Файл: Механизм регулирования налоговой системы Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основные направления бюджетной, налоговой таможенно-тарифной политики на 2021 год и на период 2022 и 2023 годов предусматривают послабление уровня налоговой нагрузки на добросовестных налогоплательщиков, а также интенсификацию мер по сокращению теневого и "серого" сектора, качественное изменение администрирования доходных поступлений и повышение собираемости налогов.

Легитимное предпринимательство и легальный бизнес должны получить новые инструменты оптимизации затрат и в первую очередь транзакционных издержек. Именно для этого и предполагается развитие применения новых информационных технологий в налоговом администрировании.

Отмечено, что в период с 2022 по 2023 г. активно развивались новые инструменты фискального контроля, помогавшие совершенствовать налоговое администрирование и контроль, увеличивать их эффективность: АСК НДС-2, ЕГАИС (единая государственная автоматизированная информационная система), онлайн-кассы, межведомственный информационный обмен, межстрановой информационный обмен, "Личный кабинет налогоплательщика", электронная налоговая отчетность. Система АСК НДС-2 позволяет выстраивать цепочки формирования добавленной стоимости и автоматически пресекать уклонение от уплаты НДС или попытки мошеннического возмещения налога. Кроме этого, с 2017 г. в ведение Федеральной налоговой службы было передано администрирование страховых взносов во внебюджетные фонды (пенсионный, социального и медицинского страхования). Это, безусловно, способствует достижению поставленной цели (сокращению теневого и "серого" сектора в экономике), а также будет стимулировать рост собираемости налогов.

Дальнейшее совершенствование налогового администрирования связано с реализацией системы АСК НДС-3, которая, помимо контроля над начислением НДС, сможет интегрировать и иную информацию: данные о движении средств по счетам налогоплательщиков (физических и юридических лиц), об объектах налогообложения, систему оценки рисков. Также она подключена к банковской системе, что позволяет прослеживать все денежные потоки и взаимодействие организаций между собой. Можно будет отслеживать взаимозависимость граждан (физических лиц) посредством использования информационной базы отделов ЗАГС.

В "Стратегии-2030", которая была разработана Торгово-промышленной палатой РФ, также предусматривается снижение расходов на налоговое администрирование за счет унификации отчетности и перехода на электронный документооборот. Этому была дана положительная оценка представителями РАН.


Государственное налоговое регулирование тесным и непосредственным образом связано с налоговым планированием, прогнозированием и налоговым контролем, и должно быть основано на оценке эффективности принятых управленческих решений в сфере налогообложения.

Также действенным звеном глобальной контрольно-аналитической системы стала маркировка товаров. За год проекта по чипированию меховых изделий количество зарегистрированных участников в системе оказалось в 3,5 раза больше, чем предполагалось. Анализ данных показал, что легализовался каждый четвертый участник данного сектора, товарооборот вырос в семь раз. С 1 июня 2017 года запущена система маркировки лекарственных препаратов.

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Одной наиболее важных проблем является порядок распределения федеральных налогов и сборов между звеньями бюджетной системы Российской Федерации. На сегодняшний день большинство субъектов Российской Федерации дотационные. И это не удивительно, так как бюджетообразующие виды налогов сосредотачиваются в федеральном бюджете. А все трудно собираемые налоги остаются в регионах, например, имущественные налоги. Поэтому в большинстве регионов Российской Федерации плановые показатели бюджетов выполняется не в полном объеме.

В целях повышения роли федеральных налогов и сборов разумно также проводить мероприятия в области налогового администрирования, что обеспечит более высокий уровень исполнения бюджетных показателей федеральных налогов и сборов. В последние годы сводится к минимуму спектр предоставления налоговых льгот. Данное обстоятельство провоцирует налогоплательщиков на осуществление коррупционных мер.

И, как следствие, к уклонению от уплаты налогов и сборов. Практика подтверждает, что неопределенность федеральных налогов, сборов и несправедливое налогообложение наиболее часто становятся основными причинами налоговых нарушений. Проблема преодоления и ликвидации налоговых правонарушений во многом связана с усовершенствованием деятельности самих налоговых органов. Более того, чрезвычайно важным становится эффективное взаимодействие между налоговыми органами.

Повысить налоговые поступления от федеральных налогов и сборов представляется возможным с использованием таких инструментов, как способы расчета налоговой базы, определение продолжительности налогового периода, налоговая ставка и налоговые льготы.



Действительно, повышение налоговых ставок может кардинально решить проблему. С одной стороны, это хорошо для государства. Поскольку, чем выше ставка, тем больший объем поступает от налога в казну государства. С другой стороны, разумно учитывать интересы налогоплательщика, у которого и без того налоговая нагрузка ощутимая. Поэтому к данному вопросу следует подходить осторожно и рационально.

Между тем налоговые поступления федеральных налогов и сборов можно регулировать с помощью такого инструмента как налоговые льготы. Опять-таки при внедрении в практическую деятельность любой льготы надо учитывать потерю доходов бюджета, и обоснованность получения налогоплательщиком налоговой выгоды.

Стратегия действующей налоговой политики направлена на проведение анализа применения налоговых льгот по всем налогам. Целесообразно эффективно применять налоговые льготы в экономической системе общества с учетом интересов обоих сторон - государства и налогоплательщика.

