Файл: Самостоятельная работа студентов и методические указания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 206

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
зи как в системе законодательства, так и в системе права. Так, положения главы II Конституции РФ, закрепляющие ос­новные права и свободы человека и гражданина, являясь первич­ными по своей юридической силе с точки зрения происхождения, воспроизводят другие, ранее действовавшие НПП. Ближайшим источником, то есть относительно-первичными НПП, для них мож- но считать текст Конституции РСФСР 1,978 года в редакции зако­на РФ от 21 апреля 1992 года № 2708-1 «Об изменениях и допол­нениях Конституции (Основного Закона) РСФСР».

Сам этот закон, в свою очередь, воспроизводил положения Дек­ларации прав и свобод человека и гражданина 1991 года, являвшиеся для российской правовой системы юридически первичными. Истори­чески же первичными являются те акты, содержание которых вос­производила Всеобщая декларация прав человека 1948 года и др., многие положения которых почти дословно взяты из еще более ранних источников — документов эпохи Нового времени.

2. Вторичные НПП - это веления, ранее уже излагавшиеся в таком же или измененном виде в другом нормативно-правовом акте большей или меньшей юридической силы. Их появление - результат использования такого технико-юридического приема, как воспроиз­ведение НПП. Многообразие вторичных НПП обусловлено, с одной стороны, множеством актов, из которых производится заимствование, а с другой — степенью точности воспроизведения. Исходя из этого все классификации вторичных НПП строятся на их соотношении с пер­вичными, то есть на анализе того, что и как воспроизводится.

С точки зрения хронологии воспроизведения (или соотно­шения времени действия первичного и вторичного НПП) они подразделяются на:

  • замещающие, то есть такие, которые призваны действовать
    вместо НПП, послужившего их прототипом. Период действия
    первичного НПП в этом случае заканчивается в связи с
    вступлением в действие вторичного;

  • дублирующие, то есть действующие одновременно с НПП-пер-
    воисточником. В последнем случае в законодательстве возника­
    ют своеобразные удвоенные НПП (С.С. Алексеев), которые од­
    новременно содержатся в нескольких нормативных
    актах.


В зависимости от субординационных отношений (или соотношения юридической силы первичного и вторичного НПП), О.А. Пучков разделил вторичные НПП на:

По нашему мнению, первичным такое НПП может считать­ся только в том случае, если не прослеживается никакой фор­мальной или содержательной связи между ним и НПП, ранее дей­ствовавшими в этой сфере.

Следует, правда, признать, что подобный вопрос не возника­ет, если рассматривать в качестве первичных НПП только такие, которые регулируют отношения, ранее вообще не подвергавшие­ся правовой регламентации (СВ. Поленина, Н.В. Сильченко). Од­нако при такой жесткой трактовке понятия первичных НПП в раз­витой правовой системе можно обнаружить лишь незначительное их количество.
Проблема оптимального соотношения первичных и вторич­ных НПП в тексте нормативного акта вообще является предме­том отдельной дискуссии. С одной стороны, дублирование право­вых велений и возникающую вследствие этого информационную избыточность часто рассматривают в литературе в качестве юри­дических ошибок. С другой стороны, эти же правовые инструмен­ты принято исследовать как специфические средства законотвор­ческой техники. Часто воспроизведение НПП бывает объективно необходимо, так как обеспечивает согласованность правовых ве­лений, является эффективным способом связи между отдельными нормативно-правовыми актами либо внутри акта — между его эле­ментами, отражает иерархическое соотношение правотворческих органов. Повторение НПП играет и поясняющую роль, поскольку одинаковые по содержанию нормы, но в различной комбинации с положениями, их развивающими, дополняющими и т. д., повышают потенциал восприятия и реализации нормативного акта.

На важность рассматриваемого приема ЮТ указывает и значительное количество синонимичных и близких по смыслу тер­минов, используемых в литературе для его обозначения. Наряду с понятием «дублирование», носящим отрицательный оттенок, употребляются наименования «воспроизведение», а также «ре­

цепция», «имплементация», «унификация» и др.
Практическое значение деления НПП на первичные и вто­ричные состоит, по нашему мнению, именно в поиске баланса между ними, позволяющего не перегружать нормативный акт, с одной стороны, излишними повторами, а с другой — ссылками и бланкетными НПП. Правотворческая деятельность должна по­этому всегда сопровождаться изданием достаточного количества оперативных НПП, обеспечивающих смысловые связи между нормативными актами и избавляющих их от лишних повторов.


