ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Северо-Западный Институт Управления
Факультет социальных технологий
Направление «Психология»
Проект по дисциплине «Психология безопасности»
на тему:
«Последствия теракта в г. Беслан»
| Автор работы: студент 1 курса очной формы обучения группы ПС-3-21-02 Радионова Анна Андреевна Подпись_____________________ |
Работа защищена «___» ___________________ Оценка __________________ Подпись _________________ | Руководитель работы: Огарева Екатерина Ивановна Подпись____________________ |
Санкт-Петербург, 2021
Оглавление:
-
Описание ситуации. -
Причины последующих действий и механизмы -
Анализ ситуации и ее итог -
Способы противодействия
Темой для своего кейса я выбрала страшную и трагическую ситуацию, которая произошла 1 сентября 2004 года в Северной Осетии в городе Беслан. Чеченские боевики захватили здание местной школы и три дня удерживали в ней заложников. Террористы, согнав большую часть детей и взрослых в спортивный зал школы, заминировали его и ряд других помещений. Помимо ранений, полученных в ходе штурма здания школы, заложники испытали тяжелейший психологический шок. Более 50 часов, проведенных в плену, в здании школы, террористы отказывали людям в предоставлении воды, пищи и необходимых медикаментов. Они требовали от российских властей вывод федеральных сил из Чеченской Республики и признания независимости непризнанной Чеченской Республики Ичкерии. В результате теракта погибли 334 человека, в том числе 186 детей.
В данном событии много виноватых, об этом говорили раньше и будут обсуждать в будущем. Безусловно, самыми ненавистными для общества являются сами террористы, но также осуждают и вооруженные силы, и охранную систему, и полицию, и главу нашего государства. Действительно, из-за ошибок множества людей пострадал невинный народ. Никакими деньгами и извинениями не вернуть тех людей к жизни, а боль у их близких и друзей никогда не пройдет. Я считаю, что это и было целью террористов, не просто так они выбрали школу для захвата и дальнейшего шантажирования. У них было несколько причин для осуществления столь жестокого плана:
-
Первая — это напомнить миру, насколько сильны и властны их террористические организации. Создать общественный резонанс и держать в страхе страну. -
Показать обществу, насколько слабое их правительство, что даже не может защитить своих граждан от террористов. -
Разжечь конфликт между Осетинским регионом и правительством России. -
Разжечь конфликт между осетинами и ингушами (большая часть террористов была из Ингушетии). -
Оставить болезненный след в истории.
Данная миссия была хорошо спланирована и до определенного момента хорошо скрываема. Они знали, что в Беслане мало полиции и военных, в отличии от Владикавказа, на линейку приходит мало мужчин, а женщины, дети и старики не смогут сопротивляться и дать отпор.
В те три дня люди по всей стране испытали психологический кризис. Люди, находящиеся в Беслане и те, кто жили от Осетии в нескольких тысячах километрах, узнавая о случившемся из радиопередатчиков или телевизоров, имели равносильные возможности – они никак не могли повлиять на данную ситуацию. Бессилие разжигало в людях агрессию на окружающих и на людей, которые были связано с произошедшим. Даже осознавая, что военные не могут спасти всех без потерь и за столь короткий временной период, общество осуждало их за бездействие. Лица высоких должностей и сами правоохранительные органы, которые отдавали приказы, можно понять, так как на них лежала ответственность за множество жизней, а из-за любого некорректного действия или высказывания террористы могли открыть огонь.
Эти дни стали переломными в жизни многих, последствия оказались серьезными как для правительства, так и для институтов: семьи, религии и образования. Подтверждение своей мысли я нашла в научной статье по специальности «Психологические науки», написанной Тащевой А.И., она пишет: «Своеобразие психологических проблем первичных и вторичных жертв теракта в Беслане состоит в сочетании их индивидуальных психологических проблем с деструкцией межличностных отношений в республике, в том числе национальных, вероисповедальных, семейных и педагогических, а также - с резким падением авторитета данных социальных институтов, в выраженном национальном колорите происходящих в республике перемен».
