Файл: Вопросы к экзамену Роль экономического анализа в управлении и последовательность его проведения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг).

Анализ финансовых результатов — это факторный анализ прибыли от продаж, в результате которого выявляется влияние на изменение прибыли от продаж:

• объема продаж в натуральном выражении;

• структуры продаж;

• цены продукции;

• себестоимости единицы реализованной продукции.

Общее изменение прибыли от продаж:

Влияние факторов на общее изменение прибыли от продаж (тыс. руб.):

• изменение объема продаж

• изменение удельного веса

• изменение цен на продукцию

Факторный анализ прибыли от продаж необходим для оценки резервов повышения эффективности производства, т.е. основной задачей факторного анализа является поиск путей максимизации прибыли компании. Кроме того, факторный анализ прибыли от продаж является обоснованием для принятия управленческих решений.

Прибылью в организации называют разницу между объемом выручки за проданные товары или услуги и расходами, связанными с приобретением реализованных товаров, а также затратами на их продажу и административными расходами.

Размер прибыли в организации зависит от многих составляющих:

количества товара или услуг, которые были проданы;

разнообразия оказываемых услуг или предлагаемых товаров;

затрат, осуществляемых в связи с приобретением или производством;

стоимости, по которой продукция реализуется.

Для увеличения прибыли организации применяется факторный анализ прибыли от продаж. Этот метод помогает установить, от чего наибольшим образом зависит объем доходов организации, выявить ведущие факторы, а также позволяет регулировать объемы денежных поступлений. На основании факторного анализа руководство предприятия принимает решения о дальнейшей деятельности организации. Базисом для анализа являются сведения, содержащиеся в бухгалтерской отчетности. Имея значения ключевых показателей и зная методику расчета, провести анализа не составит проблем.

  1. Анализ резервов роста прибыли.

Чтобы обеспечить стабильный рост прибыли, необходимо постоянно искать резервы ее увеличения. Они
выявляются как на стадии планирования, так и в процессе выполнения планов. Определение резервов роста прибыли базируется на обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют три этапа этой работы: аналитический, организационный и функциональный. На первом этапе выявляют и количественно оценивают резервы, на втором разрабатывают комплекс инженерно-технических, организационных, экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов. На третьем этапе практически реализовывают мероприятия и ведут контроль за их выполнением.

При подсчете резервов роста прибыли за счет возможного роста объема реализации используются результаты анализа выпуска и реализации продукции.

Важное направление использования резервов роста прибыли — снижение затрат на производство и реализацию продукции, например сырья, материалов, топлива, энергии, амортизации основных фондов и других расходов.

Для выявления и подсчета резервов роста прибыли за счет снижения себестоимости может быть использован метод сравнения. В этом случае для количественной оценки резервов очень важно правильно выбрать базу сравнения. В качестве такой базы могут выступать уровни использования отдельных видов производственных ресурсов: плановый и нормативный, базовый, фактически достигнутый средний уровень в целом по отрасли и т. п.

  1. Анализ показателей рентабельности.

Рентабельность – это один из показателей, характеризующий экономическую эффективность работы предприятия. Рентабельность представляет собой такое использование средств, при котором организация не только покрывает свои затраты доходами, но и получает прибыль. В зависимости от того, с чем сравнивать показатель прибыли, можно выделить три группы показателей для анализа рентабельности предприятия: рентабельность капитала; рентабельность продаж; рентабельность производства.

  1. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия.

Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия



Основные технико-экономические показатели являются синтетическими (обобщающими) параметрами предприятия. В своей совокупности эти показатели отражают общее состояние дел на предприятии в производственно-технической, хозяйственно-финансовой, инновационной, коммерческой, социальной сферах. Каждый показатель в отдельности обобщенно характеризует одно из направлений (сторон) его внутренней и внешней деятельности.

Анализ основных технико-экономических показателей включает в себя: сравнения оцениваемых показателей предприятия с соответствующими показателями других предприятий, осуществляющих аналогичную деятельность; сопоставление различных показателей предприятия между собой; сопоставление одноименных показателей предприятия за различные временные периоды; сопоставление плановых и фактически достигнутых показателей предприятия.

