Файл: Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава II. Обследование состояния связной речи детей дошкольного возраста

2.1. Младший дошкольный возраст

(2016 - 2017 учебный год)

Обследование связной речи детей (по Стребелевой)

1.Методика «Расскажи».

Цель:диагностика уровня развития связной речи.

Оборудование: сюжетная картинка «дождик».

Ход обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинку и рассказать. При затруднениях ему предлагают ответить наследующие вопросы: «Кого видишь на картинке? Что делает девочка? Что делают мальчики? С кем играла девочка, мальчик? Куда бегут дети? Почему побежали дети?»

2.Методика «Расскажи стихотворение». 

Цель: выявление уровня развития связной речи.

Ход обследования:

Ребенка просят рассказать стихотворение, при затруднениях взрослый начинает рассказывать сам стихотворение (А. Барто) «Наша Таня» или «Бычок», предоставляя возможность ребенку продолжить стихотворение.

3.Методика «Пересказ сказки». 

Цель: выявление умения пересказывать

Взрослый предлагает ребенку рассказать сказку: «Ты знаешь сказку про курочку Рябу? Расскажи ее».

1) ребенок пересказывает сказку самостоятельно

2) рассказывает по вопросам воспитателя

3) называет отдельные слова.

Ребенок с высоким уровнем отвечает предложением, хотя и может переставлять в нем слова, но логику вопроса соблюдает в своем ответе. Ребенок со средним уровнем понимает, что нужно ответить, но затрудняется построить фразу, поэтому отвечает односложно: «Она большая», «Грязно потому что», «Катал, возил» и т.д. А ребенок с низким речевым уровнем не может сделать простейшего вывода, поэтому либо не отвечает на вопрос, либо отвечает неадекватно. Такого ребенка можно попросить повторить предложение из 3-5-ти слов, составленное педагогом по картинке: «Девочка стирает платье в тазике», «Папа читает книгу своей дочке», «Мальчики катают мяч.» и т.д. На среднем уровне ребенок повторяет фразу правильно, на низком уровне переставляет или пропускает слова, не договаривает предложение или повторяет из него 1-2 слова. Хорошим показателем уровня связной речи в этом возрасте является умение пересказывать по картинкам знакомую сказку и рассказать стихотворение [21, 30].



п/п

Ф.И. ребенка

Методика

«Расскажи по картинке»

Методика

 «Расскажи стихотворение»

Методика

«Пересказ сказки»

Итог

1

Алиса А.

С

С

Н

С

2

Ваня Б.

Н

Н

Н

Н

3

Дима Б.

Н

Н

Н

Н

4

Никита В.

Н

С

С

С

5

Юля В.

Н

Н

Н

Н

6

Катя В..

Н

С

Н

Н

7

Стас В.

С

С

С

С

8

Данил В.

С

Н

С

С

9

Ева Г.

Н

Н

Н

Н

10

Нарине Г.

С

Н

С

С

11

Варя Е.

Н

Н

Н

Н

12

Дилноза К.

Н

Н

Н

Н

13

Дима К.

С

С

С

С

14

Ксюша К.

С

С

С

С

15

Таня Л.

Н

С

Н

Н

16

Соня Л.

Н

Н

Н

Н

17

Варя М.

С

С

С

С

18

Матвей М.

С

Н

С

С

19

Арсений М.

Н

С

С

С

20

Сережа Р.

С

С

С

С

21

Вика С.

С

С

С

С

22

Кирилл С.

Н

Н

Н

Н

23

Василиса Т.

С

С

С

С

24

Ваня Ч.

Н

Н

Н

Н


Высокий        уровень развития связной речи составил - 0%. Средний        уровень - 54%. Низкий        - 46%. Графически данные представлены в гистограммах. (Приложение 1).

В мае месяце для оценки состояния связной речи дошкольников и оценки эффективности работы по данной теме, была повторно проведена диагностика связной речи Стребелевой Е. А.. В обследовании принимали участие те же дети, что и на начальном этапе и были использованы те же задания.



п/п



Ф.И. ребенка

Методика

«Расскажи по картинке»

Методика

«Расскажи стихотворение»

Методика

«Пересказ сказки»

Итог

1

Алиса А.

