Файл: Урок как предмет внутришкольного контроля качества реализации фгос.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Урок как предмет внутришкольного контроля качества реализации ФГОС
(материалы для слушателей курсов ДПП ПК «Внутришкольный контроль – определяющий фактор эффективного функционирования школы»)
Шостак Е.Н,

преподаватель кафедры

социального и гуманитарного образования

Симферополь - 2020

Урок как предмет внутришкольного контроля качества реализации ФГОС

Урок – это основная форма учебного процесса в современной школе. Организационно урок характеризуется определённостью отводимого на него времени, постоянством состава учащихся, проведением по установленному расписанию, преимущественно в учебном классе (кабинете) и при коллективной форме обучения. Дидактически урок характеризуется единством дидактической цели, объединяющей содержание деятельности учителя и учащихся, определённостью структуры, диктуемой каждый раз конкретными условиями и закономерностями усвоения учебного материала.
Анализ урока занимает одно из ведущих мест в системе внутришкольного контроля и выполняет следующие функции:

  • контроль за учебным процессом; внедрение выводов и рекомендаций педагогической науки в практику;

  • изучение системы работы учителя, группы учителей;

  • изучение передового педагогического опыта; оказание методической помощи учителю;

  • получение информации для текущего, годового и перспективного планирования;

  • изучение преемственности в осуществлении педагогической практики на уроках в школе;

  • изучение промежуточных и конечных результатов работы по новым стандартам и т.д.

Таким образом, анализ –это основной метод контроля в структуре и содержании педагогической деятельности. С целью более полного и разностороннего изучения работы учителей, для оценки состояния учебно-воспитательной работы необходимо систематическое посещение уроков, различных видов внеурочной работы.


Посещение и анализ любого занятия, мероприятия –это высокая культура общения, которая предполагает:

а) самоанализ учителем урока, занятия, мероприятия;

б) анализ проверяющего, который непременно начинает с достоинств урока и учителя;

в) анализ просчётов с рекомендациями по их устранению;

г) благодарность за возможность посещения урока и добрые пожелания.

При осуществлении внутришкольного контроля необходимо соотносить виды анализа урока с целями и результатами.
Система посещения уроков.

  1. Посещение всех уроков, отведенных на изучение темы в данном классе с целью знакомства с системой работы учителя, оценки оптимальности выбранной структуры урока, оптимальности сочетания методов и приемов обучения.

  2. Посещение уроков учителя на протяжении рабочего дня с целью изучения соответствия методических приемов возрастным особенностям учащихся.

  3. Посещение уроков разных учителей в одной параллели с целью оценки объема получаемой информации на протяжении учебного дня, суммарного объема домашних заданий, выполнения учащимися единых требований, интенсивности их труда на разных уроках, стиля и сравнительной методики работы.

  4. Посещение уроков в течение рабочей недели в одном классе с целью изучения систематической работы каждого школьника, его самостоятельности, активности и инициативности, качества выполнения домашнего задания.

  5. Посещение уроков у разных учителей с целью изучения отдельных проблем учебно-воспитательного процесса (эффективность организации самостоятельной работы, степень сформированности у учащихся специальных общеучебных умений и навыков, формирование интереса к предмету и т.д.).


Классификация целей посещения уроков





Алгоритм подготовки администрации к посещению урока

1. Определить для посещения конкретный урок или систему уроков (учитель, предмет, тема, класс) в соответствии с целями, задачами, планом внутришкольного контроля и рекомендациями по итогам посещения предыдущих уроков (при наличии).

2. Определить цель посещения урока.

3. Разработать конкретную схему анализа урока в соответствии с определенной целью посещения урока.



4. Ознакомиться с рабочей программой учителя, с особенностями преподавания учебного предмета

5. Ознакомиться с результатами педагогического консилиума класса (при наличии).

6. Ознакомиться с содержанием записей в классном журнале (тема предыдущего урока, объем, содержание и характер домашнего задания).

7. Определить необходимость проверки сформированности компетенций обучающихся, при необходимости подготовить соответствующий инструментарий (вопросы для беседы, тексты контрольных работ, темы сочинений, тестов, анкетирование и др.).

8. При необходимости привлечь для посещения урока руководителя методического объединения, методиста, учителя-наставника, классного руководителя, психолога и др.).

9. Подготовить все необходимые бланки для фиксации хода урока и его анализа.

Цели посещения урока (примерный перечень)

1. Определить эффективность работы по развитию познавательных интересов обучающихся.

2. Изучить эффективность методов обучения, применяемых учителем на уроке.

3. Определить эффективность форм и методов обучения, применяемых учителем.

4. Изучить педагогическое руководство со стороны учителя работой обучающихся с учебником.

5. Изучить эффективность методов обучения, применяемых учителем на уроке, для реализации межпредметных связей.

6. Оценить объективность оценивания на уроке.

7. Изучить работу учителя по формированию метапредметных компетенций.

8. Определить уровень самостоятельной работы обучающихся на уроке.

