Файл: Методические рекомендации для студентов и преподавателей по выполнению, оформлению и защите выпускной квалификационной работы для специальности.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По логике построения:
-
Линейная гипотеза (одно предположение); -
Вариативная (проверяется несколько предположений).
Гипотеза представляет собой знание не достоверное, а вероятное. Это такое высказывание, истинность или ложность которого не установлена. Процесс установления истинности или ложности гипотезы и есть процесс познания.
Гипотеза – это мысленное представление обобщенных положений, основных идей, к которым может привести исследование. Показать, как после предварительного изучения фактов, характерных черт по выбранной теме можно сформулировать предположение о результатах исследования. Рассуждение при этом идет от следствия к причине.
Возможная структура гипотезы:
-
утверждение значимости проблемы -
догадка (свое мнение) «Вместе с тем…» -
предположение «Можно…» -
доказательство «Если…»
Гипотеза должна быть обоснованной и внутренне непротиворечивой.
-
Методы исследования (как исследовали?). Это те методы, которыми пользовался студент в процессе написания работы или проекта. К методам исследования относят: теоретические (метод анализа и синтеза…) и эмпирические методы (наблюдение, эксперимент, моделирование, конструирование и другие).
Здесь дается краткое перечисление методов исследования через запятую без обоснования.
Методы исследования:
-
теоретические (причинно-следственный анализ исследуемого явления, моделирование); -
общелогические (анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция и другие); -
эмпирические (анкетирование, наблюдение, беседа, экспертные оценки, изучение продуктов деятельности, анализ документов, эксперимент и другие).
-
Теоретическая и практическая значимость исследования (что нового, ценного дало исследование?). Это раскрытие теоретического значения (применения) исследовательской работы, описание того, как могут применяться полученные результаты. В качестве примера теоретической значимости может быть теоретическое обобщение в какой-либо области знаний.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности, независимо от того – является данная квалификационная работа теоретической или практической. Практическое значение разработки темы курсового исследования подчеркивается ее важностью в решении общих проблем изучаемой сферы. Примером практической значимости могут быть экспериментальные исследования, разработанный проект или рекомендации.
При написании можно использовать следующие фразы: результаты исследования позволят осуществить…; будут способствовать разработке; позволят совершенствовать…; могут быть использованы…
-
Структура работы – это завершающая часть введения (что в итоге в работе/проекте представлено?).
В завершающей части в назывном порядке перечисляются структурные части работы/проекта:
1 пример: «Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список литературы, 5 приложений»
2 пример: «Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (количество источников), выполнена на (количество страниц) страницах имеет (количество) приложений, иллюстрирована таблицами (количество), рисунками (количество).
Допустимо дать развернутую структуру ВКР и кратко изложить содержание глав.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Основная часть ВКР
-
Основная часть ВКР делится на 2 части (теоретический и опытно-экспериментальный). Основная часть содержит как теоретические аспекты исследования, так и практические разработки выводы, рекомендации. Содержание основной части ВКР определяется особенностями специальности. Недопустимо, когда название какой-либо главы полностью совпадает с названием темы работы, а название какого-либо подраздела дублирует название главы (см. примеры в п.2.1., приложение К).-
В теоретической части содержатся: раскрывается сущность предмета исследования, его назначение и применение; история вопроса; уровень разработанности вопроса темы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы.
-
В теоретической части рекомендуется излагать наиболее общие положения, касающиеся данной темы. Излагая содержание публикаций других авторов, необходимо обязательно давать ссылки на них с указанием номеров страниц этих информационных источников.
-
В опытно-экспериментальной части ВКР представляются конкретные самостоятельные решения, выводы и рекомендации студента в соответствие с задачами ВКР, а также расчеты с включением табличного материала, программные продукты, разработанные студентом и т.д.
Второй раздел должен носить сугубо прикладной характер. В ней необходимо описать конкретный объект исследования, привести результаты практических расчетов и направления их использования, а также сформулировать направления совершенствования.
Сбор материалов для данной главы не следует принимать как простой набор показателей. Важно глубоко изучить наиболее существенные с точки зрения задач ВКР стороны и особенности.
Основная часть исследования должна соотноситься с поставленными задачами. В зависимости от того, какие задачи стоят перед студентом, основная часть делится на 2 – 3 главы. Главы основной части должны быть соразмерны друг другу по объему. Деление глав на параграфы необязательно, но возможно, если в этом есть необходимость.
Предварительная структура основной части дипломного проекта (главы, параграфы) определяется еще на стадии планирования. Однако в ходе написания могут возникнуть новые идеи и соображения, которые могут не только изменить и уточнить структуру, но и обогатить содержание работы и увеличить ее объем.
Содержанием основной части дипломного исследования является осмысление проблемы и изложение эмпирического фактического материала.
-
В конце каждой части или подраздела делается выводы. Вывод не обозначается отдельно, как Вывод по главе 1… Необходимо начать вывод с нового абзаца и использовать такие фразы, как: таким образом, подводя итоги, сделав выводы и так далее. -
Информационными источниками для написания ВКР служат: отечественная и зарубежная литература (книги, брошюры, журнальные и газетные статьи), ведомственные нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, положения и так далее), периодические статистические отчеты и сборники, материалы производственной и преддипломной практик, интернет материалы.
-
Заключение ВКР
-
Основные выводы и предложения как теоретического, так и практического характера, полученные в результате дипломного исследования, отражаются в Заключении в сжатой форме. При этом представляют интерес итоги самостоятельной работы студента, а не общеизвестные сведения. Наиболее ценные выводы и предложения в Заключении должны излагаться кратко без подробного обоснования. -
Заключение носит форму синтеза полученных в работе результатов. Его основное назначение – резюмировать содержание работы, подвести итоги проведенного исследования. В заключении отражены результаты по каждой главе, предложения по использованию полученных данных на практике, оценку экономической эффективности и прочее. -
В заключении необходимо сделать выводы о проделанной работе, рекомендации по использованию методик построения и современного программного обеспечения в информационных системах. Рекомендуется осветить сложности процесса проектирования. В результате проведенного анализа следует привести основные выбранные в проекте решения и параметры. -
Полученные выводы должны согласоваться с целью исследования, конкретными задачами, гипотезой, сформулированными во введении. -
Проведенное исследование должно подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования. В случае опровержения гипотезы даются рекомендации по возможному совершенствованию деятельности в свете исследуемой проблемы. -
Объем заключения примерно равен объему введения (2-3 машинописных страницы, но не менее 1,5).
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9