Файл: Урок как предмет внутришкольного контроля качества реализации фгос.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12. Практиковать опережающие домашние задания, продумывать их систему, роль в системе уроков.
13. Продумывать систему работы с учебником, планировать самостоятельную работу (отбор материала для иллюстрации, выбор из учебника орфограмм, правил, законов и др.).
14. Планировать систему тренировочных упражнений, которые содержат не только анализ явлений, законов, но и задания творческого характера.
15. Обратить внимание на развивающее обучение – развитие умственных способностей обучающихся (мышление, речь, воображение, память и др.) используя рациональные приемы учебной деятельности.
16. Обратить внимание на элементы развивающего обучения – развитие критического обучения обучающихся путем подбора соответствующих форм и методов работы.
17. Этап урока «домашнее задание» использовать для актуализации материала, необходимого для усвоения новой темы.
18. При подготовке к уроку продумывать структуру урока, формы и методы работы на уроке с учетом полученных рекомендаций.
19. Выполнять требования к современному уроку в рамках внедрения ФГОС.
20. При реализации рабочей программы на уроках использовать приемы системно-деятельностного подхода.
21. Продумать систему домашних заданий в рамках отдельной темы, блоков уроков с учетом реальных возможностей и индивидуальных особенностей обучающихся класса.
22. При планировании уроков предусмотреть возможность межпредметной или внутрипредметной интеграции отдельных тем.
23. Обратить внимание на возможность использования игровых технологий в организации образовательного процесса.
24. Обратить внимание на методику организации коллективной, групповой, индивидуальной творческой деятельности.
25. Разработать систему методов и приемов по предупреждению (или преодолению) неуспешности обучающихся.
Примерная схема анализа метапредметного урока
_______(дата проведения урока) __________________(предмет )
___________( класс) учитель _____________________
Тема урока __________________________________________________________________
Цель посещения________________________________________________________________
№ пп | Признаки, позволяющие назвать урок метапредметным | комментарии, примечания |
1 | Самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность учащихся Рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов. Активизация интереса и мотивации обучения учащихся путём привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт каждого ученика. | |
2 | Использование образовательных технологий: -технология совместного обучения; -технология исследовательской деятельности; -проектная деятельность; -проблемно-диалогическая технология;-игровая технология. Организация внеурочной деятельности школьников: -разработка и реализация надпредметных проектов: -участие в исследовательской работе. | |
3 | Ключевые понятия, проблемы, задачи урока рассматриваются в качестве деятельностных единиц содержания и концентрируют в себе достаточно широкую область познаваемого бытия. Способы деятельности на уроке являются универсальными, то есть, применимыми к различным предметным областям. Целеполагание как обязательный элемент урока. | |
4 | Исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая деятельность, суть которой заключается в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. | |
5 | Передача учащимся не знаний, а способов работы со знаниями. Развитие базовых способностей мышления, воображения, работа с взаимосвязями. Формирование Универсальных Учебных Действий, умений структурировать знания. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | |
6 | Наличие основополагающего, проблемных и учебных вопросов, которые способствуют развитию познавательной активности школьников и формированию метапредметных и универсальных учебных действий. | |
7 | - Метапредметный урок выстраивается вокруг мысле-деятельностной организованности, например, знание, проблема, задача, смысл, категория и т.д. Все они имеют деятельностный, и потому универсальный (метапредметный) характер. - Очень хорошее знание материала традиционных учебных предметов, что позволяет грамотно переорганизовывать учебный материал вокруг деятельностных единиц содержания. - Ориентация на развитие у учащихся базовых компетенций. - Многообразие методических форм и приемов, позволяющих интенсифицировать работу на уроке. | |
8 | Исследовательская и поисковая работа учащихся, деятельностный подход в обучении, рефлексия, связь теории с практикой. | |
9 | - формирование целостности картины мира; - проблемный и исследовательский подход, познание в сравнении; - развитие монологической речи, коммуникативных навыков; - "поучение" на примере, работа по алгоритму; - моделирование; - умение черпать информацию из всего. | |
