ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 376
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность со стороны представителей научного управления и классической школы полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективной организации. Наибольший вклад в развитие школы человеческих отношений (1930 - 1950) внесли два ученых - Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо. Более поздние исследования, проведенные Абрахамом Маслоу и другими психологами, помогли понять причины этого явления. Среди наиболее крупных фигур более позднего периода поведенческого направления (с 1950 г. по настоящее время) такие ученые, как К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. МакГрегор, Ф. Гердцберг. Эти и другие исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникации в организациях, изменения содержания работы и качества трудовой жизни. Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями. Основной целью школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Главный постулат состоял з том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности и работника, и организации. Однако в некоторых ситуациях данный подход оказывался несостоятельным.
1. МЕСТО ЭКОНОМИКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СТРУКТУРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ И НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Экономика здравоохранения — это отраслевая экономическая наука, которая изучает действие экономических законов в конкретных условиях производства и потребления медицинских услуг, а также условия и факторы, обеспечивающие наиболее полное удовлетворение потребностей общества в медицинском обслуживании и охране здоровья населения при определенном уровне ресурсов.
Интерес к экономике здравоохранения связан прежде всего, с увеличением стоимости расходов на содержание служб отрасли и ограниченными ресурсами здравоохранения по отношению к быстро растущим потребностям общества в медицинском обеспечении. Новые социально-экономические условия, обусловленные рыночными отношениями, требуют более объективного учета затрат и результатов деятельности сети лечебно-профилактических учреждений. Поэтому рациональная экономическая обоснованность материальных и финансовых затрат с целью их минимизации и максимального удовлетворения населения в медицинской помощи приобретает особую актуальность.
Здоровье населения и экономика страны тесно связаны друг с другом. С одной стороны, экономические достижения в обществе, уровень экономического развития, благосостояния существенно отражаются на состоянии здоровья населения. Имеется достаточно много данных, показывающих, что чем выше уровень благосостояния, тем при прочих равных условиях выше уровень здоровья населения, хотя такая связь не всегда прослеживается. С другой стороны, здоровье определяет способность населения к воспроизводству трудового потенциала, трудовых ресурсов, с чем связано увеличение производительных сил. Такие факторы здоровья, как старение населения, распространение острых и хронических заболеваний, инвалидизация, наносят ущерб производительным силам общества, сказываются на экономическом развитии страны.
Таким образом, общественное здоровье (здоровье населения) является необходимым условием полноценного социального, в том числе трудового потенциала, и одним из главных критериев эффективности государственного управления. В связи с этим в настоящее время назрела необходимость дальнейшего развития экономики здравоохранения.
Следует отметить, что экономика здравоохранения не может существовать в отрыве от родственных ей эконом.наук и медицины. Так, мед.деят-ть, которая осуществляется в определенных организационно-хозяйственных формах, дает экономике здравоохранения объект исследования, т.е. то, ради чего она и существует. У эконом.теории экономика здравоохранения заимствует понятия, терминологию. Прикладные эконом.науки привлекаются для эконом.исследований здравоохранения на микро-, а специальные – для исследований на макроуровне. У гуманитарных наук экономика здравоохранения воспринимается определенную идеологию, мировоззрение.
2. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА
Менеджмент – совокупность форм и методов управления предприятием, производством и персоналом фирмы с использованием современных достижений науки управления. Менеджмент способствует оптимизации производства, сбыта и обращения, повышает результативность экономики, культуру и качество бизнеса.
Сущность управления - установление и поддержание согласованности взаимодействия людей, участвующих в едином процессе. Сущность менеджмента заключается в его функциях, основными из которых являются:
1) Планирование. Данная функция означает выработку и принятие определенного постановления, письменного или устного, в котором перед объектом управления будет поставлена та или иная цель, задача. Это постановление – управленческое решение. Планирование – один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. С данной функции начинается процесс управления, от ее качества зависит успех организации.
2) Организация. Сущность функции состоит в том, чтобы обеспечить выполнение решения с организационной стороны, т.е. создать такие управленческие отношения, которые бы обеспечили наиболее эффективные связи между людьми всеми элементами управляемой системы. Организовывать – значит разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ.
3) Мотивация. Сущность функции заключается в том, чтобы персонал фирмы выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями и сообразуясь с принятыми управленческими решениями. В общем смысле мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения поставленных целей.
4) Контроль – процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решениям, а также выработки определенных действий.
3. ИНФРАСТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ
Инфраструктура предприятия - это подразделения по обслуживанию основного производства, а также социальному обслуживанию коллектива. Соответственно различают производственную и непроизводственную инфраструктуру предприятия.
Производственная инфраструктура имеет целью обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования производственного процесса. Работы по обслуживанию основного производства выполняются вспомогательными подразделениями и обслуживающими хозяйствами: инструментальным, ремонтным, транспортным, энергетическим, складским, службами материально-технического снабжения и сбыта продукции. Совершенствование производственной инфраструктуры является одним из факторов улучшения деятельности предприятия.
