Файл: Iii. Перечень вопросов для подготовки личного состава территориальных органов мчс россии в области организации тушения пожаров и проведения аварийноспасательных работ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

III. Перечень вопросов для подготовки личного состава

территориальных органов МЧС России в области

организации тушения пожаров и проведения

аварийно-спасательных работ


  1. Тушение пожаров (определение):

Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров (ст. 22 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ).


  1. Этапы боевых действий по тушению пожаров:

(п. 10 приказа МЧС России от 16.10.2017 № 444)

Боевые действия по тушению пожаров включают следующие этапы:

а) боевые действия по тушению пожаров, проводимые до прибытия к месту пожара:

  • прием и обработка сообщения о пожаре;

  • выезд и следование к месту пожара.

б) боевые действия по тушению пожаров, проводимые на месте пожара:

  • прибытие к месту пожара;

  • управление силами и средствами на месте пожара;

  • разведка пожара;

  • спасение людей;

  • боевое развертывание сил и средств;

  • ликвидация горения;

  • проведение АСР, связанных с тушением пожара, и других специальных работ.

в) боевые действия по тушению пожаров, проводимые после тушения пожара:

  • сбор и следование в место постоянной дислокации;

  • восстановление боеготовности подразделения пожарной охраны.




  1. Прием и обработка сообщений о пожаре:

(п. 16, 17 приказа МЧС России от 16.10.2017 № 444)

Прием и обработка сообщения о пожаре осуществляются диспетчером (должностным лицом, на которого возложены функции по приему и обработке сообщения о пожаре) центрального пункта пожарной связи территориального, местного гарнизона, подразделения пожарной охраны, единой дежурно-диспетчерской службы муниципальных образований, и включают в себя:

  • прием от заявителя информации о пожаре и ее регистрацию (адрес места пожара или иные сведения о месте пожара, наличие и характер опасности для жизни и здоровья людей, сведения об организации, в которой возник пожар, фамилия, имя, отчество (при наличии) и номер телефона заявителя);

  • оценку полученной информации (проведение разведки пожара, исходя из полученной информации);

  • принятие решения о направлении к месту пожара сил и средств, предусмотренных расписанием выезда сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов для тушения пожаров и проведения АСР (планом привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов для тушения пожаров и проведения АСР.


При поступлении сообщения о пожаре диспетчеру гарнизона, диспетчеру ДДС, информация немедленно передается диспетчеру подразделения пожарной охраны, в районе выезда которого находится место пожара.


  1. Выезд и следование к месту пожара. Приостановление следования к месту пожара:

(п. 19, 20, 21 приказа МЧС России от 16.10.2017 № 444)

Выезд подразделений пожарной охраны для проведения боевых действий по тушению пожаров осуществляется в следующих случаях:

при поступлении сообщения о пожаре по средствам связи;

  • при непосредственном обращении заявителя в подразделение пожарной охраны;

  • по внешним признакам пожара;

  • при срабатывании пожарной сигнализации, приемно-контрольные приборы которой выведены непосредственно в подразделение пожарной охраны.

Выезд подразделений пожарной охраны для проведения боевых действий по тушению пожаров в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке.

Выезд и следование к месту пожара включают в себя сбор личного состава караула по сигналу тревоги, надевание боевой одежды и снаряжения и его доставку на ПА и иных специальных транспортных средствах к месту пожара, проведение разведки пожара.

Следование к месту пожара может быть приостановлено по распоряжению диспетчера гарнизона (подразделения пожарной охраны).


  1. Действия личного состава пожарной охраны при обнаружении в пути следования к месту пожара другого пожара:

(п.24 Приказа МЧС РФ от 16.10.2017 № 444)

При обнаружении в пути следования караула другого пожара, начальник караула, следующего к месту пожара, обязан выделить часть сил и средств на его тушение (при наличии в составе двух и более основных ПА) и немедленно сообщить диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) адрес обнаруженного пожара и принятое решение.

При обнаружении в пути следования другого пожара одним отделением, командир отделения (старший начальник на ПА) должен сообщить о случившемся диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) и выполнить его распоряжения.



  1. Основная боевая задача (определение):

(п.30 Приказа МЧС РФ от 16.10.2017 № 444)

Основная боевая задача – это проведение боевых действий по тушению пожаров на месте пожара для спасения людей, достижения локализации и ликвидации пожара в кратчайшие сроки, путем организованного применения сил и средств участников боевых действий по тушению пожара.




  1. Основные действия личного состава подразделений пожарной охраны при проведении разведки пожара:

(п. 32 приказа МЧС России от 16.10.2017 № 444)

При проведении боевых действий по тушению пожаров на месте пожара силами подразделений пожарной охраны, привлеченными силами единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС проводится разведка пожара, включающая в себя необходимые действия для обеспечения безопасности людей, спасения имущества, в том числе:

  • проникновение в места распространения (возможного распространения) опасных факторов пожара;

  • создание условий, препятствующих развитию пожара и обеспечивающих его ликвидацию;

  • использование при необходимости дополнительно имеющихся в наличии у собственника средств связи, транспорта, оборудования, средств пожаротушения и огнетушащих веществ с последующим урегулированием вопросов, связанных с их использованием, в установленном порядке;

  • ограничение или запрещение доступа к месту пожара, ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к нему территориях;

  • охрана места тушения пожара (в том числе на время расследования обстоятельств и причин их возникновения) до прибытия правоохранительных органов;

  • эвакуация с места пожара людей и имущества, оказание первой помощи;

  • приостановление деятельности организаций, оказавшихся в зонах воздействия ОФП, если существует угроза причинения вреда жизни и здоровью работников данных организаций и иных граждан, находящихся на их территориях.




