ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.07.2021
Просмотров: 609
Скачиваний: 1
76
тельно
складывается
с
конца
XIX –
нач
. XX
столетия
.
Э
.
к
. –
своеобразное
состояние
культуры
духовной
и
современной
со
-
циокультурной
динамики
.
Э
.
к
.
следует
рассматривать
как
опре
-
деленное
социальное
движение
и
мироощущение
,
суть
которого
можно
охарактеризовать
тремя
,
по
крайней
мере
,
положениями
:
1)
наш
обыденный
мир
,
наша
культура
,
во
всем
своем
многооб
-
разии
оказываются
неистинными
,
иллюзорными
; 2)
существует
иной
мир
(
реальность
) –
истинный
,
где
человек
может
обрести
свое
подлинное
существование
; 3)
на
пути
в
этот
истинный
мир
человек
должен
изменить
свою
жизнь
,
переделать
себя
и
стать
эзотерической
личностью
.
Исходя
из
этого
,
содержание
Э
.
к
.
рас
-
крывается
в
следующих
основных
понятиях
:
истина
эзотериче
-
ская
,
реальность
эзотерическая
,
личность
эзотерическая
,
учение
эзотерическое
.
Экзегеза
(
греч
exegesis –
толкование
) –
толкование
неясных
мест
в
древних
,
особенно
религиозных
,
текстах
.
Экономическая
культура
–
центральный
элемент
в
системе
культуры
.
Э
.
к
.
характеризует
состояние
хозяйственной
деятель
-
ности
общества
на
определенной
ступени
его
развития
и
включа
-
ет
в
себя
материальный
продукт
,
материальные
услуги
,
экономи
-
ческие
идеи
,
теории
,
знания
.
Э
.
к
.
подразделяется
на
материаль
-
ную
и
духовную
.
В
основе
этого
деления
лежит
разделение
об
-
щественного
воспроизводства
на
материальное
и
духовное
.
Э
.
к
.
в
ее
материальном
виде
охватывает
мир
вещей
,
предметов
,
про
-
изводственных
процессов
.
Э
.
к
.
в
ее
духовном
виде
охватывает
экономические
знания
,
экономическое
мышление
,
хозяйствен
-
ный
опыт
людей
.
Оба
вида
Э
.
к
.
тесно
взаимосвязаны
,
их
авто
-
номное
функционирование
невозможно
.
Э
.
к
.
обогащается
в
ре
-
зультате
прогресса
производительных
сил
,
производственных
отношений
,
общественного
воспроизводства
в
целом
;
во
многом
зависит
от
уровня
и
качества
жизни
людей
.
Экспрессионизм
(
лат
. expressio –
выражение
),
направление
,
развивавшееся
в
европейском
искусстве
и
литературе
в
начале
XX
в
.
Протестуя
против
мировой
войны
,
социальных
контрастов
,
против
засилья
вещей
и
подавленности
личности
социальными
ме
-
ханизмами
,
мастера
Э
.
совмещали
протест
с
выражением
мистиче
-
ского
ужаса
перед
хаосом
бытия
.
Кризис
современной
цивилизации
77
представал
в
их
произведениях
одним
из
звеньев
апокалипсиче
-
ской
катастрофы
,
надвигающейся
на
природу
и
человечество
.
Принцип
всеохватывающей
субъективной
интерпретации
действи
-
тельности
,
возобладавший
в
Э
.,
обусловил
тяготение
к
иррацио
-
нальности
,
обостренной
эмоциональности
и
фантастическому
гро
-
теску
.
Элита
культурная
–
в
научной
литературе
понимается
как
определенная
г уппа
профессионалов
,
обладающих
высоким
уров
-
нем
культурной
компетентности
и
занятых
разработкой
знаний
,
технологий
,
созданием
произведений
искусства
и
др
.
Э
.
к
.
принад
-
лежит
ключевая
роль
в
развитии
большой
традиции
в
культуре
.
Эл
р
итарное
искусство
–
искусство
,
ориентированное
,
по
мыс
род
ху
-
дож
–
чувствующий
,
чувственный
) –
наук
ость
человека
к
восприятию
и
оцен
ный
ли
его
создателей
,
на
элиту
(
т
.
е
.
лучшую
часть
общества
,
об
-
ладающую
особой
художественной
восприимчивостью
).
Эпос
(
греч
. epos –
слово
,
рассказ
,
повествование
) –
ественной
литературы
в
повествовательной
форме
,
дающей
связный
рассказ
о
событиях
,
объективированных
от
имени
пове
-
ствователя
.
К
устному
Э
.
относят
сказки
,
предания
,
мифы
,
леген
-
ды
,
сказания
,
былины
и
др
.
К
письменному
Э
.
относят
:
роман
,
повесть
,
новеллу
,
рассказ
и
др
.
Эстетика
(
греч
. aisthetikos
а
об
исторически
обусловленной
сущности
общечеловече
-
ских
ценностей
,
их
порождении
,
восприятии
,
оценке
и
освоении
.
Э
.
является
одним
из
разделов
философского
знания
,
предметом
которого
являются
наиболее
общие
принципы
эстетического
ос
-
воения
мира
в
процессе
деятельности
человека
и
прежде
всего
в
искусстве
,
где
достигают
высшего
совершенства
результаты
ос
-
воения
мира
по
законам
красоты
.
Эстетический
вкус
–
способн
ке
красоты
.
Основу
Э
.
в
.
составляют
природные
,
эмоцио
-
нальные
реакции
,
связанные
с
чувством
удовольствия
,
удовле
-
творения
.
Э
.
в
. –
это
одновременно
чувствительность
к
красоте
и
рассудительности
,
развивается
через
опыт
общения
с
прекрасным
.
