:

аналитичность, т. е. вся система экономической информации должна обеспечивать поступление данных именно о тех направлениях деятельности организации и с той ее детализацией, которая в этот момент необходима для достижения поставленной цели и задач аналитического исследования;

объективность, которая предопределяет достоверное и адекватное отражение данных о деятельности организации в системе экономической информации;

единство информации, поступающей из разных источников;

оперативность – максимально быстрое информирование аналитика о данных, характеризующих изучаемое экономическое явление или процесс;

рациональность (эффективность) – максимально полно обеспечивать запросы анализа и управления при одновременном обеспечении экономии времени и затрат на сбор, хранение и использование данных.

спешное решение задач экономического анализа требует четкой организации проведения аналитической работы.

Эффективность работы аналитической службы или отдельного аналитика зависит от ее организации. Под организацией экономического анализа понимается система мер по обеспечению эффективности, организованности, планомерности, обдуманного составления исследования объекта, а также соблюдение внутренней дисциплины.

Главная задача организации экономического анализа - достижение поставленной цели (поиск резервов повышения эффективности хозяйствования) в кратчайшие сроки при наилучшем использовании имеющихся ресурсов.

  1. Задачи, объекты, система показателей, источники информации анализа производства и реализации продукции.

Целью анализа выпуска и продажи продукции является поиск путей увеличения объемов продаж продукции, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей и как результат –

увеличение прибыли.

Основные задачи:

- оценка степени выполнения плана и динамики производства и продажи;

- определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

- выявление резервов увеличения выпуска и продажи продукции;

- разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Объекты анализа: объем производства и продаж продукции в целом и по ассортименту, качество продукции, структура производства и продаж продукции, ритмичность производства и продаж продукции.

Источники информации: Учетная информация: отчетность предприятия о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте, отчет о прибылях и убытках, ведомость 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», выписки банка, данные первичного бухгалтерского учета по счетам 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы». Плановая информация: портфель заказов, конкретные договора, план производства, план отгрузки и реализации, производственная программа, бизнес-план предприятия.

Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Основными показателями объема производства является товарная, валовая и реализованная продукция. Валовая продукция - стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Реализованная продукция – стоимость отгруженной и оплаченной покупателями продукции.

  1. Анализ динамики, объема, ассортимента и структуры продукции.

Объем реализации продукции определяется либо по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке); может выражаться в сопоставимых, плановых и текущих ценах. Анализ объемов производства продукции начинают с изучения динамики.

Этапы анализа:

1. Изучение динамики выпуска и реализации продукции, расчет базисных и цепных темпов роста и прироста

2. Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год).

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.

Существует 3 способа анализа ассортимента:

Способ наименьшего процента - по каждому виду продукции рассчитывается процент выполнения плана и наименьший из них принимается за выполнение плана по ассортименту.


Способ среднего процента - рассчитывается как отношение фактического выпуска в пределах плана к плановому выпуску продукции.

Удельный вес в общем перечне наименований изделий по которым выполнен план выпуска продукции.
  1.   1   2   3   4


Анализ качества и конкурентоспособности продукции.

Качество представляет собой совокупность свойств, удовлетворяющих потребности человека. Качество является важнейшей характеристикой продукции. От его уровня зависят все основные показатели деятельности: выручка, прибыль, рентабельность, финансовое состояние. Высокий уровень качества продукции приводит, как правило, к повышению спроса на данный вид продукции и росту прибыли не только за счет увеличения объема продаж, но и за счет повышения цен на продукцию.

Основными причинами снижения качества могут быть:

- низкое качество сырья, материалов и прочих ресурсов, используемых в производственном процессе;

— низкий уровень квалификации рабочих;

— использование устаревшей техники и непрогрессивной технологии

При анализе конкурентоспособности сопоставляют и оценивают параметры анализируемого изделия и изделия-конкурента. Анализ и оценка конкурентоспособности продукции основываются на изучении потребностей покупателей и требований рынка. При определении конкурентоспособности продукции необходимо определить и оценить рынок продукции, запросы покупателей, организацию рекламы продукции, а также определить перечень показателей для оценки конкурентоспособности продукции.

Особое внимание в процессе анализа уделяют определению перечня показателей, характеризующих конкурентоспособность изделий. При этом оценивают основные параметры, характеризующие продукцию:

— технические (область применения и назначение);

— эстетические (внешний вид);

— нормативные (соответствие действующим нормам);

— экономические (уровень цен на продукцию);

— эргономические (комфортность) и др.

  1. Анализ ритмичности работы предприятия.

Ритмичность – это равномерный выпуск и отгрузка продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

Неритмичность ухудшает все экономические показатели деятельности предприятия:

· снижает качество продукции;

· увеличивает объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах;

· приводит к невыполнению поставок по договорам, к штрафам за несвоевременную отгрузку продукции.

Все перечисленные негативные моменты приводят к повышению себестоимости продукции,