Я проанализировала и ознакомилась с большим количеством материала по сентябрьской ситуации 2004 года, прочитала статьи очевидцев и близких, чьи родственники погибли, либо пережили теракт. Основываясь на этих данных, далее я разберу последствия, которые испытали люди и какими психологическими механизмами им пришлось воспользоваться.
Основной проблемой стала деструкция самооценки у детей и взрослых., негативная трансформация самооценки среди первичных жертв (заложники) имела место у 90,2% взрослых и у 98% детей (по данным Тащевой А.И), а у вторичных жертв (близкие и друзья заложников) – самооценка значительно заниженная или завышенная. Я считаю, что это связано с постоянными параноидными мыслями, такими как: «Если бы в тот день я сделал/а бы по-другому, то меньше людей пострадало», либо «Если бы я был/а более смелым, то я мог помешать террористам» или «Если бы я не повел/а своих детей в школу в тот день, то они были бы живы» и т.д. Фактически они применяют такие механизмы психологической защиты, как:
-
Рационализация. Потерпевшие объясняют свои действия своим же страхом, что из-за накаленной обстановки у них не было шанса кому-то помочь, но в тоже время они чувствуют отвращение к себе из-за бездействия в тот момент. -
Замещение. Часть жертв, как первичных, так и вторичных винит правительство и военных в произошедшем. (Цель террористов).
Второй проблемой стало нарушения пищевого поведения первичных и вторичных жертв теракта. Через определенное время потерпевшие не могли есть традиционные жареные мясные блюда, они не могли переносить запах мяса в целом, так как у них на подсознательном уровне появлялись ассоциации с телами, под которыми им пришлось укрываться от пуль. Заметным изменением у людей, переживших теракт, стала потребность в постоянном владении водой. У людей начинались панические атаки, если у них не было питьевого источника рядом. «Пищевые и водные мотивы» и сегодня у жертв оказываются типичными сюжетами тревожных, болезненных сновидений, рисунков, размышлений и «цветущих», полиморфных страхов потерпевших, их ярких воспоминаний. 87,3% (из статьи Тащевой) опрошенных взрослых во время теракта, находившиеся вне школы, отказывали себе в праве принимать пищу и 22,7% – отказывались пить: «Поем-попью вместе с сыном-дочерью».
Как и в других случаях, связанных с насильственным удержанием, у многих пострадавших выявили Стокгольмский синдром. Возникновение данного синдрома после нападения на школу произошло по нескольким причинам:
-
Террористы пообещали детям и женщинам, что они не пострадают, если будут выполнять их требования. Из-за этого они начали чувствовать себя зависимыми от захватчиков. -
Из-за страха смерти, увечий и под влиянием шока. Жертвы теракта понимали, что их жизнь находится в руках у захватчиков. -
Из-за того, что заложники находились в одном месте, где им было запрещено разговаривать и двигаться. Там власть находится только у террористов. -
Военные постоянно следили за ситуацией и об этом все знали, в то же время террористы иногда стреляли в воздух, либо в заложников и говорили, что это все сотворили ваши «спасители». Люди, находившиеся в шоковой ситуации верили им, так как организм и мозг на протяжении всех дней работали работали на износ и подпитывались только адреналином.
