Файл: Самостоятельная работа студентов и методические указания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 205

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
излишняя «сухость», «бесцвет­ность» законодательных формулировок не позволяет иногда пока­зать роль того или иного нормативного акта, то значение, которое государство придает соответствующим общественным отношени­ям. Преамбула может поэтому рассматриваться как стилистичес­кое исключение из общих правил изложения НПП.

Еще одной языковой особенностью декларативных НПП явля­ется их способность быть выраженными не целым предложением, а его частью - деепричастным оборотом, вводной конструкцией и т. д. По функциональному назначению правовые декларации делятся на:

- внутриорганизационные, ориентированные в первую оче­
редь на выполнение
внутренних функций в рамках норма­
тивного акта (облегчают понимание содержания закона, по­
казывают его связь с другими правовыми актами и т. д.);

- идеологические, выполняющие внешние функции (привно­
сят в закон те моральные, идеологические, политические иде­
алы и ценности, которые являются элементами государствен­
но-правовой идеологии, существующей в данном обществе).
Значение правовых деклараций как средств ЮТ заключает­
ся в следующем:

  1. идеи, изложенные в декларативных положениях законода­
    тельства, оказывают влияние на формирование правосознания
    соответствующих субъектов, становясь нормативно-ценностны­
    ми ориентирами в их деятельности. Это, в свою очередь, отража­
    ется на практике толкования, реализации права, выступает крите­
    рием оценки его качества;

очерчивая круг регулируемых отношений, излагая задачи,
цели, общие начала соответствующей отрасли права, декларации
служат своеобразным введением в закон, облегчая работу с ним.

3) декларации органически входят в структуру нормативно-правового акта и тем самым укрепляют его содержательное и формальное единство, связывают изложенные в нем НПП в стройную систему, придавая им общий смысл.

2) Нормативно-правовой принцип - это выраженная в НПП идея генерального характера, заключающая в себе основ­
ную суть правового регулирования и обеспечивающая внутрен­нее единство системы права, общую направленность правотвор­ческой и правореализационной практики.

Если преамбула в первую очередь ориентирована на структуру и содержание конкретного нормативного текста, то значение принци­пов никогда не ограничивается их нормативным законодательным выражением. Принцип—это всегда нечто большее. Универсальность принципа, отличающая его ото всех других НПП, базируется на об­щезначимости принципов права для правотворческой, интерпретаци­онной, правореализующей и правосистематизирующей практики. Нормативно-правовой принцип—это лишь одна из сторон существо­вания принципа права наряду с идеальным его выражением в право­сознании. Вопрос о соотношении этих сторон не решен однозначно, однако идейные, содержательные аспекты бытия принципов привле­кают внимание исследователей сравнительно чаще. В то же время игнорировать специфику НПП-принципов вряд ли стоит.

Принцип, как разновидность НПП, характеризуется следу­ющими чертами:

  • содержание принципа образует основополагающая идея, выра­
    жающая суть правового регулирования тех или иных отношений;

  • степень общности правовых принципов является наибольшей
    среди всех НПП. Превышать ее в силу максимальной абст­
    рактности могут только правовые декларации, но они, в от­
    личие от принципа, регулятивных функций не выполняют;

  • в том случае, если содержание принципа раскрывается в
    статье нормативного акта, серьезных отличий от обычного
    регулятивного НПП в его структуре, как правило, не быва­
    ет. Особенность состоит в том, что подобное изложение со­
    держания принципа
    не является обязательным, так как для

его закрепления в законе достаточно лишь упомянуть наи­менование принципа;

  • сказанное выше характеризует две основные формы изло­
    жения
    НПП данного типа: а) перечисление наименований
    всех принципов в одной статье, б) изложение их содержания
    в отдельных статьях. По своему юридическому значению
    эти формы не различаются;

  • местом закрепления принципов в структуре нормативного
    акта всегда являются первые его статьи, так как именно
    принципы «задают общий тон» правовому регулированию,
    обусловливают содержание правовых норм;

  • принципы выполняют функцию активных центров (С.С. Алек­
    сеев), обеспечивая единство и согласованность всех НПП и
    правовой системы в целом. Помимо этой (внутренней) функ­
    ции, в литературе подчеркивается и внешняя-непосредствен­
    ное регулирование общественных отношений;

  • реализуются принципы как опосредованно (выражаясь в пра­
    вовых нормах), так и непосредственно (в рамках института
    аналогии права).


Классификацию НПП-принципов можно проводить в зави­симости от нормативного акта, в котором они закреплены:

  • принципы кодексов;

  • принципы обычных законов.

