Файл: Лекции 1, Русский фольклор. Фольклористика. Жанровая система русского фольклора. Обрядовый фольклор. Необрядовый фольклор.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Семейно-обрядовая поэзия.

Свадебный обряд (причитания и величания).
Вступление в брак рассматривалось крестьянами, прежде всего, как акт родства двух семей, преследующих взаимную выгоду, и получение одной из них новой работницы и продолжательницы рода.
Свадебный обряд делился на 3 основных обряда:
1 – предсвадебный цикл (сватовство, сговор, рукобитие, зарученье, девичник, баня).
2 – свадебный обряд (сборы и благословение невесты, приезд за невестой, венчание, свадебный пир).
3 – послесвадебный (бужение молодых, отводины).
Свадебные причитания. Невеста накануне свадьбы, чаще на девичнике должна была оплакивать свою долю, сожалеть о девичестве и счастливой жизни в родительском доме и выражать свою недоброжелательность по отношению к жениху и его семье.
Причитание – монолог большого эмоционального напряжения и проникновенности, в котором традиционные поэтические образы соединяются и развиваются при помощи импровизации в яркие контрастные картины счастливой девической и несчастной замужней жизни.
Примеры свадебных причитаний:
1.
Раным-рано на заре
Стоят кони на дворе;
Никто коней не любил,
Только любила девица
Что Марья Ивановна,
Сыпала сахару вместо овса,
Становила сыты (медовый отвар) вместо воды,
Отошедши, говорила.
– Пейте вы, кони, кушайте,
Будьте заутра готовы:
Мне в путь-дорожку ехать –
Дале, подале от батюшки,
Дале, подале от родимого,
Ближе, поближе к свекору в дом.

10 2.
Ты вставай-ка, родима матушка!
Проспала ты среди темны ночки,
А мне, молодой не уснулося.
Уж, такой ли мне сон привиделся; –
Ходила я по горам по крутыим,
Собирала я круты ягоды.
Что круты ягоды – мое горе,
Круты ягоды – мои слёзы.
Особым жанром свадебных песен являются величания. Величания преследовали цель наделить величаемых всеми качествами, какими должен был, по мнению крестьянина, обладать счастливый человек. Несомненна древняя магическая основа величаний, в которых желаемое выдаётся за действительное и изображается красочно и идеализированно. Величальная песня имеет описательный характер, это песня-портрет, песня-характеристика, причём не индивидуальная, а типичная. Величальной песне свойственны богато разработанная и точная символика и параллелизмы, связанные не только с понятием богатства, благополучия, счастья, но и с семейным положением величаемых.
Примеры величальных песен:
1. Невесте:
У ворот трава шелковая:
Кто траву топтал,
А кто травушку вытоптал?
Топтали травушку
Все боярские сватья,
Сватали за красную девушку,
Спрашивали у ближних соседушек:
– Какова, какова красна девушка?
– Ростом она, ростом
Ни малая, ни великая,
Личиком, личиком
Бело-круглоликая,
Глазушки, глазушки
Что ясного сокола,
Бровушки что у черного соболя.
Сама девка бравая,
В косе лента алая.
2. Жениху
Как у светлого у месяца
Отрастали золотые рога;
Как у князя новобрачного
Отрастали кудри русые


11
По могучим по плечикам!
Соезжались князья да бояре,
Его кудрям дивовалися:
– Ещё что это за кудерки!
Ещё что это за русые!
Не заря ли его породила?
Не светел ли месяц поил-кормил?
Не частые ли звёзды возлелеяли?
– Ох вы, глупые князья-бояре!
Когда же заря людей родит?
И светел месяц не поит, не кормит!..
Породила его матушка,
А поил-кормил родной батюшка,
Возлелеяла больша сестра!

