Файл: Миграционные процессы играют важную роль в социальноэкономическом и демографическом развитии Российской Федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По степени добровольности различают миграцию добровольную, вынужденную, принудительное. Первый вид миграции обусловлен добровольным принятием индивидом или группой людей решения о миграции. Вынужденная миграция – это совокупность территориальных перемещений, связанных с постоянным или временным изменением места жительства людей по не зависящим от них причинам, как правило, вопреки их желанию. Причинами вынужденных перемещений могут быть: военные и политические события, преследования на этнической и религиозной почве и др. К вынужденным относят такие категории мигрантов, как беженцы и перемещенные лица.
Согласно ст. 1 Конвенции 1951 года беженцем является лицо, которое в силу обоснованных опасений стало жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства и покинуло страну, гражданином которой оно являлось. Среди перемещенных лиц выделяют внутренне перемещенных и внешне перемещенных. К первой категории лиц относятся лица, которые были перемещены в приделах своего государства в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных конфликтов; их иногда называют внутренними беженцами. Ко второй категории относятся лица, которые были высланы из страны своего гражданства в силу определённых причин это – беженцы. Принудительной миграцией можно считать насильственные переселения людей, организованные государством (депортации), а также миграции, осуществляемые в пенитенциарной системе.
По социально-экономическом у типу поселения выделяют четыре вида миграции населения: миграция город-город, город-село, село-село, село-город. По правовому статусу делитсяна законную и незаконную. Законной является миграция на законных основаниях: виза, предоставление правового статуса, вида на жительство, а незаконная – отсутствие всех вышеперечисленных элементов.
По направленности выделяют два вида миграции: эмиграцию и иммиграцию. Эмиграция – выезд из страны, а иммиграция – въезд в страну Также к функциям миграции относят перераспределение населения, связанное с размещением производительных сил между отдельными регионами внутри страны либо между странами, что объясняется различными природными ресурсами как страны, так и в различных регионах внутри стран, а также разницей в уровне и качестве жизни различных территорий. Селективная функция – неравномерное участие в миграции различных социально демографических групп ведёт к изменению качественного состава населения разных территорий. Опыт показывает, что мужчины и лица трудоспособного возраста участвует в миграции более активно, чем нетрудоспособные и женщины. Велики различия в миграционной подвижности лиц разных национальностей, а также коренных жителей того или иного района и недавно вселившихся туда из других местностей.
Миграция в разных социально-экономических условиях выполняет ряд специфических функций, наиболее важными из которых являются: экономическая и социальная. Экономическая функция состоит в обеспечении соединения территориально распределённых средств производства с необходимой рабочей силой и их функционирования в процессе производства. Социальная функция – стремление более полное удовлетворить потребности мигрантов за счёт смены места жительства и социально-экономической инфраструктуры принимающей страны. Она способствует повышению жизненного уровня и социального развития трудящихся.
Следовательно, основными видами миграции является внутренние и внешние. В свою очередь, можно выделить основные типы миграции: безвозвратные, временные, сезонные, эпизодические, маятниковые. Основными функциями миграции являются перераспределительная, селективная, экономическая и социальная. Миграция населения в развитии и формировании общества всегда предопределяла правовую систему и политику государства и непосредственно влияет на процессы. Из понятия «миграция» вытекает определение «миграционного процесса»
Миграционные процессы – это социальное явление, во многом определяющие состояние, как отдельных государств, так и всего мирового сообщества. Миграция является одной из актуальнейших проблем не только социальной, но и экономической, политической сфер общественной жизни. В последние десятилетия наблюдается значительное оживление миграционных процессов, связанное с политическими и социально-экономическими потрясениями в жизни многих стран мира. Сложность данного явления зачастую приводит к противоречиям между интересами государства и правами отдельной личности, нации, этнической группы.
Выделяют ряд стадий миграционного процесса:
Исходная, или подготовительная представляет собой процесс формирования территориальной подвижности населения, то есть его определённого социально-психологического состояния. С экономико-демографической точки зрения главная задача переселения состоит в обеспечении сбалансированного размещения по территории страны средств производства и личностных элементов производительных сил. Социальное значение этой стадии миграционного процесса заключается в том, что она представляет собой практическую реализацию миграционной подвижности населения, соответствующую или не соответствующую народнохозяйственным интересам.
Заключительная, или завершающая, стадиявыступает как приживаемость мигрантов на новом месте. Мигранты становятся жителями района вселения, участвуют в воспроизводстве его населения, освоения природных ресурсов, развитии экономики и так далее.
