Файл: Миграционные процессы играют важную роль в социальноэкономическом и демографическом развитии Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Многие стремятся попасть в Европейский союз, основанный на провозглашенных еще в Римском договоре 1957 года четырёх фундаментальных принципах: свобода передвижения людей, товаров, услуг и капитала. В 1997 году в рамках Амстердамского договора главы европейских государств провозгласили ЕС «пространством свободы, безопасности и правосудия», и сегодня беженцы и люди, ищущие убежища, делают все возможное, чтобы оказаться на этом пространстве.

Законодательство в сфере миграции и интеграции и новые законодательные инициативы в Германии и в целом в ЕС, учитывающие развитие экономики в краткосрочной и долгосрочной перспективе и потребность в квалифицированных работниках. В частности, это касается «Голубой карты ЕС» – специальной категории виз для высококвалифицированных специалистов из стран, не входящих в Евросоюз. «Директива 2009/50/ЕС1 о введении голубой карты была окончательно принята Европейской комиссией в 2009 году и транспонирована Парламентом Германии 1 августа 2012 года» [18]. Лидирующими странами приёма являются: США, Германия и Великобритания (см. таблицу 1).

Таблица 1

Лидирующие страны приёма

Страна приёма

% мигрантов

США

28.7

Германия

19.5

Великобритания

4.6


В последние годы наблюдается тенденция к существенному увеличению количества иностранных граждан, посещающих Российскую Федерацию. С одной стороны, российская экономика нуждается в иностранных работниках, но в то же время иностранная трудовая миграция способна не только деформировать структуру занятости, но и вызывать дисбаланс в социальной сфере, провоцировать национальные конфликты и обострять криминогенную обстановку в стране. Кроме того, нахождение в России многочисленных групп иностранных граждан (в среднем от 8 до 9 млн.), пользующихся правом безвизового въезда, создает реальную угрозу возникновения незаконной миграции. Успешная работа по адаптации и интеграции мигрантов в принимающее общество, как показывает анализ международного опыта, не возможна без координирующей роли государства, соответствующего финансирования, а также при активном участии институтов гражданского общества. «Однако миграционное законодательство Российской Федерации не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического,
социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом. Многие подготовленные проекты соответствующих законодательных актов пока остаются без движения» [55, 276].

Со вступлением в силу 15 января 2007 года Федеральных законов от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», № 110-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», с одной стороны, значительно облегчилась процедура легализации трудовых мигрантов, приезжающих на заработки в Российскую Федерацию, а с другой – введена процедура квотирования иностранной рабочей силы как мера государственного регулирования миграционных потоков. Патентная система, введенная в Российской Федерации с 1 января 2015 года, позволяет иностранным гражданам устраиваться на работу не только к физическим лицам, но и к юридическим лицам и частным предпринимателям. Иностранец, который найдёт работу в компании, участвовавшей в квотировании, сможет получить разрешение на работу и работать без данного патента. Оформление патента регламентирует Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», работа без патента влечёт наложение административного штрафа в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового (ст. 18.10.КоАП РФ).

Таким образом, миграция оказывает большое влияние на демографию стран, независимо, принимающая это сторона или же она служит источником миграционных процессов. Несмотря на имеющийся зарубежный опыт с различными категориями мигрантов, практику стран зарубежья в области регулирования миграционных потоков использовать в России возможно лишь медленно и адаптировано.
1.3. Нормативно-правовая основа

регулирования миграционных процессов

Для российского государства в целях демократического развития представляется особенно важным содействовать взаимодействию гражданского общества и частного сектора с государственными органами, осуществляющими миграционный контроль. Усилия должны базироваться на понимании тесной взаимосвязи между мигрантами и развитием самого общества, включая политическую стабильность, экономические отношения, государственную безопасность, личную безопасность и права человека. Правовая политика государств, в том числе и России, рассматривается как наиболее эффективный рычаг регулирования миграционными процессами, это в полной мере относится и к России.



Нормативное регулирование вопросов миграции и защиты прав мигрантов в Российской Федерации осуществляется на уровнях:

- федеральном (Конституция Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные акты – указы Президента Российской Федерации; постановления Правительства Российской Федерации; нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств);

- субъектов Российской Федерации (законы субъектов Российской Федерации; подзаконные акты, издаваемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации);

- местного самоуправления (нормативные акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления);

- межгосударственном (заключение многосторонних и двусторонних соглашений с другими государствами в области миграции), а также на основании общепризнанных принципов и норм международного и европейского права.

По федеративного устройства Российская Федерация формируется на федеральном, региональном и местном уровнях. Правовая основа миграционной нормативно-правовой базы федерального уровня заложена в Конституции Российской Федерации. Статья 6 (ч.3) Конституции РФ утверждает не ограниченное никакими условиями право граждан России на сохранение своего гражданства, равно как и право на его изменение («Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его»). Статья 27 (ч. 1) закрепляет право на свободное передвижение по территории Российской Федерации за всеми лицами, пребывающими на ней на законных основаниях включая иностранных граждан и лиц без гражданства. Конституция запрещает принудительную высылку из страны граждан Российской Федерации и выдачу их другому государству (Ст. 61).

