Файл: Организация социальной поддержки молодой семьи в сельской местности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

61
Отсутствие надлежащего информирования населения лишает его возможности воспользоваться своими правами, защитить законный интерес или реализовать закрепленную обязанность.
Мы предлагаем несколько рекомендаций по решению проблемы информированности молодой семьи и предоставления доступной и понятной информации о мерах социальной поддержки:
- создание брошюр, буклетов, информационных стендов которые будут содержать основную информацию о мере поддержки: краткая характеристика, основные условия участия, список документов для участия, адрес государственного учреждения для обращения, ссылка на сайт с подробным описанием. Распространение информации о мерах социальной поддержки через службы обращения молодой семьи: ЗАГС, женская консультация, детский сад и т.д.
- создание электронной программы и размещение её на сайте
Администрации Целинного района. Цель программы: определение категории пользователя и предоставление ему информации о всех социальных мерах поддержки которыми он может воспользоваться. Основная составляющая данной электронной программа это анкета пользователя, при заполнении которой пользователю будет выдан список мер социальной поддержки, которыми он может воспользоваться, а так же полное их описание.
2. Проблема в оформлении и сборе пакета документов для получения меры социальной поддержки.
Основанием для предоставления социальной поддержки молодой семье является поданное в государственное учреждение заявление по форме, утвержденной Федеральным законом или условиями социальной программы.
В каждом отдельном случае государственными органами рассматривается пакет документов для определения статуса обратившегося, предоставления возможности назначения меры социальной поддержки.
Кроме заявления молодой семьей предоставляется пакет документов, установленный условиями социальной программы, концепции, федерального

62 закона и т.д. В связи с тем, что объем предоставляемых документов большой клиенты не всегда предоставляют правильный пакет документов, что в свою очередь увеличивает время получения мер социальной поддержки.
Решить проблемы, возникающие при оформлении и сборе пакета документов молодой семьей, мы считаем возможным с помощью внедрения технологии «Модель или принцип «Одно окно».
Внедрение модели «Одно окно» - это, по сути, административная реформа практики обеспечения населения социальной поддержкой. Новая схема работы не меняет сами типы социальных выплат, предоставляемых населению, не затрагивает правил определения права молодой семьи на их получение, неизменным остается и размер предоставляемой помощи. Меняется сам подход к организации предоставления мер социальной поддержки.
Использование такой модели, изменяет процесс управления, системой социальной защиты, обобщая и упрощая ряд отдельных или дублирующих функций. В результате семьи, нуждающиеся в социальной поддержке, имеют возможность единовременно и в одном учреждении оформить получение сразу нескольких видов социальной поддержки, что является важным фактором необходимости существования такой модели.
Модель «Одно окно» как подход в социальной сфере имеет следующие преимущества:
- однократное посещение только одного социального учреждения;
- заполнение единого и упрощенного заявления;
- минимальный пакет документов и справок, пригодный для всех видов социальной помощи;
- собеседование лишь с одним специалистом;
- экономия времени.
Модель «Одно окно» реализуется в каждом конкретном городе или районе и учитывает индивидуальные потребности того или иного муниципального образования, т.е. изменения в работе системы для каждого района будут индивидуальны. При этом, однократно обратившись в


63 государственное учреждение, молодая семья получает информацию о всех видах положенной ей социальной поддержки, а в последствии получает и саму поддержку.
Структура модели «Одно окно»:
1. Единый пункт приема обращений граждан. В этом пункте можно получить доступ ко всем видам социальной поддержки, предоставляемым в городе или районе.
2. Единая форма заявления по всем мерам поддержки, включенным в модель «Одно окно». Руководители органов социальной защиты разрабатывают единую форму заявления, чтобы фиксировать в нее все сведения (включая и уникальные для каких-то отдельных программ), необходимые для определения права клиента на получение выплат, пособий и других видов социальной поддержки по всем социальным программам.
3. Один набор документов и справок по всем программам поддержки.
Определение права на получение той или иной меры поддержки осуществляется на основании представленных клиентами подтверждающих документов. При системе «одного окна» семья также должна их представить.
Однако, если для разных программ поддержки требуются одни и те же документы, то для рассмотрения единого заявления на получение помощи по всем этим программам достаточно одного пакета документов. По условиям некоторых программ социальной поддержки необходимо представлять документы и справки, которые не требуются для назначения других мер поддержки. Эти документы должны быть предоставлены дополнительно.
4. Одно собеседование с одним специалистом. Социальная служба, работающая по модели «Одно окно» должна быть подготовлена к проведению одного собеседования с клиентом. Каждый специалист обязан точно знать, какие сведения в ходе собеседования он должен получить от клиента, чтобы выяснить, имеет ли тот право получить все меры поддержки, за которыми обратился.