В итоге признаки Стокгольмского синдрома зафиксированы у 54,5% взрослых заложников и 18,2% детей. Эти люди, достаточно точно описывая кошмары 52-х часов заточения в школе и свои тяжкие переживания, говорили, что с ужасом ожидали от террористов ещё большей агрессии, чем та, что они проявили. Некоторые дети рассказывали истории про советы, которые им давали преступники, но никак нельзя удостовериться в истинности этой информацию. Например, один из пострадавших детей описал «человеческий поступок» одно из террористов, когда он «вывел на ночь пожилых женщин из спортзала в другое помещение, где можно было полежать на полу, впервые за двое суток вытянув ноги». Ситуация вполне возможная, но другие очевидцы не подтвердили данную историю. Это подтверждает, что Стокгольмский синдром появился у жертв, так как остальные люди должны были видеть, как нескольких взрослых человек выводят в другое помещение, а самое главное, что никто из людей в возрасте не заговорил об этом. Причиной тому является то, что мозг ребенка не сумел справиться с таким давлением и количеством эмоций за столь короткий временной промежуток. Он не смог смириться с тем, что все происходит в реальности и как жестоко поступают захватчики, а из-за этого мозг спроектировал ситуацию, которая оправдывает террористов и дает надежду ребенку, что с ним ничего плохого не случится.
В начале я говорила о том, что из-за теракта разрушились многие социальные институты. Больше всего пострадали институт семьи – это выразилось:
-
В пренебрежении детей от 7 лет к родителям и всем старшим, как в общении, так и поступках. -
Юноши и подростки стали демонстративно игнорировать традиции обязательного подчеркнуто уважительного отношения к старшим, в том числе и к лицам мужского пола. Не соблюдались семейные обычаи и праздники. -
Молодые люди отказывались от своих домашних и учебных обязанностей.
Институт семьи напрямую связан с институтом религии, политическим институтом и институтом образования. Подростки стали намного неуважительнее относиться к старшим, грубить и сквернословить в присутствии взрослых, а также их действия и разговоры стали более либеральными. Это выражалось в отстаивании своего мнения перед взрослыми мужчинами, чего местные обычаи не позволяли ранее.
Я описала последствия, которые появились после пережитого психологического шока у людей, которые находились в заложниках. Почти все механизмы защиты имеют схожий характер. По статистике, люди, пережившие сентябрьский теракт 2004 года, обращались со схожими вопросами в центр помощи и имели идентичные проблемы. Все вышеперечисленное объединило людей в определенные группы, но меня поразило единственное отличие, которое основывается только на личных качествах человека.
-
Большинство потерпевших с позитивной динамикой эмпатии после теракта проявляли чрезмерную привязанность к близким. Даже подростки требовали, чтобы кто-то из родных был постоянно рядом с ними, например и в туалете; а взрослые стремились постоянно видеть всех близких, чаще обычного притрагиваться к ним, отказывались без них фотографироваться и пр. -
Однако, был зафиксирован резкий всплеск заложников с негативной динамикой эмпатии. 83,2 % из них (дети и взрослые) не имели физических травм, либо их травмы были не тяжелыми. Эти люди эмоционально дистанцировались от близких; 84,5% из них вовсе отказывались обсуждать заложничество; а 15,5% испытывали явное наслаждение от собственных страшных рассказов. Так, мальчик 8 лет бесконечно рассказывал о частях тела маленьких детей, подорванных террористкой. Позже следствием было установлено, что это был плод фантазии ребенка. Данную тему я раскрывала, когда описывала последствия стокгольмского синдрома, но данный момент сработал с инверсией. Ребенок также не смог справиться со столь сильными эмоциями, что его мозг спроектировал нереальную ситуацию еще ужаснее, чем было на самом деле.
Я определила несколько причин такого поведения:
-
Беспокойство за то, что она покажутся слабыми на глазах у родственников -
Многие считали, что их никто не сможет понять и поддержать, так как те, кто хотел им помочь не были в том страшном месте и не смогут осознать, что они пережили за те 3 дня. -
Многие не хотели говорить о случившемся, так как они пытались забыть то время и уйти от своих же воспоминаний.
По итогу, до сих пор не все террористы опознаны, но по документам, среди них был смертник. Меня заинтересовала психология террористов, что в их жизни произошло, что они смогли совершить такой бесчеловечный поступок. Ознакомившись со многими материалами, я выделила несколько типов мотивов террористической деятельности: