Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Курсовая работа
Тема: Анализ конкурентоспособности предприятия
Специальность:3802.1 Коммерция по отраслям.
Титульный лист где?
Выполнила студент группы К-221 А.А Пойлова
Проверил преподаватель Н.Ю. Фадеева
Оценка:
Содержание:
Введение
Глава 1. Теоретические основы конкуренции и ее роли в экономическом развитии предприятия
1.1 Конкуренция как составляющая рыночной экономической системы
1.2 Сущность конкурентоспособности предприятия
1.3 Факторы влияющие на конкурентоспособность предприятия
Глава 2. Анализ конкурентоспособности магазина «NIKE»
2.1 Краткая характеристика магазина «NIKE»
2.2 Оценка конкурентоспособности и анализ уровня конкурентоспособности предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников
1.Слово глава мы не пишем
2.Где номера страницы?
3.Заключение прописными буквами, а не заглавными.
Читай методичку, там есть как оформлять содержание.
Введение Не нужно жирным шрифтом
Почему не с заглавной буквы? Абзац с красной строки, текст не выровнен.
предприятия и экономики в целом; движущая сила экономических, производственных процессов, оказывающих влияние на результат производственной, экономической деятельности»
Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности организации, так и в сторону уменьшения. Факторы определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности. Но наличие самих факторов недостаточно для обеспечения конкурентоспособности. Все зависит от того, насколько эффективно они используются.
Факторы, влияющие на конкурентную борьбу :Все перечисления с красной строки отступ 1,25. После точки с заглавной буквы.
1. размер рынка - чем больше, тем сильнее конкуренты;
2. темпы роста рынка - быстрый рост облегчает прони Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что функционирование предприятий происходит в условиях жесткой конкурентной борьбы между товаропроизводителями, когда часто используются методы, связанные с нарушением норм и правил конкуренции. Это выражается в установлении демпинговых цен – продаже товаров по цене ниже себестоимости; установлении контроля над деятельностью конкурента; злоупотреблении господствующим положением на рынке; зависимости поставок конкретных товаров или предоставлении услуг от принятия ограничений по производству или распределению конкурирующих товаров; введении ограничительных условий и агентских соглашений при сбыте продукции, определяющих, когда, кому, в каких количествах и на каких условиях осуществлять поставки; тайных сговорах на торгах; ложной информации и рекламе, вводящей конкурента в заблуждение; недобросовестном копировании товаров и продукции конкурентов; нарушений стандартов и условий поставок товаров, услуг и др.
Поэтому важное значение имеет такое направление маркетинговой деятельности предприятия как изучение конкурентов. Контроль за конкурентами позволит удовлетворить специфические запросы покупателя и потребителя раньше и лучше других фирм. Зная сильные и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал и цели, настоящую и бедующую стратегии. Это позволит фирме стратегически точно сконцентрировать свое внимание на том направлении, где конкурент слабее. Таким образом, можно расширить свои собственные преимущества в конкурентной борьбе.
Существует множество определений конкурентов, приведем наиболее употребительные из них. Конкурирующими фирмами называются фирмы, имеющие полностью или частично совпадающую фундаментальную нишу. Под фундаментальной рыночной нишей здесь понимается совокупность сегментов рынка, для которых подходят товар и/или услуга производимые данной фирмой.
Объект исследования в курсовой работе – конкурентоспособность торгового предприятия ООО «Nike».
Предмет исследования – торговое предприятие ООО «Nike».
Цель исследования - проанализировать конкурентные преимущества фирмы и разработать механизмы повышения ее конкурентоспособности.
Для достижения цели поставлены следующие задачи исследования:
- провести анализ конкурентоспособности предприятия «Nike»;
- разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия.
Слово глава не пишется, каждая глава, заключение список использованных источников с новой страницы. Название глав и параграфов не нужно писать жирным шрифтом.
Глава 1. Теоретические основы конкуренции и ее роли в экономическом развитии предприятия
-
Конкуренция как составляющая рыночной экономической системы
Конкуренция - ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом.
Толкование понятия конкуренции в экономической науке прошло несколько стадий. Классической экономической теории был характерен поведенческий подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность взаимозависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за более выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы считались цены.
Наряду с поведенческой трактовкой начиная с конца ХIХ века в экономическую теорию стала проникать другая, структурная концепция конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место. Среди ее авторов были Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин. Позиции этих ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин «конкуренция» чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж.