Эстетическое
(
греч
. aisthetikos –
чувствующий
,
чувствен
-
) –
исходная
категория
эстетики
,
выводимая
из
философии
как
более
универсальной
познавательной
системы
,
всесторонне
78
исследующей
вопрос
о
природе
Э
.
В
самой
эстетике
категория
Э
.
определяет
специфику
ее
предмета
в
осмыслении
всех
прояв
-
лений
человеческого
бытия
:
Э
.
чувство
,
Э
.
отношение
,
Э
.
вкус
,
Э
.
идеал
,
Э
.
ценность
и
т
.
д
.
Этноцентризм
–
свойство
этнического
самосознания
вос
-
при
,
нрав
,
характер
) –
обобщенная
ха
-
ракт
мор
(
англ
. humour –
нрав
,
настроение
,
от
лат
. humor –
жид
зык
–
система
знаков
,
служащая
средством
человеческого
нимать
и
оценивать
различные
жизненные
явления
и
процес
-
сы
сквозь
призму
культурных
традиций
и
ценностей
собствен
-
ной
этнической
группы
.
Э
.
находит
выражение
в
признании
пре
-
восходства
своей
этнической
культуры
по
отношению
к
другим
культурам
.
В
культурологии
и
этнологии
генезис
и
функции
Э
.
связывают
в
основном
с
природой
межгрупповых
отношений
,
ус
-
тановки
которых
зависят
от
степени
интенсивности
и
направлен
-
ности
культурных
контактов
.
Этос
(
греч
ethos –
обычай
еристика
культуры
данной
социальной
общности
,
выражав
-
шаяся
в
системе
господствующих
ценностей
и
норм
поведения
.
Ю
Ю
кость
) –
элемент
смеховой
культуры
,
особый
вид
комическо
-
го
,
сочетающий
насмешку
и
сочувствие
,
внешне
комическую
трактовку
и
внутреннюю
причастность
к
тому
,
что
представляет
-
ся
смешным
.
В
отличие
от
«
разрушительного
смеха
»
и
«
смеха
превосходства
» (
в
том
числе
сатиры
,
иронии
),
в
Ю
.
под
маской
смешного
таится
серьезное
отношение
к
предмету
смеха
и
даже
оправдание
«
чудака
»,
что
обеспечивает
Ю
.
более
целостное
от
-
ражение
существа
явления
.
Я
Я
79
общ
–
совокупность
исторически
сложившихся
,
особ
ы
–
формы
,
знаки
,
символы
,
тексты
,
которые
позв
с
по
-
мощ
нын
тво
(
церк
.-
слав
. «
языцы
» –
народы
,
иноземцы
) –
обо
-
знач
ения
,
мышления
,
развития
культуры
и
способная
выразить
всю
совокупность
знаний
,
представлений
и
верований
человека
о
мире
и
о
себе
самом
.
Язык
искусства
ых
в
каждом
виде
искусства
материальных
средств
и
прие
-
мов
создания
художественного
образа
.
Художественный
образ
проявляется
в
Я
.
и
.
подобно
тому
,
как
человеческая
мысль
–
в
слове
,
речи
.
Я
.
и
.
в
силу
того
,
что
он
эволюционирует
медленнее
,
нежели
образное
содержание
художественного
творчества
,
вы
-
ступает
важным
фактором
преемственности
и
сохранения
куль
-
турных
традиций
.
Язык
культур
оляют
людям
вступать
в
коммуникативные
связи
друг
с
дру
-
гом
,
ориентироваться
в
пространстве
и
времени
культуры
.
Язык
моральный
–
приемы
и
способы
рассуждений
,
ью
которых
разрешаются
моральные
проблемы
,
обосновы
-
ваются
нравственные
нормы
,
оценки
,
устои
культуры
поведения
.
Языки
мира
–
языки
этносов
,
населявших
и
населяющих
е
земной
шар
.
Насчитывают
от
2500
до
5000
Я
.
м
.,
которые
группируются
по
родственным
связям
на
языковые
семьи
или
входят
в
один
языковый
союз
(
например
,
балканский
,
евразий
-
ский
и
др
.)
Язычес
ение
нехристианских
,
в
широком
смысле
–
политеистиче
-
ских
религий
,
боги
которых
(
древнегреческий
Зевс
,
египетский
Ра
,
славянский
Перун
и
др
.)
олицетворяли
стихии
природы
.
В
политеистических
культурах
почитались
также
демоны
,
нимфы
,
дриады
,
леший
,
водяной
и
др
.
Суть
языческих
культов
заключа
-
лась
в
магическом
воздействии
на
природу
.
Я
.
сохранилось
в
ду
-
ховной
культуре
народов
,
воспринявших
впоследствии
одну
из
мировых
религий
,
что
было
связано
с
живучими
традициями
в
культуре
труда
,
быта
,
поведения
,
с
неполнотой
знания
человека
о
природных
и
социальных
явлениях
и
невозможностью
полно
-
стью
подчинить
себе
силы
природы
.
80
Учебное
издание
электронный
ресурс
Составитель
Тер
-
Гукасова
Татьяна
Александровна
Культурология
Учебно
-
методическое
пособие
для
бакалавров
заочной
формы
обучения
по
направлению
080100.62 «
Экономика
»
Редактор
Е
.
Е
.
Ломскова
Корректор
Л
.
С
.
Безуглина
Верстка
С
.
В
.
Плотниковой
Лицензия
№
071693
от
29.06.98
Подписано
в
печать
21.03.2013.
ЧОУ
ВПО
МБИ
Москва
,
ул
.
Профсоюзная
,
д
.18,
корп
. 2.