ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.07.2021

Просмотров: 1249

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМА №1. Происхождение и сущность денег

ТЕМА №2. Функции денег

ТЕМА №3. Виды денег и их роль в воспроизводственном процессе

ТЕМА №4. Банковские карточки и особенности их обращения

ТЕМА №5. Эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот

ТЕМА №6. Денежный оборот и его особенности

ТЕМА №7. Особенности аккредитивной формы безналичных расчётов

ТЕМА №8. Платёжная система

ТЕМА №9. Денежная система и её элементы

ТЕМА №10. Инфляция и методы стабилизации денежного оборота

ТЕМА №11. Необходимость и сущность кредита

ТЕМА №12. Банковский кредит, его виды и значение в экономике РБ

ТЕМА №13. Коммерческий кредит, его особенности и границы использования

ТЕМА №14. Государственный кредит, формы его развития в РБ

ТЕМА №15. Потребительский кредит и его разновидности

ТЕМА №16. Международный кредит и его воздействие на экономическое развитие государства

ТЕМА №17. Лизинга как форма имущественного кредитования

ТЕМА №18. Ипотечный кредит

ТЕМА №19. Современные формы и виды кредитования

ТЕМА №20. Рынок ссудных капиталов

ТЕМА №21. Кредитная система и её звенья

ТЕМА №22. Банковские операции и классификация

ТЕМА №23. Центральный банк и основы его деятельности

ТЕМА №24. Особенности и значение денежно-кредитной политики Центрального банка

К прочим активам обычно относятся затраты банка по при­обретению зданий, сооружений и других основных фондов, а также участие в хозяйственной деятельности юридических лиц. Основной характеристикой активов, входящих в данную груп­пу, является их низкая ликвидность.

Активы банка по степени ликвидности можно сгруппиро­вать следующим образом.

1. Первоклассные ликвидные активы. К ним относятся де­нежные средства банка, находящиеся в его кассе или на коррес­пондентском счете, а также государственные ценные бумаги, на­ходящиеся в портфеле коммерческого банка, которые он может реализовать в случае недостаточности ликвидных средств для погашения обязательств перед кредиторами и вкладчиками.

2. Сравнительно ликвидные активы. Эту группу составляют краткосрочные кредиты юридическим и физическим лицам (на срок до 30 дней), краткосрочные межбанковские кредиты и кре­диты до востребования, факторинговые операции. В странах с достаточно развитым вторичным рынком ценных бумаг в эту же группу активов входят и корпоративные коммерческие ценные бумаги. Активы, отнесенные к данной группе, требуют больших затрат времени для их реализации или превращения в денеж­ные средства.

3. Наименее ликвидные активы. Подобные активы включа­ют долгосрочные кредитные вложения, в том числе и предостав­ленный финансовый лизинг, и различные инвестиции.

4. Неликвидные активы. В эту группу активов входят зда­ния, сооружения и другие основные фонды, нематериальные активы, некоторые виды ценных бумаг, просроченная и сомнительная задолженность по кредитам.


- 3 -

Пассивные операции операции, посредством которых банки формируют ресурсы для проведения кредитных и других активных операций.

Все пассивные операции имеют общее назначение, но при этом могут осуществляться в различных формах. Как правило, выделяют четыре основных формы пассивных операций ком­мерческих банков:

1) первичное размещение ценных бумаг собственной эмис­сии;

2) формирование или увеличение фондов банка за счет отчис­лений от прибыли банка;

3) депозитные операции;

4) кредиты и займы, полученные от других юридических лиц.

Благодаря проведению пассивных операций коммерческие банки аккумулируют временно свободные средства клиентов. В ходе осуществления активных операций, прежде всего кредит­ных, банками создаются новые ресурсы, источником которых является банковская прибыль.

В зависимости от вида эмитируемых коммерческим банком ценных бумаг у него происходит формирование либо привлечен­ных средств (эмиссия векселей, облигаций, банковских серти­фикатов), либо собственных (эмиссия акций). Увеличение соб­ственных ресурсов происходит также и в результате проведения банками пассивных операций, выделенных во вторую группу.

Наибольшую часть ресурсов коммерческих банков составля­ют привлеченные средства. Они могут покрывать до 90 % всей потребности банков в денежных ресурсах. Основная часть при­влеченных ресурсов формируется банками на депозитной основе в результате зачисления средств на текущие, расчетные и дру­гие счета до востребования или же при приеме банком от клиен­тов срочных вкладов и депозитов.


Привлечение средств на основе выпуска долговых ценных бумаг и покупка ресурсов на межбанковском рынке является для банка дополнительным источником привлеченных ресур­сов, приобретение которых чаще всего связано с необходимос­тью регулирования банковской ликвидности. В некоторых слу­чаях их активный поиск на рынке ведется для обеспечения кредитными ресурсами первоклассных клиентов или в резуль­тате возможности иного эффективного использования.

