Файл: Самостоятельная работа студентов и методические указания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
способа определения понятия правовые дефиниции делятся на три вида:

  • определение через род и видовое отличие (классификаци­
    онное) является наиболее традиционным и с точки зрения
    логики наиболее корректным. Однако в правотворческой
    практике активно используются и другие виды дефиниций;

  • описательное (казуистическое) определение раскрывает
    содержание понятия путем перечисления его отдельных ча­
    стей или признаков. Его разновидностью является перечне­
    вая дефиниция, для которой характерно четкое обособление
    элементов, входящих в содержание понятия, выделение их в
    самостоятельные пункты.

  • комбинированная дефиниция предполагает включение в одну
    формулировку элементов классического и описательного
    определения. Так, в родовидовом определении в качестве ука­
    зания на род или видовой признак вместо абстрактной фор­
    мулы может использоваться перечисление.

По масштабу действия нормативно-правовые дефиниции можно разделить на две неравные группы:

  • общеправовые - это дефиниции, закрепленные в любом нор­
    мативно-правовом акте и распространяющие свое значение
    на все случаи употребления соответствующего термина в дей­
    ствующем законодательстве. Исходя из принципа - одно по­
    нятие должно иметь одно определение, - подобное положение
    является вполне естественным и характерно для большинства
    правовых дефиниций. Ситуации, когда два закона содержат раз­
    ные дефиниции одного и того же понятия, должны рассматри­
    ваться как серьезные нарушения ЮТ;

  • специализированные, или дефиниции для целей конкрет­
    ного закона закрепляют лишь то значение, в котором поня­
    тие употребляется в данном нормативном акте. Значение
    подобных дефиниций не распространяется на все законода­
    тельство, что, как правило, достаточно ясно следует из со­
    ответствующей формулировки.

По форме выражения
дефиниции делятся:

  • на дефиниции, изложенные в виде отдельного предло­
    жения;

  • дефиниции, выраженные частью предложения, содержа­
    щего регулятивное НПП.

Несмотря на то что взаимное тождество предложения и НПП рассматривается нами как естественный признак последнего, для вспомогательных НПП он действует с определенными исключения­ми. Как было показано выше, нормативно-вспомогательные предпи­сания, включенные в виде вводной конструкции в структуру предло­жения, могут рассматриваться в качестве самостоятельных НПП.

Значение рассматриваемого типа НПП заключается в сле­дующем:

  1. они обеспечивают единство в понимании и реализации всех
    правовых велений; !

  2. повышают степень формализации законодательства;

  3. формируют понятийный аппарат системы права;

  4. внедряют в действующее законодательство новые резуль­
    таты развития науки и сами служат для обновления теоретичес­
    кой базы права. -

4) Системосохраняющие НПП - это правовые веления, устанавливающие порядок действия правовых норм в целях под­держания системности и внутренней непротиворечивости права. Идея о существовании «системосохраняющего механизма» права (или законодательства) была высказана многими отече­ственными учеными уже давно (С.С. Алексеев, Н.А. Власенко, А.П. Заец, А.Ф. Черданцев и др.). НПП, включаемые в него, по­зволяют праву реагировать на изменения в общественной жизни, более чутко отвечать на социальные запросы. Именно благодаря данному механизму право и законодательство могут быть отне­сены к числу органичных систем, способных изменяться под влиянием внешней среды (СВ. Поленина).

В рассматриваемый механизм традиционно включаются оперативные, коллизионные, НПП, разрешающие применение аналогии, а также распространительные (О. А. Кузнецова) и некоторые другие.

Общим для всех перечисленных видов НПП является их назначение - регулирование процесса действия, изменения и от­мены правовых норм. Предметом регламентации здесь выступа­ют не реальные общественные отношения, а другие нормы, поря­док их функционирования.

Формальная, внешняя специфика таких правовых велений

проявляется гораздо менее явно, чем у деклараций, дефиниций и принципов. Оперативные и коллизионные НПП гораздо больше похожи на нормы права по своей структуре и форме выражения. Однако же функциональные особенности этой группы НПП все же позволяют, вероятно, говорить об их нормативно-вспомогатель­ном характере^

К числу признаков данного типа НПП отнесем следующие:

  • содержание веления составляют правила, касающиеся по­
    рядка, времени, территории, приоритета действия правовых
    норм («нормы о нормах»);


  • степень их общности может быть различной. Чаще всего
    они охватывают своим действием все НПП данного акта
    (например, указывая на время его вступления в действие),

но могут относиться и к отдельным частям закона и даже к отдельным НПП (для которых, к примеру, устанавливаются специфические пределы действия);

- внутренняя структура в целом соответствует классической
двучленной структуре регулятивных НПП (гипотеза-диспо­
зиция). Санкция в структуре отсутствует, как и у всех нор­
мативно-вспомогательных
велений. У некоторых системо-
сохраняющих НПП структурные элементы имеют традици­
онные специфические наименования (например, у коллизион­
ных НПП - объем и привязка);

  • форма изложения НПП данного типа, как отмечалось выше,
    явной специфики не имеет. Правовые веления закрепляются
    в статьях нормативного акта, образуя ассоциации НПП. Их
    содержание выражается только целым предложением; стиль
    изложения - официально-деловой;

  • положение системосохраняющих НПП в рамках норматив­
    ного акта варьируется в пределах трех возможных ситуа­
    ций: а) обособление их в структуре закона в виде главы «Зак­
    лючительные и переходные положения», б) вынесение их за
    рамки текста закона и помещение в отдельный норматив­
    ный акт (закон о введении в действие другого закона),
    в) «вкрапление» в текст правового акта;

