Файл: Самостоятельная работа студентов и методические указания.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 205
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
излишняя «сухость», «бесцветность» законодательных формулировок не позволяет иногда показать роль того или иного нормативного акта, то значение, которое государство придает соответствующим общественным отношениям. Преамбула может поэтому рассматриваться как стилистическое исключение из общих правил изложения НПП.
Еще одной языковой особенностью декларативных НПП является их способность быть выраженными не целым предложением, а его частью - деепричастным оборотом, вводной конструкцией и т. д. По функциональному назначению правовые декларации делятся на:
- внутриорганизационные, ориентированные в первую оче
редь на выполнение внутренних функций в рамках норма
тивного акта (облегчают понимание содержания закона, по
казывают его связь с другими правовыми актами и т. д.);
- идеологические, выполняющие внешние функции (привно
сят в закон те моральные, идеологические, политические иде
алы и ценности, которые являются элементами государствен
но-правовой идеологии, существующей в данном обществе).
Значение правовых деклараций как средств ЮТ заключает
ся в следующем:
очерчивая круг регулируемых отношений, излагая задачи,
цели, общие начала соответствующей отрасли права, декларации
служат своеобразным введением в закон, облегчая работу с ним.
3) декларации органически входят в структуру нормативно-правового акта и тем самым укрепляют его содержательное и формальное единство, связывают изложенные в нем НПП в стройную систему, придавая им общий смысл.
2) Нормативно-правовой принцип - это выраженная в НПП идея генерального характера, заключающая в себе основ
ную суть правового регулирования и обеспечивающая внутреннее единство системы права, общую направленность правотворческой и правореализационной практики.
Если преамбула в первую очередь ориентирована на структуру и содержание конкретного нормативного текста, то значение принципов никогда не ограничивается их нормативным законодательным выражением. Принцип—это всегда нечто большее. Универсальность принципа, отличающая его ото всех других НПП, базируется на общезначимости принципов права для правотворческой, интерпретационной, правореализующей и правосистематизирующей практики. Нормативно-правовой принцип—это лишь одна из сторон существования принципа права наряду с идеальным его выражением в правосознании. Вопрос о соотношении этих сторон не решен однозначно, однако идейные, содержательные аспекты бытия принципов привлекают внимание исследователей сравнительно чаще. В то же время игнорировать специфику НПП-принципов вряд ли стоит.
Принцип, как разновидность НПП, характеризуется следующими чертами:
его закрепления в законе достаточно лишь упомянуть наименование принципа;
Классификацию НПП-принципов можно проводить в зависимости от нормативного акта, в котором они закреплены:
Различия между данными видами вовсе не формальные. Кодекс, как правило: а) регулирует целую сферу общественных отношений, б) содержит значительное количество НПП, в) не пересекается в предмете своего воздействия с другими кодексами. Поэтому принципы, закрепленные в кодексе, имеют особое регулятивное значение и требуют особой тщательности в процессе своего нормативного закрепления. Кроме того, объем кодекса и огромное количество отношений, на которые он распространяется, заведомо увеличивают вероятность возможных пробелов (особенно это касается кодексов частноправовой сферы). Непосредственное действие принципов, закрепленных в кодексах, представляет собой поэтому вполне ожидаемое явление.
Что касается принципов, содержащихся в текущих законах, их роль чаще всего бывает не отраслевой, а локальной. Они призваны обеспечить логичность и непротиворечивость НПП конкретного нормативного акта, его концептуальное единство. Поэтому если закон регулирует отношения в рамках одной отрасли, вполне допустимо поместить в нем отсылку к отраслевым принципам, содержащимся в соответствующем кодексе. В случае же, когда закон носит межотраслевой характер, он обязательно должен содержать систему принципов, позволяющих уяснить концепцию и логику данного нормативного акта.
Наиболее традиционной классификацией правовых принципов является деление их по масштабу функционирования:
Ошибочным при этом является представление об этих видах как о трех обособленных группах правовых принципов. В реальности, образуя сложную иерархию, принципы объединены генетическими и функциональными связями, пронизывающими всю правовую систему. Идеи, заложенные в одних принципах, конкретизируются в других [так, принцип презумпции невиновности часто выводят из более общего принципа (презумпции) добропорядочности]. Общеправовые принципы, пре
ломляясь в той или иной отрасли права, приобретают отраслевую либо межотраслевую специфику (ср.: формулировки принципа законности ч. 2 ст. 15 Конституции РФ и ст. 3 УК РФ). Поэтому в литературе отмечается, что достаточно сложно сформулировать принципы таким образом, чтобы они, с одной стороны, распространяли свое действие на все нормы отрасли, а с другой - не совпадали по содержанию с общеправовыми принципами. Тем не менее это необходимо, так как «бережное отношение к принципам права—залог правильного, обоснованного, эволюционного развития права и его отраслей»1.