Таким образом, при структурном подходе акцент смещается с самой борьбы фирм друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют в нем. Как подчеркивает А.Ю.Юданов, «в центре внимания оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснения того, кто и почему победил, а установления факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен нарынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в противном случае -об одной из разновидностей конкуренции несовершенной»
Такое понимание конкуренции, как видим, значительно отличается от ее определения в классической теории, не проводившей различия между конкуренцией и соперничеством. Классики, говоря о конкуренции, имели в виду лишь совершенную конкуренцию, в рамках которой взаимозависимость продавцов настолько мала, что ею можно пренебречь. На конкурентном рынке все фирмы независимы друг от друга в том смысле, что действия одной не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на поведение других фирм. При таком конкурентном поведениии-соперничестве ни одна фирма не может стать лидером на рынке, то есть, не возможна монополия.
В современном понимании - конкуренция - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка.
Основными показателями конкуренции являются:
1.Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;
2.Свобода вхождения предприятий на рынок и выход из него;
3.Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др);
4.Участие фирм в контроле над рыночной ценой;
Существует шесть видов конкуренции:
1.функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;
2.видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;
3.предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;
4.ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;
5.скрытая ценовая конкуренция: бывает двух видов (продажа личного товара по цене конкурента; снижение цены потребления товара);
6.незаконные методы: антиреклама товаров конкурентов; производство товаров имитаторов (подделка).
Положительные стороны конкуренции:
1.конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;
2.конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;
3.конкуренция стимулирует повышение качества товара;
4.конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);
5.конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;
6.конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;
7.конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);
8.конкуренция вводит новые формы управления
Отрицательные стороны конкуренции:
1.при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;
2.многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы.
В зависимости от той или иной структуры рынка, можно выделить разные формы конкуренции. В экономической науке выделяются следующие типы розничных структур:
1. Чистая (совершенная) конкуренция. Это такое состояние рынка, когда большое количество фирм производит аналогичную продукцию, но ни размер самих фирм, ни другие причины не позволяет хотя бы одной из них воздействовать на рыночную цену.
2. Чистая (абсолютная) монополия. Рынок считается абсолютно монопольным, если на нем функционирует единственный производитель продукта, причем этому продукту нет близких заменителей в других отраслях. Следовательно, в условиях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы совпадают.
3. Монополистическая конкуренция. Данная рыночная структура имеет сходство с совершенной конкуренцией, за исключением того, что в отрасли производится подобная, но не идентичная продукция. Дифференциация продукта дает фирме элемент монопольной власти над рынком. Различия в продукте могут и не затрагивать качества товара как такового. Покупатели могут отдавать предпочтение товару из-за более удобного расположения магазина, красивой упаковки и т.п.
4. Монопсония. Ситуация на рынке, когда на нем имеется только один покупатель. Монопольная власть покупателя ведет к тому, что он является создателем цены.
5. Монополия, практикующая дискриминацию. Обычно под этим понимается практика компаний, состоящая в назначении разных цен для разных покупателей.
6. Двусторонняя монополия. Рынок, на котором одному покупателю, не имеющему конкурентов, противостоит один продавец — монополист.
7. Дуополия. Рыночная структура, в которой действуют только две фирмы. Частный случай олигополия.
8. Олигополия. Ситуация на рынке, при которой небольшое число крупных фирм производит основную часть продукции всей отрасли. На таком рынке фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности.
Перечисленные рыночные структуры имеют разную степень распространения на рынке. Принято считать, что «…наиболее распространенными рыночными структурами являются монополистическая конкуренция и олигополия. Чистая же монополия представляет собой крайне редкое явление, особенно в масштабах всей страны. Что же касается совершенной конкуренции, то она на данный момент является скорее научной абстракцией, чем фактическим состоянием современного рынка»
1.2 Сущность конкурентоспособности предприятия
Конкурентоспособность предприятия можно охарактеризовать как его потенциальное качество, которое включает:
1. Способность предприятия получать реальную оценку ожиданий целевой группы потребителей, а также прослеживать тенденции потребительского поведения. Другими словами, предприятие должно быть способно своевременно, объективно и точно оценивать потребительский спрос как в настоящее время, так и прогнозировать его динамику на будущее. Такая оценка возможна только на базе научной модели целевой потребительской группы, учитывающей её экономические, социально-культурные и психологические факторы, разработанной методами современной социологии и маркетинга.