Файл: Миграционные процессы играют важную роль в социальноэкономическом и демографическом развитии Российской Федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С 2007 года сохраняется миграционный прирост при обмене с Киргизией, Азербайджаном, Арменией, Украиной; а география межрегионального обмена – между регионами России – остаётся достаточно стабильной. Традиционно наиболее предпочтительным для мигрантов остаётся город Санкт-Петербург, который принимает около 10% уехавших из Республики Коми. Далее по убыванию следуют Московская область, Краснодарский край, город Москва, Кировская и Белгородская области.
Потоки миграции в пределах самой республики направлены с Севера на Юг и из села в город. Внутриреспубликанская миграция характеризуется перемещением населения в город Сыктывкар и близлежащий к нему Сыктывдинский район, а также город Ухту, остальные города и районы с каждым годом теряют население. Лидерами по миграционной убыли остаются города Воркута и Инта, что связано с возвратной миграцией приезжего населения, а также с программами переселения северян в регионы с более благоприятными климатическими условиями. В сельских районах преобладают перемещения внутри республики. В значительной степени они обусловлены учебой.
«По публикациям заведующего отделом социально-экономических проблем Севера профессора В.В. Фаузера, основные причины миграции: поиск мест с более достойной заработной платой; недостаточность рабочих мест в Республике Коми; а также сложные климатические условия» [61]. Следовательно, ухудшается семейная, образовательная структура населения республики из-за оттока молодой, активной и образованной его части. Отток квалифицированных специалистов населения с более высоким уровнем образования может привести к ослаблению научного, творческого и экономического потенциала республики. Рост уровня рождаемости с сокращением смертности не сможет в ближайшее время повлиять на радикальное изменение режима воспроизводства населения, обеспечить положительную демографическую динамику, так как темпы сокращения численности населения Коми республики в основном определяются масштабами миграционного оттока за её пределы.
Значительное внимание в области демографической политики должно уделяться миграции, для этого необходима продуманная государственная миграционная политика в отношении северных территорий. На сокращение миграционного оттока может повлиять успешное развитие сырьевого сектора экономики, лесозаготовительной деятельности, создание новых производств, повышение материальной заинтересованности и престижа Севера, общего уровня комфортности проживания в республике, что позволит привлечь мигрантов.
Таким образом, демографическая ситуация в Республике Коми (по уровню смертности и рождаемости) характеризуется большим неблагополучием, чем по России в целом. Направление миграционных потоков, их структура и качественный состав не отвечают интересам республики. Миграционный отток во многом объясняется высоким уровнем безработицы, особенно среди сельчан, ухудшением социальных условий жизни людей. Изменение направлений и интенсивности миграций с федеральными округами России и странами ближнего зарубежья привело к повышению роли в формировании населения Коми республики государств Закавказья и Средней Азии, к увеличению в составе населения представителей данных государств.
2.2. Направления миграционной политики в Республике Коми
Эффективное решение проблем миграции возможно за счёт оптимизации миграционных процессов, для которого необходимо реализовать приоритета в миграционной политике:
- Привлечение максимального числа «полезных» мигрантов на территорию нашей страны из других стран, таким образом, будет отчасти компенсироваться естественная убыль населения и пополнятся количество трудоспособного населения;
- Контроль внутренней миграции, с точки зрения рациональности размещения населения на территории России, а так же контроль за перемещением внешних мигрантов (то есть рациональное распределении мигрантов по территории России, в первую очередь должны заселятся слабонаселённые регионы нового освоения).
Важно правильно оценить, количество и главное качество мигрантов, которое наше страна сможет принять без последствий. Привлечение максимального числа «полезных» мигрантов на территорию нашей страны из других стран – первая приоритетная задача миграционной политики. Именно русскоязычное население составляет технический и образовательный «костяк» во многих республика бывшего СССР. Следовательно, в Россию должна идти в первую очередь, не «утечка мускул», а «утечка умов». Мигранты, долгое время живущие в России, образуют значительный демографический, трудовой и даже интеллектуальный потенциал. Очень важно также, что благодаря культурной близости или совместному историческому прошлому они готовы интегрироваться в российское общество и, многие, уже в значительной мере в него интегрированы.
России в первую очередь нужны высококвалифицированные специалисты, а для привлечения этой категории мигрантов, часто только одних экономических стимулов недостаточно. Необходима продуманная правовая основа, которая максимально облегчит безболезненную адаптацию мигрантов к новым условиям. Важны и социальные стимулы (жилье, медицинское обслуживание, пенсионные гарантии, возможность получения образования и др.), а так же общественная поддержка.
Реализация второй приоритетной задачи миграционной политики – контроль и регулирование размещения внутренних и внешних мигрантов, осложнена как правовыми ограничениями, так и экономическими реалиями современной России.
Для стабильного экономического роста регионов, при отсутствии иных источников поддержания и увеличения численности населения за счет естественного прироста, подавляющее большинство российских регионов должно бороться за внутрироссийских мигрантов так же, как должна «бороться» Россия за мигрантов внешних.
Миграция политика в нашей страны должна способствовать обеспечению роста численности населения и трудовых ресурсов, социально-экономическому и демографическому развитию, равномерному развитию регионов и населения, становлению демократического общества, реализации интеллектуального и трудового потенциала мигрантов, и обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.