9. Ознакомиться с работой молодого (нового) учителя.

10. Оказать методическую помощь учителю по конкретному вопросу.

11. Выявить уровень знаний обучающихся по предмету.

12. Использование учителем темы для воспитания доброты и человечности.

13. Изучить, как используется на уроке местный материал.

14. Изучение осуществления учителем на уроке профориентационной работы.

15. Изучить, как формируется интерес к изучению родного (иностранного) языка.

16. Определить пробелы и типичные недостатки в знаниях обучающихся, установить причины.

17. Изучить, с помощью каких методов работы и методических приемов учитель включает обучающихся в активную творческую деятельность.

18. Познакомиться с условиями, которые обеспечивают достижение позитивных результатов.


19. Изучить, как осуществляется индивидуальный подход.

20. Изучить методику освоения нового материала.

21. Выявить уровень усвоения обучающимися нового материала.

22. Ознакомиться с работой учителя по выработке культуры устной и письменной речи.

23. Проверить выполнение учителем предыдущих рекомендаций.

24. Ознакомиться с методами и приемами учителя по реализации целей и задач урока.

25. Изучить эффективность использования раздаточного материала и наглядности.

26. Изучить состояние дифференциации обучения.

27. Определить уровень поликультурной направленности обучения и воспитания.

28. Изучить, как учитель внедряет ППО.

29. Изучить рациональность распределения времени по этапам урока.

30. Изучить, как учитель обеспечивает формирование понятийного аппарата предмета по данной теме.

31. Изучить использование учителем воспитательного потенциала урока.

32. Изучить оптимальность объема, характер, сложность, дифференциацию и способы инструктирования домашнего задания.

33. Оценить, как учитель придерживается критериев при оценивании ответов обучающихся.

34. Определить уровень сформированности у обучающихся научного мировоззрения.

35. Изучить умение выделять главное на этапах изучения и закрепления нового материала, контроля знаний обучающихся.

36. Изучить умение учителя рационально подбирать формы и методы работы в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, содержанием материала.

37. Изучить умение учителя обеспечить учебную дисциплину на уроке.

38. Изучить умение руководить познавательной деятельностью обучающихся, развивать интерес к предмету.

39. Изучить умение обеспечивать контроль знаний, умений, навыков обучающихся (формирования предметных компетенций).

40. Изучить умение обеспечить единство обучения и воспитания с учетом темы, содержания материала урока.

41. Рассмотреть владение психологией общения с обучающимися.

42. Оценить уровень владения учителем образовательными технологиями при обучении.

43. Изучить уровень гуманизации обучения.

44. Изучить эффективность методов обучения, используемых учителем.

45. Изучить объективность оценивания обучающихся.

46. Оценить эффективность работы учителя по развитию познавательных интересов обучающихся.

47. Выявить уместность и эффективность форм обучения, используемых учителем.

48. Изучить уровень самостоятельной работы обучающихся на уроке.

49. Изучить, как учитель осуществляет на уроке межпредметные связи.


50. Изучить эффективность приемов, используемых учителем, для организации обратной связи на уроке.

51. Изучить уровень сформированности метапредметных (общеучебных) навыков.

52. Изучить работу учителя по формированию у обучающихся умения самостоятельно приобретать знания.

53. Установить уровень знания обучающимися фактического материала по предмету.

54. Изучить результативность внедрения современной образовательной технологии.

55. Изучить состояние дисциплины обучающихся на уроке, уровень культуры общения учителя с обучающимися.

56. Изучить деятельность учителя по развитию творческого потенциала обучающихся.

57. Изучить уровень реализации принципа единства обучения, воспитания и развития личности.

58. Выяснить уровень соблюдения учителем принципа научности при изучении нового материала.

59. Изучить целесообразность и эффективность использования наглядности на уроке.

60. Изучить формы, методы и приемы реализации учителем индивидуального и дифференцированного подхода на разных этапах урока

61. Изучить стиль общения учителя с обучающимися.

62. Выяснить уровень оптимального подбора объема учебного материала и его содержания для эффективного усвоения новой темы

63. Оценить методы работы учителя по формированию внутренней мотивации обучения.

64. Оценить методы сотрудничества учителя с обучающимися на уроке.

65. Проверить соблюдение правил техники безопасности и норм санитарно-гигиенического режима на уроке.

66. Проанализировать технику проведения урока (ритм, темп, распределение времени).

67. Оценить грамотность учителя при использовании определенных технологий и методик обучения, эффективность их использования.

68. Изучить систему работы учителя по осуществлению контроля, проверки и оцениванию знаний, умений и навыков (компетенций) обучающихся (гуманность, объективность, разнообразие форм, методов, видов проверки и контроля).

69. Изучить психологическое состояние обучающихся на уроке (активность, чувство комфорта, профилактика утомляемости и др.), умение учителем снять тревожность и неуверенность

70. Изучить особенности развития познавательных процессов на уроке (внимания, памяти, восприятия, мышления).

71. Оценить рациональность использования времени на уроке (хронометраж урока).