Файл: Лекции 1, Русский фольклор. Фольклористика. Жанровая система русского фольклора. Обрядовый фольклор. Необрядовый фольклор.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
17
7. Традиционные черты былевой поэзии составляют ее своеобразный стиль, облегчающий соединение различных былевых сюжетов. Благодаря стилю создается циклизация былин, т.е. объединение песен/сюжетов вокруг одного лица или географического центра. Так, например, путем поэтического приурочения событий, описываемых в различных былинах времен правления князя Владимира в Киеве, образовался киевский цикл былин.
Эти наблюдаемые в жизни русских былин процессы контаминации и циклизации проливают свет на историю сложения грандиозных эпических поэм у других народов, вроде Илиады, Одиссеи, песни о Нибелунгах и т. д. Исследования филологов давно предположили, что эти эпопеи лишь постепенно сложились из отдельных разновременных и разноместных небольших эпических песен.
Созданию большой русской народной эпопеи помешали исторические условия, к эпохе Петра в культурном отношении слишком резко оторвавшие образованные слои общества от широкой народной массы, ставшей единственной хранительницей традиционной устной поэзии. Таким образом, разорвалась наметившаяся эволюция от
«старины» к «героической поэме».
Исторические песни.
Есть некоторые отличия былин от исторических песен. Исторические песни – это эпические и лиро-эпические устные произведения о конкретных событиях отечественной истории. События, изображаемые в былине, почти стерлись из памяти людей, сюжет приобретает сказочный характер. Исторические песни по объему гораздо меньше былин.
Однако и былина, и историческая песня исполняется речитативом, в них почти отсутствует рифма, художественные средства очень похожи: повторения, сравнения, постоянные эпитеты.
Одним из любимых героев исторических песен был Ермак, открывший для России путь в Сибирь. В исторических песнях показываются следующие моменты из жизни
Ермака: его избрание атаманом, нападение на турецкий флот и освобождение русских пленников, заключение в турецкой тюрьме, взятие Казани и Астрахани, завоевание
Сибири, явка к царю с повинной и сообщение о завоевании Сибири, гибель.
Большая часть песен о Петре I посвящена военным походам и битвам, а также строительству флота и другим историческим событиям. Сам Петр I в таких песнях лишь упоминается, при чем даже не называется его имя. Несколько песен имеют те же сюжеты, что и предания или сказки.
Большинство сохранившихся песен о Пугачеве имеет лирический или лиро- эпический характер. Освещается несколько моментов из хода восстания и жизни предводителя: начало восстания и сбор войска, появление Пугачева в Астрахани и разговор с астраханским губернатором, диалог с конем, который предсказывает хозяину скорую беду, допрос у Панина.
1 2 3
Сказка.
Сказка – всякий устный рассказ, сообщаемый слушателям в целях занимательности.
Виды народных сказок: волшебные, бытовые, о животных.
Сказка – всякий устный рассказ, сообщаемый слушателям в целях занимательности.
Виды народных сказок: волшебные, бытовые, о животных.
18
Сказки волшебные пользуются традиционными сюжетами, строго выдерживают
«обрядность», в них очень много повторений, которые свойственны эпическому фольклору, например, «общие места».
Действие в волшебных сказках начинается с несчастья, беды, которая пришла внезапно. Основная функция завязки – отправить героя куда-либо из дома. Происходит разлука старших и младших, сильных и слабых. Разлука часто сопровождаются запретами, которые обязательно нарушаются, например, нельзя было выходить из дома. Когда герой отлучился из дома, его, вскоре, должен встретить дарителя, или советчика. После встречи с дарителем или советчиком, у героя должен появиться волшебный помощник (часто волк или конь), который помогает герою добыть некие волшебные средства. Герой встречается с героем-антагонистом (Змей Горыныч, Баба-Яга, Кощей Бессмертный).
Далее происходит либо битва героя с антагонистом и развязка, либо незаметное похищение искомого. Это своего рода осложнение развязки для дальнейшего узнавания героя. Например, по пути домой герой встречает менее удачливых братьев. Они решают отдохнуть, в это время братья крадут у героя добытое и должны избавиться от него. Сказка как бы начинается заново, т.к. опять приходит беда. Оживление убитого героя происходит с помощью волшебного помощника.