Различия между данными видами вовсе не формальные. Ко­декс, как правило: а) регулирует целую сферу общественных от­ношений, б) содержит значительное количество НПП, в) не пере­секается в предмете своего воздействия с другими кодексами. Поэтому принципы, закрепленные в кодексе, имеют особое регу­лятивное значение и требуют особой тщательности в процессе своего нормативного закрепления. Кроме того, объем кодекса и огромное количество отношений, на которые он распространяет­ся, заведомо увеличивают вероятность возможных пробелов (осо­бенно это касается кодексов частноправовой сферы). Непосред­ственное действие принципов, закрепленных в кодексах, представ­ляет собой поэтому вполне ожидаемое явление.

Что касается принципов, содержащихся в текущих законах, их роль чаще всего бывает не отраслевой, а локальной. Они призваны обеспечить логичность и непротиворечивость НПП конкретного нор­мативного акта, его концептуальное единство. Поэтому если закон ре­гулирует отношения в рамках одной отрасли, вполне допустимо помес­тить в нем отсылку к отраслевым принципам, содержащимся в соот­ветствующем кодексе. В случае же, когда закон носит межотраслевой характер, он обязательно должен содержать систему принципов, по­зволяющих уяснить концепцию и логику данного нормативного акта.

Наиболее традиционной классификацией правовых принци­пов является деление их по масштабу функционирования:

  • на общеправовые;

  • отраслевые;

  • межотраслевые.

Ошибочным при этом является представление об этих видах как о трех обособленных группах правовых принципов. В реальности, об­разуя сложную иерархию, принципы объединены генетическими и фун­кциональными связями, пронизывающими всю правовую систему. Идеи, заложенные в одних принципах, конкретизируются в других [так, прин­цип презумпции невиновности часто выводят из более общего принци­па (презумпции) добропорядочности]. Общеправовые принципы, пре­
ломляясь в той или иной отрасли права, приобретают отраслевую либо межотраслевую специфику (ср.: формулировки принципа законности ч. 2 ст. 15 Конституции РФ и ст. 3 УК РФ). Поэтому в литературе отмеча­ется, что достаточно сложно сформулировать принципы таким обра­зом, чтобы они, с одной стороны, распространяли свое действие на все нормы отрасли, а с другой - не совпадали по содержанию с обще­правовыми принципами. Тем не менее это необходимо, так как «бе­режное отношение к принципам права—залог правильного, обоснован­ного, эволюционного развития права и его отраслей»1.

Говоря о значении правовых принципов, необходимо еще раз подчеркнуть, что оно выходит далеко за рамки понятия и пра­вовых явлений, рассматриваемых в данной главе, ни при каких обстоятельствах не могут быть представлены только как НПП Или как средства ЮТ. Их роль заключается прежде всего в следующем:

  1. выражают ведущие идеи правового регулирования;

  2. обеспечивают согласованность, непротиворечивость всех
    НПП в рамках нормативного акта, подчеркивают их концепту­
    альное единство;

  3. поддерживают внутреннее единство всей системы права;

  4. устанавливают основные начала практики реализации
    права;

  5. направляют развитие правотворчества, являясь ориенти­
    ром в деятельности законодателя;

  6. непосредственно регулируют общественные отношения
    при отсутствии соответствующей правовой нормы.

3) Нормативно-правовая дефиниция - это НПП, раскры­вающее содержание правового понятия путем указания его ос­новных юридически значимых признаков или элементов в целях обеспечения единства правового регулирования.

Признаки самой дефиниции выглядят следующим образом:

  • содержание дефиниции образуют важнейшие понятиеобра-
    зующие признаки определяемой категории, причем только та­
    кие, которые имеют юридическое значение;

  • по степени общности дефиниции более конкретны, чем прин­
    ципы права, так как последние предопределяют содержа­
    ние большего количества норм. В то же время дефиниция
    относится ко всем НПП, содержащим определяемое поня­
    тие, и поэтому имеет более общий характер, чем другие
    НПП;

  • структура нормативно-правовых дефиниций является дву­
    членной, как и у большинства других НПП. Элементы струк­
    туры образуют логическое равенство, когда на левой сторо­
    не находится лишь определяемое понятие, а на правой - оп­
    ределяющие его признаки;


  • форма изложения дефиниции не является унифицированной и
    зависит от ее функционального назначения, целей законодате­
    ля, а также глубины соответствующих научных разработок;

  • место дефиниции в структуре нормативного акта зависит от
    того, где сконцентрированы нормы, содержащие соответству­
    ющее понятие. Дефиниция всегда предваряет использование
    термина;

  • основная функция дефиниций состоит в том, чтобы внести
    ясность в процесс правового регулирования, обеспечить еди­
    нообразное понимание всех велений законодателя;

  • для правовых дефиниций характерна опосредованная форма
    реализации: они воспринимаются субъектом, реализующим
    те или иные нормы, который в дальнейшем осуществляет
    свою деятельность с учетом полученной информации. В пра­
    воприменительном акте ссылка на них возможна, очевидно,
    в очень редких случаях.

В зависимости от