Файл: Урок как предмет внутришкольного контроля качества реализации фгос.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


72. Изучить методы и приемы создания благоприятного климата на уроке.

73. Изучить эффективность использования инновационных форм и методов обучения.

74. Изучить обеспечение усвоения обучающимися основных понятий на уроке.

75. Изучить способы формирования критического мышления обучающихся.

76. Оценить организацию игровой деятельности обучающихся на уроке.

77. Проанализировать уровень и эффективность использования ИКТ технологий в образовательном процессе.

78. Оценить работу учителя по развитию на уроке творческих способностей и талантов обучающихся.

79. Проанализировать формирование навыков культуры устной и письменной речи.

80. Эффективность работы учителя по развитию связной речи обучающихся, обогащению словарного запаса.
Классификация анализов урока

Традиционно выделяют следующие виды анализа уроков:
1. Полный анализ урока

2. Структурный анализ урока

3. Аспектный анализ урока

4. Краткий анализ урока

5. Дидактический анализ урока

7. Психологический анализ

8. Комплексный анализ уроков

Полный анализ урока - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока.

Схема полного анализа урока

1. Целевая направленность урока (постановка триединой задачи).

2. Каков объем отобранного на урок учебного материала и реальность его усвоения на уроке учащимися.

3. Какое время на уроке было отведено изучению нового материала, его разбору, закреплению и выявлению результатов усвоения.

4. Как организована самостоятельная мыслительная деятельность учащихся, уровень взаимопроверки своих знаний на уроке.

5. Как работа с учебником способствовала усвоению и закреплению знаний учащихся.

6. Выявить, каков уровень обратной связи со всеми учащимися.

7. Какова система заданий работы учителя с учащимися и как она способствует достижению необходимого уровня знаний на данном уроке.

8. Рациональность проведения уроков - лекций, семинара, конференции, диспута, конкурса и т.д., выдача материала блоками, использование опорных сигналов на данном уроке.


9. Какие методы и приемы обучения были использованы, их активность на уроке.

10. Осуществляется ли опора на межпредметные связи.

11. Как творчески проверено домашнее задание предыдущего урока у всех и доведено ли новое до каждого ученика, его оптимальность с учетом объема заданий по другим предметам.

12. Каков результат усвоения знаний учащихся и не снизится ли он в новых условиях, ситуациях.
Структурный анализ урока - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся.

Схема структурного анализа урока

1. Выявить главные элементы урока и определить основные виды работы с учащимися.

2. Определить их последовательность и целесообразность.

3. Выявить временной фактор и его рациональность по этапам урока.

4. Как развивается учебная деятельность учащихся от первого до последнего структурного элемента урока.

5. Какова взаимосвязь отдельных структурных элементов урока.

6. Какова результативность отдельных этапов урока в конечном усвоении знаний учащихся.
Аспектный анализ урока - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.

Схема аспектного анализа урока

1. Постановка и решение на уроке триединой задачи (обучение, воспитание, развитие).

2. Оптимальность выбора типа и структуры урока для решения данной аспектной задачи.

3. Соответствие содержания, понятий, факторов и идей изучаемого материала решению данной аспектной задачи.

4. Была ли обеспечена на данном уроке преемственность в решении данной задачи.

5. Проанализировать использование форм и методов обучения, воспитания и развития.

6. Какова работа на уроке учащихся с учебниками и другой литературой.

7. Как организована и каков уровень самостоятельной работы каждого учащегося.

8. Достигнут ли результат по его аспектной цели.

9. Как на уроке оценивались знания, умения и навыки учащихся, каково воспитательное значение оценки и как она помогает достижению конечного результата.
Краткий анализ урока (оценочный) - это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.



Схема краткого анализа урока

1. Постановка на уроке триединой задачи (обучение, воспитание, развитие).

2. Какими методами она решалась.

3. Примеры, подтверждающие работу учителя по реализации .

4. Была ли обеспечена на данном уроке преемственность в решении данной задачи.

5. Проанализировать использование форм и методов обучения, воспитания и развития.

6. Какова работа на уроке учащихся с учебниками и другой литературой.

7. Как организована и каков уровень самостоятельной работы каждого учащегося.

8. Достигнут ли результат по его аспектной цели.

9. Как на уроке оценивались знания, умения и навыки учащихся, каково воспитательное значение оценки и как она помогает достижению конечного результата.
Дидактический анализ урока - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.).

Схема дидактического анализа урока

1. Общие сведения об учителе и классе.

2. Тема урока, его место в системе уроков по данной теме.

3. Цели-задачи урока (обучение, воспитание, развитие), комплексность их решения.

4. Оптимальный отбор содержания обучения под поставленные цели.

5. Адекватность, т.е. соответствие методов и средств целям и содержанию урока, их оптимальность и интенсивность.