Вернувшись в царство, герой хочет скрыть себя. Но в это время, убийцы уже претендуют на высокое место, выдавая себя за героев. Перед самой свадьбой, невеста ставит трудную задачу, задание, которое может выполнить только истинный герой. Этот мотив приводит к узнаванию истинного героя. Далее следуют обличение ложного героя и его наказание.
Наряду с различными видами чудесных сказок в народе популярны и сказки
бытовые. По сравнению с волшебными реалистический, жизненный элемент в них преобладает. Однако это далеко не делает бытовую сказку совершенно лишенной фантастики, вымысла. Вымысел есть, но представлен в ином освещении; в сказках бытовых черты быта, жизни, реальной действительности создают главный фон.
Особую, в прежнее время очень распространенную, но все более и более исчезающую группу представляют сказки о животных, по своему назначению ставшие преимущественно детскими. Сказки о животных – самые древние сказки. При раннеродовом строе почти повсеместно была распространена своеобразная вера в родственные связи между людьми и каким-либо видом животных. Животное считалось родоначальником – тотемом. Тотемизм – вера в то, что определенное племя, род произошел от определенного родителя – животного. Во многих сказках о животных композиционный стержень – обман. В центре – хитрое животное. Излюбленным героем русских сказочных историй о животных, как, впрочем, и всех восточнославянских сказок, сделалась лиса. Её проделки и проказы стали основой многих сюжетов.
Необрядовая лирика (лирические песни).
Лирическая песня. Согласно исследованиям ученых, главным образом,
А. Веселовского и А. Потебни, лирика в длинном процессе эволюции обособилась от обряда. По своему характеру народная русская лирика отличается грустным тоном, но наряду с такими грустными, так называемыми протяжными песнями, есть безудержные, бесшабашные дышащие беззаветным весельем. (Недаром Пушкин отметил в русских песнях контрастные настроения: «то разгулье удалое, то сердечная тоска»). С
19 формальной стороны народная лирика выработала традиционную поэтику, придающую ей, несмотря на многочисленные вариации песен, устойчивость и характерность.
Самым излюбленным приемом народной лирики является параллелизм
душевного состояния с каким-либо внешним проявлением природы. Параллелизм этот выражается как в формах сравнения, так и в формах символики, при этом первоначальный смысл символов в настоящее время поющими нередко уже не сознается, а символические образы повторяются лишь по традиции. Характерны также для поэтики народной лирики обращения, воззвания к природе: животным, растениям, реке, ветру.
Народная лирическая песня пользуется также традиционными эпитетами.
Лирические необрядовые песни знал любой русский человек, их исполняли в минуты радости или печали, традиционным было пение без музыкального сопровождения, песни пелись одним исполнителем или хором. У каждого хора, у каждой возрастной группы был свой репертуар.
Примеры лирических песен.
1.
При долинушке
А-ой, при долинушке
При долинушке калинушка растёт.
А-ой, на калинушке,
На калинушке соловушка сидит.
А-ой, он сидит-сидит,
Он сидит-сидит посвистывает.
А он горьку ягоду,
Горьку ягоду калинушку клюёт.
А-ой, он малиною,
Он малиною закусывает.
А-ой, прилетали к соловью,
Прилетали к соловью соколы.
А-ой, взяли-взяли соловья,
Взяли-взяли соловья с собою.
А-ой, посадили соловья,
Посадили соловья в клеточку.
А-ой, в клетку новую,
В клетку новую серебряную.
А-ой, заставляли соловья,
Заставляли соловья песни петь.
А-ой, ты воспой соловей,
Ты воспой соловей песенку.
20
А-ой, песню новую,
Песню новую весёленькую.
2.
Дороженька
Не одна, ой, да ли то не одна
Эх, во поле дорожка.
Во поле дороженька.
Она пролегала, пролегла.
Заросла, ой, да ли то заросла
Эх, во поле дорожка
Во поле дороженька.
Она заросла, заросла.
Как по той, по той ли да как по той
Эх, по той по дорожке
По той, по той дороженьке
Нельзя ни проехать, ни пройти.
Песни изучаются; ученые смотрят, какова их история возникновения, место возникновения, каковы трансформации. Сложности при изучении песен возникают от обилия вариаций и всяческих изменений в песнях. В течение XVIII – XIX веков в народный обиход перешло не мало лирических произведений (стихотворений, романсов) из книжной литературы. Огромную роль в популяризации таких произведений сыграли
песенники. Целый ряд стихотворений Пушкина, Кольцова, Некрасова и многих других поэтов распространились в народе, нередко подвергнувшись значительной переработке в духе традиционной поэтики.
