Файл: Механизм регулирования налоговой системы Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Разработка реальных направлений развития налогового механизма возможно лишь при одновременном тактическом и перспективном налоговом планировании.

Разработка размера налоговых ставок, структуры и состава налоговых поступлений, налоговых льгот и санкций, методов выполнения запланированных показателей и т.д. является еще одним элементом налогового механизма – налоговое регулирование.

Налоговое регулирование представляет собой меры косвенного воздействия на социально-экономическое развитие страны посредством изменения каких-то параметров налоговой системы. К методам налогового регулирования относится:

1) система санкций:

  • финансовые

  • уголовные

  • административные

2) отсрочка или рассрочка платежа

3) оптимизация налоговых ставок

4) налоговый или инвестиционный кредит

5) система налогового стимулирования

6) изменение срока уплаты налога

7) налоговые льготы:

  • отмена авансовых платежей

  • снижение размера налоговой ставки

  • уменьшение или полное сложение налоговых обязательств.

Таким образом, налоговое регулирование является сложной системой, в задачу которой входит достижение компромисса между государством по максимизации налоговых доходов и интересами налогоплательщиков по минимизации налоговой нагрузки.

Информационное обеспечение налогового анализа имеет большое значение для налогового планирования и прогнозирования, так как от качество этой информации зависит эффективность управления налоговыми доходами и налоговыми расходами.

Основная цель налогового контроля обеспечение стабильного дохода бюджетов разных уровней управления.

На законодательном уровне понятие налогового контроля закреплено в ст. 82.1 гл. 14 НК РФ: «налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах».

Таким образом, все элементы налогового механизма, взаимосвязаны между собой. Данные, полученные при осуществлении налогового контроля, используются как информационная база, чтобы сформировать модель прогнозирования, планирования и регулирования налоговых платежей. При этом система налогового анализа является информационной базой налогового механизма, при помощи которой на любом этапе реализации налоговой политики можно производить корректировку плановых (прогнозных) показателей.


ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В современном мире налоговое регулирование выступает не только важнейшим элементом финансовых отношений, но и важнейшей составной частью государственного регулирования экономики. Следует констатировать, что до настоящего времени в России, как и в развитых странах, предпочтение отдавалось денежно-кредитному, а не налоговому регулированию экономики. Роль налогового регулирования особенно возрастает в настоящее время под воздействием процессов глобализации, макроэкономической нестабильности и западных санкций в отношении России. Внешнеэкономические вызовы и угрозы диктуют необходимость скорейшего восстановления и роста национальной экономики на основе ее модернизации. При этом импрортозамещение становится одной из важнейших целей экономической политики государства.

Эта цель требует решения множества задач, таких как:

  • повышение инвестиционной привлекательности отечественной промышленности, и, прежде всего, машиностроения и высокотехнологичных отраслей;

  • поддержка отечественного производителя;

  • создание новых рабочих мест;

  • организация выпуска качественной конкурентоспособной продукции;

  • развитие сельскохозяйственного производства.

Необходимо констатировать тот факт, что ожидаемых результатов по подъему производства и развитию экономики невозможно будет добиться без перенастройки системы налогового регулирования. Опыт налоговых реформ в современной России свидетельствует о бессистемности и фрагментарности бесчисленных изменений, вносимых в налоговое законодательство, и обусловленных в основном фискальными целями государства. Поскольку Правительство не планирует кардинальных налоговых реформ, необходимо обратить внимание на развитие теории и практики налогового регулирования, совершенствование его методов и инструментов, а также на создание системы оценки эффективности налогообложения.

В современном экономическом словаре налоговое регулирование определяется как «меры косвенного воздействия на экономику, экономические и социальные процессы путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот, понижения или повышения общего уровня налогообложения, отчислений в бюджет». В общем виде налоговое регулирование – составная часть процесса управления экономикой, направленная на обеспечение реализации целей налоговой политики государства и предприятий. Как показал анализ экономической литературы и статистики, эффективность практической реализации этих целей недостаточно высока из-за отсутствия единой концепции и системного подхода. Вопросы сущности налогового регулирования, его

субъектов и объектов, места и роли в структуре финансовых отношений государства, его методов и инструментов являются либо дискуссионными, либо недостаточно раскрытыми в теории.

Разночтение начинается уже с определения используемых категорий. Так, большинство авторов связывает налоговое регулирование с государственным нормативным регулированием налоговых отношений (Красюков, 2007. С. 255-267; Лазарев, 2009. С. 79-82; Зайцева, 2008. С. 351-353; Сафиуллин, 2010. С. 217-220). Исследуя налоговое регулирование, отдельные авторы (Сердюков, 2012. С. 704; Алиев, 2008. С. 16-18; Майбуров, 2012а. С. 519; Дуканич, 2012. С. 33-34; Степаненко, 2012. С. 132) иногда подменяют его такими категориями, как: «налоговая политика», «налоговый механизм», «налоговый менеджмент», «налоговая стратегия», и др. Мы считаем, что данные категории тесно взаимосвязаны с содержанием налогового регулирования, но не могут заменять его.

Наиболее точным нам видится определение Барулина С.В.: «налоговое регулирование представляет собой макрорегулирование экономики, финансов страны и всего налогового процесса в обществе. …Налоговое регулирование – составная часть процесса управления налогами, направленная на обеспечение реализации концепций налоговой политики государства и предприятий. Налоговое регулирование – это процесс детальной разработки способов реализации налоговых планов, формирования и введения при необходимости новых и корректировки действующих налоговых режимов, направленных на реализацию ценового, фискального, регулирующего и контрольного назначения функций налогов, получивших количественное и качественное отражение в бюджетно-налоговых заданиях, целевых установках и налоговой концепции на конкретный период времени».