Говоря о значении правовых принципов, необходимо еще раз подчеркнуть, что оно выходит далеко за рамки понятия и правовых явлений, рассматриваемых в данной главе, ни при каких обстоятельствах не могут быть представлены только как НПП Или как средства ЮТ. Их роль заключается прежде всего в следующем:
3) Нормативно-правовая дефиниция - это НПП, раскрывающее содержание правового понятия путем указания его основных юридически значимых признаков или элементов в целях обеспечения единства правового регулирования.
Признаки самой дефиниции выглядят следующим образом:
В зависимости от
Еще одной языковой особенностью декларативных НПП является их способность быть выраженными не целым предложением, а его частью - деепричастным оборотом, вводной конструкцией и т. д. По функциональному назначению правовые декларации делятся на:
- внутриорганизационные, ориентированные в первую оче
редь на выполнение внутренних функций в рамках норма
тивного акта (облегчают понимание содержания закона, по
казывают его связь с другими правовыми актами и т. д.);
- идеологические, выполняющие внешние функции (привно
сят в закон те моральные, идеологические, политические иде
алы и ценности, которые являются элементами государствен
но-правовой идеологии, существующей в данном обществе).
Значение правовых деклараций как средств ЮТ заключает
ся в следующем:
-
идеи, изложенные в декларативных положениях законода
тельства, оказывают влияние на формирование правосознания
соответствующих субъектов, становясь нормативно-ценностны
ми ориентирами в их деятельности. Это, в свою очередь, отража
ется на практике толкования, реализации права, выступает крите
рием оценки его качества;
очерчивая круг регулируемых отношений, излагая задачи,
цели, общие начала соответствующей отрасли права, декларации
служат своеобразным введением в закон, облегчая работу с ним.
3) декларации органически входят в структуру нормативно-правового акта и тем самым укрепляют его содержательное и формальное единство, связывают изложенные в нем НПП в стройную систему, придавая им общий смысл.
2) Нормативно-правовой принцип - это выраженная в НПП идея генерального характера, заключающая в себе основ
ную суть правового регулирования и обеспечивающая внутреннее единство системы права, общую направленность правотворческой и правореализационной практики.
Если преамбула в первую очередь ориентирована на структуру и содержание конкретного нормативного текста, то значение принципов никогда не ограничивается их нормативным законодательным выражением. Принцип—это всегда нечто большее. Универсальность принципа, отличающая его ото всех других НПП, базируется на общезначимости принципов права для правотворческой, интерпретационной, правореализующей и правосистематизирующей практики. Нормативно-правовой принцип—это лишь одна из сторон существования принципа права наряду с идеальным его выражением в правосознании. Вопрос о соотношении этих сторон не решен однозначно, однако идейные, содержательные аспекты бытия принципов привлекают внимание исследователей сравнительно чаще. В то же время игнорировать специфику НПП-принципов вряд ли стоит.
Принцип, как разновидность НПП, характеризуется следующими чертами:
-
содержание принципа образует основополагающая идея, выра
жающая суть правового регулирования тех или иных отношений; -
степень общности правовых принципов является наибольшей
среди всех НПП. Превышать ее в силу максимальной абст
рактности могут только правовые декларации, но они, в от
личие от принципа, регулятивных функций не выполняют; -
в том случае, если содержание принципа раскрывается в
статье нормативного акта, серьезных отличий от обычного
регулятивного НПП в его структуре, как правило, не быва
ет. Особенность состоит в том, что подобное изложение со
держания принципа не является обязательным, так как для
его закрепления в законе достаточно лишь упомянуть наименование принципа;
-
сказанное выше характеризует две основные формы изло
жения НПП данного типа: а) перечисление наименований
всех принципов в одной статье, б) изложение их содержания
в отдельных статьях. По своему юридическому значению
эти формы не различаются; -
местом закрепления принципов в структуре нормативного
акта всегда являются первые его статьи, так как именно
принципы «задают общий тон» правовому регулированию,
обусловливают содержание правовых норм; -
принципы выполняют функцию активных центров (С.С. Алек
сеев), обеспечивая единство и согласованность всех НПП и
правовой системы в целом. Помимо этой (внутренней) функ
ции, в литературе подчеркивается и внешняя-непосредствен
ное регулирование общественных отношений; -
реализуются принципы как опосредованно (выражаясь в пра
вовых нормах), так и непосредственно (в рамках института
аналогии права).
Классификацию НПП-принципов можно проводить в зависимости от нормативного акта, в котором они закреплены:
-
принципы кодексов; -
принципы обычных законов.