Похоронный обряд (причитания).
Главный жанр обряда похорон – похоронные причитания. Причитание обычно содержало традиционные части: спрашивалось, почему человек покинул этот мир, просьба встать, открыть глаза, простить обиды. При вносе пустого гроба в дом – причитание-благодарность тем, кто делал гроб. При выносе покойника – причитание о том, что человек уже не вернётся. При несении на кладбище – причитания, в котором сюжет схож с горем утраты. При опускании в могилу – причитание-просьба вернуться.
При возвращении с кладбища – причитание в виде мнимых поисков + плач о предвещании бед для семьи. По обычаю, в день похорон проходил ритуальный обед – поминки.
Хоронили на третий день, проводили поминки. На 9 день считалось, душа окончательно покидает землю. Через 40 дней – полное восхождение души к райским вратам. В этот день обязательно надо было посетить могилу на годовщину + в родительский день.
Примеры похоронных причитаний:
1. Причитание вдовы по мужу
Укатилося красное солнышко
За горы оно да за высокие,
За лёсушка оно да за дремучие,
За облачка оно да за ходячие,
За часты звезды да подвосточные!
Покидат меня, победную головушку,
Со стадушком оно да со детиною,
Оставлят меня горюшу горегорькую,
На веки-то меня да вековечные!
Нёкак рбстить-то сиротных мне-ка детушек!...
2.(Возвратившись с погоста, вдова останавливается у крыльца своего дома и рыдает, причитая)
Я приехала, печальная головушка,
Я от этой церкви божьей посвященной,

12
Я со этой могилушки умершей,
Там оставила любимую семеюшку,
Я во матушке оставила сырой земле!

Разрешетились новы сени решетчаты;
Мне нельзя пройти, кручинной головушке,
Во это хоромное строеньицо!
Повзыщу пойду любимую семеюшку
Я по этому хоромному строеньицу,
На этом ли сарае колесистом,
Во этом ли дворе я хоботистоем
- Не залагат ли он ступистой лошадушки,
Не поезжат ли во темны леса дремучие?
Не могу найти, печальная головушка!...

Заговоры.
Назначение заговоров заключалось в магическом воздействии на природу. Важная черта заговора – вера говорящего в магическую силу слова. Заговоры бывают двух видов: белые – направленные на избавление от недугов и бед и содержащие элементы молитвы
(знахарство) и черные – направленные на принесение порчи, вреда, употребляемые без молитвенных слов (колдовство, связанное с нечистой силой).
По тематике заговоры делятся на 3 группы:
1) заговоры лечебные: от болезни и болезненного состояния людей и домашних животных, а так же от порчи.
2) заговоры хозяйственные: аграрные, скотоводческие, промысловые, например, от засухи,, охотничьи, рыболовные.
3) заговоры для регулирования общественных и личных отношений между людьми: любовные присушки, и отсушки, для привлечения почёта или милости.
Большое влияние на заговоры оказало христианство. Христианские образы целителей-святых и молитвы должны были укрепить авторитет магической формулы в пору, когда языческие верования уже забылись народом.
Полная композиция заговора:
1) молитвенное обращение,
2) зачин, указывающий на то, куда идёт и что делать должен заговаривающий.
3) основная часть, содержащая выражение желания, обращение-требование, диалог,
4) закрепка (опять молитвенное обращение)
Примеры заговоров:
1. Заговор на красоту и любовь.
Стану я благословясь, пойду перекрестясь, из избы дверьми, из ворот воротами,
выйду в чисто поле, в восточную сторону, под красное солнышко. Красное солнышко-
батюшка, ходишь высоко, видишь далеко, за высокими горами, за крутыми холмами, за
черными грязями. Ты усмотри, угляди раба Божьего (имя молодого человека), подсеки
резвые ноги, опусти белые руки, напусти на раба Божья дружбу, любовь и сухоту, пусть


13
он сохнет (любит меня) обо мне рабе Божьей, глядит и глаз не сводит с меня, рабы
Божьей».
Данный заговор состоит только зачина, обращения к солнцу и основной части.
Заговор соединяет в себе черты языческих (обращение к солнцу) и христианских верований (#раба Божья, раб Божий).
2. От головной боли.
Смотреть на восходящее солнце и безымянным пальцем обводить голову, чтобы
не болела: «Как в Великий четверг солнце всходит, радуется, всякими цветами
переливается, так бы и моя головушка не болела, не кружилась, жила бы, радовалась».