Проведение пассивных операций по формированию собст­венных и привлеченных средств сопряжено с определенными расходами коммерческого банка. Расходы по обслуживанию ус­тавного капитала коммерческого банка, являющегося основ­ным составным элементом его собственных средств, связаны с выплатой акционерам (участникам) части заработанной банком прибыли в виде дивидендов. Расходы по привлеченным ресур­сам выражаются в начислении банком процентов по остаткам средств на счетах до востребования или по срочным депозитам. Во втором случае издержки банка будут гораздо выше. Относи­тельно высокую стоимость имеют и привлеченные недепозитные средства, особенно полученные межбанковские кредиты.

ТЕМА №23. Центральный банк и основы его деятельности

  1. Понятие, процесс возникновения центрального банков государств

  2. Особенности построения деятельности центральных банков ведущих стран и Республики Беларусь

  3. Задачи и функции центральных банков

  4. Функции Национального банка Республики Беларусь

  5. Основные операции Национального банка Республики Беларусь

  6. Организационная структура Национального банка Республики Беларусь


- 1 -

Центральный банк это привилегированная и эли­тарная финансовая организация, наделенная функциями адми­нистративного органа и банка.

Своим созданием центральные банки обязаны государству с его политическими и экономическими целями. Особая роль центрального банка заключается в том, что он, совмещая в себе рыночные и нерыночные элементы, помогает государству пере­распределять денежные потоки, финансовые ресурсы таким об­разом, чтобы увеличивались поступления в бюджет.

Известны два пути создания центральных банков:

  1. историческое закрепление функции денежной эмиссии за крупнейшей кредитной организацией;

  2. учреждение государством эмиссионного банка.

Появление первых центральных банков относят к концу XVII в. Тогда функции центрального банка не отличались от функций обычного банка, исключение составляло кредитова­ние правительства. Старейшими центральными банками мира признаны швед­ский "Риксбанк" (1668 г.) и Банк Англии (1694 г.). С 1812 г. банкноты Банка Англии стали законным платежным средством в государстве.

Процесс монополизации центральными банками функции эмиссии денег протекал долго и был завершен в большинстве стран мира в конце XIX — начале XX в. Банк Англии в законо­дательном порядке получил монополию эмиссии банкнот в 1844 г.


В числе экономически развитых стран последней четверти XIX в. только США не располагали централизованной органи­зацией банковской системы. В 1913 г. на их территории функ­ционировало более 20 000 банков, причем около 7000 — с пра­вом эмиссии банкнот.

Сосредоточение эмиссионной деятельности в центральном банке поставило его в привилегированное положение на денеж­ном рынке, дало возможность целенаправленно воздействовать на спрос и предложение денежных ресурсов. Вследствие этого начали развиваться новые функции и операции центрального банка, не свойственные другим кредитным организациям.

После первой мировой войны государства значительно уси­лили свое влияние на реальный сектор экономики и в целях за­крепления за собой соответствующих функций, стали наделять центральные банки рядом властных полномочий по отношению ко всем участникам кредитно-финансовых отношений и, в част­ности, к банкам и небанковским кредитным организациям. Особый статус центрального банка подчеркивал также состав клиентов, которых он обслуживал: коммерческие банки, цен­тральные банки других стран, правительство. По мере усиления демонетизации золота центральные банки использовали все новые методы сдерживания инфляции, при­няв на себя функцию ее обуздания, стали контролировать и прогнозировать рост денежной массы.


- 2 -

Деятельность ЦБ строится на следующих принципах:

Самостоятельность решений в области денежно-кре­дитной политики. В мировой практике встречаются четыре модели взаимодействия центрального банка с другими органа­ми государственной власти в области денежно-кредитной поли­тики. Первая: центральный банк реализует денежно-кредит­ную политику, разрабатываемую правительством. Вторая: государственные органы наделены правом инструктировать центральный банк в данной области деятель­ности. Третья: согласно законам страны, цен­тральный банк обязан поддерживать экономическую политику правительства, в то же время государственные органы не наде­лены правом вмешательства в денежно-кредитную политику эмиссионного банка. Четвертая: центральный банк независим от правительства, денежно-кредитную политику проводит са­мостоятельно .

В Республике Беларусь Национальный банк и Правительство взаимодействуют в разработке и проведении единой экономической, финансовой и денежно-кредитной политики государства. Со стороны Правительства деятельность Национального банка регламентируется протоколами Президиума Совета Министров, постановлениями Правительства и протоколами совещаний у Премьер-министра, а также совместными поста­новлениями Правительства и Национального банка.

Подотчетность банка. Федеральная резервная система США несет ответственность перед конгрессом. Национальный банк Франции подотчетен счетной палате парламента; по кад­ровым вопросам, при составлении проекта распределения прибыли банка необходимо одобрение министра экономики и финансов. Министр финансов Канады наделен правом (после консультации с правительством) давать конкретные распоряжения Банку Канады по финансовой политике.


Национальный банк Республики Беларусь подотчетен Президенту страны. Это означает, что Устав Национального банка, вносимые в него изменения и дополнения утверждаются Президентом.

Процедура назначения (выбора) руководства банка. Руководитель банка назначается (избирается) из кандидатур, предложенных правительством, как в Великобритании, США, Швейцарии, Франции, Японии, или центральным банком, как в Италии, Нидерландах.