Таким образом, миграция в общем виде можно представить как процесс перемещения населения между различными регионами и населёнными пунктами, который завершается изменением места их пребывания или проживания. Миграционный же процесс – это множество событий, влекущих за собой смену места жительства. Одни из этих событий явные, например переселение, другие – латентные (формирование подвижности и так далее). Как и любые другие процессы миграционный проходит 3 стадии: подготовительный, основной и заключительный.
1.2. Зарубежный и отечественный опыт
регулирования миграционных процессов
Международные миграционные процессы составляют неотъемлемую часть современных экономических, политических, культурных и иных взаимоотношений государств. Процесс глобализации и, прежде всего, формирование мирового рынка труда и капитала, привёл к тому, что в настоящее время ни одно государство не может позволить находиться в изоляции от других стран. Трудовая, вынужденная, этническая, незаконная и иные виды миграции, сложным образом переплетаясь, охватывают все регионы мира, в то же время в каждом из них приобретая определенные особенности. «Миграционные процессы воздействуют на все стороны общественной жизни. Такое воздействие требует оценки со стороны общества и выработки миграционной политики государства, чтобы эффективно использовать преимущества, предоставляемые международной миграцией населения, и по возможности смягчить ее негативные последствия»[35].
На сегодняшний день такие страны как США, Великобритания характеризуются интенсивными иммиграционными процессами. Эти страны практически созданы мигрантами. США, Великобритания привлекали своей демократической политикой и наличием рабочих мест.
Одной из самых развитых стран является США, население которой продолжает расти с высокой скоростью: за счёт естественного прироста на 2 млн. человек в год и на 1 млн. вследствие иммиграции. С начала истории переселенческих колоний в США, огромные экономические возможности и политическая свобода привлекали иммигрантов со всего мира. «Согласно данным Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам в США общее число международных мигрантов составляет 49.8 млн. человек, что составляет 19% от числа мигрантов в мире и 15,5% от общего числа населения страны» [21, 73].
Власти США ведут борьбу с нелегальной миграции, поэтому еще в 1996 году президентом У. Клинтоном было подписано три законопроекта, которые непосредственно касались иммиграционной политики. Первым был Закон об антитерроризме и эффективности смертной казни (AEDPA), вторым стал Закон о личной ответственности и благоприятных возможностях трудоустройства (его стали называть «Закон о пенсиях и пособиях» – Welfareact) и третьим – Закон о нелегальной иммиграции и ответственности за иммиграцию (IIRIRA).
Американские работодатели стремятся снизить затраты на персонал, привлекая иммигрантов на невостребованные у американцев рабочие места из сферы услуг. Данное явление тормозит рост заработной платы и создает серьезную нагрузку на рынок труда, финансовые системы и социальные службы ведущих по количеству иммигрантов штатов. В перспективе иммиграция продолжит
являться значимым через фактор роста населения, и как стимулятор экономической активности. Она обеспечивает подпитку экономики и низкооплачиваемой рабочей силой, и высококвалифицированными специалистами. Последний аспект снижает затраты на подготовку специалистов, что облегчает нагрузку на образовательную систему США. «Малоквалифицированная иностранная рабочая сила снижает издержки при производстве и цены в сфере услуг, сельском хозяйстве и строительстве. Подготовка иностранных студентов в американских вузах играет важную роль в интернационализации образовательных учреждений, а также позволяет отобрать лучших кадров для предоставления им работы и местожительства в США и стимулировать формирование носителей новой политической культуры и идеологии среди тех, кто затем вернется домой» [50, 19].
Для привлечения квалифицированной рабочей силы в Великобритании миграционная политика стала более либеральной по отношению к специалистам и иностранным студентам, включив такие позиции как: ускорение процедуры получения выездной визы; возможность для квалифицированных специалистов получить визу сроком на один год без оформления разрешения на работу; возможность для иностранных работников оставаться в Великобритании на постоянное проживание.
В последние годы Германия столкнулась с резким ростом численности лиц, добивающихся предоставления убежища, из западной части Балканского полуострова и беженцев из Ирака, Сирии и других охваченных военными конфликтами стран Ближнего Востока и Северной Африки. В результате этого в центре политических дебатов оказываются вопросы гуманитарной и экономической иммиграции и интеграции мигрантов, а также грядущие демографические изменения и их влияние на рынок труда и жилья. Миграционная проблематика затрагивает все уровни управления немецких федеральных земель, особенно это относится к городам и местным общинам, которые испытывают на себе влияние миграции ежедневно. «Размещение мигрантов в условиях ранее сложившейся напряженной ситуации на рынке жилья в крупных городах, а также снабжение предметами первой необходимости представляют серьёзную проблему для мэров и жителей городов. Особенно остро стоит вопрос школьного обучения детей мигрантов (в том числе оставшихся без попечения родителей), которые прибыли из самых разных регионов и являются носителями разных культур».[58, 196]