Файл: Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава II. Обследование состояния связной речи детей дошкольного возраста
2.1. Младший дошкольный возраст
(2016 - 2017 учебный год)
Обследование связной речи детей (по Стребелевой)
1.Методика «Расскажи».
Цель:диагностика уровня развития связной речи.
Оборудование: сюжетная картинка «дождик».
Ход обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинку и рассказать. При затруднениях ему предлагают ответить наследующие вопросы: «Кого видишь на картинке? Что делает девочка? Что делают мальчики? С кем играла девочка, мальчик? Куда бегут дети? Почему побежали дети?»
2.Методика «Расскажи стихотворение».
Цель: выявление уровня развития связной речи.
Ход обследования:
Ребенка просят рассказать стихотворение, при затруднениях взрослый начинает рассказывать сам стихотворение (А. Барто) «Наша Таня» или «Бычок», предоставляя возможность ребенку продолжить стихотворение.
3.Методика «Пересказ сказки».
Цель: выявление умения пересказывать
Взрослый предлагает ребенку рассказать сказку: «Ты знаешь сказку про курочку Рябу? Расскажи ее».
1) ребенок пересказывает сказку самостоятельно
2) рассказывает по вопросам воспитателя
3) называет отдельные слова.
Ребенок с высоким уровнем отвечает предложением, хотя и может переставлять в нем слова, но логику вопроса соблюдает в своем ответе. Ребенок со средним уровнем понимает, что нужно ответить, но затрудняется построить фразу, поэтому отвечает односложно: «Она большая», «Грязно потому что», «Катал, возил» и т.д. А ребенок с низким речевым уровнем не может сделать простейшего вывода, поэтому либо не отвечает на вопрос, либо отвечает неадекватно. Такого ребенка можно попросить повторить предложение из 3-5-ти слов, составленное педагогом по картинке: «Девочка стирает платье в тазике», «Папа читает книгу своей дочке», «Мальчики катают мяч.» и т.д. На среднем уровне ребенок повторяет фразу правильно, на низком уровне переставляет или пропускает слова, не договаривает предложение или повторяет из него 1-2 слова. Хорошим показателем уровня связной речи в этом возрасте является умение пересказывать по картинкам знакомую сказку и рассказать стихотворение [21, 30].
Высокий уровень развития связной речи составил - 0%. Средний уровень - 54%. Низкий - 46%. Графически данные представлены в гистограммах. (Приложение 1).
В мае месяце для оценки состояния связной речи дошкольников и оценки эффективности работы по данной теме, была повторно проведена диагностика связной речи Стребелевой Е. А.. В обследовании принимали участие те же дети, что и на начальном этапе и были использованы те же задания.
Высокий уровень развития связной речи детей младшего дошкольного возраста - 7%. Средний уровень развития связной речи детей - 56%. Низкий уровень развития связной речи детей - 37%. Графически данные представлены в гистограммах. (Приложение 1).
Анализируя полученные данные можно сделать следующие выводы: речь детей улучшилась. Но говорить о хорошо развернутых фразах понятных всем окружающим, об умении высказать свою мысль еще рано и данную работу необходимо продолжать для достижения наилучших результатов.
2.2. Средний дошкольный возраст
(2017 - 2018 учебный год)
На начало года было проведено обследование развития связной речи детей дошкольного возраста по О. С. Ушаковой [27, 28].
Рекомендации к проведению обследования
Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком и не должно превышать 15 мин.
Задание нужно давать в интересной, интонационно выразительной форме. Правильные ответы должны вызывать одобрение, поддержку. В случае затруднения, не стоит показывать ребенку, что он не справился, а просто следует дать самому ответ. Например, ребенок не смог назвать обобщающее слово, и взрослый сам говорит: «Это можно назвать словом «одежда». Но в протоколе следует отметить невыполнение задания.
Для проверки уровня речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста широко используется наглядность (предметы, картинки, игрушки). Для старших дошкольников задания могут предлагаться и без наглядных средств, но на знакомых словах. Здесь особое значение приобретает точная формулировка вопросов.
Оценка по всем задания дается по баллам:
В конце проверки производится подсчет баллов:
- если большинство ответов получило оценку «3 балла», то это I уровень развития речи (высокий)
- если больше половины ответов с оценкой «2 балла», то это II уровень (средний)
- с оценкой «1 балл» - уровень III (ниже среднего).
Ход обследования
Выявляется умение описывать предмет (картину, игрушку), составить описание без наглядности. Для этого ребенку сначала предлагается кукла.