6.Тип урока, рациональность избранной структуры урока, т.е. соответствие ее целям, содержанию и методам обучения.

7. Дидактическое взаимодействие на уроке. Технология реализации сотрудничества в обучении.

8. Посильность объема и сложности домашнего задания.

9. Степень реализации триединой задачи урока.
Психологический анализ урока - это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа).

Схема психологического анализа урока

1. Психологическое состояние учащихся перед началом урока и в ходе его (готовность к уроку, собранность, настроение и его причины, эмоциональный отклик на происходящее на занятии).


2. Развитие внимания, устойчивость внимания на разных этапах урока, приемы привлечения внимания и поддержания его устойчивости, случаи отвлечения внимания и его причины, соотношение произвольного и непроизвольного внимания.

3. Развитие и тренировка памяти учащихся; как организация урока способствовала развитию всех видов памяти (механически-смысловой, произвольной, непроизвольной, кратко-зрительной), организация основных процессов памяти - восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения.

4. Развитие мышления учащихся: создание проблемных ситуаций, использование заданий, формирующих параметры мыслительных операций сравнение анализ, синтез, обобщение, конкретизация, систематизация, абстрагирование, создание условий для развития творческого мышления.

5. Развитие воображения учащихся через образную подачу материала.

6. Приемы организации осмысленного восприятия материала школьниками.

7. Привлечение эмоций учащихся в процессе обучения или весь расчет делался на мыслительную деятельность.

8. Способствовал ли урок общему развитию личности школьника и детского коллектива в целом.

9. Знание учителем возрастной психологии и психологический контакт с классом: как учитель следит в процессе обучения за движениями мысли и чувства каждого ученика, педагогический такт учителя.
Правила проведения анализа урока

  1. Анализируйте состоявшийся урок, а не полемизируйте вокруг него.

2. Содержание анализа урока должно служить задачам развития, вовлечения учителя в режим творчества.

3. Педагогический анализ урока должен быть инструментом формирования убеждения у учителя необходимости пересмотреть свои методы работы, свои отношения с учениками, если они оказались непродуктивными.

4. Анализ урока должен быть инструментом мотивации учителя на совершенствование своего профессионального уровня. Мотивы:

  • самореализация учителя в труде;

  • саморазвитие личности;

  • развитие способностей;

  • освоение новых методик и технологий;

  • улучшение отношений с детьми;

  • повышение качества знаний учащихся.

5. В ходе анализа урока руководитель должен опираться на все передовое и новое, что дает педагогическая наука, настойчиво рекомендовать учителю в своих предложениях по уроку освоение передовых методов, знакомство с новыми положениями педагогической теории.


6. При педагогическом анализе урока руководитель должен формировать у учителя системное видение урока, умение и желание проникать в его сущность, стремление анализировать каждый свой шаг на уроке.

Помните! Педагогический анализ урока руководителем – практикум по самоанализу урока учителем.

7. Весь процесс педагогического анализа урока необходимо строить на выражении Вашей истинной веры в успех учителя, в его способность делать то, чего от него ожидается.

Помните! В поведении людей отражается то, что мы от них ожидаем! Расширение сферы уверенности в себе расширяет сферу возможностей учителя. Учитель добивается успеха, когда кто-то, кого он уважает, верит в этот успех, считает, что он «сможет».

8. При осуществлении педагогического анализа урока нельзя превращать его в инструмент критики. Давайте учителю в ходе анализа урока спасти свой престиж.

9. Анализ урока должен быть выражением уважения к человеку и доверия к нему.

10. Беседа с учителем и анализ урока должны проходить в естественной для учителя обстановке, а не в результате специального вызова педагога в кабинет руководителя.
Примерные рекомендации учителю по результатам

анализа посещенного урока:

1. Продумывать в комплексе и конкретизировать в плане урока задачи обучения, развития и воспитания обучающихся.

2. Тщательнее продумывать не только образовательную цель урока, но и развивающую, и воспитательную.

3. Конкретизировать цели и задачи урока, связывая их с содержанием учебного материала.

4. Углублять практические умения и навыки использования инновационных форм и интерактивных методов работы.

5. Рационально (целесообразно) использовать наглядность, продумывать ее роль и эффективность в структуре урока.

6. Использовать в системе методов обучения элементы проблемного обучения.

7. Продумывать и правильно использовать контрольно-коррекционную функцию урока как стимулирующую роль в учебном процессе.

8. Подбирать оптимальные методы и приемы работы с учебным материалом в соответствии со структурной организацией урока.

9. Продумывать систему упражнений для повышения практической направленность урока.

10. Продумывать систему вопросов, формирующих аналитическое мышление (на обобщение, сопоставление, анализ, формулировку выводов).

11. Уделить внимание подбору дидактического материала (элементы новизны, факты для сравнения, выводов), позаботиться о его воспитательной направленности.