Файл: Механизм регулирования налоговой системы Российской Федерации.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УЧЁТНО-ФИНАНСОВЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра «Финансы и банковское дело»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По блоку профессиональных дисциплин
На тему: «Механизм регулирования налоговой системы Российской Федерации»
Студентки III курса ФК-А группы
Формы обучения очная
Направления подготовки 38.03.01 Экономика
Профиль: Финансы и кредит
Сидоренко Ольга Дмитриевна
Руководитель: к.э.н., доц. Михальская Л. С
Государственная шкала__________________
Количество баллов_____ Оценка:ECTS_____
Члены комиссии:
_____________________________________
____________________________________
_____________________________________
г. Донецк – 2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………. | 3 | |
Глава 1. | Теоретические основы формирования механизма налогового регулирования………………………………….. | 5 |
Глава 2. | Методический инструментарий регулирования налоговой системы Российской Федерации…………………………… | 11 |
Глава 3. | Совершенствование механизма налогового регулирования Российской Федерации……………………………………. | 19 |
Заключение………………………………………………………………. | 25 | |
Список использованных источников………………………………… | 27 | |
Приложения……………………………………………………………… | 30 |
ВВЕДЕНИЕ
В Российской Федерации налоги являются одним из основных источников доходов бюджета. Налоговая система России состоит из множества налогов, которые регулируются законодательством. В данной курсовой работе будет рассмотрен механизм регулирования налоговой системы Российской Федерации.
Функционирование налоговой системы осуществляется с помощью налогового механизма, который делает систему налогообложения оптимальной и позволяет сбалансировать финансовые интересы налогоплательщиков и государства.
Формированием, функционированием и управлением налогового механизма занимались такие ученые, как Ю.П. Ампилова, А.С. Бакаев, Е.В. Власова, Е.Г. Князева, В.А. Левкин и др.
Цель курсовой работы заключается в систематизации и обобщении теоретических и методологических основ исследования и разработке механизма регулирования налоговой системы Российской Федерации».
Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:
− исследовать теоретические основы формирования механизма налогового регулирования РФ;
−определить методы регулирования налоговой системы РФ;
−внести рекомендации по совершенствованию механизма налогового регулирования.
Объектом исследования является процесс налогового регулирования в Российской Федерации.
Предметом исследования является механизм регулирования налоговой системы Российской Федерации.
Методы исследования: теоретическое обобщение. анализ и синтез, абстрактно-логический метод, статистический метод, вертикальный и горизонтальный анализ, системный анализ.
Методологической основой исследования являются: законодательные и нормативно-правовые акты, учебная и монографическая литература, материалы периодики, статистические данные, Интернет-ресурсы по проблеме налогового регулирования.
Научная новизна исследования: уточнены трактовки терминов «налоговое регулирование», «механизм налогового регулирования»; определён методический инструментарий налогового регулирования; внесены рекомендации по совершенствованию механизма налогового регулирования.
Научные результаты исследования:
-
систематизированы и обобщены теоретические основы налогового регулирования; -
определён методический инструментарий регулирования налоговой системы РФ; -
даны предложения по развитию механизма налогового регулирования в РФ.
Курсовая работа включает: введение, три главы, заключение, список использованных источников, приложения.
В первой главе курсовой работы рассматривается теоретические основы формирования механизма налогового регулирования.
Во второй главе курсовой работы определён методический инструментарий регулирования налоговой системы Российской Федерации.
В третьей главе курсовой работы внесены рекомендации совершенствование механизма налогового регулирования в Российской Федерации.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Экономическая литература часто использует понятие налогового механизма, однако единого подхода к его определению нет. В налоговом кодексе Российской Федерации отсутствуют понятие, признаки, функции, особенности, а также не раскрыта сущность налогового механизма.
Большое число различных определений налогового механизма, говорят о том, что эта экономическая категория очень многогранна.
По определению И.А. Майбурова, налоговый механизм характеризует совокупность форм и методов регулирования налоговых отношений, действие и структура которых обусловлены особенностью управленческой деятельности государства в финансовой сфере.
Согласно определения Т.В Волковца, налоговый механизм состоит из рычагов, инструментов, методов, а также правового, нормативного и информационного обеспечения.
Аналогично М. К. Кересова определяет налоговый механизм, как совокупность форм, приемов и методов организации, регулирования налоговых отношений в соответствии с государственной налоговой политикой на основе налогового законодательства.
Таким образом, определения И.А. Майбурова, Т.В Волковца и М. К. Кересовой подчеркивают, что налоговый механизм организовывает и регулирует налоговые отношения.