Изучение динамики основных технико-экономических показателей способствует выявлению специфических процессов, протекающих на предприятии (в частности, связанных с его адаптацией к изменяющимся условиям хозяйствования), установлению тенденций в технико-экономическом развитии предприятия.

  1. Цели, задачи, информационная база анализа финансового состояния.

Цель анализа финансового состояния заключается в выявлении внутрихозяйственных резервов укрепления финансового положения и повышения платежеспособности организации. Задачи анализа:

• определение показателей ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости и деловой (рыночной) активности;

• установление тенденций и причин изменений показателей;

• проведение факторного анализа по наиболее значимым показателям;

• комплексная и рейтинговая оценка финансового состояния;

• прогноз финансового положения фирмы.

Анализ финансового состояния организации основывается, как правило, на расчете относительных показателей, так как абсолютные показатели форм годовой бухгалтерской отчетности в условиях инфляции практически невозможно привести в сопоставимый вид.

Сущность анализа финансового состояния заключается в расчете основных ключевых показателей, их сравнении с нормативными или рекомендуемыми значениями, выявлении причин отклонений и разработке рекомендаций по улучшению ситуации.


  1. Аналитический баланс. Горизонтальный и вертикальный анализ баланса.

Наиболее популярными являются горизонтальный и вертикальный анализ баланса, т.к. оба метода позволяют:

снизить риски кредиторов при инвестировании средств в компании;

разработать методы поддержания стабильности производства;

увеличить доходы фирмы;

провести грамотный анализ финансовой отчетности.

Горизонтальный и вертикальный анализ баланса могут быть применены одновременно, поскольку они дополняют друг друга и помогают проведению более глубокого исследования бухгалтерских данных, что позволяет увидеть темпы роста компании и динамику ее развития

Способ анализа, о котором пойдет речь, называется горизонтальным по той причине, что сведения по каждой статье бухгалтерского баланса за несколько периодов располагаются в строке по горизонтали. Чем за большее количество периодов деятельности сравниваются данные, тем больше в таблице анализа столбцов. Ниже представлен перечень основных сведений, которые необходимо знать о горизонтальном анализе бухгалтерской отчетности:

Данным методом пользуются в случаях, когда требуется исследование временной динамики итогов баланса.

Сравнению подлежат не только значения абсолютных показателей (в руб.), но и относительных (в %):

Абсолютные отклонения

Относительные отклонения

Темпы роста

Чтобы провести анализ, следует выбрать 2-3 квартала или года. Абсолютные (или относительные) величины последовательно сравниваются с аналогичными индикаторами более поздних периодов.

Горизонтальный анализ дает возможность оценить, улучшились или ухудшились производственные показатели в сравнении с позапрошлым и прошлым годом.

Вертикальный анализ — это проверка долей элементов хозяйственной жизни предприятия в общей структуре баланса. Поэтому иногда его называют «структурным».

Вертикальный анализ бухгалтерского баланса имеет целью выявление изменений финансового состояния бизнеса. Например, можно отследить динамику основных средств, дебиторской, кредиторской задолженности или запасов, чтобы определить текущее положение организации.

Для вертикального анализа бухгалтерского баланса нужна отчетность
, как минимум, за два периода. Специалисты сравнивают изменения долей и выявляют аномальные изменения по сравнению с прошлым для принятия управленческих решений. Никто не запрещает исследовать последние 10 лет жизнедеятельности предприятия. Обычно к этому прибегают, когда руководство ставит задачу выявить долгосрочные тенденции изменения финансового состояния.

Вертикальный анализ проводят в три этапа:

Актив и пассив принимают за 100%;

Рассчитывают долю каждой статьи в общей структуре;

Исследуют изменения и делают выводы.

Аналитический баланс – это агрегированная форма представления баланса, предназначенная для анализа финансового состояния, обобщающая статьи актива в группы по степени ликвидности, а статьи пассива в группы по срочности обязательств.

Аналитический баланс более нагляден, удобен для восприятия и анализа, позволяет упростить проведение горизонтального и вертикального анализа.