Файл: Самостоятельная работа студентов и методические указания.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 206
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
зи как в системе законодательства, так и в системе права. Так, положения главы II Конституции РФ, закрепляющие основные права и свободы человека и гражданина, являясь первичными по своей юридической силе с точки зрения происхождения, воспроизводят другие, ранее действовавшие НПП. Ближайшим источником, то есть относительно-первичными НПП, для них мож- но считать текст Конституции РСФСР 1,978 года в редакции закона РФ от 21 апреля 1992 года № 2708-1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР».
Сам этот закон, в свою очередь, воспроизводил положения Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 года, являвшиеся для российской правовой системы юридически первичными. Исторически же первичными являются те акты, содержание которых воспроизводила Всеобщая декларация прав человека 1948 года и др., многие положения которых почти дословно взяты из еще более ранних источников — документов эпохи Нового времени.
2. Вторичные НПП - это веления, ранее уже излагавшиеся в таком же или измененном виде в другом нормативно-правовом акте большей или меньшей юридической силы. Их появление - результат использования такого технико-юридического приема, как воспроизведение НПП. Многообразие вторичных НПП обусловлено, с одной стороны, множеством актов, из которых производится заимствование, а с другой — степенью точности воспроизведения. Исходя из этого все классификации вторичных НПП строятся на их соотношении с первичными, то есть на анализе того, что и как воспроизводится.
С точки зрения хронологии воспроизведения (или соотношения времени действия первичного и вторичного НПП) они подразделяются на:
В зависимости от субординационных отношений (или соотношения юридической силы первичного и вторичного НПП), О.А. Пучков разделил вторичные НПП на:
По нашему мнению, первичным такое НПП может считаться только в том случае, если не прослеживается никакой формальной или содержательной связи между ним и НПП, ранее действовавшими в этой сфере.
Следует, правда, признать, что подобный вопрос не возникает, если рассматривать в качестве первичных НПП только такие, которые регулируют отношения, ранее вообще не подвергавшиеся правовой регламентации (СВ. Поленина, Н.В. Сильченко). Однако при такой жесткой трактовке понятия первичных НПП в развитой правовой системе можно обнаружить лишь незначительное их количество.
Проблема оптимального соотношения первичных и вторичных НПП в тексте нормативного акта вообще является предметом отдельной дискуссии. С одной стороны, дублирование правовых велений и возникающую вследствие этого информационную избыточность часто рассматривают в литературе в качестве юридических ошибок. С другой стороны, эти же правовые инструменты принято исследовать как специфические средства законотворческой техники. Часто воспроизведение НПП бывает объективно необходимо, так как обеспечивает согласованность правовых велений, является эффективным способом связи между отдельными нормативно-правовыми актами либо внутри акта — между его элементами, отражает иерархическое соотношение правотворческих органов. Повторение НПП играет и поясняющую роль, поскольку одинаковые по содержанию нормы, но в различной комбинации с положениями, их развивающими, дополняющими и т. д., повышают потенциал восприятия и реализации нормативного акта.
На важность рассматриваемого приема ЮТ указывает и значительное количество синонимичных и близких по смыслу терминов, используемых в литературе для его обозначения. Наряду с понятием «дублирование», носящим отрицательный оттенок, употребляются наименования «воспроизведение», а также «ре
цепция», «имплементация», «унификация» и др.
Практическое значение деления НПП на первичные и вторичные состоит, по нашему мнению, именно в поиске баланса между ними, позволяющего не перегружать нормативный акт, с одной стороны, излишними повторами, а с другой — ссылками и бланкетными НПП. Правотворческая деятельность должна поэтому всегда сопровождаться изданием достаточного количества оперативных НПП, обеспечивающих смысловые связи между нормативными актами и избавляющих их от лишних повторов.
§ 4. Система нормативно-правовых предписаний как средств юридической техники
Наиболее важной классификацией НПП, которая может быть положена в основу построения их системы, является деление НПП по функциональной роли в структуре нормативного акта и в процессе правового регулирования в целом. В качестве основания такой классификации нами предложен комплексный критерий, включающий:
Применение данного критерия позволяет сформировать систему НПП, в рамках которой главной дифференциацией является деление их на основные и вспомогательные. Если одни непосредственно выполняют регулятивную и охранительную функции права, то другие призваны обеспечить процесс их эффективного действия.
I. Вспомогательные НПП.
1) Нормативно-правовая декларация - это НПП максимальной степени общности, закрепляющее конечные цели и мотивы издания нормативного акта, определяющее предмет и на- правления правового регулирования, констатирующее общезначимые факты, а также содержащее другие положения вводного характера в целях оформления смыслового и структурного единства нормативного акта и проведения в жизнь элементов государственно-правовой идеологии.