  1. Решающее направление боевых действий на пожаре. Изменение решающего направления на пожаре:

(п.33, 34 Приказа МЧС РФ от 16.10.2017 №444)

При проведении боевых действий по тушению пожаров на месте пожара определяется направление, на котором использование сил и средств подразделений пожарной охраны, участвующих в проведении боевых действий по тушению пожаров, в данный момент времени обеспечивает наиболее эффективные условия для выполнения основной боевой задачи.

Решающее направление на пожаре всегда одно
, но в ходе проведения боевых действий по тушению пожаров на месте пожара оно может меняться при выполнении поставленных задач в зависимости от оперативно-тактической обстановки на пожаре и условий тушения.


  1. Основные условия выбора решающего направления:

(п. 35 приказа МЧС России от 16.10.2017 № 444)

При определении решающего направления старшему оперативному должностному лицу пожарной охраны, которое управляет на принципах единоначалия участниками боевых действий по тушению пожара, следует исходить из следующих основных условий:

реальная угроза жизни людей, в том числе участников боевых действий по тушению пожаров на месте пожара, при этом их самостоятельная эвакуация невозможна - силы и средства подразделений пожарной охраны направляются на спасение людей;

угроза взрыва или обрушения строительных конструкций - силы и средства подразделений пожарной охраны сосредоточиваются и вводятся на направлениях, обеспечивающих предотвращение взрыва или обрушения строительных конструкций;

охват пожаром части здания (сооружения) и наличие угрозы его распространения на другие части здания (сооружения) или на соседние здания (сооружения) - силы и средства подразделений пожарной охраны сосредоточиваются и вводятся на направлениях, где дальнейшее распространение пожара может привести к наибольшему ущербу;

охват пожаром отдельно стоящего здания (сооружения) и отсутствие угрозы распространения огня на соседние здания (сооружения) - силы и средства подразделений пожарной охраны сосредоточиваются и вводятся в местах наиболее интенсивного горения;

охват пожаром здания (сооружения), не представляющего на момент прибытия подразделений пожарной охраны ценности, и наличие угрозы перехода пожара на соседние здания (сооружения) - силы и средства подразделений пожарной охраны сосредоточиваются и вводятся на защиту соседних, не горящих, зданий (сооружений).


  1. Руководство тушение пожара (прием, передача руководства тушением пожара):

(п. 42 приказа МЧС России от 16.10.2017 № 444)

Первое указание прибывшего на пожар старшего оперативного должностного лица пожарной охраны считается моментом принятия им на себя руководства тушением пожара, о чем делается запись в журнале пункта связи гарнизона (подразделения пожарной охраны) и документах оперативного штаба на месте пожара (при его создании).


Принятие старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны на себя руководства тушением пожара обязательно, если не обеспечивается управление силами и средствами на месте пожара.

РТП при передаче руководства тушением пожара старшему оперативному должностному лицу пожарной охраны должен доложить ему об оперативно-тактической обстановке, сложившейся на месте пожара, а также о проведенных боевых действиях по тушению пожаров.


  1. Мероприятия, проводимые руководителем тушения пожара при прибытии подразделения пожарной охраны к месту пожара:

(п. 43, приказ МЧС России от 16.10.2017 № 444).

При прибытии подразделения пожарной охраны к месту пожара, РТП проводятся следующие мероприятия:

  • сообщается диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) информация о прибытии к месту пожара;

  • проводится оценка обстановки на месте пожара по внешним признакам (объект пожара, место и размеры пожара по информации на момент прибытия, возможные пути распространения пожара, наличие людей в горящем здании, противопожарные характеристики объекта пожара);

  • проводится оценка информации, полученной от руководителя и должностных лиц организаций, осуществляющих встречу подразделения пожарной охраны, очевидцев и других лиц на месте пожара;

  • уточняются сведения о завершении эвакуации людей из горящего здания, а также о возможных местах нахождения оставшихся в здании людей, в том числе об их состоянии;

  • сообщается диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) информация о подтверждении (снижении, повышении) установленного при высылке подразделения пожарной охраны ранга (номера) пожара, достаточности сил и средств на месте пожара, о необходимости вызова на место пожара дополнительных подразделений и служб жизнеобеспечения;

  • проводится разведка источников наружного противопожарного водоснабжения.




  1. Управление силами и средствами на месте пожара:

(п. 46 приказа МЧС России от 16.10.2017 № 444)

Управление силами и средствами на месте пожара предусматривает:

  • оценку обстановки и создание по решению РТП временно формируемого нештатного органа управления боевыми действиями по тушению пожаров на месте пожара;

  • установление компетенции должностных лиц оперативного штаба на месте пожара;

  • планирование проведения боевых действий по тушению пожаров, в том числе определение необходимых сил и средств подразделений пожарной охраны, принятие решений по организации проведения боевых действий по тушению пожаров;

  • постановку задач участникам боевых действий по тушению пожаров, обеспечение контроля и реагирования на изменение обстановки при пожаре;

  • своевременное реагирование на изменение оперативной обстановки на месте пожара;