С

С

Н

С

2

Ваня Б.

Н

Н

Н

Н

3

Дима Б.

С

С

Н

С

4

Никита В.

С

С

С

С

5

Юля В.

Н

Н

Н

Н

6

Катя В.

Н

С

Н

Н

7

Стас В.

В

В

С

В

8

Данил В.

С

Н

С

С

9

Ева Г.

Н

Н

Н

Н

10

Нарине Г.

С

Н

С

С

11

Варя Е.

Н

Н

Н

Н

12

Дилноза К.

Н

Н

Н

Н

13

Дима К..

С

С

С

С

14

Рома К.

С

С

С

С

15

Ксюша к.

С

С

Н

С

16

Таня Л.

С

С

Н

С

17

Соня Л.

С

Н

Н

Н

18

Варя М.

С

Н

С

С

19

Арсений М.

Н

С

С

С

20

Сережа р.

В

В

С

В

21

Вика С.

С

С

С

С

22

Кирилл С.

Н

Н

Н

Н

23

Спартак С.

С

С

С

С

24

Василиса Т.

С

С

С

С

25

Ваня Ч.

Н

Н

Н

Н

26

Яна Х.

С

С

Н

С

27

Саша Ш.

Н

Н

Н

Н


Высокий уровень развития связной речи детей младшего дошкольного возраста - 7%. Средний        уровень развития связной речи детей - 56%. Низкий уровень развития связной речи детей -        37%. Графически данные представлены в гистограммах. (Приложение 1).

Анализируя полученные данные можно сделать следующие выводы: речь детей улучшилась. Но говорить о хорошо развернутых фразах понятных всем окружающим, об умении высказать свою мысль еще рано и данную работу необходимо продолжать для достижения наилучших результатов.

2.2. Средний дошкольный возраст

(2017 - 2018 учебный год)

На начало года было проведено обследование развития связной речи детей дошкольного возраста по О. С. Ушаковой [27, 28].

Рекомендации к проведению обследования

Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком и не должно превышать 15 мин.

Задание нужно давать в интересной, интонационно выразительной форме. Правильные ответы должны вызывать одобрение, поддержку. В случае затруднения, не стоит показывать ребенку, что он не справился, а просто следует дать самому ответ. Например, ребенок не смог назвать обобщающее слово, и взрослый сам говорит: «Это можно назвать словом «одежда». Но в протоколе следует отметить невыполнение задания.

Для проверки уровня речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста широко используется наглядность (предметы, картинки, игрушки). Для старших дошкольников задания могут предлагаться и без наглядных средств, но на знакомых словах. Здесь особое значение приобретает точная формулировка вопросов.

Оценка по всем задания дается по баллам:

  • 3 балла – точный и правильный ответ, который ребенок дал самостоятельно

  • 2 балла – ребенок допустил незначительную неточность, отвечал по наводящим вопросам и уточнениям

  • 1 балл – ребенок ответил неточно либо неверно на вопрос, повторяет вопрос, не понимает задание.

В конце проверки производится подсчет баллов:

- если большинство ответов получило оценку «3 балла», то это I уровень развития речи (высокий)

- если больше половины ответов с оценкой «2 балла», то это II уровень (средний)

-  с оценкой «1 балл» - уровень III (ниже среднего).

Ход обследования

Выявляется умение описывать предмет (картину, игрушку), составить описание без наглядности. Для этого ребенку сначала предлагается кукла.


  1. Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.

- Ребенок самостоятельно описывает игрушку: Это кукла. Она красивая, ее зовут Катя. С Катей можно играть.

- Рассказывает по вопросам взрослого

- Называет отдельные слова, не связывая их в предложение.

  1. Составь описание мяча: какой он, для чего нужен, что с ним можно делать?

- Ребенок описывает: Это мяч. Он круглый, красный, резиновый. Его можно бросать, ловить. С мячом играют.

- Перечисляет признаки (красный, резиновый)

-Называет отдельные слова

  1. Опиши собаку, какая она, или придумай про нее рассказ

- Ребенок составляет описание (рассказ)

- Перечисляет качества и действия

- Называет 2-3 слова.

  1. Ребенку предлагают составить рассказ на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».