64 5. Единое уведомление о праве на получение пособий. После заполнения единой формы заявления, прохождения одного собеседования и предоставления одного набора документов, необходимых для получения всех видов социальной поддержки, указанных в заявлении, семья должна получить единое уведомление о решении, принятом государственным учреждением по поводу каждого вида поддержки. Если семья, подавшая заявление на несколько разных пособий, имеет право на получение всех, в уведомлении должно быть указано, какие именно пособия и в каком размере будут выплачиваться семье.
Если же семья имеет право лишь на часть пособий, указанных в заявлении, то в уведомлении должно быть отмечено, какие пособия и в каком размере семья имеет право получить, а какие нет и почему [57].
Подводя итог, можно отметить, что положительный эффект для населенного пункта или региона, работающего по модели «Одно окно» заключается в повышении эффективности работы специалистов по приему населения, назначению и расчету пособий и сокращению административных затрат, включая непрямые накладные расходы, а так же экономия времени клиента.
3. Трудности при общении со специалистом.
Данную проблему мы предлагаем рассматривать в двух направлениях:
1.
Трудности при общении связанные с профессиональной неграмотностью специалиста. Под первым направлением мы понимаем низкий уровень компетентности и профессионализма специалиста, специалист не знает условий предоставления мер социальной поддержки, специалист не смог проконсультировать клиента, низкий уровень знания законодательства в области социальной поддержки населения, низкий уровень профессиональной грамотности специалиста.
2.
Трудности при общении связанные с личными-психологическими особенностями специалиста. Под вторым направлением мы понимаем отсутствие у специалиста навыков делового общения, умения слушать, неуважительное отношение к клиенту и т.д.


65
Для решения данных проблем нами выдвинут ряд рекомендаций.
Повышению уровня профессионализма и компетентности специалиста может способствовать прохождение курсов повышения квалификации. В ходе обучения, навыки и знания специалистов обновляются. Они изучают передовые практики в сфере предоставления мер социальной поддержки и работы с разными категориями граждан. В результате прохождения повышения квалификации, слушатели программ получают навыки, позволяющие им выполнять новые виды деятельности в рамках имеющейся у них специальности.
Внедрение технологии «Супервизия».
Супервизия — это один из методов теоретического и практического повышения квалификации специалистов в области психотерапии, социальной работы и др., в форме их профессионального консультирования и анализа целесообразности и качества используемых практических подходов и методов психотерапии. Супервизия — это процесс, во время которого супервизор и супервизируемый вместе узнают что-то новое о клиенте, друг о друге, о себе.
Супервизия позволяет специалистам акцентировать внимание на цели и направлении своей работы, формировать системные подходы к стратегии и тактике поведения с клиентом, а также осознавать свои ошибки и устранять их
[33].
Основные функции технологии «Супервизия»:
1. Образовательная функция. Она направлена на повышении квалификации социального работника. Супервизор в этом случае учит усваивать новые знания, делиться своим опытом, информирует, разъясняет, направляет, помогает найти необходимое решение, советует, консультирует, предлагает новые методики и технологии.
2. Поддерживающая функция. Она включает личностную поддержку работника, попытку снять или смягчить напряжение от работы, поиск дополнительных источников поддержания жизненного тонуса специалиста.

66 3. Контрольная функция. Отчасти она носит административный характер, и необходима не только на начальном этапе становления профессионала.
Нужда в ней не отпадает и в дальнейшем, на последующих стадиях работы, как необходимое условие гарантии качества социального обслуживания.

67
1   2   3   4   5   6

Заключение
Социальное благополучие молодой семьи считается важнейшей составляющей её жизнедеятельности в целом. Современное российское государство провозглашает социальное благополучие населения стратегическим ориентиром и критерием результативности социальной политики. Особенно это актуально для таких уязвимых групп населения, как молодые семьи. Поэтому одной из задач социальной политики в отношении молодых семей является поддержание семейного благополучия на высоком уровне, то есть преодоление негативных тенденций и стабилизация положения семьи и повышение её социального статуса, а также создание предпосылок для улучшения её жизнедеятельности в будущем.
На наш взгляд самым оптимальным подходом к понятию «социальная поддержка молодой семьи» является социологический подход. В рамках данного подхода выделяются несколько направлений исследований социальной поддержки семьи. В одних направлениях не разграничиваются такие понятия, как «социальная поддержка» и «социальная защита», в других — социальная поддержка рассматривается как элемент социальной политики государства, в третьих — акцент делается на изучении форм обеспечения условий для удовлетворения жизненных потребностей представителей различных социальных групп, в четвертых — рассматриваются различные аспекты социальной поддержки семьи. Мы считаем, что социальная поддержка молодой семьи должна рассматриваться как элемент социальной политики государства и пониматься как совокупность специальных мер, реализуемых государственными структурами для создания благоприятных условий молодой семье для выполнения ими своих функций.
В Российской Федерации проводится целенаправленная семейная политика в отношении молодой семьи, законодательно предоставляя им самостоятельный социальный статус и обеспечивая соблюдение прав семьи в социальной жизни общества. Молодая семья при этом рассматривается не как средство воспроизводства рабочей силы, а как институт воспроизводства и

