ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
рится, что законодатель применил здесь дифференциацию, основанную на физио- логических и других различиях между ними, а также исходил из особой социальной роли женщины в обществе, связанной с материнством, которое находится под защи- той государства. Такая дифференциация не может оцениваться как дискриминацион- ное ограничение конституционных прав мужчин. Она обеспечивает по смыслу ст. 19 Конституции РФ достижение подлинного, а не формального равенства.
Хотя, с другой стороны, вводя более ранний пенсионный возраст, женщину огра- ничивают в возможности набрать полный страховой стаж в случае отсутствия детей или семейных обязанностей. Таким образом, это ущемляет права тех женщин, кото- рые этих семейных обязанностей не выполняют.
Сохранение прав на досрочную пенсию по социальным признакам (рождение и вос- питание трех и более детей), с одной стороны, дает женщине реальное право на раннее пенсионирование с учетом потерь здоровья, но при этом объем пенсионных прав мно- годетной матери, заработанных в период трудовой деятельности, будет меньше.
С другой стороны, определяя возраст выхода на пенсию для женщин, необходимо также учитывать и продолжительность жизни женщины (табл.4). С точки зрения
Таблица4
ожидаемая продолжительность предстоящей жизни по российской Федерации (число лет)
Источник:[10].
расчета актуарного баланса финансовой системы обязательного пенсионного страхо- вания одним из факторов, влияющих на правильность расчетов, называют пол застра- хованного лица. Именно пол во многом определяет потенциальную продолжитель- ность жизни, а значит, и выплаты пенсии по старости [17] (Baskakova,Baskakov,1997). Таким образом, необходимо предусмотреть потребность в финансировании этого более продолжительного периода пенсионирования женщин по сравнению с мужчи- нами. Однако введение повышенного тарифа страхового взноса недопустимо с точки
зрения идеи равенства полов и идеи особой роли женщины в обществе.
Возвращаясь к вопросу о распределении семейных обязанностей между мужчи- нами и женщинами, следует отметить мнение Международной организации труда. В Конвенции Международной организации труда № 156 «О равном обращении и рав- ных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обя- занностями» указано, что необходимо установить подлинное равенство возможностей для трудящихся мужчин и женщин с семейными обязанностями, а также между этими и другими трудящимися. То есть указывается на необходимость решения проблемы гендерного неравенства в вопросах исполнения семейных обязанностей, связанных с уходом за членами семьи. Хотя эти проблемы являются аспектами более широких вопросов, касающихся семьи и общества, которые необходимо принимать во внима- ние при проведении национальной политики.
Задача общества – добиться реального равноправия мужчин и женщин при испол- нении семейных обязанностей путем стимулирования или принуждения мужчин к
осуществлению фактического ухода за малолетними детьми в течение отпуска по уходу за ребенком. Таким образом, женщина быстрее сможет восстановить свои про- фессиональные и трудовые позиции на рынке труда. А в масштабе страны это помо- жет нивелировать гендерное неравенство.
Если женщина с семейными обязанностями прерывает свою трудовую деятель- ность для ухода за детьми или немощными членами семьи, то возникает справедли- вый вопрос о компенсации потенциальных потерь в пенсионных правах и механизмах финансирования такой компенсации. Международный опыт (в частности, в Швеции
и Польше) демонстрирует достаточно эффективный с экономической и социальной точки зрения механизм подобной компенсации в виде так называемых кредитов за каждый год ухода за ребенком. Источником финансирования выступает государствен- ный бюджет. Размер пенсионного кредита может быть как одинаковый для всех, так и дифференцированный в зависимости от прежних заработков.
Следует отметить, что размер пенсионного кредита и его зависимость от размера прежнего заработка влияют на конечный результат от его применения. В некоторых странах пенсии исчисляются на основе среднего заработка за карьеру, который, как правило, включает годы наибольшего заработка. При этом единый уровень кредита за каждый год ухода за ребенком повышает пенсию человека с короткой карьерой или достаточно низким заработком, в то время как у участника с долгой карьерой и высо- ким заработком такого эффекта увеличения нет. Следовательно, применение одина- кового размера кредита за год ухода за ребенком ущемляет права людей с изначально более высокими заработками. Так,
в Российской Федерации за каждый год нестрахо- вого периода, связанного с уходом за первым ребенком или немощным членом семьи, дается такой кредит в виде 1,8 индивидуального пенсионного коэффициента (такая величина коэффициента соответствует заработной плате около 2-кратного МРОТ). Такой способ является простым инструментом, который не различает специфику жиз- ненной ситуации застрахованного лица.
