Файл: Снижение профессиональной эффективности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

д) Упражнение «Нападающий и защищающийся».

Цель: изменение общего негативного отношения посредством представления себя в роли «защищающегося».

Участники тренинга разбиваются на пары, внутри которых распределяются роли «нападающего» и «защищающегося». Определяется претензия со стороны нападающего. Далее происходит диалог. Нападающий ругает и критикует действия оппонента, указывает ему на то, как нужно вести себя. «Защищающийся» в свою очередь извиняется и оправдывается. Затем участники меняются местами.

Главное в данном упражнении - прочувствовать весь спектр эмоций «нападающего» или «защищающегося». Участники делятся своими эмоциями и чувствами. Происходит сравнение отыгранных ролей с ситуациями, происходящими в реальной жизни. Участники обдумывают возможные причины такого поведения «нападающего», допустимость его в обычной жизни, а также альтернативные варианты поведения в рассматриваемых ситуациях.

е) Упражнение «Эмпатия и злость»

Цель: определение роли эмпатии в межличностных отношениях, эффективности сочувствия и сострадания как фактора разрешения конфликтных ситуаций.

Участники меняются партнерами, но по-прежнему остаются в парах. Им предлагают воспроизвести в памяти жизненную ситуацию, в которой преобладали такие эмоции как: злость, раздражение. Возникающие претензии высказываются партнеру, который создаёт из них эмпатическое утверждение. К примеру, ответ на претензию может выглядеть следующим образом: «Похоже, вас это огорчает (удивляет, расстраивает)»; «ты злишься из-за того, что я не выполнил свою работу и тебе пришлось работать за меня, я прав?». Далее участники также меняются ролями.

Итоги упражнения выносятся на обсуждение. Участникам предлагается ответить на вопросы о том, какие чувства они испытывали, находясь в роли раздраженного человека, какова была их реакция на эмпатический ответ, как изменилось их поведение после такого ответа, снижается ли враждебность при получении такого ответа?

Обратная связь. Участникам предлагается поделиться своими впечатлениями от первого занятия и ответить на вопросы о том, какие чувства они испытывали во время занятия, какие выводы они сделали по итогам занятия?

ЗАНЯТИЕ № 2

Назначение: увеличение результативности взаимодействия путем обучения участников пониманию, считыванию чувств других людей.

а) Упражнение «Улыбнись»

Цель: задать позитивный заряд на работу.

Участники разбиваются по парам, и каждая из пар по очереди выполняет следующее задание. Один участник из пары изображает грустного, расстроенного человека, второй участник всевозможными способами, кроме физического контакта, пытается улучшить настроение своего напарника, вызвать на его лице улыбку, радость. Когда задание выполнено, участники меняются местами.


б) Упражнение «Ответы за другого»

Цель: формирование способности одного человека, видеть и принимать ситуацию с точки зрения другого человека.

Участники тренинга должны выбрать определенную трудную в профессиональном плане ситуацию, участником или свидетелем которой они были. Выбор ситуации обсуждается внутри пары. Каждому участнику нужно поставить себя на место напарника, взглянуть на сложившуюся ситуацию его глазами и сформулировать решение с точки зрения оппонента. При выполнении этого задания исключаются любые контакты в паре.

После выступления каждой пары происходит обсуждение между всеми участниками тренинга. Рассматриваются следующие вопросы:

- Соответствует ли выбор решения «за другого» его особенностям?

- Удалось ли понять внутренний мир партнера?

- Стоило ли поступить по-другому?

в) Упражнение «Решение проблемы»

Цель: проработка навыков эмпатийного понимания.

Каждый участник озвучивает свою проблему, которую он считает неразрешимой. После этого все участники выбирают значимую для каждого проблему.

Затем участники разбиваются на три небольшие группы и подбирают правильное на их взгляд решение проблемы. Далее от каждой группы выступает один представитель. Участник, проблему которого предлагается решить, должен задать вопросы на понимание, а также выбрать наиболее оптимальный вариант решения. Это упражнение можно выполнить несколько раз для того, чтобы рассмотреть проблемы всех участников.

д) Обратная связь. Все участники должны по очереди поделиться своими впечатлениями от занятия.

ЗАНЯТИЕ №3

Назначение: разработка эффективных моделей поведения в случае возникновения конфликтны ситуаций.

а) Упражнение: «Дети –цветы жизни»

Цель: определение наиболее продуктивных методов решения конфликтов в профессиональной деятельности.

Участники разбиваются на группы, каждая из которых получает задание с описанием ситуации, которую следует решить. После обсуждения группы представляют проблему и возможный вариант ее решения. Далее участники других групп либо соглашаются с предложенным вариантом, либо предлагают свой собственный вариант решения проблемы, подкрепленный аргументами. Примеры профессиональной конфликтной ситуации могут быть следующими:

Ситуация 1. Ученик принес свою вещь на занятия и достаточно остро реагирует, если ее кто-то взял, не спросив. Что делать педагогу в данной ситуации?



Ситуация 2. Ученик испортил чужую вещь, и родители требуют возмещения ущерба. Стоит ли в этом случае педагогу включаться в разбирательство?

б) Упражнение: «День из жизни педагога»

Цель: формирование эффективных стратегий поведения в конфликтных ситуациях. На каждую из пяти ролей последовательно отбирается педагог, остальные участники просто наблюдают. Педагог избирается на роль ведущего, а также на одну из других ролей.

Задачей педагога в данной ситуации является поиск наиболее выгодного решения профессиональной конфликтной ситуации, которое бы устраивало обе конфликтующие стороны.