Таким образом, главными направлениям миграционной политики являются защита прав и интересов граждан, управление миграционными процессами, регулирование въезда и выезда мигрантов, стабилизация и минимизация миграционных потоков. Основные тенденции развития миграционных процессов – это увеличение объёмов и расширение географии миграционных перемещений, появление новых типов мигрантов, расширение внутренней миграции, феминизация миграционных перемещений.
В Российской Федерации представлены практически все виды миграционных потоков и категорий мигрантов, каждая из которых насчитывает определённое количество людей. Поэтому миграционные процессы вышли за рамки саморегулирующейся системы и их стихийное развитие в дальнейшем может привести к негативным последствиям для всего общества.
3 ГЛАВА. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
3.1. Общая характеристика отдела
по вопросам миграции УМВД России по г. Сыктывкару
Отдел по вопросам миграции УМВД России по городу Сыктывкару информирует граждан о предоставлении государственных услуг в сфере миграции, а именно: получение или замена паспорта, оформление прописки или снятия с регистрационного учёта. Наиболее простой и быстрый способ получения соответствующих услуг – подать заявление на едином портале государственных услуг: www. gosuslugi.ru. Преимущества электронного обращения в том, что это значительно экономит время, а посетить отдел столицы республики по вопросам миграции нужно лишь для получения документов. При подаче заявления на едином портале гражданин приглашается в определённое время, обслуживается вне очереди и получает документы при оформлении паспорта гражданина Российской Федерации в течение полутора часов, а при оформлении регистрации практически сразу. Для получения государственной услуги в сфере миграции гражданин Российской Федерации может обратиться непосредственно в отдел по вопросам миграции УМВД России по городу Сыктывкару по адресу:
город Сыктывкар, ул. Пушкина, дом 36.
Сотрудники отдела принимают заявления на такие виды услуг как: приём заявлений на оформление паспорта гражданина Российской Федерации; регистрацию граждан Российской Федерации по месту жительства, месту пребывания, снятие с регистрационного учёта в частном секторе; миграционный учёт иностранных граждан и лиц без гражданства; приём заявлений на оформление виз и приглашений; выдачу иностранных граждан и лиц без гражданства, видов на жительство, разрешений на временное проживание, регистрация иностранных граждан по месту жительства, снятие с регистрационного учёта, приём уведомлений об их проживании; приём заявлений иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросам гражданства; удостоверение наличия у ребёнка гражданства Российской Федерации.
В Сыктывкаре гражданин РФ может обратиться с заявлением на получение государственной услуги не только в подразделение по вопросам миграции, но и в любой многофункциональный центр «Мои документы», расположенные по определённым улицам города. В настоящее время многофункциональный центр «Мои документы» принимает заявления на выдачу (замену) паспорта гражданина Российской Федерации и приём уведомлений по миграционному учёту иностранных граждан.
Кроме этого, гражданин может подать уведомление о постановке на миграционный учёт также через любое почтовое отделение связи. Для граждан, подающих уведомление по постановке на учёт иностранцев, следует учитывать, что эта услуга в многофункциональных центрах оказывается бесплатно, в отличие от подачи указанного уведомления через почтовое отделение связи.
Таким образом, характеризуя отдел по вопросам миграции УМВД России по г. Сыктывкару можно отметить…
3.2. Оптимизация механизмов регулирования
миграционных процессов для Республики Коми
В целях оптимизации миграционных процессов в Республике Коми должна активизироваться работа в двух направлениях: внешняя политика и законодательная сфера. Внешняя политика – это защита прав и интересов российских граждан, а также интересов Российской Федерации при разработке и реализации межгосударственных, межправительственных, межведомственных договоров; выработка и реализация на межгосударственном уровне механизмов решения проблем лиц, ищущих убежища на территории Российской Федерации, беженцев и вынужденных переселенцев; сотрудничество Российской Федерации с другими государствами в целях предотвращения и мирного разрешения межнациональных и этнополитических конфликтов; заключение Российской Федерацией международных договоров по регулированию миграционных процессов и обмену соответствующей информацией со странами исхода мигрантов, в частности, целью предотвращения и пресечения незаконной миграции, обеспечения безопасности государства; содействие реализации прав соотечественников, проживающих за рубежом, обеспечение их духовных и иных связей с Россией. В социально-экономической сфере необходимо обеспечение приёма и оказание помощи вынужденным мигрантам, прибывшим из районов чрезвычайных обстоятельств, в том числе экологических катастроф природного и техногенного характера; разработка экономического механизма селективной политики привлечения иммигрантов в Российскую Федерацию; переход от стихийной миграции к управляемой и безопасной в интересах различных территорий и страны в целом; обеспечение сбалансированности рынков труда в субъектах Российской Федерации и отдельных муниципальных образованьях; учёт демографической и миграционной ситуации, состояния (конъюнктуры) рынка труда в отдельных регионах страны при формировании федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а также межбюджетных отношений; разработка системы квот распределения по субъектам Российской Федерации лиц, признанных беженцами, и лиц, получивших временное убежище на территории Российской Федерации.