Основной вопрос при разработке социальной политики во многих странах заклю- чается в том, чтобы определить оптимальное сочетание тех или иных мер социальной защиты работающих граждан – на сколько оправдана двойная поддержка человека, осуществляющего уход за членом семьи: должна ли поддержка воспитания детей сопровождаться поддержкой будущей пенсии лица, осуществляющего уход, или достаточно только одного вида поддержки. Выбор баланса между видами поддержки на различных этапах жизненного цикла человека является значимым вопросом о социальных ценностях и политике конкретной страны.
В каждом государстве по-своему решается вопрос о балансе предпочтений в госу- дарственной политике стимулирования занятости населения и политике социальной защиты населения в старости и в период воспитания детей. A центральным вопро- сом является баланс между поощрением выхода на оплачиваемую работу, с одной стороны, и поощрением заботы о семье и детях, с другой стороны. Вопрос спорный, потому что ответы зависят как от социальных ценностей конкретного государства и общества, так и от трудноизмеряемых эмпирических величин, например, о преимуще- ствах воспитания детей в определенных семейных условиях.
Если говорить о влиянии тех или
иных методов социальной поддержки граждан, осуществляющих семейные обязанности, на стимул граждан к осуществлению трудо- вой деятельности, то надо понимать следующее. Стимулы для выхода на оплачивае- мую работу более сильны при пособиях по уходу за детьми для лиц, имеющих оплачи- ваемую работу. Стимулы выходить на работу слабее, если период ухода учитывается
через пенсионный кредит, так как эффект от такой меры поддержки человек не в состоянии оценить в текущем моменте.
Еще один вопрос из области дискуссий – надо ли учитывать семейное положение женщины при учете ее пенсионных прав? Международный опыт показывает, что наи- больший объем выгод от мер поддержки граждан с детьми приносит пользу супру- жеским парам с детьми по сравнению с родителями-одиночками. А также следует понимать, что факт развода также может стать предметом острых дискуссий в обла- сти формирования пенсионных прав. Изменение семейного статуса меняет и трудовое поведение женщины [19] (Zimina,Nefedeva,2020).
Хотя, с другой стороны, вводя более ранний пенсионный возраст, женщину огра- ничивают в возможности набрать полный страховой стаж в случае отсутствия детей или семейных обязанностей. Таким образом, это ущемляет права тех женщин, кото- рые этих семейных обязанностей не выполняют.
Сохранение прав на досрочную пенсию по социальным признакам (рождение и вос- питание трех и более детей), с одной стороны, дает женщине реальное право на раннее пенсионирование с учетом потерь здоровья, но при этом объем пенсионных прав мно- годетной матери, заработанных в период трудовой деятельности, будет меньше.
С другой стороны, определяя возраст выхода на пенсию для женщин, необходимо также учитывать и продолжительность жизни женщины (табл.4). С точки зрения
Таблица4
ожидаемая продолжительность предстоящей жизни по российской Федерации (число лет)
Годы | население, число лет | ||
мужчины и женщины | мужчины | женщины | |
2021 | 74,29 | 69,38 | 78,99 |
2025 | 75,82 | 71,22 | 80,16 |
2030 | 77,54 | 73,30 | 81,49 |
2035 | 79,10 | 75,18 | 82,69 |
Источник:[10].
расчета актуарного баланса финансовой системы обязательного пенсионного страхо- вания одним из факторов, влияющих на правильность расчетов, называют пол застра- хованного лица. Именно пол во многом определяет потенциальную продолжитель- ность жизни, а значит, и выплаты пенсии по старости [17] (Baskakova,Baskakov,1997). Таким образом, необходимо предусмотреть потребность в финансировании этого более продолжительного периода пенсионирования женщин по сравнению с мужчи- нами. Однако введение повышенного тарифа страхового взноса недопустимо с точки
зрения идеи равенства полов и идеи особой роли женщины в обществе.
Возвращаясь к вопросу о распределении семейных обязанностей между мужчи- нами и женщинами, следует отметить мнение Международной организации труда. В Конвенции Международной организации труда № 156 «О равном обращении и рав- ных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обя- занностями» указано, что необходимо установить подлинное равенство возможностей для трудящихся мужчин и женщин с семейными обязанностями, а также между этими и другими трудящимися. То есть указывается на необходимость решения проблемы гендерного неравенства в вопросах исполнения семейных обязанностей, связанных с уходом за членами семьи. Хотя эти проблемы являются аспектами более широких вопросов, касающихся семьи и общества, которые необходимо принимать во внима- ние при проведении национальной политики.