§ 4. Система нормативно-правовых предписаний как средств юридической техники

Наиболее важной классификацией НПП, которая может быть положена в основу построения их системы, является деление НПП по функциональной роли в структуре нормативного акта и в процессе правового регулирования в целом. В качестве основания такой клас­сификации нами предложен комплексный критерий, включающий:

  1. содержательные признаки (содержание веления; сте
    пень общности; внутренняя структура);

  2. формальные признаки (форма изложения; положение и
    роль в системе НПП в рамках нормативного акта);


  3. функциональные признаки (роль в правовом регулиро­
    вании; форма реализации).

Применение данного критерия позволяет сформировать сис­тему НПП, в рамках которой главной дифференциацией является деление их на основные и вспомогательные. Если одни непосред­ственно выполняют регулятивную и охранительную функции права, то другие призваны обеспечить процесс их эффективного действия.

I. Вспомогательные НПП.

1) Нормативно-правовая декларация - это НПП макси­мальной степени общности, закрепляющее конечные цели и мо­тивы издания нормативного акта, определяющее предмет и на- правления правового регулирования, констатирующее общезначи­мые факты, а также содержащее другие положения вводного ха­рактера в целях оформления смыслового и структурного един­ства нормативного акта и проведения в жизнь элементов госу­дарственно-правовой идеологии.

Характерными чертами НПП этого типа являются:

  • отсутствие в содержании правил поведения (декларация зак­
    репляет мотивы, цели, задачи нормативного акта, определя­
    ет его предмет и т. п.);

  • максимальная степень общности среди всех других видов НПП;

  • отсутствие устойчивой внутренней структуры;

  • повествовательная форма выражения, часто допускающая
    использование экспрессивно окрашенных высказываний (под­
    черкнем, что правовая декларация является единственным
    видом НПП, который допускает смешение официально-де­
    лового и публицистического стилей);

  • чаще всего декларации закрепляются в преамбуле нор­
    мативного акта либо (что для экспрессивно окрашенных
    деклараций крайне нежелательно) в самых первых его
    статьях;

  • декларации выполняют две основных функции: служат свое­
    образным введением в нормативный акт (внутренняя функ­
    ция) и несут в себе элементы официальной государственной
    идеологии (внешняя функция);

  • реализуются опосредованно через идеологические установ­
    ки участников правоотношений. Ссылка на них в
    правопри­
    менительном акте в исключительных случаях возможна, но
    лишь в качестве дополнительной аргументации принимаемого
    решения, а не его нормативной основы '.
    Классификацию правовых деклараций можно провести по их


содержанию. В соответствии с этим выделим:

- предметные декларации, закрепляющие указание на пред­
мет правового регулирования соответствующего норматив­
но-правового акта;

- целевые декларации, определяющие цели закона и цели де­
ятельности, регулируемой этим законом. В идеале закон дол­
жен содержать «древо целей» (В.М. Баранов), включающее:
а) конечные цели (общие ориентиры, обозначаемые в пре­
амбуле), б) непосредственные цели (четкий перечень ожи­
даемых результатов, к которым стремится законодатель),
в) задачи (конкретные установки, направленные на дости­
жение поставленных целей);

- субъектные декларации содержат перечень субъектов, на
которых распространяются НПП данного закона, то есть оп­
ределяют сферу его действия;

  • отсылочные декларации предназначены для фиксации свя­
    зей между нормативно-правовыми актами. Однако в отли­
    чие от других отсылочных НПП декларативные определя­
    ют правовую основу данного закона, отсылая к тем актам, в
    развитие положений которых он издан;

  • мотивирующие декларации излагают мотивы принятия нор­
    мативно-правового акта;

  • констатирующие декларации сообщают какой-либо обще­
    значимый принципиальный факт, подтверждающий важность
    данного закона '.

Все декларативные НПП по стилю их изложения целесо­образно также разделить:

  • на экспрессивно окрашенные (к ним чаще всего относятся
    констатирующие, мотивирующие, иногда - целевые декла­
    рации);

  • нейтральные (предметные, субъектные, отсылочные).
    Данная классификация особенно важна с точки зрения ЮТ,

так как дискуссия о допустимости отступления от официально-делового стиля в тексте нормативного акта до сих пор не разрешена. По общему правилу использование экспрессивно-окрашенных слов и выражений в официальном документе является нарушением норм функционального стиля и должно устраняться. Аналогичного мне­ния придерживаются многие юристы. Соглашаясь с данной пози­цией, следует, однако, заметить, что