14 2.
Необрядовый фольклор
Эпический фольклор включает стихотворные (былины, исторические песни) прозаические жанры (сказки, предания, легенды, суеверные рассказы).
Потребность народа реагировать на исторические события, давать свою оценку тем или иным историческим лицам обусловили формирование эпических жанров крупной формы: былин и исторических песен.
Предания – рассказы о прошлом. Они говорят о достоверных памятных событиях истории, о деяниях реально живших людей. Предание даёт объяснение или пояснение причин каких-либо событий или существования какого-либо факта. Легенды – народные рассказы с религиозным вымыслом, фантастика которых идёт не от языческой, а от христианской религии. Подвиды суеверного рассказа – быличка и бывальщина – это рассказы о себе. Рассмотрим:

Былины

Исторические песни

Сказки
Необрядовая лирика. Лирическим называют род литературы, в котором внимание автора уделяется изображению внутреннего мира героя, его чувств и переживаний.
Событие в лирике важно тогда, когда оно вызывает эмоциональный отклик в душе художника. Главным событием в лирике становится переживание. Лирические песни – народные песни, выражающие личные чувства и настроения поющих. Важнейшим персонажем лирического произведения является лирический герой: именно его внутренний мир и показан.Рассмотрим:

Лирические песни
Народная драма представлена обрядовыми и необрядовыми театральными игрищами, кукольным театром (Петрушка, вертеп), раёшными комедиями и собственно драмой («Лодка», «Царь Максимилиан»). Уходя своими корнями в глубокую архаику, все жанры фольклорного театра предполагают ряженье, перевоплощения и надевание личин.
Большинство театральных представлений разыгрывалось в балагане или на площади во время больших народных праздников и ярмарок. Для обрядового ряженья и игрищ зимних святок и Масленицы характерен антиклерикальный момент: пародийные «службы»
(отпевания и венчания), сценки и скоморошины; в более сложных видах народного театра зимних святок выражается идея торжества христианства (вертепное представление
«Смерть царя Ирода», драма «Царь Максимилиан»).
Малые фольклорный жанры – это небольшие по объёму фольклорные произведения. Такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.Рассмотрим:

Детский фольклор
***


15
Эпический фольклор.

Былина.
Былины – народно-эпические песни героического или историко-бытового содержания. Термин «былина» не народного происхождения, а введен в научный оборот в
30-х годах XIX столетия любителем народной поэзии Сахаровым и с тех пор прочно установился в науке. В народном у
».
По месту происхождения былины довольно различны. Ученые отмечают следы бытовой и политической жизни главнейших последовательно сменявшихся культурных центров Руси Киева, Новгорода, Галича-Волынского, Ростова Суздальской Области,
Рязани, Москвы. В былинах звучат отклики борьбы Южной Руси со степью с половцами, особенно с татаро-монголами; находит отражение и более поздняя борьба с Литвою,
Польшей, Турцией.
Первые записи былин дошли до нас от начала XVII-го века. В огромном числе вариантов они были записаны во второй половине XIX и в начале XX вв. Большая часть записей произведена в Олонецкой и Архангельской губерниях, затем в Западной Сибири.
Гораздо в меньшем числе записаны былины в Поволжье, на Дону у казаков; немного в
Белоруссии и на Украине.
Современное географическое распределение былин само по себе мало говорит о месте их происхождения и распространения в старину. Хорошая сохранность былин в народной памяти на Севере России объясняется особо благоприятными условиями.
Отдаленность края от культурных и политических центров, спокойствие размеренной крестьянской и рыбачьей жизни, не знавшей в тех местностях крепостного права, слабое распространение образования и печатной книги, мирные промыслы (рыбная ловля, плетение сетей и лаптей) все это способствовало запоминанию спокойных, часто очень длинных былин. Наоборот, более мятежная жизнь центра и Юга России, наличие городских культурных влияний, прежде всего большое распространение грамотности, заглушали интерес к старинной эпической песне и мешали ее запоминанию.
Хранимая северным крестьянством, так называемыми сказителями, былина, однако, не крестьянского происхождения. Свидетельство исторических документов, указания в самых текстах былин, особенности их художественной формы говорят о том, что крестьянство усвоило их от профессиональных певцов сказителей, скоморохов. Скоморохи же, в свою очередь, заимствовали сюжеты и, может быть, некоторые элементы поэтики у более ранних профессиональных слагателей эпоса дружинных певцов древнейшего периода русской истории. Ярким показателем богато развитого дружинного песнотворчества в древнее время является знаменитое Слово о Полку Игореве XII-го века.
Это памятник письменности, но полный многочисленных откликов живой устной поэзии.
Былины разделяются исследователями, вслед за академиком Миллером, по их содержанию на две группы: былин «богатырских» (напр., о подвигах Ильи Муромца,
Алеши Поповича, Добрыни Никитича) и «былин-новелл», (бытового, не военного характера вроде новгородских былин о Садко, Василии Буслаеве, Ставре Годиновиче, и
Галицко Волынской былины о Чуриле Пленковиче и Дюке Степановиче).
В народном исполнении былины или поются, или сказываются речитативом.