  • роль системосохраняющих НПП в правовом регулировании
    заключается в предотвращении (оперативные, распростра­
    нительные) и преодолении (коллизионные, НПП об аналогии)
    противоречий и пробелов в праве;

  • форма реализации рассматриваемых НПП может быть оха­
    рактеризована как опосредованная, учитывая то, что они регу­
    лируют не конкретные общественные отношения, а процесс дей­
    ствия других НПП. С другой стороны, правоприменитель и лю­
    бой другой субъект права может непосредственно использо­
    вать данные веления, ссылаясь на них в обоснование своей по­
    зиции. Таким образом, системосохраняющие НПП реализуют­
    ся непосредственно, но способны воздействовать на обществен­
    ные отношения лишь в сочетании с правовыми нормами




Каждый из этих видов представляет собой одновременно и специфический способ регулирования, и прием словесного выра­жения правового веления. Если второе важно с точки зрения пра­вотворческой техники, то первое позволяет рассматривать запре­ты, дозволения и обязывания как общие средства ЮТ.

Особое положение среди разновидностей правовых норм за­нимают такие НПП, как правовые аксиомы, презумпции и фик­ции. Иногда в литературе их рассматривают в качестве нетипич­ных НПП, не включая в число правовых норм. По нашему мне­нию, направленность на непосредственное регулирование обще­ственных отношений позволяет говорить о данных велениях как об особой разновидности регулятивных НПП, характеризующих-ся.специфическими функциями.

Значение этих правовых явлений не ограничивается рамка­ми юридического текста, правовой теории либо практической сфе­рой. Они формируются на основе обобщения практического опы­та, объективируются в НПП, содержащих определенное услов­ное или безусловное утверждение, и служат самостоятельными своеобразными инструментами правового регулирования.

По большому счету, таким образом формируются и действу­ют многие НПП. Рассматриваемая группа отличается, вероятно, тем, что в силу своей категоричности (безусловности) либо, на- оборот, в силу предположительного (вероятностного) характера привлекает к себе особое внимание и нуждается поэтому в до­полнительном обосновании. Обоснование это лежит за рамками нормативного текста, но традиционно выступает доктринальным сопровождением данных правовых явлений.

Заметим, что применительно к отдельному регулятивному или охранительному НПП вопрос о его социальном, нравствен­ном, доктринальном обосновании, как правило, ставится крайне редко. Достаточно явным является тот факт, что подобное НПП обычно представляет собой лишь часть определенного регуля­тивного механизма и рассматривать его основания в отрыве от соответствующей правовой конструкции бессмысленно. Поэто­му вопрос об обоснованности отдельного НПП ставится чаще всего только в ситуациях, когда имеют место явные правотвор­ческие ошибки или иные дефекты.

В противоположность этому рассматриваемые НПП сами по
себе традиционно вызывают интерес с точки зрения своих теоре­

тических и эмпирических оснований. Поэтому, несмотря на катего­
ричный характер некоторых из них, допустимо употреблять для их
обозначения термин «правовые предположения» (Н.А. Никита-
шина). Заметим при этом, что если взаимосвязь правовых презум­
пций и фикций традиционно подчеркивается в научной литературе,
то правовые аксиомы чаще всего воспринимаются как явления
прямо противоположные. Однако, как будет показано ниже, иссле­
дование всех трех средств ЮТ дает определенные основания для
научного обобщения. '


Список литературы по теме «Нормативно-правовое предписание»

  1. Алексеев, С. С. Структура советского права/ С. С. Алексеев. -М., 1975.

  2. Апт, Л. Ф. Формы выражения и изложения правовых норм в норма­
    тивных актах: автореф. дис.... канд. юрид. наук/ Л. Ф. Апт. -М., 1973.

  3. Блохин, Ю. В. Критерии отграничения нормативно-правовых пред­
    писаний от ненормативных в советском законодательстве (на при­
    мере нетипичных предписаний) : автореф. дис.... канд. юрид. наук
    /Ю. В. Блохин. -М., 1991.

  4. Борисов, Г. А. Отправные нормативные установления советского
    законодательства: автореф. дис.... д-ра юрид. наук/Г. А. Борисов. -
    Харьков, 199.1.

  5. Вопленко, Н. Н. Нормы права / Н. Н. Вопленко. - Волгоград, 1997.

  6. Горшенев, В. М. Нетипичные нормативные предписания в праве
    / В. М. Горшенев // Советское государство и право. - 1978. - № 3.

  7. Давыдова, М. Л. Нормативно-правовое предписание в теории пра­
    ва / М. Л. Давыдова. - Волгоград, 2003.

  8. Евграфов, П. Б. Соотношение структуры советского права и струк­
    туры советского законодательства : автореф. дис.... канд. юрид. наук
    / П. Б. Евграфов. - Харьков, 1981.


9. Заец, А. П. Система советского законодательства (Проблема согла­сованности) / А. П. Заец. -Киев, 1987.

  1. Карташов, В. Н. Теория правовой системы общества. В 2 т. Т. 1.
    /В. Н. Карташов. -Ярославль, 2005.

  2. Кузнецова, О. А. Специализированные нормы российского граж­
    данского права: теоретические проблемы : автореф. дис. ... д-ра
    юрид. наук / О. А. Кузнецова. - Екатеринбург, 2007.

  3. Мирошниченко, Т. Н. Нетипичные явления в советском праве: авто­
    реф. дис.... канд. юрид. наук/Т. Н. Мирошниченко. -Харьков, 1985.

  4. Мицкевич, А. В. Акты высших органов Советского государства.
    Юридическая природа нормативных актов высших органов госу­
    дарственной власти и управления СССР / А. В. Мицкевич. - М., 1967.