Малые фольклорные жанры.
Малые фольклорные жанры – это преимущественно детский фольклор, пословицы и поговорки, загадки, частушки.
Детский фольклор делится на материнский (созданный для детей) и собственно детский (созданный детьми). К первой группе относят колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки; ко второй – игровой (считалки) и неигровой (дразнилки, мирилки, скороговорки) детский фольклор. Особого внимания заслуживает так называемая детская мифология (страшилки), различные обряды «вызываний». Эта область русского фольклора испытывает наибольшее влияние массовой культуры, ей свойственны письменные формы трансляции традиции, как и фольклору других субкультур.
Пестушки – короткие стихи для детей для быстрого запоминания, например, когда ребенок учится ходить.
Пример пестушки:
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
21
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!
Потешка – элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы.
Пример потешки:
Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Прибаутка – (от баять, то есть рассказывать) – стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку.
Пример прибаутки:
Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.
Считалка – небольшое стихотворение, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка – элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.
Пример считалки:
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!
22
Дразнилка – небольшое стихотворение либо рифмованные строки, отражающие чувства человека, которого обидели. Дразнилка позволяет, высказать свое отношение к отклонениям в поведении, привычках, во внешнем виде другого человека.
Пример дразнилки:
Алеша-белёша
Стоит три гроша:
Шейка – копейка,
Алтын – голова,
По две денежки нога –
Вот и вся ему цена.
Скороговорка – фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.
Примеры скороговорок:
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
От топота копыт пыль по полю летит.
Мирилка – небольшое стихотворение, которое дети обычно произносят, когда мирятся.
Пример мирилки:
Солнце выйдет из-за тучек,
Нас согреет тёплый лучик.
А ругаться нам нельзя,
Потому что мы друзья.
Страшилка – короткий рассказ, цель которого – испугать слушателя.
Литературовед С.М. Лойтер отмечает, что испытывая влияние волшебной сказки, страшилки детей приобрели четкую и однотипную структуру сюжета. Заложенная в нём заданность (предупреждение либо запрет – нарушение – воздаяние) позволяют определить её как «дидактическую структуру». Страшилки не сводятся только к сюжету, существенным является и ритуал рассказывания – как правило, в темноте, в детской компании в отсутствие взрослых.
Пример страшилки:
Жили-были отец, мать, сын, дочь. На стене у них пятно какое-то появилось,
большое. Мать терла, терла – не стерла. Мать исчезла ночью. На другой день отец
трет, трет, трет – тоже исчез. Брат трет, трет – исчез. Дочь стала тереть – черт
вылезаем. Она говорит: «Ты зачем моих мамку, папку и брата съел?».
Пословицы и поговорки – меткие выражения, созданные народом.Пословица содержит нравоучение, примету, предостережение или наставление. Многие русские пословицы состоят из двух соразмерных, рифмующихся частей. Пословицы, как правило, имеют прямой и переносный смысл. Часто существует несколько вариантов пословиц с
23 одной и той же моралью. Поговорка – словосочетание, отражающее какое-либо явление жизни, часто имеет юмористический характер.
Примеры пословиц и поговорок.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Семеро одного не ждут.
Хлеб – всему голова.
Когда рак на горе свистнет.
Загадки представляют собой краткие образные определения предмета или явления в нарочито затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт. Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность. Загадка – древний жанр. На её древнее бытование указывает распространение загадок у народов с малоразвитой культурой.
Примеры загадок:
Висит груша – нельзя скушать» (лампа).
Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы).
Частушки – короткие стихотворения, обычно напеваются. Частушке свойственны злободневность тематики, афористичность, неожиданность метафор и рифм, напевно- речитативный тип мелодики, импровизация на основе устойчивых музыкальных форм.
Частушки создаются преимущественно сельской молодёжью, исполняются на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку или без музыкального сопровождения. Основной эмоциональный тон – мажорный. Причинами, вызвавшими к жизни миниатюрную форму народной лирики – частушки, были: значительная ломка жизни, быстрая смена её явлений, что вызвало необходимость быстро выражать отношение к ним и определило многотемность частушек.
Пример частушки:
Как заслышу я гармошку,
Заиграет кровь ключом.
Увлеклась я гармонистом,
А гармошка – ни при чем!