Характерными чертами НПП этого типа являются:
содержанию. В соответствии с этим выделим:
- предметные декларации, закрепляющие указание на пред
мет правового регулирования соответствующего норматив
но-правового акта;
- целевые декларации, определяющие цели закона и цели де
ятельности, регулируемой этим законом. В идеале закон дол
жен содержать «древо целей» (В.М. Баранов), включающее:
а) конечные цели (общие ориентиры, обозначаемые в пре
амбуле), б) непосредственные цели (четкий перечень ожи
даемых результатов, к которым стремится законодатель),
в) задачи (конкретные установки, направленные на дости
жение поставленных целей);
- субъектные декларации содержат перечень субъектов, на
которых распространяются НПП данного закона, то есть оп
ределяют сферу его действия;
Все декларативные НПП по стилю их изложения целесообразно также разделить:
так как дискуссия о допустимости отступления от официально-делового стиля в тексте нормативного акта до сих пор не разрешена. По общему правилу использование экспрессивно-окрашенных слов и выражений в официальном документе является нарушением норм функционального стиля и должно устраняться. Аналогичного мнения придерживаются многие юристы. Соглашаясь с данной позицией, следует, однако, заметить, что
Сам этот закон, в свою очередь, воспроизводил положения Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 года, являвшиеся для российской правовой системы юридически первичными. Исторически же первичными являются те акты, содержание которых воспроизводила Всеобщая декларация прав человека 1948 года и др., многие положения которых почти дословно взяты из еще более ранних источников — документов эпохи Нового времени.
2. Вторичные НПП - это веления, ранее уже излагавшиеся в таком же или измененном виде в другом нормативно-правовом акте большей или меньшей юридической силы. Их появление - результат использования такого технико-юридического приема, как воспроизведение НПП. Многообразие вторичных НПП обусловлено, с одной стороны, множеством актов, из которых производится заимствование, а с другой — степенью точности воспроизведения. Исходя из этого все классификации вторичных НПП строятся на их соотношении с первичными, то есть на анализе того, что и как воспроизводится.
С точки зрения хронологии воспроизведения (или соотношения времени действия первичного и вторичного НПП) они подразделяются на:
-
замещающие, то есть такие, которые призваны действовать
вместо НПП, послужившего их прототипом. Период действия
первичного НПП в этом случае заканчивается в связи с
вступлением в действие вторичного; -
дублирующие, то есть действующие одновременно с НПП-пер-
воисточником. В последнем случае в законодательстве возника
ют своеобразные удвоенные НПП (С.С. Алексеев), которые од
новременно содержатся в нескольких нормативных актах.
В зависимости от субординационных отношений (или соотношения юридической силы первичного и вторичного НПП), О.А. Пучков разделил вторичные НПП на:
По нашему мнению, первичным такое НПП может считаться только в том случае, если не прослеживается никакой формальной или содержательной связи между ним и НПП, ранее действовавшими в этой сфере.
Следует, правда, признать, что подобный вопрос не возникает, если рассматривать в качестве первичных НПП только такие, которые регулируют отношения, ранее вообще не подвергавшиеся правовой регламентации (СВ. Поленина, Н.В. Сильченко). Однако при такой жесткой трактовке понятия первичных НПП в развитой правовой системе можно обнаружить лишь незначительное их количество.
Проблема оптимального соотношения первичных и вторичных НПП в тексте нормативного акта вообще является предметом отдельной дискуссии. С одной стороны, дублирование правовых велений и возникающую вследствие этого информационную избыточность часто рассматривают в литературе в качестве юридических ошибок. С другой стороны, эти же правовые инструменты принято исследовать как специфические средства законотворческой техники. Часто воспроизведение НПП бывает объективно необходимо, так как обеспечивает согласованность правовых велений, является эффективным способом связи между отдельными нормативно-правовыми актами либо внутри акта — между его элементами, отражает иерархическое соотношение правотворческих органов. Повторение НПП играет и поясняющую роль, поскольку одинаковые по содержанию нормы, но в различной комбинации с положениями, их развивающими, дополняющими и т. д., повышают потенциал восприятия и реализации нормативного акта.
На важность рассматриваемого приема ЮТ указывает и значительное количество синонимичных и близких по смыслу терминов, используемых в литературе для его обозначения. Наряду с понятием «дублирование», носящим отрицательный оттенок, употребляются наименования «воспроизведение», а также «ре
цепция», «имплементация», «унификация» и др.