В Республике Беларусь назначение, освобождение от должности Председателя и членов Правления Национального банка производится Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Бюджетная независимость банка; участие государства в капитале банка и распределении прибыли. В большинстве стран мира, включая Республику Беларусь, центральные банки являются собственностью государства. В отдельных странах их учредителями-акционе­рами могут быть коммерческие банки и другие юридические и физические лица. Ряд центральных банков обладает правом са­мостоятельно (без надзора правительства) устанавливать смету расходов.

Уставный фонд Национального банка Республики Беларусь сформирован из средств государственного бюджета. В доход республиканского бюджета Национальный банк передает часть прибыли в размере, установленном законом о бюджете страны на очередной финансовый (бюджетный) год. Часть прибыли ис­пользуется на создание резервного и иных фондов Националь­ного банка.

Особый юридический статус имущества центрального банка. К примеру, в Российской Федерации имущество форма­льно принадлежит государству, но центральный банк наделен правом распоряжения им как собственник. Имущество Нацио­нального банка является собственностью Республики Беларусь и закреплено за банком на праве оперативного управления. Нацио­нальный банк уполномочен владеть, пользоваться и распоряжа­ться закрепленным за ним имуществом в соответствии с целями своей деятельности, своим Уставом и законодательством страны.

Национальный банк Республики Беларусь согласно Конститу­ции относится к органам государственной власти.


- 3 -

Задачи и функции центрального банка в большинстве стран мира определены в нескольких законах: Конституции, законах о центральном банке страны, о банковской деятельности.

К числу основных задач центрального банка относятся:

  • разработка и проведение денежно-кредитной политики;

  • надзор за кредитной системой;

  • организация функционирования платежной системы и надзор за нею.

Банковским кодексом Республики Беларусь основные цели деятельности Национального банка сформулированы следующим образом:

  • защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, его покупательной способности и валютного курса;

  • развитие и укрепление банковской системы страны;

  • обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.


Функции центрального банка отличаются большим разнообразием, что связано с его двойственной сущностью. С одной стороны, он выступает системообразующим элементом банковской системы, представляет и защищает в стране ее интересы; с другой стороны, центральный банк является одним из участников национальной экономической политики, на финансовом рынке он выполняет функцию агента государства, отстаивая его интересы и цели развития.

В экономической литературе и на практике обычно выде­ляют несколько основных функций центрального банка:

  • функция эмиссионного банка;

  • функция фирменного банка государства;

  • функция банка банков;

  • функция органа;

  • функция органа валютного регулирования.

Важное значение имеет нормотворческая деятельность центральных банков. К примеру, Национальный банк Республики Беларусь в пределах своей компетенции принимает норматив­ные правовые акты, обязательные для исполнения республиканскими органами государственного управления, органами местного управления и самоуправления, всеми банками и небанков­скими кредитно-финансовыми организациями, иными юридическими и физическими лицами на территории государства.

Центральный банк представляет государство в международных организациях по вопросам денежно-кредитной политики, валютного регулирования и иным вопросам, находящимся в его компетенции. Для выполнения своих функций центральный банк может открывать представительства в других государствах. Коммерческие операции центральных банков законодательно ограничены и подчиняются целям и задачам государственной денежно-кредитной политики; они не должны подрывать конкуренцию в сфере кредитных отношений. Как правило, центральный банк не имеет права заниматься торговой и промышленной деятельностью, операциями с недвижимостью, при­обретать доли (акции) хозяйствующих субъектов.


- 4 -

Банковским кодексом Республики Беларусь определены основные функции центрального банка страны Национального банка Республики Беларусь:

  • разработка и проведение совместно с Правительством Республики Беларусь единой денежно-кредитной политики;

  • эмиссия денег и цен­ных бумаг Национального банка;

  • рефинансирование банков (функция кредитора последней инстанции);

  • регулирование де­нежного обращения и кредитных отношений; валютное регулирование и валютный контроль;

  • организация функционирования системы межбанковских расчетов;

  • выполнение функции финансового агента, кредитора и консультанта Прави­тельства и местных органов власти по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов;

  • орга­низация расчетно-кассового обслуживания отдельных государственных органов;

  • надзор за деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

  • регистрация ценных бумаг кредитно-финансовых организаций, разработка и утвер­ждение методик бухгалтерского учета и отчетности для всех кредитно-финансовых организаций;

  • выполнение функции цен­трального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка;

  • установление порядка осуществления банковских операций, безналичных и наличных расчетов в стране;

  • организация инкассации и перевозки денеж­ной наличности, валютных и других ценностей;

  • составление платежного баланса Республики Беларусь и участие в разработ­ке его прогнозов;

  • создание золотовалютных резервов и управление ими;

  • установление цены купли-продажи драгоценных камней и металлов при осуществлении банковских операций;

  • контроль за обеспечением безопасности и защиты информации в банковской системе;

  • заключение соглашений с центральными банками и кредитными организациями иностранных государств.