Затем на роль педагога выбирается другой педагог и определяется новый оппонент из представленного ниже списка. В итоге, отыгрываются все роли и конфликтные ситуации.

Роли:

– Педагог 1 – настойчиво предлагает пройти дополнительные курсы, необязательные для вашей основной деятельности. Курсы, которые необходимы, были уже пройдены.

– Педагог 2 – уроки окончены, неободимо помочь подготовится к следующим занятиям и проверить домашнее задание, но она не хочет помочь.

– Родитель – не в первый раз высказывает свое недовольство настроением ученика.

– Педагог – пытается решить возникающие конфликты.

После окончания упражнения требуется ответить на следующие вопросы:

а) К чему в итоге удалось прийти? В каких ситуациях можно было поступить по-другому?

б) Какие моменты мешали, а какие помогли в решении конфликта?

в) Какие выводы вы сделали?

– Обратная связь. Цель: объединение полученного опыта и рассмотрение вариантов его применения. Всем участникам требуется по очереди ответить на вопросы:

– Какие уроки вы усвоили на данном тренинге?

– Каким образом вы будете применять полученный опыт?

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ МАОУ ЛИЦЕЙ № 1 ИМ. Н.К. КРУПСКОЙ Г. МАГАДАНА.

2.1 Организация исследования
Целью исследования является проверка эффективности создания данной программы как инструмента устранения профессионального выгорания педагогов.

В соответствии с целью в исследовании решаются следующие задачи:

  • Определить главное звено, оказывающее наибольшее влияние на процесс профессионального выгорания.

  • Создать и привести в исполнение программу тренинга на основе полученных в ходе проведения эксперимента результатов.

  • Установить эффективность разработанного тренинга.

Предмет исследования: эффективность разработанного тренинга для преодоления профессионального выгорания педагогов МАОУ Лицей № 1 им. Н.К. Крупской г. Магадана.

Объект исследования: программа тренинга, способствующая снижению профессионального выгорания педагогов.

Этапы исследования:

  1. Диагностика профессионального выгорания педагогов и определение главного звена, оказывающего наибольшее влияние на этот процесс. Педагоги были разделены на три группы в зависимости от уровня профессионального выгорания: с высоким, средним и низким уровнем профессионального выгорания. Полученные данные стали основой для создания коррекционной программы.

  2. В ходе эксперимента производилась реализация направленной на преодоление профессионального выгорания программы. Были созданы две группы педагогов: экспериментальная – педагоги, участвовавшие в тренинге, и контрольная – педагоги, не подверженные экспериментальному воздействию.

  3. Для оценки эффективности программы был произведен контрольный эксперимент. Его суть заключалась в повторном исследовании участников обои групп. Проверка проводилась методом сравнительного анализа. Сопоставлялись показатели экспериментальной группы до и после тренинга, а также производился предварительный и итоговый замер в контрольной группе.

Исследование проводилось на базе МАОУ Лицей № 1 им. Н.К. Крупской г. Магадана. В исследовании участвовали 35 человек возрастной категории от 30 до 65 лет.

Для измерения уровня эмоционального выгорания педагогов, мы использовали метод «диагностика эмоционального выгорания личности» по В.В.Бойко.

Данная методика позволяет диагностировать главные симптомы «эмоционального выгорания» педагогов и выявить, в какой фазе развития стресса они находятся: «напряжения», «резистенции», «истощение». Благодаря характерным количественным показателям, рассчитанным для каждой фазы формирования синдрома «выгорания», представляется возможным детально охарактеризовать личность, определить правильность эмоциональной реакции при развитии конфликтной ситуации и индивидуальные меры к ней.


Автор методики В.В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает «механизм психологической защиты, развиваемый личностью в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на травмирующие воздействия». Эмоциональное выгорание - стереотип эмоционального, главным образом профессионального поведения. «Выгорание» в какой-то степени выступает в качестве функционального стереотипа, потому как позволяет человеку умеренно расходовать свои ресурсы. В то же время дисфункциональные последствия могут возникнуть, когда «выгорание» отрицательно воздействует на выполнение профессиональных задач и взаимоотношения с коллегами и учениками.

Данная методика включает в себя 84 суждения, которые помогут распознать симптомы эмоционального выгорания. Каждую фазу стресса диагностируют на основании четырех присущих ей симптомов. Выраженность каждого симптома колеблется в интервале от 0 до 30 баллов:

• 9 и менее баллов — не сложившийся симптом,

• 10-15 баллов — складывающийся симптом,

• 16 и более — сложившийся.

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к преобладающим в фазе или всем синдроме.

В любой фазе напряжения количество баллов может быть от 0 до 100 баллов. Тем не менее, сравнение полученных по этапам оценок, некорректно, так как не указывает на их относительную роль или вклад в развитие синдрома. Диагностируемые в нем явления значительно отличаются - реакция на провоцирующие факторы, методы психологической защиты, состояние нервной системы.

По количественным показателям можно лишь сделать вывод о том, насколько сформировалась каждая фаза.

• 36 и менее баллов — фаза не сформировалась;

• 37-60 баллов — фаза в стадии формирования;

• 61 и более баллов — сформировавшаяся фаза[38, c. 91].

При оценке результатов мы принимали во внимание следующие аспекты: преобладающие симптомы эмоционального выгорания; какие симптомы эмоционального выгорания зависят от профессиональной деятельности, а какие объясняются субъективными факторами; какие меры следует предпринять, чтобы повлиять на рабочую обстановку; какие признаки поведения личности следует откорректировать, для того, чтобы «эмоциональное выгорание» не принесло вред вам и вашему окружению?
2.2 Проведение исследования, его результаты и проведение тренинга