Практическое значение деления НПП на первичные и вторичные состоит, по нашему мнению, именно в поиске баланса между ними, позволяющего не перегружать нормативный акт, с одной стороны, излишними повторами, а с другой — ссылками и бланкетными НПП. Правотворческая деятельность должна поэтому всегда сопровождаться изданием достаточного количества оперативных НПП, обеспечивающих смысловые связи между нормативными актами и избавляющих их от лишних повторов.
§ 4. Система нормативно-правовых предписаний как средств юридической техники
Наиболее важной классификацией НПП, которая может быть положена в основу построения их системы, является деление НПП по функциональной роли в структуре нормативного акта и в процессе правового регулирования в целом. В качестве основания такой классификации нами предложен комплексный критерий, включающий:
-
содержательные признаки (содержание веления; сте
пень общности; внутренняя структура); -
формальные признаки (форма изложения; положение и
роль в системе НПП в рамках нормативного акта); -
функциональные признаки (роль в правовом регулиро
вании; форма реализации).
Применение данного критерия позволяет сформировать систему НПП, в рамках которой главной дифференциацией является деление их на основные и вспомогательные. Если одни непосредственно выполняют регулятивную и охранительную функции права, то другие призваны обеспечить процесс их эффективного действия.
I. Вспомогательные НПП.
1) Нормативно-правовая декларация - это НПП максимальной степени общности, закрепляющее конечные цели и мотивы издания нормативного акта, определяющее предмет и на- правления правового регулирования, констатирующее общезначимые факты, а также содержащее другие положения вводного характера в целях оформления смыслового и структурного единства нормативного акта и проведения в жизнь элементов государственно-правовой идеологии.
Характерными чертами НПП этого типа являются:
-
отсутствие в содержании правил поведения (декларация зак
репляет мотивы, цели, задачи нормативного акта, определя
ет его предмет и т. п.);
-
максимальная степень общности среди всех других видов НПП; -
отсутствие устойчивой внутренней структуры;
-
повествовательная форма выражения, часто допускающая
использование экспрессивно окрашенных высказываний (под
черкнем, что правовая декларация является единственным
видом НПП, который допускает смешение официально-де
лового и публицистического стилей); -
чаще всего декларации закрепляются в преамбуле нор
мативного акта либо (что для экспрессивно окрашенных
деклараций крайне нежелательно) в самых первых его
статьях; -
декларации выполняют две основных функции: служат свое
образным введением в нормативный акт (внутренняя функ
ция) и несут в себе элементы официальной государственной
идеологии (внешняя функция); -
реализуются опосредованно через идеологические установ
ки участников правоотношений. Ссылка на них в правопри
менительном акте в исключительных случаях возможна, но
лишь в качестве дополнительной аргументации принимаемого
решения, а не его нормативной основы '.
Классификацию правовых деклараций можно провести по их
содержанию. В соответствии с этим выделим:
- предметные декларации, закрепляющие указание на пред
мет правового регулирования соответствующего норматив
но-правового акта;
- целевые декларации, определяющие цели закона и цели де
ятельности, регулируемой этим законом. В идеале закон дол
жен содержать «древо целей» (В.М. Баранов), включающее:
а) конечные цели (общие ориентиры, обозначаемые в пре
амбуле), б) непосредственные цели (четкий перечень ожи
даемых результатов, к которым стремится законодатель),
в) задачи (конкретные установки, направленные на дости
жение поставленных целей);
- субъектные декларации содержат перечень субъектов, на
которых распространяются НПП данного закона, то есть оп
ределяют сферу его действия;
-
отсылочные декларации предназначены для фиксации свя
зей между нормативно-правовыми актами. Однако в отли
чие от других отсылочных НПП декларативные определя
ют правовую основу данного закона, отсылая к тем актам, в
развитие положений которых он издан; -
мотивирующие декларации излагают мотивы принятия нор
мативно-правового акта; -
констатирующие декларации сообщают какой-либо обще
значимый принципиальный факт, подтверждающий важность
данного закона '.
Все декларативные НПП по стилю их изложения целесообразно также разделить:
-
на экспрессивно окрашенные (к ним чаще всего относятся
констатирующие, мотивирующие, иногда - целевые декла
рации); -
нейтральные (предметные, субъектные, отсылочные).
Данная классификация особенно важна с точки зрения ЮТ,
так как дискуссия о допустимости отступления от официально-делового стиля в тексте нормативного акта до сих пор не разрешена. По общему правилу использование экспрессивно-окрашенных слов и выражений в официальном документе является нарушением норм функционального стиля и должно устраняться. Аналогичного мнения придерживаются многие юристы. Соглашаясь с данной позицией, следует, однако, заметить, что