10 | учащийся осмысляет во время урока использование содержания материала в жизни на уроке видимы взаимоотношения наук созданы проблемные ситуации, требующие личностного самоуправления учитель создает условия, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя, найти решения тех или иных поставленных задач | |
11 | -взаимосвязь и взаимообусловленность теории и практики -"присвоение" открытия в процессе познания -мировоззренческая составляющая (знание "встраивается" в опыт) | |
Выводы и предложения:
ОЗНАКОМЛЕН(а)
______________________ ______________________
(подпись учителя) (Ф.И. О. учителя)
Примерная схема анализа урока с позиций системно-деятельностного подхода
Дата посещения_________________ Ф.И.О. учителя___________________
Класс_____________________ Предмет__________________________________
Тема урока_____________________________________________________________
Цель посещения______________________________________________________________
_________________________________________________________________________
№ | Этапы и содержание наблюдения | Да | Частично | Нет | Примеч. |
1. | Цель урока Прослеживается ли реализация поставленных целей | | | | |
2. | Организация урока: тип урока, структура, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленным целям | | | | |
3. | Целеполагание | | | | |
3.1 | Цель объявлена учителем без пояснений и комментариев | | | | |
3.2 | Цель урока понятна для ученика | | | | |
3.3 | Цель урока личностно-значима для учеников (ориентир на пользу ,любознательность, др. личные мотивы учеников) | | | | |
3.4. | Учащиеся привлекаются к обсуждению и определению целей | | | | |
3.5 | Задачи урока диагностичны, измеряемы | | | | |
4 | Мотивация | | | | |
5. | Соответствие урока требованиям ФГОС | | | | |
5.1 | Ориентация на новые образовательные результаты | | | | |
5.2 | Нацеленность деятельности на формирование УУД | | | | |
5.3 | Использование современных технологий (проектная, исследовательская, ИКТ и др) | | | | |
6. | Содержание урока | | | | |
6.1 | Владение материалом урока, его соответствие возрастным возможностям | | | | |
6.2 | Соответствие требованиям программы и КТП | | | | |
6.3 | Связь теории с практикой, опора на жизненный опыт ученика с целью развития познавательной активности и самостоятельности | | | | |
6.4 | Связь материала с ранее пройденным, межпредметные связи | | | | |
7. | Методика проведения урока | | | | |
7.1 | АОЗ и способов деятельности обучающихся. Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций | | | | |
7.2 | Методы обучения: объяснительно-иллюстративный | | | | |
репродуктивный | | | | | |
проблемное изложение | | | | | |
частично поисковый | | | | | |
исследовательский | | | | | |
Число заданий репродуктивного характера(«прочитай,перескажи»…) | | | | | |
Число заданий поискового характера («докажи», объясни»,»оцени», «сравни»,»найди ошибку») | | | | | |
7.3 | Соотношение деятельности учителя и деятельности обучающихся. Объем и характер самостоятельных работ | | | | |
7.4. | Методы познания: наблюдение | | | | |
опыт | | | | | |
поиск информации | | | | | |
сравнение | | | | | |
чтение | | | | | |
другое | | | | | |
7.5 | Применение диалоговых форм общения | | | | |
7.6 | Создание нестандартных ситуаций ,коллизий при использовании знаний | | | | |
7.7 | Осуществление обратной связи «ученик-учитель» | | | | |
7.8 | Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная | | | | |
групповая | | | | | |
фронтальная | | | | | |
коллективная | | | | | |
парная | | | | | |
7.9 | Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для школьников различного уровня обученности | | | | |
7.10 | Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения | | | | |
7.11 | Использование наглядного материала: в качестве иллюстрации | | | | |
для эмоциональной поддержки | | | | | |
для решения обучающих задач | | | | | |
Наглядный материал: избыточен | | | | | |
достаточен | | | | | |
уместен | | | | | |
недостаточен | | | | | |
7.12 | Формирование навыков самоконтроля и самооценки | | | | |
8 | Психологические основы урока | | | | |
8.1 | Учет учителем уровней актуального развития и зоны ближайшего развития | | | | |
8.2 | Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятие, внимание ,воображение ,мышление, память, речь. | | | | |
8.3 | Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности | | | | |
разнообразие видов учебной деятельности | | | | | |
8.4 | Наличие психологических пауз и разрядки, физпаузы. Эмоциональная атмосфера урока | | | | |
9. | Домашнее задание: Оптимальный объем | | | | |
| доступность инструктажа | | | | |
| дифференциация | | | | |
| представляется право выбора | | | | |
10 | Рефлексия | | | | |
11 | Оценка деятельности: учитель применяет только балльное оценивание | | | | |
стандартное 5 балльное оценивание с объяснением критериев | | | | | |
вербальная оценка работы учеников | | | | | |
взаимооценка | | | | | |
самооценка | | | | |
Выводы и предложения:______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОЗНАКОМЛЕН(а)
______________________ ______________________
(подпись учителя) (Ф.И. О. учителя)