Службы материально-технического снабжения и сбыта продукции играют важную роль не только в нормальном функционировании производственного процесса. Они оказывают существенное влияние на величину издержек производства путем создания и поддержания оптимального запаса при минимуме затрат, обеспечивая при этом надлежащее складирование, хранение и учет материальных ресурсов и готовой продукции. Инструментальное хозяйство на предприятии создается для выполнения работ по обеспечению производства инструментом и технологической оснасткой, организации их хранения, эксплуатации и ремонта. От уровня организации инструментального хозяйства и качества инструмента зависят интенсивность использования оборудования, технологические параметры его работы, уровень производительности труда и в целом результаты работы предприятия. Основной задачей ремонтного хозяйства является обеспечение бесперебойной работы всего парка машин и оборудования за счет проведения планового ремонта и текущего обслуживания. Для предупреждения нерациональных потерь в производстве и сокращения затрат на ремонт служит система планово-предупредительного ремонта, которая включает различного вида работы по техническому уходу и ремонту оборудования по заранее составленному плану с целью обеспечения эффективной эксплуатации оборудования. Кроме того, ремонтное хозяйство выполняет текущий ремонт и обслуживание зданий, сооружений, производственных и служебных помещений. Капитальный ремонт зданий, как правило, осуществляется с помощью специализированной ремонтной организации. Основной задачей транспортного хозяйства на предприятии является своевременное и бесперебойное обслуживание производства транспортными средствами по перемещению грузов в ходе производственного процесса. По своему назначению транспортные средства могут быть подразделены на внутренний, межцеховой и внешний транспорт. Совершенствование организации транспортного хозяйства предполагает ликвидацию чрезмерно дальних перевозок, встречных, возвратных, пустых и не полностью загруженных транспортных средств. Энергетическое хозяйство обеспечивает потребности предприятия в электро- и теплоэнергии, технологическом паре, сжатом воздухе, техническом кислороде, природном газе. Однако целесообразнее по возможности заключить длительный договор на обслуживание с крупными производителями на поставку энергоносителей.
Непроизводственная инфраструктура предприятия создается для социального обслуживания работников предприятия. Она включает жилищно-коммунальные структуры, детские сады, ясли, медицинские пункты, поликлиники, больницы, санатории, дома отдыха, пансионаты, оздоровительные комплексы, столовые, буфеты, учебные заведения и другие необходимые службы. Непроизводственная инфраструктура является важной составляющей общей структуры предприятия, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность коллектива. Наличие важнейших элементов непроизводственной инфраструктуры на предприятии создает возможность и дает уверенность его работникам удовлетворять жизненно необходимые социальные потребности, тем самым создавая предпосылки для хорошего делового настроя и высокопродуктивной работы коллектива.
4. МЕНЕДЖМЕНТ В СИСТЕМЕ ПОНЯТИЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Менеджмент (в пер. с англ. управление) термин многозначен. Наиболее распространенное толкование: менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Существует несколько понятий менеджмента, определяющих его как: 1) дисциплину, изучающую процессы управления предприятиями, которая обобщает опыт руководителей и результаты научных исследований, и поэтому полезна как для начинающих, так и для опытных менеджеров; 2) непосредственно процесс управления; 3) аппарат управления, т.е. работники предприятия, занимающие высшие позиции в иерархии организации.
Менеджмент является и наукой, и искусством, т.к. существуют определенные приемы управления. Но они могут быть как эффективны в одних ситуациях, так совершенно непригодны в других.
Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации - это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные факторы внешней и внутренней среды. Люди, работающие в организациях, - это главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях. Многие специалисты считают, что управление является скорее искусством, которому можно научиться только через опыт и которым в совершенстве овладевают люди, имеющие талант. Менеджмент нередко рассматривается как искусство, которое должно опираться на лежащие в его основе концепции, теории, принципы, методы.
На базе практической деятельности по управлению организациями возникла наука управления, которая имеет свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за сотни лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Усилия этой науки направляются на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и эффективным. Они позволяют не только своевременно и квалифицированно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим строить стратегию и политику организаций.
1. РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ, СУЩНОСТЬ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В России в настоящее время формируется рынок медицинских услуг, внедряются новые формы предпринимательства. В медицинских учреждениях все больше и больше оказывается платных медицинских услуг. Для того, чтобы оптимально управлять этими процессами, необходимо хорошо знать законы рынка, механизмы его действия, проблемы ценообразования и экономической эффективности медицинских мероприятий. Экономика России сегодня имеет переходный характер, поэтому рыночные отношения в здравоохранении находятся в становлении. С одной стороны, большинство медицинских услуг имеет товарную природу, т.е. может быть продано и куплено, с другой - социальная значимость отрасли объективно ограничивает отношения в здравоохранении, делает существенной роль государства. Однако, все это отнюдь не подавляет экономических начал в развитии отрасли, а мировой опыт свидетельствует о необходимости и возможности перехода к эконом. методам организации системы здравоохранения.
Переход здравоохранения на рыночные отношения обуславливает необходимость следующих моментов: 1. Изменение характера отношений между субъектами здравоохранения. Отношения из преимущественно административных все более превращаются в экономические. 2. Переход от финансирования мед.учреждений к финансированию оказания мед.помощи. Это предполагает не установление нормативов затрат на содержание тех или иных служб в расчете на определенную численность населения, а определение нормативов затрат на лечение определенных видов заболеваний. 3. Изменение принципа фин.расчетов: не финансирование расходов, а покупка плательщиком услуг мед.учреждения. 4. Изменение потока фин.средств в здравоохранении: увеличение количества источников финансирования. 5. Децентрализация финансирования, что выражаетс в возрастании роли местных бюджетов и снижения роли федерального бюджета. 6. Изменение роли государства по отношению к здравоохранении: оно начинает выступать уже не как гарант всеобщего бесплатного мед.обслуживания, а как один из покупателей мед.услуг для населения. 7. Изменение формы собственности ЛПУ, формирование крупного сектора коммерческого здравоохранения.