- Ребенок самостоятельно описывает игрушку: Это кукла. Она красивая, ее зовут Катя. С Катей можно играть.
- Рассказывает по вопросам взрослого
- Называет отдельные слова, не связывая их в предложение.
- Ребенок описывает: Это мяч. Он круглый, красный, резиновый. Его можно бросать, ловить. С мячом играют.
- Перечисляет признаки (красный, резиновый)
-Называет отдельные слова
- Ребенок составляет описание (рассказ)
- Перечисляет качества и действия
- Называет 2-3 слова.
- Составляет рассказ самостоятельно
- Рассказывает с помощью взрослого
- Отвечает на вопросы односложно.
- Ребенок пересказывает самостоятельно
- Пересказывает с подсказыванием слов взрослым
- Говорит отдельные слова.
Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходят под №1, он получает три балла; если ответы соответствуют №2 - 2 балла; если ответы соответствуют №3, ребенок получает 1 балл.
В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла - это высокий уровень. Если 2/3 ответов детей оцениваются в 2 балла - это выше среднего уровень. Если 2/3 ответов детей оцениваются в 1 балл - это средний или ниже среднего уровень.
Высокий уровень развития связной речи детей среднего дошкольного возраста составил - 0%. Выше среднего - 12%. Средний уровень развития связной речи детей среднего дошкольного возраста - 15%. Ниже среднего - 73%. Графически эти данные представлены в гистограмме. (Приложение 2).
Анализируя полученные данные, четко прослеживается низкий уровень связной речи дошкольников. Дети не могут самостоятельно построить связный рассказ или описать игрушку, объект. Маленький словарный запас. В основном перечисляют признаки, и то те которые наиболее четко прослеживаются. Нуждаются в помощи педагога.
Результаты обследования связной речи детей среднего дошкольного возраста на конец года
2.1. Младший дошкольный возраст
(2016 - 2017 учебный год)
Обследование связной речи детей (по Стребелевой)
1.Методика «Расскажи».
Цель:диагностика уровня развития связной речи.
Оборудование: сюжетная картинка «дождик».
Ход обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинку и рассказать. При затруднениях ему предлагают ответить наследующие вопросы: «Кого видишь на картинке? Что делает девочка? Что делают мальчики? С кем играла девочка, мальчик? Куда бегут дети? Почему побежали дети?»
2.Методика «Расскажи стихотворение».
Цель: выявление уровня развития связной речи.
Ход обследования:
Ребенка просят рассказать стихотворение, при затруднениях взрослый начинает рассказывать сам стихотворение (А. Барто) «Наша Таня» или «Бычок», предоставляя возможность ребенку продолжить стихотворение.
3.Методика «Пересказ сказки».
Цель: выявление умения пересказывать
Взрослый предлагает ребенку рассказать сказку: «Ты знаешь сказку про курочку Рябу? Расскажи ее».
1) ребенок пересказывает сказку самостоятельно
2) рассказывает по вопросам воспитателя
3) называет отдельные слова.
Ребенок с высоким уровнем отвечает предложением, хотя и может переставлять в нем слова, но логику вопроса соблюдает в своем ответе. Ребенок со средним уровнем понимает, что нужно ответить, но затрудняется построить фразу, поэтому отвечает односложно: «Она большая», «Грязно потому что», «Катал, возил» и т.д. А ребенок с низким речевым уровнем не может сделать простейшего вывода, поэтому либо не отвечает на вопрос, либо отвечает неадекватно. Такого ребенка можно попросить повторить предложение из 3-5-ти слов, составленное педагогом по картинке: «Девочка стирает платье в тазике», «Папа читает книгу своей дочке», «Мальчики катают мяч.» и т.д. На среднем уровне ребенок повторяет фразу правильно, на низком уровне переставляет или пропускает слова, не договаривает предложение или повторяет из него 1-2 слова. Хорошим показателем уровня связной речи в этом возрасте является умение пересказывать по картинкам знакомую сказку и рассказать стихотворение [21, 30].
