Файл: Самостоятельная работа студентов и методические указания.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 202
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
способа определения понятия правовые дефиниции делятся на три вида:
По масштабу действия нормативно-правовые дефиниции можно разделить на две неравные группы:
По форме выражения
дефиниции делятся:
Несмотря на то что взаимное тождество предложения и НПП рассматривается нами как естественный признак последнего, для вспомогательных НПП он действует с определенными исключениями. Как было показано выше, нормативно-вспомогательные предписания, включенные в виде вводной конструкции в структуру предложения, могут рассматриваться в качестве самостоятельных НПП.
Значение рассматриваемого типа НПП заключается в следующем:
4) Системосохраняющие НПП - это правовые веления, устанавливающие порядок действия правовых норм в целях поддержания системности и внутренней непротиворечивости права. Идея о существовании «системосохраняющего механизма» права (или законодательства) была высказана многими отечественными учеными уже давно (С.С. Алексеев, Н.А. Власенко, А.П. Заец, А.Ф. Черданцев и др.). НПП, включаемые в него, позволяют праву реагировать на изменения в общественной жизни, более чутко отвечать на социальные запросы. Именно благодаря данному механизму право и законодательство могут быть отнесены к числу органичных систем, способных изменяться под влиянием внешней среды (СВ. Поленина).
В рассматриваемый механизм традиционно включаются оперативные, коллизионные, НПП, разрешающие применение аналогии, а также распространительные (О. А. Кузнецова) и некоторые другие.
Общим для всех перечисленных видов НПП является их назначение - регулирование процесса действия, изменения и отмены правовых норм. Предметом регламентации здесь выступают не реальные общественные отношения, а другие нормы, порядок их функционирования.
Формальная, внешняя специфика таких правовых велений
проявляется гораздо менее явно, чем у деклараций, дефиниций и принципов. Оперативные и коллизионные НПП гораздо больше похожи на нормы права по своей структуре и форме выражения. Однако же функциональные особенности этой группы НПП все же позволяют, вероятно, говорить об их нормативно-вспомогательном характере^
К числу признаков данного типа НПП отнесем следующие:
но могут относиться и к отдельным частям закона и даже к отдельным НПП (для которых, к примеру, устанавливаются специфические пределы действия);
- внутренняя структура в целом соответствует классической
двучленной структуре регулятивных НПП (гипотеза-диспо
зиция). Санкция в структуре отсутствует, как и у всех нор
мативно-вспомогательных велений. У некоторых системо-
сохраняющих НПП структурные элементы имеют традици
онные специфические наименования (например, у коллизион
ных НПП - объем и привязка);
Каждый из этих видов представляет собой одновременно и специфический способ регулирования, и прием словесного выражения правового веления. Если второе важно с точки зрения правотворческой техники, то первое позволяет рассматривать запреты, дозволения и обязывания как общие средства ЮТ.
Особое положение среди разновидностей правовых норм занимают такие НПП, как правовые аксиомы, презумпции и фикции. Иногда в литературе их рассматривают в качестве нетипичных НПП, не включая в число правовых норм. По нашему мнению, направленность на непосредственное регулирование общественных отношений позволяет говорить о данных велениях как об особой разновидности регулятивных НПП, характеризующих-ся.специфическими функциями.
Значение этих правовых явлений не ограничивается рамками юридического текста, правовой теории либо практической сферой. Они формируются на основе обобщения практического опыта, объективируются в НПП, содержащих определенное условное или безусловное утверждение, и служат самостоятельными своеобразными инструментами правового регулирования.
По большому счету, таким образом формируются и действуют многие НПП. Рассматриваемая группа отличается, вероятно, тем, что в силу своей категоричности (безусловности) либо, на- оборот, в силу предположительного (вероятностного) характера привлекает к себе особое внимание и нуждается поэтому в дополнительном обосновании. Обоснование это лежит за рамками нормативного текста, но традиционно выступает доктринальным сопровождением данных правовых явлений.