68 воспитания жизнеспособной личности, формирования гармонично развитого человека.
На сегодняшний день в Российской Федерации реализуется большое количество федеральных, региональных социальных программ поддержки молодой семьи. Главной целью всех мер поддержки является обеспечение необходимых условий для реализации функций молодой семьи и повышение качества их жизни.
Что касается уровня местного самоуправления, то в Целинном районе
Алтайского края основными организациями по предоставлению государственной социальной поддержки молодой семье являются УСЗН по
Целинному и Ельцовскому районам, Отдел по культуре и делам молодежи администрации Целинного района.
Приоритетными задачами исполнительной власти Целинного района являются обеспечение стабильной работы социальной сферы, модернизация системы образования и здравоохранения, поддержка учреждений культуры, развитие сельского хозяйства и экономики района. Постоянное внимание уделяется работе коммунального хозяйства, выполняются определенные мероприятия по снижению числа безработных.
Район продолжает развиваться, а социальная сфера - работать без перебоев. Условия проживания людей становятся более комфортными. Полным ходом идет развитие услуг такси, сферы общественного питания и многое другое. Достигнутое является ступенькой для следующего шага к улучшению условий жизни жителей района.
На основании проведенного исследования «Организация социальной поддержки молодой семьи в сельской местности» мы сделали выводы:
1. В Целинном районе Алтайского края большинство обратившихся молодых людей имеют высшее образование, имеют одного ребенка и в настоящее время проживают в съемной квартире/комнате. Основными причинами, сдерживающими рождение ребенка в семьях респондентов, являются отсутствие собственного жилья и отсутствие стабильных источников


69 доходов. Именно по этому большинство респондентов считают, что наиболее необходимой мерой поддержки молодой семьи в сельской местности является материальная помощь в виде денежных выплат и предоставление жилья.
2. Большинство опрошенных молодых людей знают и воспользовались такими мерами поддержки как предоставление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2015-2020 годы государственной программы Алтайского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края на 2014 – 2020 годы».
3. При получении мер социальной поддержки в Целинном районе
Алтайского края у респондентов возник ряд проблем:
- проблема отсутствие полной систематизированной информации о мерах поддержки молодой семьи,
- проблемы в оформлении пакета документов,
- трудности при общении со специалистом.
4. Большинство молодых людей, которые не воспользовались мерами социальной поддержки, хотят получать социальную поддержку, но не подходят под условия предложенных в анкете программ/законов.
Подытожив работу, был разработан ряд предложений и рекомендаций по оптимизации работы государственных учреждений по предоставлению мер социальной поддержки молодой семье в сельской местности:
Для решения проблемы предоставления доступной и понятной информации о мерах социальной поддержки и повышения уровня информированности молодой семьи мы рекомендуем
- создание брошюр, буклетов, информационных стендов которые будут содержать основную информацию о мере поддержки: краткая характеристика, основные условия участия, список документов для участия, адрес государственного учреждения для обращения, ссылка на сайт с подробным описанием и распространять информацию через службы, взаимодействующие с молодой семьи: ЗАГС, женская консультация, детский сад и т.д.

70
- создание электронной программы и размещение её на сайте
Администрации Целинного района. Цель программы: определение категории пользователя и предоставление ему информации о всех социальных мерах поддержки которыми он может воспользоваться. Основная составляющая данной электронной программа это анкета пользователя, при заполнении которой пользователю будет выдан список мер социальной поддержки, которыми он может воспользоваться, а так же полное их описание.
Для устранения проблем молодой семьи возникающих при оформлении и сборе пакета документов, мы предлагаем внедрить в государственное учреждение технологию «Модель или принцип «Одно окно».
Использование такой модели, изменяет процесс управления, системой социальной поддержки, обобщая и упрощая ряд отдельных или дублирующих функций. В результате молодые семьи, нуждающиеся в социальной поддержке, имеют возможность единовременно и в одном учреждении оформить получение сразу нескольких видов социальной помощи, что является важным фактором необходимости существования такой модели.
Решением проблемы общения клиента со специалистом (трудности связанные с профессиональной неграмотностью специалиста, трудности связанные с личными особенностями специалиста) мы видим в прохождении специалиста курсов повышения квалификации. В ходе обучения, навыки и знания специалистов обновляются. Они изучают передовые практики в сфере предоставления мер социальной поддержки и работы разными категориями граждан. В результате прохождения повышения квалификации специалист получает навыки, позволяющие ему выполнять новые виды деятельности в рамках имеющейся у него специальности.
Внедрение технологии «Супервизия».
Основные функции технологии «Супервизия»:
1. Образовательная функция. Она направлена на повышении квалификации социального работника. Супервизор в этом случае учит усваивать новые знания, делиться своим опытом, информирует, разъясняет,