Файл: Урок как предмет внутришкольного контроля качества реализации фгос.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


12. Практиковать опережающие домашние задания, продумывать их систему, роль в системе уроков.

13. Продумывать систему работы с учебником, планировать самостоятельную работу (отбор материала для иллюстрации, выбор из учебника орфограмм, правил, законов и др.).

14. Планировать систему тренировочных упражнений, которые содержат не только анализ явлений, законов, но и задания творческого характера.

15. Обратить внимание на развивающее обучение – развитие умственных способностей обучающихся (мышление, речь, воображение, память и др.) используя рациональные приемы учебной деятельности.

16. Обратить внимание на элементы развивающего обучения – развитие критического обучения обучающихся путем подбора соответствующих форм и методов работы.

17. Этап урока «домашнее задание» использовать для актуализации материала, необходимого для усвоения новой темы.

18. При подготовке к уроку продумывать структуру урока, формы и методы работы на уроке с учетом полученных рекомендаций.

19. Выполнять требования к современному уроку в рамках внедрения ФГОС.

20. При реализации рабочей программы на уроках использовать приемы системно-деятельностного подхода.

21. Продумать систему домашних заданий в рамках отдельной темы, блоков уроков с учетом реальных возможностей и индивидуальных особенностей обучающихся класса.

22. При планировании уроков предусмотреть возможность межпредметной или внутрипредметной интеграции отдельных тем.

23. Обратить внимание на возможность использования игровых технологий в организации образовательного процесса.

24. Обратить внимание на методику организации коллективной, групповой, индивидуальной творческой деятельности.

25. Разработать систему методов и приемов по предупреждению (или преодолению) неуспешности обучающихся.

Примерная схема анализа метапредметного урока

_______(дата проведения урока) __________________(предмет )

___________( класс) учитель _____________________


Тема урока __________________________________________________________________

Цель посещения________________________________________________________________


  № пп

Признаки, позволяющие назвать урок метапредметным

комментарии, примечания

1

Самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность учащихся

Рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов.

Активизация интереса и мотивации обучения учащихся путём привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт каждого ученика.

 

2

Использование образовательных технологий:

-технология совместного обучения;

-технология исследовательской деятельности;

-проектная деятельность;

-проблемно-диалогическая технология;-игровая технология.

Организация внеурочной деятельности школьников:

-разработка и реализация надпредметных проектов:

-участие в исследовательской работе.

 

3

Ключевые понятия, проблемы, задачи урока рассматриваются в качестве деятельностных  единиц содержания и концентрируют в себе достаточно широкую область познаваемого бытия. 

Способы деятельности на уроке являются универсальными, то есть, применимыми к различным предметным областям.

Целеполагание как обязательный элемент урока.

 

4

Исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая деятельность, суть которой заключается в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.




5

Передача учащимся не знаний, а способов работы со знаниями. Развитие базовых способностей мышления, воображения, работа с взаимосвязями. Формирование Универсальных Учебных Действий, умений структурировать знания. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 

6

Наличие основополагающего, проблемных и учебных вопросов, которые способствуют развитию познавательной активности школьников и формированию метапредметных и универсальных учебных действий.

 

7

- Метапредметный урок выстраивается вокруг мысле-деятельностной организованности, например, знание, проблема, задача, смысл, категория и т.д. Все они имеют деятельностный, и потому универсальный (метапредметный) характер.

- Очень хорошее знание материала традиционных учебных предметов, что позволяет грамотно переорганизовывать учебный материал вокруг деятельностных единиц содержания.

- Ориентация на развитие у учащихся базовых компетенций.

- Многообразие методических форм и приемов, позволяющих интенсифицировать работу на уроке.

 

8

Исследовательская и поисковая работа учащихся, деятельностный подход в обучении, рефлексия,  связь теории с практикой.

 

9

- формирование целостности картины мира;

- проблемный и исследовательский подход, познание в сравнении;

- развитие монологической речи, коммуникативных навыков;

- "поучение" на примере, работа по алгоритму;

- моделирование;

- умение черпать информацию из всего.