Заметим, что применительно к отдельному регулятивному или охранительному НПП вопрос о его социальном, нравственном, доктринальном обосновании, как правило, ставится крайне редко. Достаточно явным является тот факт, что подобное НПП обычно представляет собой лишь часть определенного регулятивного механизма и рассматривать его основания в отрыве от соответствующей правовой конструкции бессмысленно. Поэтому вопрос об обоснованности отдельного НПП ставится чаще всего только в ситуациях, когда имеют место явные правотворческие ошибки или иные дефекты.
В противоположность этому рассматриваемые НПП сами по
себе традиционно вызывают интерес с точки зрения своих теоре
тических и эмпирических оснований. Поэтому, несмотря на катего
ричный характер некоторых из них, допустимо употреблять для их
обозначения термин «правовые предположения» (Н.А. Никита-
шина). Заметим при этом, что если взаимосвязь правовых презум
пций и фикций традиционно подчеркивается в научной литературе,
то правовые аксиомы чаще всего воспринимаются как явления
прямо противоположные. Однако, как будет показано ниже, иссле
дование всех трех средств ЮТ дает определенные основания для
научного обобщения. '
Список литературы по теме «Нормативно-правовое предписание»
9. Заец, А. П. Система советского законодательства (Проблема согласованности) / А. П. Заец. -Киев, 1987.
-
определение через род и видовое отличие (классификаци
онное) является наиболее традиционным и с точки зрения
логики наиболее корректным. Однако в правотворческой
практике активно используются и другие виды дефиниций; -
описательное (казуистическое) определение раскрывает
содержание понятия путем перечисления его отдельных ча
стей или признаков. Его разновидностью является перечне
вая дефиниция, для которой характерно четкое обособление
элементов, входящих в содержание понятия, выделение их в
самостоятельные пункты. -
комбинированная дефиниция предполагает включение в одну
формулировку элементов классического и описательного
определения. Так, в родовидовом определении в качестве ука
зания на род или видовой признак вместо абстрактной фор
мулы может использоваться перечисление.
По масштабу действия нормативно-правовые дефиниции можно разделить на две неравные группы:
-
общеправовые - это дефиниции, закрепленные в любом нор
мативно-правовом акте и распространяющие свое значение
на все случаи употребления соответствующего термина в дей
ствующем законодательстве. Исходя из принципа - одно по
нятие должно иметь одно определение, - подобное положение
является вполне естественным и характерно для большинства
правовых дефиниций. Ситуации, когда два закона содержат раз
ные дефиниции одного и того же понятия, должны рассматри
ваться как серьезные нарушения ЮТ; -
специализированные, или дефиниции для целей конкрет
ного закона закрепляют лишь то значение, в котором поня
тие употребляется в данном нормативном акте. Значение
подобных дефиниций не распространяется на все законода
тельство, что, как правило, достаточно ясно следует из со
ответствующей формулировки.
По форме выражения
дефиниции делятся:
-
на дефиниции, изложенные в виде отдельного предло
жения; -
дефиниции, выраженные частью предложения, содержа
щего регулятивное НПП.
Несмотря на то что взаимное тождество предложения и НПП рассматривается нами как естественный признак последнего, для вспомогательных НПП он действует с определенными исключениями. Как было показано выше, нормативно-вспомогательные предписания, включенные в виде вводной конструкции в структуру предложения, могут рассматриваться в качестве самостоятельных НПП.
Значение рассматриваемого типа НПП заключается в следующем:
-
они обеспечивают единство в понимании и реализации всех
правовых велений; ! -
повышают степень формализации законодательства; -
формируют понятийный аппарат системы права; -
внедряют в действующее законодательство новые резуль
таты развития науки и сами служат для обновления теоретичес
кой базы права. -
4) Системосохраняющие НПП - это правовые веления, устанавливающие порядок действия правовых норм в целях поддержания системности и внутренней непротиворечивости права. Идея о существовании «системосохраняющего механизма» права (или законодательства) была высказана многими отечественными учеными уже давно (С.С. Алексеев, Н.А. Власенко, А.П. Заец, А.Ф. Черданцев и др.). НПП, включаемые в него, позволяют праву реагировать на изменения в общественной жизни, более чутко отвечать на социальные запросы. Именно благодаря данному механизму право и законодательство могут быть отнесены к числу органичных систем, способных изменяться под влиянием внешней среды (СВ. Поленина).