Е.Ю. Жидкова определяет налоговый механизм, как совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечивается достижение целей налоговой политики. То есть Е.Ю. Жидкова подчеркивает, что при помощи налогового механизма достигаются цели налоговой политики.
О.В. Агабекян и К.С. Макарова считают, что налоговый механизм - это совокупность способов и методов налоговых отношений государства и налогоплательщиков, посредством которых реализуется налоговая политика. Д.Е. Петушенко также определяет налоговый механизм, как основной инструмент реализации налоговой политики.
В.Г. Пансков определяет налоговый механизм, как совокупность организационных, правовых норм и методов управления налоговой системой.
При этом О.В. Агабекян, К.С. Макарова и Д.Е. Петушенко пренебрегает взаимосвязью налогового механизма с налоговой системой, а В.Г. Пансков пренебрегает взаимосвязью налогового механизма с налоговой политикой.
Согласно Т.Ф. Юткиной, сущность налогового механизма определяется его структурными элементами, такими как налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.
Таким образом, все приведенные определения по-своему определяют сущность налогового механизма, при этом имеют некоторые недостатки и противоречия.
Самым удачным, на наш взгляд, является определение Лыу Ань Минь, согласно которому налоговым механизмом является «совокупность проводимых уполномоченными государственными органами финансово-правовых мероприятий, являющихся частью общей экономической стратегии государства в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований, а также косвенное финансирование в целях регулирования развития различных отраслей экономики, призванных способствовать устойчивому развитию общественного производства и росту народного благосостояния».
В основе функционирования налогового механизма лежат функции, которые являются основополагающими при формировании системы налогообложения. Российский налоговый механизм характеризуется следующими функциями:
-
функция управления, -
функция планирования, -
функция регулирования, -
функция контроля, -
функция принуждения, -
функция информирования, -
функция консультирования.
Налоговый механизм страны построен на законодательстве в сфере налогообложения. Налоговым законодательством считается вся совокупность нормативных актов разного уровня, которые содержат налоговые нормы. То есть правовой механизм налога и его элементов, зафиксирован в Налоговом кодексе Российской Федерации, отражая конституционный принцип уплаты законно установленных налогов согласно Конституции Российской Федерации.
Основу построения налогового механизма составляют индикаторы результативности, зависящие от принципов, которые заложены в его основу государства. Основные принципы формирования налогового механизма как средства реализации налоговой политики представлены в приложении А.
В структуру налогового механизма входит следующие взаимосвязанные элементы:
-
налоговое планирование, -
налоговое регулирование, -
налоговый контроль, -
налоговый анализ.
Государственное налоговое планирование представляет собой формирование системы оптимальных налоговых индикаторов и решений, которые должны обеспечивать максимизацию налоговых поступлений в бюджет РФ.
Основной целью налогового планирования является выполнение запланированных показателей собираемости налогов и сборов в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды. Задачи налогового планирования определяются следующим образом:
-
разработка и утверждение налогового законодательства и формирование налогового поля, -
построение оптимальной налоговой системы с учетом современных социально-экономических условий, -
оптимизация объектов налогообложения и налоговой базы, -
формирование эффективной системы налоговых льгот, -
формирования бюджета налогов и сборов на будущий финансовый год и среднесрочную перспективу.
Налоговое планирование содержит следующие этапы:
Первый этап: определение цели системы налогообложения.
Второй этап: разработка методов и мероприятий, чтобы реализовать цели системы налогообложения.
Третий этап: разграничение налоговых полномочий и источников доходов между органами власти разных уровней.
Четвертый этап: определение пропорциональности распределения доходов между бюджетами разных уровней.
Пятый этап: составление прогноза поступления налогов, которые взимаются на территории субъектов Российской Федерации, что обеспечивает обоснованные плановые показатели.
Шестой этап: определение общих объемов налоговых поступлений на базе прогнозных расчетов на краткосрочную и долгосрочную перспективу.
Таким образом, налоговое планирование – это первый этап разработки налогового механизма, на основе которого формируется, а затем корректируется состав и структура налоговой системы государства, а также ее соответствие актуальным социально-экономическим условиям. Затем, основываясь на параметрах налоговой политики стратегического и тактического характера, устанавливают цель, задачи и методы налогового механизма.
На базе бюджетных заданий и программы социально-экономического развития страны формируются целевые налоговые установки.
Условно налоговое планирование можно разделить на тактическое на один финансовый год и стратегическое на период более одного финансового года. В их основу закладываются прогнозные показатели налогового потенциала субъектов РФ.
При текущем налоговом планировании разрабатываются плановые показатели налоговых поступлений на определенный финансовый год с разработкой методов их достижения.