Задача общества – добиться реального равноправия мужчин и женщин при испол- нении семейных обязанностей путем стимулирования или принуждения мужчин к
осуществлению фактического ухода за малолетними детьми в течение отпуска по уходу за ребенком. Таким образом, женщина быстрее сможет восстановить свои про- фессиональные и трудовые позиции на рынке труда. А в масштабе страны это помо- жет нивелировать гендерное неравенство.
Если женщина с семейными обязанностями прерывает свою трудовую деятель- ность для ухода за детьми или немощными членами семьи, то возникает справедли- вый вопрос о компенсации потенциальных потерь в пенсионных правах и механизмах финансирования такой компенсации. Международный опыт (в частности, в Швеции
и Польше) демонстрирует достаточно эффективный с экономической и социальной точки зрения механизм подобной компенсации в виде так называемых кредитов за каждый год ухода за ребенком. Источником финансирования выступает государствен- ный бюджет. Размер пенсионного кредита может быть как одинаковый для всех, так и дифференцированный в зависимости от прежних заработков.
Следует отметить, что размер пенсионного кредита и его зависимость от размера прежнего заработка влияют на конечный результат от его применения. В некоторых странах пенсии исчисляются на основе среднего заработка за карьеру, который, как правило, включает годы наибольшего заработка. При этом единый уровень кредита за каждый год ухода за ребенком повышает пенсию человека с короткой карьерой или достаточно низким заработком, в то время как у участника с долгой карьерой и высо- ким заработком такого эффекта увеличения нет. Следовательно, применение одина- кового размера кредита за год ухода за ребенком ущемляет права людей с изначально более высокими заработками. Так,
в Российской Федерации за каждый год нестрахо- вого периода, связанного с уходом за первым ребенком или немощным членом семьи, дается такой кредит в виде 1,8 индивидуального пенсионного коэффициента (такая величина коэффициента соответствует заработной плате около 2-кратного МРОТ). Такой способ является простым инструментом, который не различает специфику жиз- ненной ситуации застрахованного лица.
Основной вопрос при разработке социальной политики во многих странах заклю- чается в том, чтобы определить оптимальное сочетание тех или иных мер социальной защиты работающих граждан – на сколько оправдана двойная поддержка человека, осуществляющего уход за членом семьи: должна ли поддержка воспитания детей сопровождаться поддержкой будущей пенсии лица, осуществляющего уход, или достаточно только одного вида поддержки. Выбор баланса между видами поддержки на различных этапах жизненного цикла человека является значимым вопросом о социальных ценностях и политике конкретной страны.
В каждом государстве по-своему решается вопрос о балансе предпочтений в госу- дарственной политике стимулирования занятости населения и политике социальной защиты населения в старости и в период воспитания детей. A центральным вопро- сом является баланс между поощрением выхода на оплачиваемую работу, с одной стороны, и поощрением заботы о семье и детях, с другой стороны. Вопрос спорный, потому что ответы зависят как от социальных ценностей конкретного государства и общества, так и от трудноизмеряемых эмпирических величин, например, о преимуще- ствах воспитания детей в определенных семейных условиях.
Если говорить о влиянии тех или
иных методов социальной поддержки граждан, осуществляющих семейные обязанности, на стимул граждан к осуществлению трудо- вой деятельности, то надо понимать следующее. Стимулы для выхода на оплачивае- мую работу более сильны при пособиях по уходу за детьми для лиц, имеющих оплачи- ваемую работу. Стимулы выходить на работу слабее, если период ухода учитывается
через пенсионный кредит, так как эффект от такой меры поддержки человек не в состоянии оценить в текущем моменте.
Еще один вопрос из области дискуссий – надо ли учитывать семейное положение женщины при учете ее пенсионных прав? Международный опыт показывает, что наи- больший объем выгод от мер поддержки граждан с детьми приносит пользу супру- жеским парам с детьми по сравнению с родителями-одиночками. А также следует понимать, что факт развода также может стать предметом острых дискуссий в обла- сти формирования пенсионных прав. Изменение семейного статуса меняет и трудовое поведение женщины [19] (Zimina,Nefedeva,2020).