В рассматриваемый механизм традиционно включаются оперативные, коллизионные, НПП, разрешающие применение аналогии, а также распространительные (О. А. Кузнецова) и некоторые другие.
Общим для всех перечисленных видов НПП является их назначение - регулирование процесса действия, изменения и отмены правовых норм. Предметом регламентации здесь выступают не реальные общественные отношения, а другие нормы, порядок их функционирования.
Формальная, внешняя специфика таких правовых велений
проявляется гораздо менее явно, чем у деклараций, дефиниций и принципов. Оперативные и коллизионные НПП гораздо больше похожи на нормы права по своей структуре и форме выражения. Однако же функциональные особенности этой группы НПП все же позволяют, вероятно, говорить об их нормативно-вспомогательном характере^
К числу признаков данного типа НПП отнесем следующие:
-
содержание веления составляют правила, касающиеся по
рядка, времени, территории, приоритета действия правовых
норм («нормы о нормах»); -
степень их общности может быть различной. Чаще всего
они охватывают своим действием все НПП данного акта
(например, указывая на время его вступления в действие),
но могут относиться и к отдельным частям закона и даже к отдельным НПП (для которых, к примеру, устанавливаются специфические пределы действия);
- внутренняя структура в целом соответствует классической
двучленной структуре регулятивных НПП (гипотеза-диспо
зиция). Санкция в структуре отсутствует, как и у всех нор
мативно-вспомогательных велений. У некоторых системо-
сохраняющих НПП структурные элементы имеют традици
онные специфические наименования (например, у коллизион
ных НПП - объем и привязка);
-
форма изложения НПП данного типа, как отмечалось выше,
явной специфики не имеет. Правовые веления закрепляются
в статьях нормативного акта, образуя ассоциации НПП. Их
содержание выражается только целым предложением; стиль
изложения - официально-деловой; -
положение системосохраняющих НПП в рамках норматив
ного акта варьируется в пределах трех возможных ситуа
ций: а) обособление их в структуре закона в виде главы «Зак
лючительные и переходные положения», б) вынесение их за
рамки текста закона и помещение в отдельный норматив
ный акт (закон о введении в действие другого закона),
в) «вкрапление» в текст правового акта; -
роль системосохраняющих НПП в правовом регулировании
заключается в предотвращении (оперативные, распростра
нительные) и преодолении (коллизионные, НПП об аналогии)
противоречий и пробелов в праве; -
форма реализации рассматриваемых НПП может быть оха
рактеризована как опосредованная, учитывая то, что они регу
лируют не конкретные общественные отношения, а процесс дей
ствия других НПП. С другой стороны, правоприменитель и лю
бой другой субъект права может непосредственно использо
вать данные веления, ссылаясь на них в обоснование своей по
зиции. Таким образом, системосохраняющие НПП реализуют
ся непосредственно, но способны воздействовать на обществен
ные отношения лишь в сочетании с правовыми нормами
Каждый из этих видов представляет собой одновременно и специфический способ регулирования, и прием словесного выражения правового веления. Если второе важно с точки зрения правотворческой техники, то первое позволяет рассматривать запреты, дозволения и обязывания как общие средства ЮТ.
Особое положение среди разновидностей правовых норм занимают такие НПП, как правовые аксиомы, презумпции и фикции. Иногда в литературе их рассматривают в качестве нетипичных НПП, не включая в число правовых норм. По нашему мнению, направленность на непосредственное регулирование общественных отношений позволяет говорить о данных велениях как об особой разновидности регулятивных НПП, характеризующих-ся.специфическими функциями.