По механизму воздействия на объект методы регулирования делят на прямые и косвенные. Прямое регулирование вынуждает субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях (законах) государства. «Плановый уровень налоговых поступлений не имеет четкой адресной росписи по конкретным исполнителям, и, поэтому, их исполнение определяется результирующей составляющей разнообразных результатов хозяйственной деятельности налогоплательщиков, ориентированных на реализацию собственных интересов. Вследствие этого, методы налогового регулирования должны включать как методы прямого (законодательного) воздействия, так и методы косвенного воздействия на поведение налогоплательщиков, стимулирующих принятие ими решений, необходимых обществу».

Таким образом, комплексная автоматизация налогового администрирования (направленная на снижение издержек в предпринимательской деятельности), интеграция данных, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков, объектами налогообложения, а также грамотное использование инструментов налогового регулирования - это все то, что должно способствовать росту собираемости налогов в стране, повышению налоговых доходов бюджетов всех уровней.

Для устойчивого экономического развития страны необходимо эффективное государственное управление. Устойчивое экономическое развитие возможно только при определенном состоянии экономики, которое обеспечено стабильностью показателей промышленного, производственного, социального и экономического развития.


В современных экономических и политических условиях для устойчивого экономического развития страны необходима эффективная налоговая система, направленная на реализацию функций управления, регулирования, распределения и перераспределения финансовых потоков.

Предлагается позволить местному самоуправлению влиять на налоговую базу, ставку налога или собираемые доходы.

При этом главной задачей реформирования и трансформации налогового механизма в настоящее время является создание эффективной и стабильной налоговой системы, которая обеспечит бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Поэтому в мероприятиях совершенствования налогового механизма необходимо учитывать постоянное изменения требований современной экономики, первостепенные задачи экономической политики государства, в том числе в связи с необходимостью стимулирования развития новых производств, инвестиционной деятельности и повышения качества налогового администрирования.

Нестабильность экономической и политической ситуации в стране и мире является индикатором уязвимости и ограниченности суверенитета России. Чтобы сгладить последствия надо сформировать такой налоговый механизм, который будет:

  • во-первых, удовлетворять интересы общества;

  • во-вторых, уменьшит негативное влияние ресурсозависимости на экономику страны;

  • в-третьих, улучшит социально-экономические показатели страны.

Результат функционирования налогового механизма выражается в его способности оказывать положительное влияние устойчивость экономического развития страны. Налоговый механизм можно признать результативным, если достигаются запланированные результаты.

В зависимости от результатов функционирования налогового механизма государство вносит существенные или незначительные корректировки в экономическую политику, принципы построения и модернизации налоговой системы

Провести анализ применения льгот и эффективность результата. Оптимизировать количество налоговых льгот, как на федеральном, так и на региональном уровнях. При этом разработать систему их мониторинга, оценку эффективности, чтобы можно было принять объективное решения об продлении или отмене.

Надо отметить, что на местном уровне налоговый механизм работает плохо. За рубежом степень автономии местных органов власти над доходами оценивается по двум критериям: свобода определения налоговой базы и установление налоговой ставки. ОЭСР разработала следующую классификацию собственных и общих доходов: в соответствии со степенью автономии местного дохода:


  • местное самоуправление контролирует как налоговую ставку, так и налоговую базу;

  • местное правительство устанавливает ставку налога;

  • местное самоуправление устанавливает налоговую базу;

  • договоренности о разделе налогов;

  • местное самоуправление определяет распределение доходов.

Предлагается позволить местному самоуправлению влиять на налоговую базу, ставку налога или собираемые доходы, так как обладая такой способностью, местное самоуправление может адаптировать масштабы выполнения своих обязательств перед гражданами в пределах муниципального образования к своим финансовым условиям.

Результативность функционирования налогового механизма в большой мере зависит и от детерминантов, которые государство заложило в его основу. При этом не менее важны является степень их соотношения с принципами налоговой системы:

отношение количества и уровня прямых и косвенных налогов;

применение прогрессивных или пропорциональных ставок налогообложения;

применение различных налоговых вычетов и скидок, а также их целевое использование;

различные методы и методики формирования налоговой базы.

С точки зрения развития экономики ключевую позицию в системе индикаторов, результирующих функционирование налогового механизма, занимает показатель налоговой нагрузки, который находится в пределах 35%. Так как этот показатель практически не меняется в течении нескольких лет, то это говорит об эффективности проводимой налоговой политики и реализации.

Одним из важных инструментов налогового механизма являются налоговые льготы.

Согласно п. 1 ст. 56 НК РФ налоговыми льготами являются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества, включая возможность не платить налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В настоящее время российская налоговая система насчитывает до 200 различных льгот. Такое количество льгот естественно затрудняет механизм их администрирования и снижает эффективность их применения.

Поэтому необходимо провести анализ их применения и эффективности. Необходимо количество налоговых льгот оптимизировать, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

При этом необходимо разработать систему их мониторинга, оценку эффективности, чтобы можно было принять объективное решения об продлении или отмене.

Перспективным является также повышение ставки налогообложения некоторых полезных ископаемых. Однако, здесь необходимо привязать возможность применения повышенной ставки в зависимости от рентабельности месторождения. Это надо делать для того, чтобы повышенная ставка применялась только к высокорентабельным предприятиям, и не использовалась для предприятий, которые разрабатывают низкорентабельные месторождения.