 

10

учащийся осмысляет во время урока использование содержания материала в жизни

на уроке видимы взаимоотношения наук

созданы проблемные ситуации, требующие личностного самоуправления

учитель создает условия, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя, найти решения тех или иных поставленных задач




11

-взаимосвязь и взаимообусловленность теории и практики

-"присвоение" открытия в процессе познания

-мировоззренческая составляющая (знание "встраивается" в опыт)






Выводы и предложения:
ОЗНАКОМЛЕН(а)

______________________ ______________________

(подпись учителя) (Ф.И. О. учителя)

Примерная схема анализа урока с позиций системно-деятельностного подхода

Дата посещения_________________ Ф.И.О. учителя___________________

Класс_____________________ Предмет__________________________________

Тема урока_____________________________________________________________

Цель посещения______________________________________________________________

_________________________________________________________________________




Этапы и содержание наблюдения

Да

Частично

Нет

Примеч.

1.

Цель урока

Прослеживается ли реализация поставленных целей













2.

Организация урока: тип урока, структура, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленным целям













3.

Целеполагание













3.1

Цель объявлена учителем без пояснений и комментариев













3.2

Цель урока понятна для ученика













3.3

Цель урока личностно-значима для учеников (ориентир на пользу ,любознательность, др. личные мотивы учеников)













3.4.

Учащиеся привлекаются к обсуждению и определению целей













3.5

Задачи урока диагностичны, измеряемы













4

Мотивация













5.

Соответствие урока требованиям ФГОС













5.1

Ориентация на новые образовательные результаты













5.2

Нацеленность деятельности на формирование УУД













5.3

Использование современных технологий (проектная, исследовательская, ИКТ и др)













6.

Содержание урока













6.1

Владение материалом урока, его соответствие возрастным возможностям













6.2

Соответствие требованиям программы и КТП













6.3

Связь теории с практикой, опора на жизненный опыт ученика с целью развития познавательной активности и самостоятельности













6.4

Связь материала с ранее пройденным, межпредметные связи













7.

Методика проведения урока













7.1

АОЗ и способов деятельности обучающихся. Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций













7.2

Методы обучения:

объяснительно-иллюстративный













репродуктивный













проблемное изложение













частично поисковый













исследовательский













Число заданий репродуктивного характера(«прочитай,перескажи»…)













Число заданий поискового характера («докажи», объясни»,»оцени», «сравни»,»найди ошибку»)













7.3

Соотношение деятельности учителя и деятельности обучающихся.

Объем и характер самостоятельных работ













7.4.

Методы познания:

наблюдение













опыт













поиск информации













сравнение













чтение













другое













7.5

Применение диалоговых форм общения













7.6

Создание нестандартных ситуаций ,коллизий при использовании знаний













7.7

Осуществление обратной связи «ученик-учитель»













7.8

Формы организации познавательной деятельности:

индивидуальная













групповая













фронтальная













коллективная













парная














7.9

Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для школьников различного уровня обученности













7.10

Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения













7.11

Использование наглядного материала:

в качестве иллюстрации













для эмоциональной поддержки













для решения обучающих задач













Наглядный материал:

избыточен













достаточен













уместен













недостаточен













7.12

Формирование навыков самоконтроля и самооценки













8

Психологические основы урока













8.1

Учет учителем уровней актуального развития и зоны ближайшего развития













8.2

Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятие, внимание ,воображение ,мышление, память, речь.













8.3

Ритмичность урока:

чередование материала разной степени трудности













разнообразие видов учебной деятельности













8.4

Наличие психологических пауз и разрядки, физпаузы.

Эмоциональная атмосфера урока













9.

Домашнее задание:

Оптимальный объем
















доступность инструктажа
















дифференциация
















представляется право выбора













10

Рефлексия













11

Оценка деятельности:

учитель применяет только балльное оценивание













стандартное 5 балльное оценивание с объяснением критериев













вербальная оценка работы учеников













взаимооценка













самооценка














Выводы и предложения:______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОЗНАКОМЛЕН(а)

______________________ ______________________

(подпись учителя) (Ф.И. О. учителя)