Значение этих правовых явлений не ограничивается рамками юридического текста, правовой теории либо практической сферой. Они формируются на основе обобщения практического опыта, объективируются в НПП, содержащих определенное условное или безусловное утверждение, и служат самостоятельными своеобразными инструментами правового регулирования.
По большому счету, таким образом формируются и действуют многие НПП. Рассматриваемая группа отличается, вероятно, тем, что в силу своей категоричности (безусловности) либо, на- оборот, в силу предположительного (вероятностного) характера привлекает к себе особое внимание и нуждается поэтому в дополнительном обосновании. Обоснование это лежит за рамками нормативного текста, но традиционно выступает доктринальным сопровождением данных правовых явлений.
Заметим, что применительно к отдельному регулятивному или охранительному НПП вопрос о его социальном, нравственном, доктринальном обосновании, как правило, ставится крайне редко. Достаточно явным является тот факт, что подобное НПП обычно представляет собой лишь часть определенного регулятивного механизма и рассматривать его основания в отрыве от соответствующей правовой конструкции бессмысленно. Поэтому вопрос об обоснованности отдельного НПП ставится чаще всего только в ситуациях, когда имеют место явные правотворческие ошибки или иные дефекты.
В противоположность этому рассматриваемые НПП сами по
себе традиционно вызывают интерес с точки зрения своих теоре
тических и эмпирических оснований. Поэтому, несмотря на катего
ричный характер некоторых из них, допустимо употреблять для их
обозначения термин «правовые предположения» (Н.А. Никита-
шина). Заметим при этом, что если взаимосвязь правовых презум
пций и фикций традиционно подчеркивается в научной литературе,
то правовые аксиомы чаще всего воспринимаются как явления
прямо противоположные. Однако, как будет показано ниже, иссле
дование всех трех средств ЮТ дает определенные основания для
научного обобщения. '
Список литературы по теме «Нормативно-правовое предписание»
-
Алексеев, С. С. Структура советского права/ С. С. Алексеев. -М., 1975. -
Апт, Л. Ф. Формы выражения и изложения правовых норм в норма
тивных актах: автореф. дис.... канд. юрид. наук/ Л. Ф. Апт. -М., 1973. -
Блохин, Ю. В. Критерии отграничения нормативно-правовых пред
писаний от ненормативных в советском законодательстве (на при
мере нетипичных предписаний) : автореф. дис.... канд. юрид. наук
/Ю. В. Блохин. -М., 1991. -
Борисов, Г. А. Отправные нормативные установления советского
законодательства: автореф. дис.... д-ра юрид. наук/Г. А. Борисов. -
Харьков, 199.1. -
Вопленко, Н. Н. Нормы права / Н. Н. Вопленко. - Волгоград, 1997. -
Горшенев, В. М. Нетипичные нормативные предписания в праве
/ В. М. Горшенев // Советское государство и право. - 1978. - № 3. -
Давыдова, М. Л. Нормативно-правовое предписание в теории пра
ва / М. Л. Давыдова. - Волгоград, 2003. -
Евграфов, П. Б. Соотношение структуры советского права и струк
туры советского законодательства : автореф. дис.... канд. юрид. наук
/ П. Б. Евграфов. - Харьков, 1981.
9. Заец, А. П. Система советского законодательства (Проблема согласованности) / А. П. Заец. -Киев, 1987.
-
Карташов, В. Н. Теория правовой системы общества. В 2 т. Т. 1.
/В. Н. Карташов. -Ярославль, 2005. -
Кузнецова, О. А. Специализированные нормы российского граж
данского права: теоретические проблемы : автореф. дис. ... д-ра
юрид. наук / О. А. Кузнецова. - Екатеринбург, 2007. -
Мирошниченко, Т. Н. Нетипичные явления в советском праве: авто
реф. дис.... канд. юрид. наук/Т. Н. Мирошниченко. -Харьков, 1985. -
Мицкевич, А. В. Акты высших органов Советского государства.
Юридическая природа нормативных актов высших органов госу
дарственной власти и управления СССР / А. В. Мицкевич. - М., 1967.