16
Особенности былин.
1. Результатом многовекового труда профессионалов-сказителей, особенно скоморохов, явилась богато развитая техника былинного склада, основанная на своеобразной традиционной поэтике. Былины составляются обычно из следующих частей:
1) запева или зачина, т.е. как бы увертюры, заставляющей слушателя настроиться на определенный лад, иногда прямого отношения к содержанию былины не имеющего. Таков, например, знаменитый зачин:
Высота ли высота поднебесная,
Глубина-глубина, океан-море,
Широко раздолье по всей земле,
Глубоки омуты Днепровские.
2) изложения содержания былины и
3) исхода, заключения, имеющего, подобно зачину, традиционную форму, вроде например, заклинательной фразы, похожей на заговор:
Синему морю на тишину,
Всем добрым молодцам на послушание.
2. Изложение содержания былины ведется в значительной мере при помощи так называемых «общих мест» т.е. трафаретных описательных картин. Например, изображения пирования, стола:
Как во славном огороде во Киеве,
У ласкового князя у Владимира
Заводилось пирование, почестен пир.
Или седлания коня, выбора богатырем подходящего себе оружия, поединка с врагом в поле, похвальбы на пиру и т. д. Искусное пользование этими общими местами, могущими служить как бы «передвижными картинками», дает возможность опытному сказителю то увеличивать, то сжимать объем исполняемой им былины.
3. Другим типичным былинным приемом является ретардация, т.-е. замедления речи посредством многократных повторений одних и тех же стихов. Например, князь
Владимир дает трем богатырям сходные поручения, повторяя каждому из них почти слово в слово свое приказание; однородные подвиги богатырей в одной и той же былине описываются почти в одних и тех же выражениях.
4. Очень употребителен прием синонимических повторений: «без бою, без драки,
без кровопролития», «старые веки, прежние» и тавтологических выражений: «Полон
полонит», «дождь дождит».
5. Эпическая русская поэзия особенно богата сравнениями.
День за днем, будто дождь дождит;
Неделя за неделей, как трава растет;
А год за годом, как река бежит.
6. Своеобразный, характерный колорит былевой поэзии придают постоянные эпитеты, традиционно прикрепленные к определенному лицу или предмету: добрый молодец, дорожка прямоезжая. Эти эпитеты настолько привязаны к определяемому ими слову, что нередко становятся в противоречие с содержанием повествования: например, имя Владимир князь сопровождается эпитетом ласковый даже тогда, когда описывается гнев князя на какого либо богатыря.