№ п/п | Ф.И. ребенка | Методика «Расскажи по картинке» | Методика «Расскажи стихотворение» | Методика «Пересказ сказки» | Итог |
1 | Алиса А. | С | С | Н | С |
2 | Ваня Б. | Н | Н | Н | Н |
3 | Дима Б. | Н | Н | Н | Н |
4 | Никита В. | Н | С | С | С |
5 | Юля В. | Н | Н | Н | Н |
6 | Катя В.. | Н | С | Н | Н |
7 | Стас В. | С | С | С | С |
8 | Данил В. | С | Н | С | С |
9 | Ева Г. | Н | Н | Н | Н |
10 | Нарине Г. | С | Н | С | С |
11 | Варя Е. | Н | Н | Н | Н |
12 | Дилноза К. | Н | Н | Н | Н |
13 | Дима К. | С | С | С | С |
14 | Ксюша К. | С | С | С | С |
15 | Таня Л. | Н | С | Н | Н |
16 | Соня Л. | Н | Н | Н | Н |
17 | Варя М. | С | С | С | С |
18 | Матвей М. | С | Н | С | С |
19 | Арсений М. | Н | С | С | С |
20 | Сережа Р. | С | С | С | С |
21 | Вика С. | С | С | С | С |
22 | Кирилл С. | Н | Н | Н | Н |
23 | Василиса Т. | С | С | С | С |
24 | Ваня Ч. | Н | Н | Н | Н |
Высокий уровень развития связной речи составил - 0%. Средний уровень - 54%. Низкий - 46%. Графически данные представлены в гистограммах. (Приложение 1).
В мае месяце для оценки состояния связной речи дошкольников и оценки эффективности работы по данной теме, была повторно проведена диагностика связной речи Стребелевой Е. А.. В обследовании принимали участие те же дети, что и на начальном этапе и были использованы те же задания.
№ п/п № | Ф.И. ребенка | Методика «Расскажи по картинке» | Методика «Расскажи стихотворение» | Методика «Пересказ сказки» | Итог |
1 | Алиса А. | С | С | Н | С |
2 | Ваня Б. | Н | Н | Н | Н |
3 | Дима Б. | С | С | Н | С |
4 | Никита В. | С | С | С | С |
5 | Юля В. | Н | Н | Н | Н |
6 | Катя В. | Н | С | Н | Н |
7 | Стас В. | В | В | С | В |
8 | Данил В. | С | Н | С | С |
9 | Ева Г. | Н | Н | Н | Н |
10 | Нарине Г. | С | Н | С | С |
11 | Варя Е. | Н | Н | Н | Н |
12 | Дилноза К. | Н | Н | Н | Н |
13 | Дима К.. | С | С | С | С |
14 | Рома К. | С | С | С | С |
15 | Ксюша к. | С | С | Н | С |
16 | Таня Л. | С | С | Н | С |
17 | Соня Л. | С | Н | Н | Н |
18 | Варя М. | С | Н | С | С |
19 | Арсений М. | Н | С | С | С |
20 | Сережа р. | В | В | С | В |
21 | Вика С. | С | С | С | С |
22 | Кирилл С. | Н | Н | Н | Н |
23 | Спартак С. | С | С | С | С |
24 | Василиса Т. | С | С | С | С |
25 | Ваня Ч. | Н | Н | Н | Н |
26 | Яна Х. | С | С | Н | С |
27 | Саша Ш. | Н | Н | Н | Н |
Высокий уровень развития связной речи детей младшего дошкольного возраста - 7%. Средний уровень развития связной речи детей - 56%. Низкий уровень развития связной речи детей - 37%. Графически данные представлены в гистограммах. (Приложение 1).
Анализируя полученные данные можно сделать следующие выводы: речь детей улучшилась. Но говорить о хорошо развернутых фразах понятных всем окружающим, об умении высказать свою мысль еще рано и данную работу необходимо продолжать для достижения наилучших результатов.
2.2. Средний дошкольный возраст
(2017 - 2018 учебный год)
На начало года было проведено обследование развития связной речи детей дошкольного возраста по О. С. Ушаковой [27, 28].
Рекомендации к проведению обследования
Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком и не должно превышать 15 мин.
Задание нужно давать в интересной, интонационно выразительной форме. Правильные ответы должны вызывать одобрение, поддержку. В случае затруднения, не стоит показывать ребенку, что он не справился, а просто следует дать самому ответ. Например, ребенок не смог назвать обобщающее слово, и взрослый сам говорит: «Это можно назвать словом «одежда». Но в протоколе следует отметить невыполнение задания.
Для проверки уровня речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста широко используется наглядность (предметы, картинки, игрушки). Для старших дошкольников задания могут предлагаться и без наглядных средств, но на знакомых словах. Здесь особое значение приобретает точная формулировка вопросов.
Оценка по всем задания дается по баллам:
-
3 балла – точный и правильный ответ, который ребенок дал самостоятельно -
2 балла – ребенок допустил незначительную неточность, отвечал по наводящим вопросам и уточнениям -
1 балл – ребенок ответил неточно либо неверно на вопрос, повторяет вопрос, не понимает задание.