Федеральные законы «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г., «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г., «О беженцах» от 19 февраля 1993 г., «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г., «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» от 18 июля 2006 г.

Закрепляет и уточняет эти конституционные положения Уголовный кодекс РФ, вступивший в силу 13 июня 1996 года. Он дополняет данное положение; в случае совершения гражданами Российской Федерации преступлений на территории других государств выдача этих лиц не предусматривается (Ст. 13). Однако по запросу других государств допускается экстрадиция иностранцев, обвиняемых в нарушении законов этих государств (Ст.63, Ч.2).


По другой конституционной норме (Ст.63) не только разрешается проживание на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, но они уравниваются в основных правах и обязанностях с российскими гражданами. В число этих прав, однако, не входят: избирательные права, несение воинской службы, право на занятие определенных государственных должностей (судьи, прокурора, нотариуса и некоторых других). Кроме того, допускается ограничение свободы передвижения иностранцев по стране.

После длительного обсуждения и значительных доработок, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2003 г. № 256-р была одобрена Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, положения которой были рекомендованы федеральным и региональным органам власти учитывать при планировании и осуществлении мероприятий в области управления социально-экономическими процессами.

Таким образом, происходящие миграционные процессы в США, странах Западной Европы, и в России, требуют усиления к теоретическим разработкам в области стратегического планирования миграционных конфликтов. Правовые основы деятельности органов внутренних дел в сфере миграции населения базируются на общих принципах права.

В законодательных и подзаконных актах представительных и исполнительных органов государственной власти изложены основы организации и деятельности органов внутренних дел, стратегические задачи и тактические направления сосредоточения их усилий на определенных участках борьбы с преступностью и охраны общественного порядка, обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Считается актуальным принятие единого Федерального закона «О миграции в Российской Федерации», в целях правового регулирования всех видов миграции. Наиболее полную правовую регламентацию в стране получили правовые статусы двух категорий мигрантов: беженцев и вынужденных переселенцев. Для указанных видов мигрантов более всего важны личные права и свободы. Гражданство является основным элементом правового статуса личности.

Таким образом, анализируя нормативно-правовую базу в области миграционных процессов,

2 ГЛАВА. АНАЛИЗ РЕГУЛИРОВАНИЯ


МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

2.1. Миграционные потоки в Республике Коми и их роль

в формировании демографической ситуации

«Заселение современной территории республики своими корнями уходит во времена нижнего палеолита. К периоду мезолита и раннего неолита она становится постоянно обитаемой» [30, 25]. Обращаясь к истории, то с 1897-1926 годов население Коми края увеличилось за счёт естественного и миграционного прироста, так как край притягивал жителей соседних областей в связи с меньшей разрухой. До начала XX века миграции данной территории не способствовали количественному росту населения, хотя в качественном отношении и в развитии отдельных промыслов сыграли определённую положительную роль.

Новый этап в миграционных процессах начался в советский период: «Коми область из окраины царской России начала превращаться в край развитой промышленности в связи с освоением богатейших залежей углеводородного сырья и других полезных ископаемых и лесных ресурсов» [56, 171]. До 1956 года среднегодовой миграционный прирост намного превышал естественный. Наряду с экономическими факторами этому во многом способствовал такой негативный момент в заселении, как превышение территории республики в место специальных поселений и размещение лагерей для заключений. В последующие годы, наоборот, абсолютный размер естественного прироста стал выше миграционного. В миграционных потоках «город-село» до 1990 годов в Коми по-прежнему сохранялась высокая доля мужчин, что ещё раз свидетельствовало о более низком уровне социально-экономического развития сельских местностей.

В 1990-ые годы (распад СССР) резко сократился миграционный процесс, связанный с большой потерей материальных преимуществ работы на Севере. В последующие годы отток замедлился, но оставался основной причиной сокращения численности населения республики. «Только за 1991-1995 годы он уменьшился по сравнению с 1986-1990 годов на 294,6 тыс. человек, или на 37%; за 1996-2000 годы – на 180,6 тыс. человек; за 2001-2005 годы – на 124,5 тыс. человек; за 2006-2010 годы – на 10,9 тыс. человек. Однако в период с 2011 по 2013 годы объём миграции увеличился на 12,3 тыс. человек по отношению с 2006-2010 годы. Вызван он был увеличением числа прибывших в республику на 9,6 тыс. человек». [56, 172]. В целом же, с 1991 по 2013 годы число выбывших превысило число прибывших на 218,2 тыс. человек.

За последний межпереписной период (2002-2010 годы), численность населения сократилась на 117 тысяч человек, из них 85% приходилось на миграционный отток за пределы республики. За 8 лет превышение числа выбывших из региона над прибывшими составило около 100 тысяч человек – это население такого города, как Ухта – второго по величине после Сыктывкара. В 2010 году Республика Коми среди всех регионов России была лидером в миграционных потерях населения после Республики Дагестан.