- Составляет рассказ самостоятельно

- Рассказывает с помощью взрослого

- Отвечает на вопросы односложно.

  1. Взрослый читает ребенку текст рассказа или сказки и предлагает пересказать

- Ребенок пересказывает самостоятельно

- Пересказывает с подсказыванием слов взрослым

- Говорит отдельные слова.

Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходят под №1, он получает три балла; если ответы соответствуют №2 - 2 балла; если ответы соответствуют №3, ребенок получает 1 балл.

В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла - это высокий уровень. Если 2/3 ответов детей оцениваются в 2 балла - это выше среднего уровень. Если 2/3 ответов детей оцениваются в 1 балл - это средний или ниже среднего уровень.



И. Ф. ребенка

Задания/ Баллы

Итог

1

2

3

4

5

1

Алиса А.

1

2

1

1

1

НС

2

Ваня Б.

1

1

1

1

1

НС

3

Дима Б.

1

1

1

1

1

НС

4

Никита В.

1

2

2

1

1

С

5

Юля В.

1

1

1

1

1

НС

6

Катя В.

1

2

1

1

1

НС

7

Стас В.

2

2

2

1

2

ВС

8

Данил В.

1

1

1

1

1

НС

9

Ева Г.

1

1

1

1

1

НС

10

Нарине Г.

1

2

2

1

1

С

11

Варя Е.

1

1

1

1

1

НС

12

Дима К.

1

2

2

1

1

С

13

Рома К.

1

1

1

1

1

НС

14

Ксюша К.

1

1

2

1

1

НС

15

Таня Л.

1

1

1

1

1

НС

16

Соня Л.

1

1

1

1

1

НС

17

Варя М.

1

1

1

1

1

НС

18

Арсения М.

1

1

1

1

1

НС

19

Сережа Р.

1

2

2

1

1

С

20

Вика С.

2

2

2

1

2

ВС

21

Кирилл С.

1

1

1

1

1

НС

22

Спартак С.

1

1

1

1

1

НС

23

Василиса Т.

1

2

2

1

2

ВС

24

Ваня Ч.

1

1

1

1

1

НС

25

Яна Х.

1

1

1

1

1

НС

26

Артемий С.

1

1

1

1

1

НС


        

Высокий уровень развития связной речи детей среднего дошкольного возраста составил - 0%. Выше среднего - 12%. Средний уровень развития связной речи детей среднего дошкольного возраста        - 15%. Ниже среднего - 73%. Графически эти данные представлены в гистограмме. (Приложение 2).

Анализируя полученные данные, четко прослеживается низкий уровень связной речи дошкольников. Дети не могут самостоятельно построить связный рассказ или описать игрушку, объект. Маленький словарный запас. В основном перечисляют признаки, и то те которые наиболее четко прослеживаются. Нуждаются в помощи педагога.

Результаты обследования связной речи детей среднего дошкольного возраста на конец года



И. Ф. ребенка

Задания/ Баллы

Итог

1

2

3

4

5




1

Алиса А.

2

2

1

1

1

С

2

Ваня Б.

2

2

1

2

1

С

3

Дима Б.

2

2

1

2

1

С

4

Никита В.

3

3

3

2

2

ВС

5

Катя В.

3

3

3

3

2

В

6

Стас В.

3

3

3

3

3

В

7

Данил В.

3

2

2

2

1

С

8

Ева Г.

2

2

1

1

1

НС

9

Нарине Г.

2

3

2

2

2

С

10

Варя Е.

1

2

2

2

1

НС

11

Дима К.

3

3

3

3

2

В

12

Рома К.

2

2

2

2

2

С

13

Таня Л.

2

2

2

2

1

С

14

Соня Л.

3

1

2

1

2

С

15

Варя М.

3

3

3

3

3

В

16

Арсений М.

2

2

2

1

1

С

17

Сережа Р.

2

2

2

2

1

С

18

Вика С.

3

3

2

2

2

ВС

19

Спартак С.

2

2

2

2

1

С

20

Василиса Т.

2

3

3

2

3

ВС

21

Ваня Ч.

1

1

1

1

1

НС

22

Хожиакбар

2

1

1

1

1

НС

23

Артемий С.

1

1

1

1

1

НС