В конце проверки производится подсчет баллов:
- если большинство ответов получило оценку «3 балла», то это I уровень развития речи (высокий)
- если больше половины ответов с оценкой «2 балла», то это II уровень (средний)
- с оценкой «1 балл» - уровень III (ниже среднего).
Ход обследования
Выявляется умение описывать предмет (картину, игрушку), составить описание без наглядности. Для этого ребенку сначала предлагается кукла.
-
Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.
- Ребенок самостоятельно описывает игрушку: Это кукла. Она красивая, ее зовут Катя. С Катей можно играть.
- Рассказывает по вопросам взрослого
- Называет отдельные слова, не связывая их в предложение.
-
Составь описание мяча: какой он, для чего нужен, что с ним можно делать?
- Ребенок описывает: Это мяч. Он круглый, красный, резиновый. Его можно бросать, ловить. С мячом играют.
- Перечисляет признаки (красный, резиновый)
-Называет отдельные слова
-
Опиши собаку, какая она, или придумай про нее рассказ
- Ребенок составляет описание (рассказ)
- Перечисляет качества и действия
- Называет 2-3 слова.
-
Ребенку предлагают составить рассказ на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».
- Составляет рассказ самостоятельно
- Рассказывает с помощью взрослого
- Отвечает на вопросы односложно.
-
Взрослый читает ребенку текст рассказа или сказки и предлагает пересказать
- Ребенок пересказывает самостоятельно
- Пересказывает с подсказыванием слов взрослым
- Говорит отдельные слова.
Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходят под №1, он получает три балла; если ответы соответствуют №2 - 2 балла; если ответы соответствуют №3, ребенок получает 1 балл.
В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла - это высокий уровень. Если 2/3 ответов детей оцениваются в 2 балла - это выше среднего уровень. Если 2/3 ответов детей оцениваются в 1 балл - это средний или ниже среднего уровень.
№ | И. Ф. ребенка | Задания/ Баллы | Итог | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
1 | Алиса А. | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | НС |
2 | Ваня Б. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | НС |
3 | Дима Б. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | НС |
4 | Никита В. | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | С |
5 | Юля В. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | НС |
6 | Катя В. | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | НС |
7 | Стас В. | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | ВС |
8 | Данил В. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | НС |
9 | Ева Г. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | НС |
10 | Нарине Г. | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | С |
11 | Варя Е. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | НС |
12 | Дима К. | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | С |
13 | Рома К. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | НС |
14 | Ксюша К. | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | НС |
15 | Таня Л. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | НС |
16 | Соня Л. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | НС |
17 | Варя М. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | НС |
18 | Арсения М. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | НС |
19 | Сережа Р. | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | С |
20 | Вика С. | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | ВС |
21 | Кирилл С. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | НС |
22 | Спартак С. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | НС |
23 | Василиса Т. | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | ВС |
24 | Ваня Ч. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | НС |
25 | Яна Х. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | НС |
26 | Артемий С. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | НС |
Высокий уровень развития связной речи детей среднего дошкольного возраста составил - 0%. Выше среднего - 12%. Средний уровень развития связной речи детей среднего дошкольного возраста - 15%. Ниже среднего - 73%. Графически эти данные представлены в гистограмме. (Приложение 2).
Анализируя полученные данные, четко прослеживается низкий уровень связной речи дошкольников. Дети не могут самостоятельно построить связный рассказ или описать игрушку, объект. Маленький словарный запас. В основном перечисляют признаки, и то те которые наиболее четко прослеживаются. Нуждаются в помощи педагога.
Результаты обследования связной речи детей среднего дошкольного возраста на конец года
№ | И. Ф. ребенка | Задания/ Баллы | Итог | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | | |||
1 | Алиса А. | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | С | |
2 | Ваня Б. | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | С | |
3 | Дима Б. | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | С | |
4 | Никита В. | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | ВС | |
5 | Катя В. | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | В | |
6 | Стас В. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | В | |
7 | Данил В. | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | С | |
8 | Ева Г. | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | НС | |
9 | Нарине Г. | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | С | |
10 | Варя Е. | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | НС | |
11 | Дима К. | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | В | |
12 | Рома К. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | С | |
13 | Таня Л. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | С | |
14 | Соня Л. | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | С | |
15 | Варя М. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | В | |
16 | Арсений М. | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | С | |
17 | Сережа Р. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | С | |
18 | Вика С. | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | ВС | |
19 | Спартак С. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | С | |
20 | Василиса Т. | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | ВС | |
21 | Ваня Ч. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | НС | |
22 | Хожиакбар | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | НС | |
23 | Артемий С. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | НС |