Мы считаем, что налоговое регулирование представляет собой субъективную деятельность государственных органов по использованию на практике регулирующих возможностей налогов в рамках принятой государством налоговой концепции. Мы согласны с мнением Барулина С.В., который отмечает, что «налоговое регулирование как функциональный элемент налогового менеджмента не Финансы и учет 35 Научный вестник ЮИМ №1` 2016 следует путать с регулирующей функцией налогов, посредством которой, наряду с другими функциями, реализуется общественное назначение налогов. Функция налогов объективна как форма проявления сущности объективной категории налогов, она предполагает потенциальную возможность регулирования социально-экономических процессов». (Барулин, 2012. С.40). Как известно, другими функциями налогов являются: фискальная, распределительная, стимулирующая и контрольная. Однако, такой взгляд на регулирующую функцию налогов не разделяют другие авторы. Например, И. А Майбуров отмечает, что «регулирующая функция налогов проявляется через комплекс мероприятий в сфере налогообложения, направленных на усиление государственного вмешательства в экономические процессы (для предотвращения спада или стимулирования роста производства, научно-технического прогресса, регулирования спроса и предложения, объема доходов и сбережений населения, объема инвестиций)». (Майбуров, 2007б. С. 232). На наш взгляд, в последнем определении четко просматривается субъективная деятельность человека, что позволяет отнести налоговое регулирование к элементу государственного налогового менеджмента. Как показывает практика, на сегодняшний день из функций налогов более или менее эффективно реализуются только фискальная и контрольная функции. Эффективность регулирующей функции налогов как объективной категории невысока.


Проведенное нами исследование проблемы, позволило выдвинуть нижеследующие определения налогового регулирования, его субъектов и объектов. Государственное налоговое регулирование в его современном виде представляет собой совокупность форм, методов и инструментов управления налогообложением, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой концепцией экономического и социального развития. Налоговое регулирование – это также процесс управляющего воздействия государства на основные социально-экономические параметры развития страны и ее регионов, на отдельные сектора экономики, на финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов и домохозяйств, осуществляемый при помощи налогового механизма, адекватного сложившейся в экономике ситуации.

Субъектом налогового регулирования выступает государство в лице его законодательных, исполнительных и иных уполномоченных органов различных уровней (федерального, регионального или местного). Мы не согласны с мнением отдельных авторов, считающих субъектами налогового регулирования и самих налогоплательщиков, которые осуществляют это регулирование посредством налоговой оптимизации, а также отстаивая свои права в налоговых спорах. Такие действия скорее подпадают под определение налогового менеджмента организаций и физических лиц.

Объектами налогового регулирования, с нашей точки зрения, следует считать: отраслевую структуру экономики, социальную структуру общества, а также финансовые ресурсы, образующиеся у налогоплательщиков в результате их деятельности, и совершающие движение в процессе выполнения налогами их функций.

Государственное налоговое регулирование тесным и непосредственным образом связано с налоговым планированием, прогнозированием и налоговым контролем.

Предметом налогового регулирования нами определены финансовые отношения, между государством и его регионами, с одной стороны, и налогоплательщиками (хозяйствующими субъектами, индивидуальными предпринимателями и населением) – с другой, по поводу формирования и перераспределения денежных средств, мобилизуемых при помощи налоговых и обязательных неналоговых платежей. Цели налогового регулирования должны по логике соответствовать целям налоговой политики Российской Федерации. Цели, задачи и приоритеты в области налоговой политики отражаются в формируемых ежегодно Министерством финансов России «Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации».


Цели налоговой политики определяются складывающейся текущей социально-экономической ситуацией. Таковыми целями в последние годы являются: достижение экономической стабилизации сбалансированность бюджета, интенсификация перехода на инновационный путь развития и рост благосостояния населения.

В соответствии с основными целями реализуемой в последние годы в Российской Федерации налоговой политики, ее приоритетными задачами выступают:

  • создание стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость и сбалансированность, финансовую стабилизацию и сокращение темпов инфляции;

  • создание налоговых стимулов для модернизации экономики и оживления инвестиционной активности;

  • налоговая поддержка и стимулирование инновационной деятельности;

  • повышение эффективности налоговой системы;

  • обеспечение налоговой конкурентоспособности страны на мировой арене; Финансы и учет 36 Научный вестник ЮИМ №1` 2016

  • налоговая поддержка отечественного производителя;

  • налоговое стимулирование развития малого предпринимательства;

  • налоговая поддержка условий ведения бизнеса на территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири;

  • налоговая поддержка функционирования созданной с 1 января 2015 года свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя;

  • деофшоризация российской экономики;

  • сохранение моратория на увеличение налоговой нагрузки в течение трехлетнего периода – 2016-2018 годов.

Таким образом, мы подошли к определению места налогового регулирования в системе налоговых отношений. Его можно представить в качестве схемы в приложении В.

На схеме видно, что налоговый процесс представляет собой деятельность по формированию концепции государственной налоговой политики, правовому обеспечению налогообложения, формированию налоговой системы и организации процедуры взимания налогов.

Налоговое регулирование тесно переплетается с системой налогового администрирования. В свою очередь налоговое администрирование представляет собой организационно - управленческую систему реализации налоговых отношений, которая включает в себя совокупность форм и методов, использование которых призвано обеспечить налоговые поступления в бюджетную систему РФ.

Таким образом, совершенствование системы налогового администрирования также является ключевой задачей Российского государства.