Различия между данными видами вовсе не формальные. Кодекс, как правило: а) регулирует целую сферу общественных отношений, б) содержит значительное количество НПП, в) не пересекается в предмете своего воздействия с другими кодексами. Поэтому принципы, закрепленные в кодексе, имеют особое регулятивное значение и требуют особой тщательности в процессе своего нормативного закрепления. Кроме того, объем кодекса и огромное количество отношений, на которые он распространяется, заведомо увеличивают вероятность возможных пробелов (особенно это касается кодексов частноправовой сферы). Непосредственное действие принципов, закрепленных в кодексах, представляет собой поэтому вполне ожидаемое явление.
Что касается принципов, содержащихся в текущих законах, их роль чаще всего бывает не отраслевой, а локальной. Они призваны обеспечить логичность и непротиворечивость НПП конкретного нормативного акта, его концептуальное единство. Поэтому если закон регулирует отношения в рамках одной отрасли, вполне допустимо поместить в нем отсылку к отраслевым принципам, содержащимся в соответствующем кодексе. В случае же, когда закон носит межотраслевой характер, он обязательно должен содержать систему принципов, позволяющих уяснить концепцию и логику данного нормативного акта.
Наиболее традиционной классификацией правовых принципов является деление их по масштабу функционирования:
-
на общеправовые; -
отраслевые; -
межотраслевые.
Ошибочным при этом является представление об этих видах как о трех обособленных группах правовых принципов. В реальности, образуя сложную иерархию, принципы объединены генетическими и функциональными связями, пронизывающими всю правовую систему. Идеи, заложенные в одних принципах, конкретизируются в других [так, принцип презумпции невиновности часто выводят из более общего принципа (презумпции) добропорядочности]. Общеправовые принципы, пре
ломляясь в той или иной отрасли права, приобретают отраслевую либо межотраслевую специфику (ср.: формулировки принципа законности ч. 2 ст. 15 Конституции РФ и ст. 3 УК РФ). Поэтому в литературе отмечается, что достаточно сложно сформулировать принципы таким образом, чтобы они, с одной стороны, распространяли свое действие на все нормы отрасли, а с другой - не совпадали по содержанию с общеправовыми принципами. Тем не менее это необходимо, так как «бережное отношение к принципам права—залог правильного, обоснованного, эволюционного развития права и его отраслей»1.
Говоря о значении правовых принципов, необходимо еще раз подчеркнуть, что оно выходит далеко за рамки понятия и правовых явлений, рассматриваемых в данной главе, ни при каких обстоятельствах не могут быть представлены только как НПП Или как средства ЮТ. Их роль заключается прежде всего в следующем:
-
выражают ведущие идеи правового регулирования; -
обеспечивают согласованность, непротиворечивость всех
НПП в рамках нормативного акта, подчеркивают их концепту
альное единство; -
поддерживают внутреннее единство всей системы права; -
устанавливают основные начала практики реализации
права; -
направляют развитие правотворчества, являясь ориенти
ром в деятельности законодателя; -
непосредственно регулируют общественные отношения
при отсутствии соответствующей правовой нормы.
3) Нормативно-правовая дефиниция - это НПП, раскрывающее содержание правового понятия путем указания его основных юридически значимых признаков или элементов в целях обеспечения единства правового регулирования.
Признаки самой дефиниции выглядят следующим образом:
-
содержание дефиниции образуют важнейшие понятиеобра-
зующие признаки определяемой категории, причем только та
кие, которые имеют юридическое значение; -
по степени общности дефиниции более конкретны, чем прин
ципы права, так как последние предопределяют содержа
ние большего количества норм. В то же время дефиниция
относится ко всем НПП, содержащим определяемое поня
тие, и поэтому имеет более общий характер, чем другие
НПП; -
структура нормативно-правовых дефиниций является дву
членной, как и у большинства других НПП. Элементы струк
туры образуют логическое равенство, когда на левой сторо
не находится лишь определяемое понятие, а на правой - оп
ределяющие его признаки;
-
форма изложения дефиниции не является унифицированной и
зависит от ее функционального назначения, целей законодате
ля, а также глубины соответствующих научных разработок; -
место дефиниции в структуре нормативного акта зависит от
того, где сконцентрированы нормы, содержащие соответству
ющее понятие. Дефиниция всегда предваряет использование
термина; -
основная функция дефиниций состоит в том, чтобы внести
ясность в процесс правового регулирования, обеспечить еди
нообразное понимание всех велений законодателя; -
для правовых дефиниций характерна опосредованная форма
реализации: они воспринимаются субъектом, реализующим
те или иные нормы, который в дальнейшем осуществляет
свою деятельность с учетом полученной информации. В пра
воприменительном акте ссылка на них возможна, очевидно,
в очень редких случаях.
В зависимости от